Деятельность и психическое развитие
Как показали исследования, рисунок обезьян проходит те же этапы в развитии, что и у маленьких детей. На начальном этапе освоения рисования обезьяны вычерчивают простые линии, которые затем тщательно вырисовываются, а впоследствии появляются петлеобразные линии и округлые каракули. Высшим достижением обезьян, хотя это доступно и не всем из них, является изображение круга. Научившись этому… Читать ещё >
Деятельность и психическое развитие (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема деятельности является одной из ведущих в психологии. Она нашла отражение в трудах многих отечественных психологов: А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Ломова. Вопросами детской деятельности занимались Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др. Деятельность определяется как внешняя и внутренняя активность человека, регулируемая осознаваемой целью. Детскую психологию интересует процесс развития, формирования деятельности у ребенка, специфическое содержание различных видов детской деятельности, их роль в психическом развитии ребенка.
Наиболее важными компонентами любой деятельности являются, как нам известно, четыре.
- 1. Цель и мотив, без которых никакая деятельность существовать не может.
- 2. Система действий и операций, обеспечивающих достижение цели.
- 3. Система контроля, коррекции действий.
4. Оценка результата.
Процесс формирования деятельности может рассматриваться как процесс развития всех ее компонентов.
Цели и мотивы
Как известно, цель как продукт, удовлетворяющий определенную потребность человека, и мотив как внутреннее побуждение к достижению цели тесно и многообразно связаны между собой. Уже младенец, тянущийся к игрушке, осуществляет тем самым произвольное, целенаправленное действие. Мотив его действия совпадает с целью: его интересует сама игрушка, возможность ею манипулировать. В этом возрасте взрослый управляет желаниями ребенка, связанными с познанием им окружающего мира, создавая предпосылки для развития механизма целеобразования у детей. Позднее цели, которые ставит перед собой ребенок, все более им осознаются и усложняются: он хочет действовать с новьшпредметом, с любимойигрушкой, с тем предметом, которым действует взрослый. Следовательно, дифференциация отношений ребенка к действительности приводит к разнообразию целей его действий, усложнению мотивации. Игрушка, привлекательная для ребенка, может стать посредником в общении между ним и взрослым, может быть включена в «сюжетное», имитационное действие, то есть она требуется теперь ребенку не сама по себе, а для того, чтобы реализовать другую цель: из кубиков можно построить гараж для машин; коляска нужна, чтобы в ней покатать куклу. Самостоятельная прежде деятельность может превращаться в действие и входить в качестве структурного элемента в более сложную деятельность. И наоборот — отдельные действия могут разворачиваться и превращаться в самостоятельную деятельность. Постепенно, уже в течение дошкольного детства, ребенок овладевает многими деятельностями: предметной, игровой, продуктивной. Теперь он уже вполне осознает и словесно формулирует цель своей деятельности: «Я буду рисовать. Нарисую нашу семью», «Будем играть в „дочки-матери“?», «Я хочу сделать такую же звездочку, как ты». Цель — теперь не просто воспринимаемый ребенком предмет. Это образ того или иного предмета, явления, который зарождается вначале в его воображении, памяти, мышлении, а затем достигается путем внешних или внутренних действий.
Сложные изменения происходят и в системе мотивации. Мотивы различаются по их функции. С одной стороны, это мотивы прямого побуждения, стимулирующие какое-либо действие, и, с другой стороны, смыслообразующие мотивы, которые задают смысл деятельности.
Развитие мотивации деятельности ребенка идет от ведущей роли мотивов прямого побуждения до преобладания смысло-образующих мотивов.
Как развивается, например, ролевая игра?
Трехлетний малыш отправлен взрослым в игровой уголок. Он может долго бродить около игрушек, а может, наткнувшись на игрушечную машину, начинать ее катать, издавать при этом звуки, имитирующие работу мотора. Делать он это может долго. Игры как таковой не получается, потому что ребенок подражает только одному эпизоду действия взрослого.
Для пятилетки побуждением к игре является выбор привлекательной роли, а уже затем, сообразно этой роли, ребенок подбирает необходимые атрибуты. Если их нет, можно заменить чем-нибудь или просто объяснить действие с несуществующим предметом словами.
Ребенок осознал смысл игровой деятельности — выполнение роли взрослого или определенного героя.
То же мы наблюдаем, например, и в рисовании.
Как показали исследования, рисунок обезьян проходит те же этапы в развитии, что и у маленьких детей. На начальном этапе освоения рисования обезьяны вычерчивают простые линии, которые затем тщательно вырисовываются, а впоследствии появляются петлеобразные линии и округлые каракули. Высшим достижением обезьян, хотя это доступно и не всем из них, является изображение круга. Научившись этому, обезьяны теряют интерес к рисованию, Аналогично развивается на первых порах и рисунок детей, на что впервые обратила внимание Н. Н. Ладыгина-Котс, сравнившая рисунки шимпанзе и своего маленького сына. Однако, пройдя этап «черкания и каракулей», рисунок ребенка продолжает развиваться. И самое важное в этом процессе то, что ребенок осознает смысл рисования: воспроизведение того, что видел, о чем имеет представление или чего-то, придуманного им самим.
Как видим, развитие целей и мотивов деятельности связано с развитием различных сфер психики ребенка: познавательных и волевых процессов, интересов ребенка, осознания им своих возможностей.