Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Психологическая грамотность и профессиональное самоопределение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из важнейших условий успешного профессионального самоопределения является осознание своих интересов, склонностей, способностей, призвания. При всем разнообразии мира профессий и сложности ориентироваться в этом мире наибольшие трудности в выборе профессионального пути многим школьникам доставляет их слабое понимание собственного внутреннего мира, личностных качеств, без чего самоопределение… Читать ещё >

Психологическая грамотность и профессиональное самоопределение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Какая существует связь между психологической наукой и выбором профессии конкретным человеком? На этот вопрос можно ответить словами Б. М. Теплова: «Психология дает возможность понимать самого себя… А знать себя необходимо для самовоспитания, для того, чтобы сознательно выбрать такую специальность, такую работу, в которой можно принести больше всего пользы родине и получить больше всего удовлетворения» [26].

Самоопределение связано с процессом постепенного постижения самого себя, развитием личностной рефлексии, т. е. умением взглянуть на себя изнутри. Процесс самопонимания — это осознанное взаимодействие со своим внутренним миром, это определенное отношение к самому себе, к смыслу своего существования.

В формировании психологической готовности к профессиональному самоопределению ведущую роль играет самосознание, т. е. осознание своих качеств и их оценка. В связи с этим следует подчеркнуть, что на процесс профессионального самоопределения большое влияние оказывает самооценка, так как именно она позволяет человеку понять, познать и оценить самого себя, свои личностные качества, возможности, способности, желания, мотивы, чувства. Самооценка влияет на уровень притязаний личности в различных областях жизни и деятельности, на систему ценностных ориентаций, на личностный смысл выбираемой профессии.

Чрезмерно завышенная самооценка провоцирует человека к постановке целей, значительно превышающих его реальные возможности. Это нередко приводит к разочарованию и в избранной профессии, и в вузовской подготовке к ней, и к стремлению переложить ответственность за неудачу на обстоятельства или других людей.

Заниженная самооценка ведет к пониженному самоуважению, которое делает представление о себе противоречивым и неустойчивым. Человек становится неуверенным в себе, пассивным, боится ответственности. Недооценка себя уменьшает социальную активность, снижает интерес к общественной жизни. Все это создает неблагоприятные условия для профессионального самоопределения.

Адекватная и достаточно высокая самооценка является условием развития собственной активности человека: он знает себе цену, руководствуется своими принципами в отношениях, в делах, в поведении и сам несет за них ответственность, не перекладывая ее на других людей и обстоятельства.

Конечно, не только самооценка, многие другие свойства личности важны для профессионального самоопределения. Это и система ценностей человека, и развитие всех познавательных процессов, в частности мышления, и адекватные усилия по развитию своих интересов, способностей и пр.

Одним из важнейших условий успешного профессионального самоопределения является осознание своих интересов, склонностей, способностей, призвания. При всем разнообразии мира профессий и сложности ориентироваться в этом мире наибольшие трудности в выборе профессионального пути многим школьникам доставляет их слабое понимание собственного внутреннего мира, личностных качеств, без чего самоопределение как преднамеренный сознательный процесс невозможен.

Конечно, чтобы помочь школьнику в профессиональном самоопределении, необходимы психологические и юридические консультации, и профкопсультации, и самые разнообразные профориентационные мероприятия, и встречи с представителями различных профессий, и пр. Однако главное — он должен сам понимать себя, свои сильные и слабые стороны. Не случайно Б. Г. Ананьев отмечал, что расплывчатые или грубо схематические представления о будущем самого человека, его таланте и характере — слабейший пункт всех прогностических построений.

Иными словами, чтобы успешно самоопределиться в современном мире, молодой человек должен быть психологически грамотным. Психологическая безграмотность затрудняет выбор своего жизненного пути. Немало личных трагедий возникает из-за неумения молодого человека понять, определить направление своего собственного дарования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой