Индивидуальные типологические особенности, способствующие приобретению табакозависимости
Результаты, полученные с помощью психологических тестов (Большая пятерка, тест Басса-Дарки, тест Спилбергера-Ханина, а также применение опросников, оценивающих рискованное поведение), показали различия индивидуально-личностных особенностей курящих (N=40) и некурящих подростков (N=32) (негативизм, вербальная агрессия, рискованное поведение). Негативизм больше выражен у курящих подростков (p<0,05…
ДипломнаяОсобенности самоотношения старшеклассников с разным уровнем тревожности
Личность не является субстанциональным образованием, и модус ее существования определяется включенностью в социальные отношения и способностью самому устанавливать отношения к внешнему миру и к себе. Несубстанциональность природы личности означает, что человеческое «Я», его «самость» не являются самодовлеющей онтологической реальностью или абстрактной сущностью. Однако допустим условно…
ДипломнаяПсихологические проблемы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии
Интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения — это процесс, который получает все большее распространение в мире, в который вовлечены все высокоразвитые страны. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни множеством причин различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ общества и государства, достигших определенного…
КонтрольнаяАкмеологические закономерности формирования субъектной позиции кадров управления
Установлено, что общими основаниями проектируемого акмеологического процесса являются его уровневые сущностные характеристики и ориентация на развитие личности руководителя как субъекта профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом. Соответственно организованные профессиональная среда и/или образовательный процесс со своими правилами, нормами, ценностями выступают как внешние…
ДиссертацияАктуализация интеллектуально-личностных характеристик студентов-психологов как субъектов саморазвития в процессе вузовской подготовки
Практическая значимость исследования: достоверный эмпирический материал, полученный в лонгитюдном исследовании, можно применять на психологических факультетах вузов, включая этапы бакалавриата и магистратуры, для регулируемой актуализации когнитивных, регулятивных и коммуникативных характеристик, обусловливающих способность студента к саморазвитию. Выявленные особенности актуализации способности…
ДиссертацияЭкспериментальный анализ особенностей организации понятийного мышления
Трудности методического порядка связаны с острым дефицитом в области экспериментальных средств исследования понятийного мышления. В частности, широко распространенный метод «задач», несмотря на целый ряд несомненных достоинств, не в состоянии обеспечить возможность раскрытия природы понятийной мысли. Глубинные принципы организации этого психического явления теряются за феноменологическим…
ДиссертацияИндивидуально-стилевые особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов
Ю.С., 1973; Конопкин О. А., 'Лучков В.В., 1973; Конопкин 0. А., Сте-панский В.И., 1972, 1973; Конопкин 0.А., Энгельс И. Л., Степанский В. И., 1983; Круглова Н. Ф., 1976, 1989; Миславский Ю. А. 1976; Мо-росанова В.И., 1980, 1984, 1988; Моросанова В. И., Степанский В. И. 1982; Сипачев Н. О., 1974, 1976; Степанский В. И., 1975. 1976; Степанский В. И., Моросанова В. И., Осницкий А. К., 1980 и др…
ДиссертацияКлинико-гормональные соотношения при климактерических психических расстройствах и их динамика в процессе терапии
В настоящее время продолжает расти общая продолжительность жизни мировой популяции. Вследствие чего увеличивается численность женщин старшего возраста, обращающихся за медицинской помощью в гинекологическую и психиатрическую службы в климактерическом периоде. Климактерический синдром является симптомокомплексом, осложняющим физиологическое течение климактерического периода. Частота…
ДиссертацияКогнитивные репрезентации математических знаний у младших школьников
Выявленные нами четыре типа когнитивных репрезентаций знаний младших школьников имеют существенные различия по показателям методик, изучающих когнитивные репрезентации математических знаний. Так, первый тип когнитивных репрезентаций математических * знаний младших школьников характеризуется отсутствием системы отношений и взаимосвязей между понятиями, отсутствием иерархического построения системы…
ДиссертацияПроблематизация в системе развития социального мышления личности
Субъектный подход к изучению жизни и профессиональной деятельности личности позволяет выявить детерминанты и составляющие как основного механизма социального мышления личности. Применение субъектного подхода к исследованию социального мышления госслужащих позволило установить, что тип социальной адаптированности личности влияет на степень представленности в ее социальном мышлении позитивных…
ДиссертацияНейрофизиологические механизмы нарушения когнитивной деятельности при органическом поражении головного мозга
Таким образом, выявление и оценка механизмов нарушения когнитивной деятельности у испытуемых с ОПГМ комплексом методов включающих в себя нейропсихологическое и нейрофизиологическое исследование создает условия для раннего обнаружения когнитивных нарушений и проведения диагностических мероприятий, направленных на оценку степени нарушений функциональной активности определенных образований и систем…
ДиссертацияСоциально-психологические особенности взаимодействия «Организация-клиент» как элемент организационной структуры банка
Получены общие для клиентов и служащих, (достоверные на 5% уровне значимости) связи между показателем эффективности деятельности и профессионально важными качествами, входящими в реальный портрет операциониста. У потребителей банковских услуг и у служащих совпадает мнение о гом, что у банковских служащих, работающих с клиентами, удовлетворенность работой и эффективность взаимодействия с клиентами…
ДиссертацияРазвитие поисково-исследовательской деятельности младших школьников
Ряд авторов подчеркивают важность изучения влияния сформированных у учащихся начальной школы умений поисково-исследовательской деятельности на успешность их учебной деятельности в дальнейшем курсе школьного обучения (Л.Н. Фридман, М. А. Холодная, Г. А. Цукерман и др.). В этой связи предметом исследования становится изучение остаточных знаний (Н.Б. Шумакова, П. М. Эрдниев, И. С. Якиманская и др…
ДиссертацияПсихические и психосоматические расстройства в учреждениях общесоматической сети (клинико-эпидемиологические аспекты, психосоматические соотношения, терапия)
В соответствии с основными направлениями исследовательской работы в общемедицинской практике психические нарушения можно условно разделить на основании роли и структуры психосоматических соотношений на две большие совокупности. Клиническая типология, стандартные диагностические и терапевтические подходы, в основном, разрабатываются для: отдельных категорий из совокупности психических расстройств…
ДиссертацияПсиходиагностика конституционально-типологической личностной изменчивости подростков в условиях хронического воздействия неблагоприятных эколого-химических факторов неорганического происхождения
В настоящем работе впервые эмпирически установлены и экспериментально-психологически подтверждены формирующиеся изменения в психотипологической и личностной структуре подростков, обусловленные нейротоксическим воздействием сложных химических неорганических композиций преобладающих в экологической среде. В настоящей работе представлены разработки патопсихолого-математических моделей диагностики…
ДиссертацияПсихологические реакции и их динамика в процессе лечения у больных с механической травмой длинных трубчатых костей нижних конечностей
При проведении клинической беседы с пострадавшим следует придерживаться пунктов «Алгоритма структурированного интервью для сбора анамнеза у больных травматической болезнью». Для ведения больного медицинским психологом рекомендуем использовать специально разработанную «Специализированную карту травматологического пациента». Данные схемы сбора анамнеза и анализа полученных данных позволяют…
ДиссертацияПсихологические закономерности организации профессиональной деятельности дирижера академического хора
ПЛ. Гальперин, В'.В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.), системный подход к исследованию профессиональной деятельности (П.К.Анохин, Л. С. Выготский, Б. Ф. Ломов, О. К. Тихомиров, Э. Г. Юдин и др.), принципы профессиографирования и концепции психологического исследования профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, А. Г. Асмолов, К. М: Гуревич, Е. М…
ДиссертацияПсихологическое влияние иппотерапии на формирование готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных в педагогической психологии. В связи с увеличением числа детей с задержкой психического развития становится актуальной проблема формирования их готовности к обучению в школе. Данная проблема изучается пока еще недостаточно интенсивно. Специальная психология располагает в настоящее время рядом…
ДиссертацияПомощь больным шизофренией и расстройствами шизофренического спектра с инвалидностью в условиях комплексного центра психосоциального обслуживания
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые обоснована актуальность, разработана и реализована модель психосоциальной помощи пациентам с инвалидностью вследствие шизофрении и расстройств шизофренического спектра в условиях Комплексного центра социального обслуживания. Новыми являются полученные эпидемиологические данные в отношении потенциального контингента КЦСО среди пациентов…
ДиссертацияСпецифика обратной связи в межличностном общении (в процессе становления временных юношеских коллективов)
Проблематика общения, занимающая важное место в структуре социально-психологического знания, в настоящее время интенсивно разрабатывается в советской психологии на теоретическом /16, 17, 37, 48, 50, 107, 108, 118, 125, 173, 194, 205, 206/, а также на эмпирическом и прикладном уровнях (см., например: /101, 131, 138, 147, 153, 154, 157/). Психологические исследования общения, разворачивающиеся…
ДиссертацияОсобенности адаптационных характеристик детей с задержкой психического развития на разных этапах школьного обучения
Сегодня необходимо более четко установить критерии дифференциации задержки психического развития, олигофрении и социально-педагогической запущенности, отбора детей с проблемами в развитии в специальные классы и школы. Результаты диссертационного исследования достоверно показали, что, чем младше дети с ЗПР, тем менее выражены у них различия в интеллектуальном развитии по сравнению с нормально…
ДиссертацияОсобенности жизненных стратегий учащихся старших классов
Проведенный анализ теоретических и экспериментальных данных показывает, что существенными в построении жизни для человека являются не только индивидуально-своеобразные черты, но и многообразные социально-культурные факторы — конкретные условия, в которых существует индивид. Приобщение индивида к определенной социокультурной среде приводит к усвоению человеком традиционных образцов поведения, норм…
ДиссертацияУсловия формирования научно обоснованных способов оценки личностных свойств детей у будущих педагогов
Теоретико-методологическая основа исследования: Принципы социальной и деятельностной детерминации психического развития (Выготский JI.C., Леонтьев А. Н., Рубинштейн C. JI) — положение культурно-исторической теории J1.C. Выготского о ведущей роли обучения в психическом развитиипринципы деятельностного и логикометодологического подходов к усвоению социального опыта (Гальперин П.Я., Ильясов И. И…
ДиссертацияПсихолого-педагогические условия оптимизации понимания учебных текстов студентами-психологами
Практическая значимость обусловлена возможностью учета результатов исследования авторами, составителями, редакторами учебников, учебных пособий по психологии, а также преподавателями в ходе профессионального обучения студентов-психологов. Разработан ряд методик диагностики особенностей понимания учебных текстов студентами-психологамипредложены методы оптимизации уровня трудности учебных текстов…
ДиссертацияСоциально-психологические аспекты системной профилактики «общего девиантного синдрома»
Актуальность исследования. Профилактика отклоняющегося поведения, в том числе химических зависимостей в настоящий момент является актуальной проблемой, к которой обращено внимание многих отечественных и зарубежных исследователей. Междисциплинарный характер профилактических задач обусловливает присутствие в научной литературе богатого разнообразия ракурсов рассмотрения концептуальных…
ДиссертацияВозможности формирующих когнитивных психодиагностических технологий при использовании в учебной деятельности: На материале подростков
Сущность развиваемого здесь методического подхода заключается в, следующем. Рассматривая психологическое мышление как систему преобразованных социально ориентированных действий (содействий), мы считаем, что методика его формирования должна воспроизводить существенные закономерности и логику его естественного становления м в этом учителю может помочь современная психодиагностика. Поэтому основная…
ДиссертацияВера как социально-психологический феномен и его суггестивный механизм формирования
Научная новизна исследования. В диссертации представлены следующие новые разработки: структура веры, описан механизм и факторы формирования веры, роль суггестии в формировании веры. Классифицированы подходы к социально — психологическому феномену веры, представлен и обоснован феноменологический подход. Проведен сравнительный анализ теорий формирования веры, разработана авторская модель…
ДиссертацияВербальный и невербальный компоненты в формировании образа лица человека
Введение. Основные направления в исследовании проб-*. легды. формирования образа липа человека. 19 — 31. 1.3. Цели, задачи и методы исследования. Особенности формирования образа лица человека. Выводы .124 «. V. ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ АКТИВИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ5. 1. Возрастно-половые особенности невербального компонента в формировании образа липа человека в условиях активизации восприятия. 99 по…
ДиссертацияВлияние выраженности позитивной этнической идентичности на структуру интегральной индивидуальности у студентов-психологов
После проведения формирующего эксперимента было осуществлено повторное тестирование с целью выявления значимых различий и были получены следующие результаты: студенты с низкой выраженностью позитивной этнической идентичности в ходе специально организованных занятий способны приобретать более высокий уровень осознания собственных потребностей, целей, жизненных приоритетов, позволяющих формировать…
ДиссертацияВлияние личностных особенностей родителя и ребенка на стиль семейного воспитания
Теоретико-методологической основой явились положения и подходы, позволяющие решать поставленные задачи, прежде всего работы по возрастной, педагогической психологии, а также общей психологии отечественных психологов (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова, В. А. Петровский, В. Н. Мясищев, Смирнова Е.О.). Использовались в исследовании работы по семейной психологии — работы…
Диссертация