Социально-психологические аспекты системной профилактики «общего девиантного синдрома»
Методология изучения территориальной модели профилактики позволяет выделить прогностические переменные личного (индивидуального) превентивного ресурса, что обеспечивает осуществление целенаправленного планирования на всех уровнях организации системы.6. Диагностика и анализ микроуровня системы (результаты экспериментального социально-психологического исследования подростков) дают возможность… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Литературный обзор теоретических представлений о проблеме профилактики девиантного поведения
- 1. 1. Общее состояние проблемы профилактики девиантного поведения среди школьников и молодежи
- 1. 2. Обзор представлений о содержании понятия «профилактика»
- 1. 3. Современные подходы к обоснованию профилактических концепций
- 1. 4. Современные модели профилактики отклоняющегося поведения, в том числе зависимости от психоактивных веществ. Виды профилактической интервенции
- 1. 5. Варианты применения системного подхода в области профилактики девиантного поведения
Социально-психологические аспекты системной профилактики «общего девиантного синдрома» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Профилактика отклоняющегося поведения, в том числе химических зависимостей в настоящий момент является актуальной проблемой, к которой обращено внимание многих отечественных и зарубежных исследователей. Междисциплинарный характер профилактических задач обусловливает присутствие в научной литературе богатого разнообразия ракурсов рассмотрения концептуальных и методологических оснований превенции. В то же время, накопленный теоретический и фактический материал, оставаясь узкодисциплинарным (медицинским, психологическим, юридическим, экономическим, социологическим, педагогическим) затрудняет осуществление профилактики в практическом плане (Кесельман JI.E., 1999, Гилинский Я. И., 2001, Сирота Н. А., Ялтонский В. М., 2001, Омельченко E.JI., 2002, Курек Н. С., 2002, Perrez М., 1998). Как отмечает В. В. Шабалина (2001), нынешний этап отношения общества к проблеме роста химически зависимых среди подростков и молодежи можно оценить как этап фрагментальной политики (классификация Bourne Р., 1974). Эффективность такого применения профилактических программ оценивается пессимистически (Романова O.JI., 1997, Сирота Н. А., 2000, Зыков О. В., 2000). Проблема девиантного поведения как социально-психологического феномена получила в отечественной науке легитимный статус совсем недавно. В связи с высокой коморбидностью форм девиантного поведения, все чаще в литературе появляется употребление дефиниции «общий девиантный синдром» (Кулаков С.А., 2001, 2004, Змановская Е. В., 2003), как преморбидного состояния, с возможной дальнейшей кристаллизацией различных клинических форм поведенческих расстройств. Такой подход позволяет говорить о неспецифичности, универсальности методов первичной профилактики (Мягер В.К., 1985, Залыгина Н. А., 2000).
Использование обширного западного опыта в профилактике поведенческих отклонений признается отечественными специалистами мало продуктивными в силу высокой культуральной специфичности, как самих проявлений подростковой девиантности, так и чувствительности подростков к коррекционным воздействиям (Гурвич И.Н., 2001, Клейберг Ю. А., 2001, Менделевич В. Д., 2001). К причинам неудовлетворительной эффективности профилактических программ относят: недостаток теоретически обоснованных моделей, отсутствие необходимого количества апробированных техник, разночтения в определении объекта воздействия, междисциплинарную и межведомственную разобщенность, расплывчатость зон компетентности и ответственности специалистов, работающих в этой области (Сирота Н.А., 2000, Зыков О. В., 2000, Гилинский Я. И., 2001 Зазулин Г. В., 2002).
Анализ этиологических теорий психосоциальных расстройств, в том числе наркозависимости, выявил их неоднородность, противоречивость, ни одна из них не может быть признана исчерпывающей и убедительной. (Березин С.В., Лисецкий К. С., 2000, Новиков В. В., Васильев В. Н., 2001, Курек Н. С., 2002, Baumann U., Perrez М., 2002). Современные подходы к обоснованию профилактических концепций, как правило, опираются на патогенетические основания (Личко А.Е., Битенский B.C., 1991, Попов Ю. В., 1991, Амбрумова А. Г., Трайнина Е. Г., 1991, Дурандина А. И., Сирота Н. А., 1988, Кулаков С. А., 1998, Менделевич В. Д., 2001, Егоров А. Ю., 2002, Jessor R., 1992 и другие). В то же время, подход к выделению факторов риска путем ретроспективного изучения лиц, уже имеющих те или иные признаки дефекта поведения, признается некоторыми авторами искусственным, так как при таком исследовании трудно определить грань между факторами, предрасполагающими к инициации отклонений и факторами, которые являются детерминантами, поддерживающими дефект (Нечипоренко В. В, Снедков Е. В., Литвинцев С. В., 1995, Шабалина В. В., 2001). Условия усвоения индивидом факторов устойчивости к воздействию внешних и внутренних неблагоприятных факторов, причин поддержания и развития здоровья изучены мало, недостаточно экспериментальных данных для доказательств строго научного обоснования саногенетического подхода в формировании профилактических программ. Однако, саногенетический контекст превенции признается перспективным, так как является более универсальным, чем патогенетические теории (Петленко В.П., 1996, Алехин А. Н., 1997, Апанасенко Г. Л., Попова Л. А., 1997, Наталенко В. П., 1997, Ананьев В. А., 1998, Давиденко Д. Н., 1998, Никифоров Г. С., 2002). Историческое развитие представлений о профилактике стало основой для междисциплинарного понимания решения таких задач. В этой связи, дальнейшее эффективное развитие превентивных концепций возможно в случае конструирования универсального уровня представлений, объединяющего усилия специалистов смежных областей (Ананьев В.А., 1998). Решение таких практических задач, находящихся на стыке научных дисциплин требуют применения системного подхода, методологии системного анализа (Никаноров Е.П., 1972, Гутнов А. Э., 1977, Наппельбаум Э. Л., 1980, Юдин Б. Г., 1981, Ломов Б. Ф., 1982, Ганзен В. А., 1984, Дружинин Д. Л., 1989, Ершова-Бабенко И.В., 1992, Митькин А. А., 1997, Зеленов Л. А. 2000, Спицнадель В. Н., 2000, Осипов В. Ю., Глазов А. И., 2002, Бакли У., 1967, Бейли К., 1990, Луман Н., 1995, Дернер Д., 1997, Бейрут Н., 1998, Klir J., 1965). Однако, модели теоретического рассмотрения и практического применения превенции, в русле синтеза патогенеза и саногенеза, выполненных с позиций системной организации, еще не разработаны.
В плане практического применения профилактических технологий наблюдается противоречие между заявленным на государственном уровне курсе на пропаганду здорового образа жизни, профилактики наркомании и других девиаций поведения, накопленными технологиями практической работы и отсутствием разработанных моделей и механизмов их внедрения. Наиболее эффективной считается профилактическая работа организованная внутри территориального сообщества, когда сеть межличностной коммуникации максимально индивидуализирована, что позволяет молодому поколению результативнее воспринимать и усваивать здоровые поведенческие модели.
Такие территориальные модели разрабатываются в основном для школ, как центров, объединяющих территориальные сообщества, микрорайонов, с опорой на профилактические центры и службы (Латышев Г. В., Речнов Д. Д., с соавт., 2000, Жутова В. В., 2002, Беркалиев Т. Н., 2003). Системная организация превенции в масштабе малого города, рассмотренная с позиций интеграции патогенетического и саногенетического подходов, на данный момент не разработана. Вышеизложенное определяет актуальность рассматриваемой проблемы и выбор темы диссертационной работы.
Анализ научной литературы позволил сформулировать следующую рабочую гипотезу: недостаточная эффективность превентивных мероприятий по снижению уровня девиантного поведения есть результат «дисфункционального», слабоструктурированного состояния территориальной системы профилактики.
Цель работы: разработка и апробация оптимальной модели формирования системы профилактики девиантного поведения детей, подростков и молодежи, в том числе наркозависимости, в условиях малого города на основе исследования социально-психологических характеристик.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Анализ литературы и определение дефиниций по вопросам концептуальных, методических и организационных подходов в профилактике девиантного поведения, в том числе наркозависимости.
2. Разработать основные положения описания территориальной модели системы профилактики девиантного поведения, на основе интеграции патогенетических и саногенетических превентивных подходов.
3. Разработать инструментарий социально-психологического исследования в рамках системной профилактики «общего девиантного синдрома».
4. Исследовать социально-психологическое состояние системы профилактики девиантного поведения (в том числе наркозависимости) территории малого города на макро— мезо— и микроуровне, с целью выявления индикаторных и критических переменных, презентирующих данную систему.
5. Разработать методологические и практические рекомендации по социально-психологическому анализу территориальной модели системы профилактики девиантного поведения (в том числе наркозависимости).
Предмет исследования: компоненты территориальной профилактической системы: структурные элементы, их взаимосвязи, взаимоотношения между элементами системы (социально-психологические факторы, способствующие формированию девиантного (в том числе аддиктивного) поведения, психосоциальные компенсаторные профилактические механизмы). Объект исследования:
• Подростки и молодежь от 14 до 30 лет;
• Взрослое население города (родители, педагоги, сотрудники городской администрации, работники торговли, население города в возрасте от 25 до 65 лет);
• Документы, статистические данные, отчеты ведомств и служб, занимающихся проблемами девиантного поведения, документы о работе Межведомственной Комиссии по профилактике химических зависимостей.
Предмет исследования:
Компоненты территориальной профилактической системы: структурные элементы, их взаимосвязи, воздействие функционирования системы на ее участников (социально-психологические факторы, способствующие формированию девиантного (в том числе аддиктивного) поведения, психосоциальные компенсаторные профилактические механизмы). Объект исследования:
• Подростки и молодежь от 14 до 30 лет;
• Взрослое население города (родители, педагоги, сотрудники городской администрации, работники торговли, население города в возрасте от 25 до 65 лет);
• Документы, статистические данные, отчеты ведомств и служб, занимающихся проблемами девиантного поведения, документы о работе Межведомственной Комиссии по профилактике химических зависимостей.
Для решения поставленных задач в диссертационной работе были использованы следующие методы научного поиска и методологические подходы:
— Системно-аналитический (рассмотрение профилактической работы на территории малого города с позиций ее системной организации).
Теоретического анализа и синтеза, позволяющие выделить из первичной эмпирической информации определенные социально-психологические структурные элементы и обобщить, сгруппировать разнородные данные по характерным признакам;
— Экспериментально-психологический, социологический, (включенное наблюдение, интервьюирование, опрос (анкетирование), психодиагностика, моделирование).
Проблемно-тематического изучения документации;
В процессе обработки эмпирического материала использовались статистико-математические, графико-аналитические методы, применялся пакет прикладных программ статистической обработки данных «STATISTICA» ver. 5.5.А. для персональных компьютеров типа PENTIUM. Научная новизна и теоретическая значимость:
• В диссертационном исследовании разработана универсальная комплексная динамическая территориальная модель системы профилактики девиантного поведения (в том числе наркозависимости) в условиях малого города на основе социально-психологических индикаторов и критических переменных презентирующих данную систему. Сформулированы социально-психологические дефиниции теоретической модели профилактики.
• Впервые для определения основных положений превенции использован синтез патогенетического и саногенетического подходов (универсальная концепция развития личности «Цветок потенциалов»).
• Разработан теоретически обоснованный диагностический инструментарий для комплексного социально-психологического исследования превентивной системы территории в рамках профилактики «общего девиантного синдрома».
• Профилактическая система территории изучена с точки зрения взаимосвязей и организации ее элементов на макро-, мезои микроуровне. Разработана теоретическая модель по изучению социально-психологических характеристик «личного (индивидуального) превентивного ресурса» школьников, представителей группы риска и наркозависимых, включающая исследование факторов риска и защиты от формирования дезадаптивных форм поведения.
• Предложена процедура поиска критических переменных презентирующих профилактическую систему с помощью анализа статистически значимых различий и корреляционного анализа.
• Результаты работы дают основания для дальнейшей разработки методов системной профилактики девиантного поведения. Полученные данные используются в учебном процессе кафедры клинической психологии РГПУ им. А. И. Герцена. Результаты исследования могут войти в учебные программы факультетов психологии других ВУЗов.
Практическая значимость:
• Выявлены индикаторные и критические переменные исследуемой превентивной системы. На этой основе определены цели стратегического и ближайшего планирования и осуществлен прогноз развития профилактической системы на территории малого города.
• Разработан и апробирован пакет документов для проведения социально-психологического мониторинга территории, что позволяет минимизировать затраты на профилактическую деятельность за счет прицельного планирования ее организации.
• Полученные данные свидетельствуют о необходимости дифференциации превентивных усилий в соответствии с особенностями индивида, группы, территории их проживания. Разработанные методы диагностики профилактической системы позволяют личностно ориентировать программы и первичной превенции как на микроуровне (индивид), так на мезоуровне (семейная группа, класс школы, школа) и макроуровне (микрорайон, город). • На основе проведенных исследований разработаны программы по профилактике девиантного поведения, в том числе наркозависимости, среди школьников (программа курса ОБЖ на основе методов программы «Перешеек», клубных форм работы с подростками), программы для родителей («Родительская компетентность»), педагогов предметников («Здоровая школа без неудачников») и классных руководителей («Работаем с удовольствием»). Разработана технология построения воспитательной системы и концепции развития школы в русле выявляемых превентивных особенностей. Основные положения, выносимые на защиту.
1. Низкая эффективность профилактики девиантного поведения, в том числе наркозависимости, подростков и молодежи является результатом «дисфункционального», слабоструктурированного состояния территориальной системы превенции.
2. Интеграция патогенетических и саногенетических подходов создает условия для обоснования холистических положений превенции с целью диагностики и совершенствования функционирования профилактических систем.
3. Целенаправленное функционирование профилактической системыформирование и развитие «личного (индивидуального) превентивного ресурса» человека, которое обусловливает его адаптацию к динамическим условиям жизни. Личный (индивидуальный) превентивный ресурс — это комплекс способностей индивида, реализация которых позволяет сохранять баланс адаптационно-компенсаторных механизмов, отлаженная работа данного комплекса обеспечивает психическое, соматическое и социальное благополучие человека и, в соответствии с направленностью личности, создает условия для открытия им своей уникальной идентичности и последующей самореализации.
4. Оптимальная модель территориальной Системы Профилактики Девиантного Поведения (СПДП), в том числе наркозависимости, включает следующие понятия.
Профилактическое пространство — комплекс различных учреждений, социальных институтов и организаций территориального субъекта, созданных для обеспечения жизни человека и улучшения ее качества (номинальная составляющая системы), а так же механизмы взаимодействия элементов профилактического пространства. Социально-психологические факторы риска или защиты подростка от дезадаптации и последующего развития девиаций поведения, в том числе и аддиктивного поведения, определяются наличием или отсутствием необходимых элементов и механизмов их взаимодействия на уровне организации этой системы.
Профилактическая среда — социально-психологический климат (как более устойчивая составляющая, например, социо-культурные устои общества) и социально-психологическая атмосфера (как более динамичная составляющая, например, социально-психологические установки территориальной общности людей), наполняющие профилактическое пространство. Обе составляющие профилактической среды формируются благодаря взаимодействию элементов профилактического пространства. Это качественная составляющая системы профилактики. Она включает единство понятийного поля субъектов профилактической деятельности в выборе стратегий, принципов, целей и формы интервенции на уровне технологий.
Сформированная, эффективно функционирующая территориальная модель СПДП — это условие развития «личного (индивидуального) превентивного ресурса» человека за счет социально-поддерживающего характера взаимоотношений со средой, в структуре элементов профилактической системы, способствующей удовлетворению его базовых потребностей.
4. Внедрение системного подхода для организации превенции на территории оптимально производить на основе ее социально-психологической диагностики, которая должна осуществляться на макро— мезо— и микроуровне функционирования, с использованием комплекса методов (опрос, интервьюирование, психологическое наблюдение, анализ документов).
5. Комплексная диагностика территории позволяет выделить социально-психологические индикаторные и критические переменные, характеризующие состояние этой системы, на основе которых возможно прицельное (учитывающее особенности территории) стратегическое и ближайшее планирование превенции, а так же регулярное наблюдение за состоянием системы с целью оценки эффективности проводимых профилактических мероприятий.
6. Между уровнями (макро— мезо— микро-) организации профилактической системы территории существуют взаимосвязи, оказывающие непосредственное и опосредованное воздействие на формирование социально-психологических характеристик «личного (индивидуального) превентивного ресурса» подростков и молодежи.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования доложены автором на международной конференции «XXI век без наркотиков. Роль общества в профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни» (Москва, июнь 2001) — региональной конференции «Роль религии в противодействии наркомании и духовном становлении личности наркозависимых» (Санкт Петербург, июнь 2002) — на краевом семинаре «Первичная профилактика наркозависимости и зависимого поведения среди детей и подростков» (Ямало-Ненецкий автономный округ, март 2001) — на областных семинарах «Комплексный подход к организации работы по предупреждению наркомании на уровне муниципальных образований Ленинградской области» (март 2001, февраль 2002, октябрь 2002) — на конференции «Психология в школе» (СанктПетербург, октябрь 2001). Внедрение результатов исследования.
Разработанные в настоящем исследовании основные положения и алгоритмы системной организации профилактики используются в организации работы по предупреждению отклоняющегося поведения детей и подростков и молодежи администрацией г. Сосновый Бор Ленинградской области. Разработанный инструментарий использован в проведении социально-психологической диагностики школьной среды Комитетом по образованию г. Санкт Петербурга в рамках исполнения городской целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002;2005 гг». На основе результатов исследования разработана концепция развития школы-лицея № 8 г. Сосновый Бор Ленинградской области.
Список сокращений, использующихся в работе.
ПАВ — психоактивные вещества Прил. (прил.) — приложение Табл. (табл.) — таблица.
УН — группа школьников условная норма (М — мальчикиД — девочки) ГР — группа риска (М — мальчикиД — девочки).
ОВ — общая выборка — взрослое население города не принимавшее участие в опросе в качестве родителей.
СПДП — система профилактики девиантного поведения.
ЛПР — личный (индивидуальный) превентивный ресурс индивида.
МА — макроуровень.
Ml — мезоуровень (семейная атмосфера).
М2 — мезоуровень (школьная атмосфера и отношения в среде сверстников) Микроуровень:
И — интеллектуальный потенциал В — потенциал воли Ч — потенциал чувств Т — потенциал тела С — социальный потенциал К — креативный потенциал Д — духовных потенциал.
1. Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу. Недостаточная эффективность профилактических мероприятий есть следствие «дисфункционального», слабоструктурированного состояния территориальной системы превенции.2. Разработаны холистическая социально-психологическая модель системной организации профилактики девиантного поведения на основе интеграции патогенетического и саногенетического подходов к превенции на территории малого города и практические рекомендации по ее реализации.3. Функционирование предложенной системы способствует развитию личного.
(индивидуального) превентивного ресурса индивида и обусловливает его социально-психологическую адаптацию.4. Интеграция результатов социально-психологических, психодиагностических, эпидемиологических методов исследования в сочетании с анализом статистической и документальной информации обеспечивает эффективность диагностики профилактической системы.
5. Методология изучения территориальной модели профилактики позволяет выделить прогностические переменные личного (индивидуального) превентивного ресурса, что обеспечивает осуществление целенаправленного планирования на всех уровнях организации системы.6. Диагностика и анализ микроуровня системы (результаты экспериментального социально-психологического исследования подростков) дают возможность дифференцировать факторы риска и факторы защиты, специфические для макро-, мезои микроуровня исследуемой территориальной системы.7. На макроуровне прогностическими критическими переменными являются удовлетворенность решением жилищных проблем, трудоустройством, поддержкой социальной активности. На данном уровне достоверно выявлено, что легализация запрещенных ПАВ приведет к резкому ухудшению наркоситуации в городе, а ограничение доступности легальных ПАВ непременно должно сочетаться с развитием сферы здорового досуга.8. На мезоуровне выявлены специфические прогностические критические переменные: • для подростков обоего пола уже сама возможность обсуждать с родителями экзистенциальные вопросы является фактором защиты, то есть несет в себе протекторную функцию- • для девочек наиболее значим семейный климат, для мальчиков — отношения в среде сверстников- • школьная неуспешность является фактором риска социально психологической дезадаптации- • фактором риска на мезоуровне является негативное искажение «образа» ребенка в представлениях родителей.9. На микроуровне подтверждено, что социально-психологическим нормативом адаптации является реализация концепции развития зрелой личности «Цветок потенциалов» В. А. Ананьева. Доказана необходимость развития всех потенциалов здоровья ввиду тесной взаимосвязи ее аспектов.10. Концептуальная модель процедуры анализа и разработанный инструментарий способствуют повышению качества превенции и укреплению здоровья населения.
Заключение
Подводя итоги проведенной работы, обобщим полученные результаты. Поставленная задача — создание оптимальной динамической модели системы профилактики девиантного поведения на территории малого города — вытекала из существующего на практике противоречия между наличием созданной специально для решения проблемы роста поведенческих отклонений среди детей и подростков сети служб и организаций, и низкой эффективности их деятельности. В результате применения системного анализа, выявлены видимые причины этого противоречия, создана концептуальная основа и модель построения профилактической системы на территории типа «малый город». Следствием этого становится увеличение степени структуризации проблемы, междисциплинарный характер которой затрудняет практическую реализацию накопленного научного опыта. Проведенное исследование доказывает с помощью статистических методов тесную взаимосвязь всех уровней организации превенции на ограниченной территории и создает, таким образом, пространство для соединения методологий разных научных дисциплин. Это позволяет перевести профилактику (прежде всего первичную) в разряд отраслей жизнедеятельности территории, развитие которых не может ограничиваться годовым планом или разовыми акциями, требующей стратегического планирования в формировании профилактического пространства и среды для молодых жителей малого города, создания превентивной политики территории. В этой связи, при практическом внедрении такой модели, можно прогнозировать увеличение эффективности затрат на профилактику девиантного поведения. Функционирование подсистем вторичной и третичной профилактики затронуто в настоящем исследовании кратко. Это связано с пониманием нами первичной профилактической системы как основополагающей, без должной организации которой функционирование любых подсистем не будет результативным. Проведенное нами исследование показало, что хотя употребление психоактивных веществ и является интегральной характеристикой большинства форм девиантного поведения, для повышения профилактической эффективности требуется универсальный, мультикомпонентный системный подход, опирающийся на каузальный принцип превенции. Обращение к причинам формирования отклоняющегося поведения будет не полным, если не обратиться так же к причинам здорового поведения, сохранения адаптивной устойчивости индивида при наличии неблагоприятных генетических и социально-психологических предпосылок в его жизни. Причины резистентности к патогенным влияниям на наш взгляд являются перспективной областью исследований для развития теории и практики профилактики девиантного поведения. В настоящем исследовании предпосылки устойчивости индивида обозначены понятием «личный превентивный ресурс». Его формирование является целью функционирования профилактической системы. Использованный нами в оценке личного превентивного ресурса школьников социально-психологический норматив адаптации, содержащийся в концепции развития зрелой личности «Цветок потенциалов» подтвердил, заложенные в нем положения как способствующие сохранению и развитию здоровья, так и представляющие риск отступления от нормы адаптации к болезни. Это позволяет использовать данную модель как универсальный принцип построения профилактических программ. Подтверждена эффективность принципов позитивной профилактики, стимулирующая мотивацию здорового жизненного выбора, непосредственно связанная с автопоэзом развивающейся личности подростка и экзистенциальным смыслом следования целям своего существования на земле. Применение разработанных анкет само по себе выполняет профилактическую функцию, а так же позволяет определить особенности необходимой профилактической интервенции. Полученные в ходе исследования результаты могут служить основой для создания прицельных профилактических программ на изучаемой территории рассчитанных как на отдельного подростка, так и класс, школу. В данном исследовании выявлены имеющиеся во взрослом сознании искажения образа подростков. Это может влиять на взаимодействие взрослых и детей, создавая препятствия для позитивных воспитательных воздействий. Изучение причин возникновения этих искажений, а так же разработка форм и методов их преобразования может стать еще одним источником повышения эффективности превенции. В ходе исследования предложен механизм поиска критических переменных, воздействие на которые будет влиять на всю систему в целом. На наш взгляд, необходимо продолжать разработку методов, позволяющих обнаружить специфику состояния профилактических систем на разных территориях. Это даст возможность точнее планировать профилактическую деятельность, а значит снижать затраты на ее организацию.
Список литературы
- Возраст знакомства с легальными ПАВ (207,243)
- Употребление ПАВ (интенсивность курения — 242, частота употребления алкоголя 206, пробы наркотиков 337, насвая 338, суммарный показатель проб наркотиков и насвая 339, употребление марихуаны 249)
- В группе девочек г = 0,38, р < 0,001- в группе мальчиков УН и ГР показатели равны (г = 0,27, р < 0,05).