Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Самоопределение студентов и школьников в сфере профессий, связанных с информационными технологиями

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования. При проведении эмпирического исследования использовались как известные методики (дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова, методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, методика свободного описания профессии), так и методики, разработанные нами («Мода и престиж», «Степень знакомства с профессией», «Профессиональные предпочтения» и «Образ профессионала… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основные подходы к изучению проблемы профессионального 11 самоопределения
    • 1. 1. Самоопределение личности
    • 1. 2. Виды самоопределения
    • 1. 3. Обзор подходов к изучению профессионального 20 самоопределения
    • 1. 4. Факторы, оказывающие влияние на процесс 29 профессионального самоопределения
  • Глава 2. Сфера информационных технологий как пространство профессионального самоопределения
    • 2. 1. Особенности сферы информационных технологий как 43 пространства профессионального самоопределения
    • 2. 2. Профессии сферы информационных технологий
    • 2. 3. Программирование как сфера профессиональной 64 деятельности
  • Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей профессионального 76 самоопределения в профессиях сферы информационных технологий
    • 3. 1. Цели, задачи и гипотезы эмпирического исследования
    • 3. 2. Описание и обоснование методики эмпирического 77 исследования
    • 3. 3. Исследование представлений о профессиях сферы 82 информационных технологий
    • 3. 4. Исследование представлений о престижности и 97 привлекательности профессий сферы информационных технологий
    • 3. 5. Исследование представлений об образе профессионала сферы 113 информационных технологий (программиста)
    • 3. 6. Исследование особенностей профессиональной 123 направленности и ценностных ориентаций

Самоопределение студентов и школьников в сфере профессий, связанных с информационными технологиями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема профессионального самоопределения личности вызывала и продолжает вызывать широкий интерес со стороны ученых. И это далеко не случайно. Профессиональное становление и развитие неотрывно связано с профессиональным самоопределением, которое является одним из значимых факторов профессиональной успешности.

Современная ситуация в обществе привносит свои особенности в процесс профессионального самоопределения. Изменения в системе ценностей и приоритетов, неопределенность внешних социальных ориентиров делают этот процесс еще более сложным. В условиях динамичного развития рынка труда, стремительного изменения существующих профессий и появления новых видов профессиональной деятельности особенно остро как в теоретическом, так и в практическом плане встают вопросы профессионального самоопределения школьников и студентов.

Одним из наиболее развивающихся и перспективных направлений профессиональной деятельности являются профессии сферы информационных технологий. Новые информационные технологии коренным образом изменили жизнь общества, выдвинув на передний план информационную деятельность, т. е. деятельность, связанную с производством, потреблением, трансляцией и хранением информации (Емелин, 1999; Вершинская, 1999).

Значимость информационных технологий (ИТ) в жизни современного человека сложно переоценить. Невозможно представить работу любой организации без компьютерной техники, современных средств коммуникации и связи. Все более активно ИТ внедряются и в частную жизнь. Так, в одном из исследований, проведенном в Северной Америке и Европе компанией Harris Interactive, по заказу корпораций Microsoft и Dell, в котором приняли участие 1500 человек, было показано, что большинство молодежи, имеющей в своем распоряжении домашнюю электронику, в качестве главного электронного устройства выделяет именно компьютер. Такова роль домашнего компьютера для 57% участников опроса в возрасте от 18 до 34 лет. В возрастной группе от 35 до 49 лет такого же мнения придерживаются 48% опрошенных. Не сильно отстают и те, кому за пятьдесят — 44% из них тоже отвели компьютеру первое место (http://www.harrisinteractive.com).

Активное проникновение ИТ практически во все без исключения стороны жизни современного человека является реальностью настоящего времени. Известно, что в ходе развития цивилизации произошло несколько информационных революций: первой принято считать изобретение письменности, второй — книгопечатание, третьей — телефон и телеграф. Четвертой информационной революцией стала эпоха бурного развития компьютерной техники в последней четверти XX века.

На сегодняшний день ИТ — это не только социальная и техническая реальность, но и динамичная, активно развивающаяся область профессиональной деятельности. Повсеместное внедрение ИТ формирует потребность в профессионалах. Из года в год в странах Европы и в США растет спрос на специалистов в области новых информационных технологий, в первую очередь, -программистов. Стабильная востребованность специалистов сферы ИТ наблюдается и в России. Таким образом, далеко не случайно профессии сферы ИТ называют «профессиями наступившего 21 века». Отмечается, например, что программирование в настоящее время является катализатором всей человеческой деятельности (Бабаян, 2002).

По мнению специалистов, работающих в сфере ИТ, профессии этой сферы характеризуются высокой динамичностью, требуют постоянного развития и совершенствования профессиональных навыков и знаний, а также определенных личностных качеств. Соответственно, погрешности в профессиональном самоопределении не только замедляют процесс профессиональной адаптации и развития личности, но и нередко являются одной из основных причин низкой эффективности выполняемой деятельности, неудовлетворенности трудом и т. п.

В свете всего вышесказанного приобретает особую значимость проблема изучения процесса и особенностей профессионального самоопределения личности в рамках профессий сферы ИТ. В то же время имеется лишь небольшое количество работ, посвященных исследованию профессий этой сферы, в которых обнаруживается разрозненность и фрагментарность полученных результатов. При этом профессиональному самоопределению в сфере ИТ, несмотря на высокую значимость данной проблематики для современного общества, до сих пор не уделяется должного внимания.

Целью исследования является анализ особенностей профессионального самоопределения студентов и школьников в области профессий сферы информационных технологий.

Объект исследования — профессиональное самоопределение студентов и школьников.

Предмет исследования — особенности самоопределения в сфере профессий, связанных с информационными технологиями.

Общая гипотеза исследования: В профессиональном самоопределении студентов и школьников специфика профессий сферы информационных технологий (по сравнению с другими видами профессиональной деятельности) проявляется в особенностях системы ценностных ориентаций, профессиональных представлений и профессиональной направленности.

Частные гипотезы исследования:

1. Выраженное расхождение между представлениями студентов и школьников о профессиональной деятельности и об «образе специалиста», характерное для профессии программиста, влияет на процесс профессионального самоопределения, придавая ему конфликтный характер.

2. Представления непрофессионалов и специалистов в сфере ИТ о специфике деятельности программиста и ее требованиях к субъекту труда существенно различаются (в частности, в оценке значимости коммуникативных и творческих способностей), что проявляется в специфике профессионального самоопределения учащихся.

3. Взаимосвязь профессионального самоопределения в сфере ИТ и ценностных ориентаций проявляется в характерных различиях систем ценностей у студентов, специализирующихся в сфере ИТ, по сравнению со студентами других специальностей.

4. Для профессионального самоопределения студентов, специализирующихся в области ИТ, наряду с ограничением профессиональной направленности рамками сигнаномической и технономической сфер, характерна также одновременная направленность на несколько сфер деятельности.

Реализация поставленной цели и проверка основной гипотезы осуществлялись в процессе решения следующих задач:

— Провести теоретический анализ современного состояния проблемы профессионального самоопределения личности, выделить основные группы факторов, оказывающих влияние на его особенности.

— Рассмотреть сферу ИТ как пространство профессионального самоопределения, провести анализ существующих профессий сферы ИТ и предложить вариант их классификации.

— Разработать комплекс методик для изучения представлений студентов и школьников об уровне осведомленности о профессиях сферы ИТ, об их престижности и привлекательности, а также об образе профессионала в области программирования.

— Провести эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения студентов и школьников в профессиях сферы ИТ.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили: общепсихологическая теория деятельности и личности (К.А. Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, и др.), отечественные теории профессионального самоопределения личности (Е.М. Борисова, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Н. С. Пряжников, и др.), отечественные подходы к изучению человеко-компьютерного взаимодействия (А.Е. Войскунский, Г. М. Зараковский, В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов, O.K. Тихомиров, А. Г. Шмелев и др.).

Методы исследования. При проведении эмпирического исследования использовались как известные методики (дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова, методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, методика свободного описания профессии), так и методики, разработанные нами («Мода и престиж», «Степень знакомства с профессией», «Профессиональные предпочтения» и «Образ профессионала»). Кроме того, применялись методы беседы и анализа самоотчетов испытуемых. Математическая обработка полученных данных проводилась с помощью статистического пакета SPSS. Применялась описательная статистика, сравнение выборок по Н-критерию Крускала-Уоллиса, анализ корреляционных связей с использованием рангового коэффициента Спирмена и коэффициента конкордации.

Достоверность результатов исследования обеспечивается теоретической и методологической обоснованностью работы, представительностью и объемом выборки (в исследовании приняли участие 307 человек), системностью исследовательских процедур, тщательностью качественного анализа материалов, а также использованием статистических методов обработки данных.

Научная новизна исследования. Выявлены и проанализированы факторы, влияющие на процесс профессионального самоопределения. В их число входят: личностные особенности, представления о себе, о мире профессий и социальные факторы. Предложена модель, отражающая систему взаимодействия выделенных факторов. Проведен теоретико-эмпирический анализ, позволивший выявить особенности профессионального самоопределения в сфере ИТ. Осуществлена систематизация и классификация профессий в этой области. Разработан комплекс методик, позволяющих решать важные вопросы в рамках проблемы профессионального самоопределения, такие как изучение представлений школьников и студентов о существующих профессиях, их престижности и привлекательности, а также представлений об «образе профессионала».

Впервые получены данные о специфике представлений современных российских студентов и школьников о профессиях сферы ИТ и об образе профессионала, а также их зависимость от возрастных характеристик и уровня профессиональной подготовки. Выявлены расхождения между представлениями учащихся о деятельности программиста и об «образе специалиста», которые влияют на процесс профессионального самоопределения. Проанализированы особенности профессиональной направленности и системы ценностных ориентаций студентов, специализирующихся в сфере ИТ, по сравнению со студентами других специальностей.

Теоретическая значимость исследования. На основе интеграции представлений, накопленных в отечественной психологии по проблеме профессионального самоопределения личности, построена психологическая модель взаимодействия факторов, оказывающих влияние на профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение рассмотрено во взаимосвязи с конкретной областью профессиональной деятельности — сферой ИТ. Проведен профессиографический анализ деятельности в сфере ИТ, разработана схема соотношения основных направлений профессиональной деятельности в данной сфере. На полученном эмпирическом материале продемонстрирована необходимость при рассмотрении проблемы профессионального самоопределения учета не только существующих у школьников и студентов представлений о профессиональной деятельности, но и об «образе профессионала».

Практическая значимость исследования. Выявленные в работе особенности профессионального самоопределения в области ИТ позволяют усовершенствовать профориентационную и профконсультационную работу в школе и в ВУЗе, повысить эффективность мероприятий, направленных на информирование учащихся о мире современных профессий, а также на формирование адекватных представлений о профессионалах, работающих в сфере ИТ.

Разработанные и апробированные методики, направленные на выявление субъективных представлений учащихся о современных профессиях, об «образе профессионала», могут применяться как в исследовательских, так и в практических целях.

Материалы теоретического и эмпирического исследования могут использоваться при чтении спецкурсов, посвященных проблемам профессионального самоопределения личности, и соответствующих разделов основных курсов «Психология и педагогика» и «Психология труда». Разработанный методический инструментарий включен в программу практических работ по курсу «Основы физиологии, гигиены и психологии труда» на факультете «Информационные системы и технологии» в «МАТИ» — РГТУ им. К. Э. Циолковского.

Положения, выносимые на защиту:

1. На особенности профессионального самоопределения оказывают непосредственное влияние следующие основные группы факторов: личностные характеристики, представления о мире профессий, об «образе специалиста» и о себе. Социальные факторы (школа, референтная группа, семья, СМИ и др.), воздействуя на формирование этих представлений, тем самым опосредованно влияют на процесс самоопределения человека в мире профессий. Специфика профессий сферы информационных технологий в профессиональном самоопределении учащихся проявляется в особенностях профессиональных представлений, ценностных ориентаций и профессиональной направленности. Большую роль при этом играют возрастные особенности и уровень профессиональной подготовки учащихся.

2. Для одной из наиболее известных профессий сферы информационных технологий — профессии программиста характерно явно выраженное расхождение между представлениями о деятельности и об «образе специалиста». Высокий престиж профессии сочетается с наличием непривлекательных качеств, приписываемых профессионалам (таких как необщительность, оторванность от реальности, занудность, физическая слабость и др.). Это расхождение усложняет процесс профессионального самоопределения и придает ему конфликтный характер.

3. Представления непрофессионалов и специалистов в сфере информационных технологий о специфике деятельности программиста и ее требованиях к субъекту труда различаются в оценке значимости коммуникативных и творческих способностей.

4. Для профессионального самоопределения студентов, специализирующихся в области информационных технологий, наряду с ограничением профессиональной направленности рамками сигнаномической и технономической сфер характерна также «комплексная» направленность (одновременно на несколько сфер деятельности).

5. Взаимосвязь профессионального самоопределения в сфере информационных технологий и ценностных ориентаций проявляется в характерных различиях систем ценностей у студентов, специализирующихся в данной сфере, по сравнению со студентами других специальностей.

Выводы.

1. Профессиональное самоопределение как один из видов самоопределения включает три базовых компонента: активно-деятельностный, ценностно-смысловой и временной. На особенности этого процесса влияют следующие основные группы факторов: личностные особенности, социальные факторы, представления о мире профессий, об «образе специалиста» и о себе.

2. Специфика сферы ИТ как пространства профессионального самоопределения проявляется в особенностях профессиональных представлений, ценностных ориентаций и профессиональной направленности личности. На процесс профессионального самоопределения оказывают влияние возрастные особенности и уровень профессиональной подготовки учащихся.

3. Разработанный и апробированный в работе комплекс методик является адекватным инструментом, позволяющим выявлять и анализировать особенности профессионального самоопределения в сфере ИТ (а также в других областях профессиональной деятельности) и факторы, оказывающие влияние на этот процесс.

4. На особенности профессионального самоопределения влияют содержательные аспекты и степень выраженности расхождения между представлениями о профессиональной деятельности и об «образе специалиста». Наличие такого расхождения может не только усложнить процесс самоопределения, но и придать ему конфликтный характер.

5. Для профессии программиста указанное расхождение выражено весьма отчетливо: позитивные представления о профессиональной деятельности и ее высокий престиж сочетаются с наличием непривлекательных качеств, приписываемых профессионалам (таких, как необщительность, оторванность от реальности, занудность, физическая слабость и др.).

6. Мнения школьников и студентов относительно престижности профессий сферы ИТ характеризуются высокой согласованностью. Профессии веб-дизайнера, программиста и системного администратора вошли в десятку самых престижных профессий. Наблюдается значимая взаимосвязь между престижностью и привлекательностью профессий, что отражается на процессе профессионального самоопределения.

7. Влияние уровня профессиональной подготовки проявляется в наличие определенных расхождений в представлениях профессиональных программистов и непрофессионалов в этой области о специфике деятельности программиста и ее требованиях к субъекту труда. Характерные различия проявились в оценке значимости коммуникативных и творческих способностей.

8. Для профессионального самоопределения студентов, специализирующихся в области ИТ, характерна, наряду с ограничением профессиональной направленности рамками сигнаномической и технономической сфер, «комплексная» направленность (одновременно на несколько сфер деятельности, в число которых часто входит артономическая сфера).

9. Специфика профессий сферы ИТ накладывает свой отпечаток и на структуру ценностных ориентаций. Значимые различия в системе ценностей для трех анализируемых подгрупп студентов выявлены уже на начальном этапе профессионального обучения. На старших курсах эти различия проявляются более отчетливо. Для студентов, специализирующихся в области ИТ, по сравнению со студентами других специальностей (эргономика и психология) более значимыми терминальными ценностями являются активная деятельная жизнь и наличие хороших и верных друзей. Среди менее значимых ценностей (по сравнению с двумя другими подгруппами испытуемых) определены следующие: здоровье, развитие, жизненная мудрость.

Заключение

.

Проведенные теоретические и экспериментальные исследования показали перспективность разработки изучаемой проблемной области. В условиях современного общества вопросы, связанные с профессиональным самоопределением школьников и студентов приобретают особую актуальность. Обеспечение эффективности профессионального развития в одной из наиболее активно развивающихся на сегодняшний день областей профессиональной деятельности — сфере ИТ — не может осуществляться без опоры на результаты анализа проблемы самоопределения в профессиях данной сферы.

В ходе теоретического исследования были выделены основные аспекты самоопределения, рассматриваемые в большинстве научных работ: активно-деятельностный, ценностно-смысловой и временной. Отмечено отсутствие на сегодняшний день четкой и полной структурной модели соотношения видов самоопределения. Анализ научных исследований по проблеме профессионального самоопределения позволил сформировать и описать основные группы факторов, оказывающих влияние на процесс профессионального самоопределения, построить схему их взаимовлияния.

Сфера ИТ рассматривается как достаточно сложное, многостороннее явление, охватывающее как чисто технические, так и психологические аспекты существования человека в современном мире. Отмечен ряд основных особенностей сферы ИТ как пространства профессионального самоопределения. Показано, что специфика самоопределения в профессиях сферы ИТ определяется наличием противоречивой информации о влиянии этих технологий на человека (позитивные и негативные последствия информатизации). Высказано предположение о влиянии выявленных противоречий не только на формирование «образа специалиста», но в целом на процесс профессионального самоопределения в сторону его усложнения. Ситуация динамичного развития профессий сферы ИТ (изменяются и перераспределяются функции, появляются новые виды деятельности), а также острая нехватка работ, посвященных исследованию и описанию деятельности в данной сфере, вносят дополнительные трудности в процесс профессионального самоопределения в области ИТ. Это потребовало анализа и систематизации видов профессиональной деятельности в сфере ИТ.

Разработанные и апробированные в работе методики показали себя в качестве адекватного инструментария для решения исследовательских задач в области профессионального самоопределения. Проведенное эмпирическое исследование позволило выделить основные тенденции, характерные для самоопределения студентов и школьников в профессиях сферы ИТ. На основании полученных данных был выявлен и описан «типичный образ» программиста, характерный для разных возрастных и профессиональных групп. Отмечены расхождения между представлениями о профессии программиста и об образе специалиста, которые влияют на процесс профессионального самоопределения, придавая ему конфликтный характер. Проанализированы представления студентов и школьников о модности и престижности профессий сферы ИТ. Проведен качественный анализ содержания представлений студентов и школьников о профессии программиста. Выделены критерии оценки учащимися степени привлекательности профессиональной деятельности. Выявлены особенности профессиональной направленности и ценностных ориентаций студентов, специализирующихся в сфере ИТ.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости дальнейшей разработки данной проблематики, практическая значимость которой на сегодняшний день достаточно высока. Важным, на наш взгляд, является проведение дальнейших исследований, направленных на более детальное изучение выявленных особенностей профессионального самоопределения в сфере ИТ. Целесообразным является также проведение отдельных профессиографических исследований с целью подробного описания и анализа существующих видов профессиональной деятельности в сфере ИТ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.H. Психологический анализ временной организации труда в профессиях, связанных с использованием компьютерных технологий: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 2005
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991
  3. .Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды. М: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996
  4. А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2001
  5. О.Н., Бабанин J1.H., Войскунский А. Е. Специфика психологических методов в условиях применения компьютера. М., 1995
  6. О.Н., Бабанин J1.H., Войскунский А. Е. Мотивация пользователей Интернета// Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000, с. 55−76
  7. Г. И. Влияние поля современных информационных технологий на личность в юношеском возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2003
  8. Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Смысл, 1999
  9. Д., Миллер Г., Новак М. Практическое руководство по экстремальному программированию. М.: Из-во Вильяме, 2002
  10. Ю.Астляйтнер Г. Дистантное обучение посредством WWW: социальные и эмоциональные аспекты // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000, стр. 333−336
  11. И.Бабаева Ю. Д. Исследование процессов целеобразования в интеллектуальной деятельности человека в условиях использования ЭВМ: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1979
  12. Ю.Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации// Психологический журнал, Т. 19, № 1, 1998, с. 89−100
  13. З.Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Одаренный ребенок за компьютером. М., 2003
  14. Н.Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Одаренность детей и подростков в области новых информационных технологий// Одаренный ребенок, № 2, 2002, с. 4−22
  15. Ю.Д., Войскунский А. Е. Новые информационные технологии и проблемы одаренности // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000, с. 367−420
  16. Ю.Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность// Гуманитарные исследования в Интернете/ Под ред. А. Е. Войскунского. М., 2000, с. 11−36
  17. . Программирование это та область, в которой можно преуспеть// Бумеранг, № 3,2002 http://www.bumer.ru/03−2002/02.html
  18. М.М. Типология личности и профессиональной среды Дж. Холланда.-Курган, 1998
  19. М.В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи: Автореф. дис.. канд. социол. наук. Тюмень, 2003
  20. Бек К. Экстремальное программирование. СПб.: Питер, 2003
  21. Бе лавина И. Г. Применение ЭВМ в режиме диалога для экспериментально-психологического исследования мышления: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1981
  22. И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр// Вопросы психологии, № 3, 1993, с. 62−69
  23. Е.П. Интернет и идентификационные структуры личности// Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. Материалы интернет-конференции/ Под ред. А. Е. Войскунского. -М., 2001
  24. В.В. Роль творчества в деятельности программистов// Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности. Материалы чтений Л. С. Выготского. Четвертая международная конференция, М.: РГГУ, 2004, с. 102−104
  25. В.В. Профессиональное самоопределение школьников и студентов в сфере информационных технологий// Информатика и образование, № 3, 2007а, с. 104−106
  26. А.А. Особенности субъективных представлений о работе с компьютером у разных категорий пользователей// Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, № 3, 2000, с. 94
  27. М. Парное программирование // Computerworld Россия, № 9, 13.03.2001, с. 44−45
  28. ЗЬБобнева М.И., Дорофеев Е. Д. Изменение ценностных систем в период преобразования общества// Ценностное сознание личности в период преобразования общества. М., 1997. с. 32−46
  29. В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001
  30. В.А. Информационный стресс. М., 2000
  31. Н.Н., Стефаненко Н. Г. Контент-анализ. М., 1992
  32. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
  33. Л.И. Проблемы формирования личности/ Под ред. Д. И. Фельдштейна, 2-е изд-е. М: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997
  34. A.M. Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности// Психологический журнал, Т.21, № 2, 2000, с. 93−101
  35. Е.М. Профессиональное самоопределение: Личностный аспект: Дис. .докт. психол. наук. М., 1995
  36. В.М. Психологические вопросы эффективного обучения программистов: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1966
  37. С.А. Профессиональное самоопределение// Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1991, с. 6−22
  38. В. Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1976
  39. Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности// Вопросы психологии, № 2, 2002, с. 28−40
  40. М., Шнейдерман Б. Человеческий фактор в программировании для ЭВМ// Человеческий фактор. Т.6. Эргономика в автоматизированных системах. -М.: Мир, 1992, с. 5−36
  41. Т. Компьютер и здоровье// Социальная защита. № 5, 1998, с. 47−49
  42. И.А., Осипова Е. М., Петрова H.H. Психологические аспекты применения информационных технологий// Вопросы психологии, № 3, 2002, с. 80−88
  43. И.А., Пащенко Е. И., Петрова H.H., Осипова Е. М. Психологические факторы компьютерной тревожности// Вопросы психологии, № 5, 2004, с. 56−62
  44. А.Н. Профессия-программист. М.: ACT- Ростов-на-Дону: Феникс, 1999
  45. Т.А. Влияние системы Интернета на психосемантическое пространство пользователя: Дис. .канд. психол. наук. М., 2002
  46. С.И. Основы принятия решения о профессиональном выборе. М.: Прометей, 1996
  47. О.Н. Домашняя компьютерная революция в России: результаты социологических исследований //Наука и информационное общество (специальный выпуск), Вестник РФФИ, № 3, 1999
  48. Дж. Голос разума. Социокультурный подход к опосредованному действию. -М.: Тривола, 1996
  49. А.Е. Преобразование общения, опосредованного компьютером: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1990
  50. А.Е. Феномен зависимости от Интернета//Гуманитарные исследования в интернете/ Под ред. А. Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000, с. 100−131
  51. А.Н., Сенин И. Г., Чирков В. И. Опросник профессиональных предпочтений (Адаптация теста Дж. Холланда «Самонаправленный поиск»). -Ярославль, 1994
  52. Л.С. Проблемы развития психики// Собрание сочинений. Т. З М.: Педагогика, 1983
  53. И.Е. Психологические последствия компьютерной личностной психодиагностики: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1994
  54. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии, № 2, 1988, с. 19−26
  55. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения// Вопросы психологии, 1994, № 3, с. 43−52
  56. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988
  57. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984
  58. Ю.Г. Персональный компьютер: физические факторы воздействия и здоровье пользователя// Энергия, № 7,1999, с. 29−33
  59. Л.П. Грядущий век- век одиночества (к проблеме Интернета)//Мир психологии, № 2, 2000, с. 84−89
  60. Г. Р. Очерки информационной технологии. М., 1993
  61. A.B. Виды преобразований интеллектуальной деятельности в условиях диалога с компьютером: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1990
  62. Гун Г. Е. Компьютер: как сохранить здоровье. Рекомендации для детей и взрослых. М.: Олма-Пресс- СПб.: Нева, 2003
  63. Л.П. Умственная деятельность в условиях автоматизации: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1973
  64. Э. Жизнь в эпоху Интернета. М., 1998
  65. Т., Листер Т. Человеческий фактор: успешные проекты и команды. -СПб.: Из-во Символ, 2005
  66. Г. Г. Компьютер и здоровье. М.: Новый центр, 1997
  67. .И. Потребности, отношения и направленность личности// Вопросы психологии, № 5, 1973
  68. .И. Структура и динамика мотивов деятельности// Вопросы психологии, № 4, 1984
  69. A.A., Чудова Н. В. Психологические особенности суперпрограммистов//Психологический журнал, Т. 18, № 1, 1997, с. 113−121
  70. А.И., Белокрылова Г. М. Профессиональные представления студентов-психологов// Вопросы психологии. № 2,1999, с. 42−49
  71. О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление// Вопросы психологии, № 1, 1993, с. 68−78
  72. В.А. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1999
  73. А.П. О человеческом и эстетическом факторах в программировании// Кибернетика, № 5,1972, с.95−99
  74. С.О. Ценностные ориентации как фактор профессионального самоопределения учащихся педагогического лицея: Автореф. дис. канд. психол. наук. Иркутск, 2000
  75. Д.В. Виртуализация общества// Социология и социальная антропология. СПб., 1997
  76. В.Е. Интернет в формировании диалогического пространства в социокультурной среде// Мир психологии 2000- № 2. с. 52−55
  77. С.А. Восприятие старшеклассниками событий собственного жизненного пути и профессиональное самоопределение: Дис. .канд. психол. наук. М., 1997
  78. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. -СПб., 2003
  79. В.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2003
  80. JI.A. Проблема профессиональной организации школьников. М., 1983
  81. Э. Структурное проектирование и конструирование программ. М.: Мир, 199 789."Искусственный интеллект" и психология / Под ред. O.K. Тихомирова. М., 1976
  82. С.В. Соотношение профессионального и личностного самоопределения в подростковом возрасте: Дис.канд. психол. наук. СПб., 1998
  83. A.JI. Как стать программистом: Часть 1, нравоучительная, 2002 WWW Document. http://www.kalinin.rU/programming/abstract/l 50 202. shtml
  84. С.П. Содержание труда как фактор формирования ценностных ориентаций человека. Куйбышев, 1990
  85. Карьера в информационных технологиях/Вед.ред. А. Элиович, отв. ред. М. Шинкарук. М.: Аванта+, 2003
  86. Н.Е. Психологические факторы профессионального самоопределения (на примере специалистов физического воспитания): Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб, 2000
  87. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Министерство труда и социального развития РФ. Издание официальное. М., 1998
  88. Н.Л. Динамика представлений о профессиональной карьере психологов в процессе профессионального самоопределения: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000
  89. Е.А. Психолого-педагогические проблемы, профессиональной консультации. М., 1983
  90. Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990
  91. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996а
  92. Е.А. Профессиональное самоопределение личности// Интеллект и творчество. Сборник научных трудов. М., 1999, с. 236−254
  93. Е.А. Психология профессионала. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЕК», 19 966
  94. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Принтер, 1993
  95. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. Пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995
  96. Е.А. Введение в психологию труда. Учебник для вузов. Культура и спорт, Юнити- М., 1998.
  97. О.С. Психология самоопределения личности: Уч. пособие. -Новосибирск, 1998
  98. М.В. Динамика социально-профессиональных ориентаций молодежи России (60−90-е гг.): Дис. .канд. социол. наук. М., 1995
  99. Когда наступает время выбора. Устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений/ Отв. Ред. Г. А. Чередниченко. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001
  100. Е. Неравный бой с информатикой: О профессии системного администратора. // Куда пойти учиться, № 6 (28), 2003, с. 26
  101. И.М., Сухарев A.B. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития// Вопросы психологии, № 5, 1989, с. 158−164
  102. Л. Человеческий фактор в программировании. СПб.: Изд-во Символ, 2004
  103. Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. М.: Центр социологии образования РАО, 2000
  104. Л. О компьютерных профессиях. Композиторы компьютерного мира.// Наука и жизнь, № 9, 1998, с. 74−80
  105. Т.В., Тихомиров O.K. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М., 1990
  106. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. -М., 2000
  107. А.Н. Психологические проблемы субъекта в сфере высоких технологий.// Проблемы психологии и эргономики, вып. 3/1, 2005, с. 45−46
  108. М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. М.: Когито-Центр, 1997
  109. Краткий психологический словарь/ Под ред. A.B. Петровского. М., 1985
  110. З.С. Повелители компьютеров. М.: Знание, 1991
  111. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности// Вопросы психологии, № 2, 1983, с. 51−59
  112. И.Ю., Кузнецова С. А. Самоопределение личности на жизненном пути. Магадан: Кордис, 2003
  113. И.Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях: Дис. .канд. психол. наук. М, 2000
  114. В.И. Эволюция ценностных ориентаций росийской молодежи в условиях социальной трансформации общества: Автореф. дис. докт. социол. наук. М., 2000
  115. А. Психбольница в руках пациентов или Почему высокие технологии сводят нас с ума и как восстановить душевное равновесие. СПб.: Изд-во Символ, 2005
  116. A.M., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск, 1976
  117. П.В., Вачков И. В. Динамика профессионального самосознания: от студента педвуза к учителю// Ежегодник российского психологического общества, т. 2, вып. 2, М., 1996
  118. А.Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы. Хрестоматия. М.: Родикс, 1995
  119. Л.А., Макарова Л. В. Компьютер и здоровье ребенка. М.: Вентана-Граф, 2003
  120. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975
  121. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981
  122. А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001
  123. Д. А. Очерк психологии личности. —М.: Смысл, 1993
  124. Д.А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего// Вопросы психологии, № 1, 2001
  125. Е.Ю. Рефлексивные аспекты самоопределения личности в особых жизненных ситуациях: Дис. .канд. психол. наук. М., 1992
  126. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984
  127. H.A. Развитие жизненных и профессиональных ориентаций студентов технического вуза: Автореф. дис. канд. социол. наук. -Екатеринбург, 1998
  128. B.C. Исследование мотивации профессионального развития// Вопросы психологии, № 5, 2004, с. 25−32
  129. Л. Новая болезнь рук. Виноват компьютер.// Наука и жизнь, № 2, 1999, с. 110
  130. Е.Е. Игра с ЭВМ как вид творческой деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1988
  131. Мак-Карти Дж., Мак-Карти М. Программируем командный дух. СПб.: Из-во Символ, 2005
  132. А.К. Психология профессионализма. М., 1996
  133. М.И. Обзор исследований ценностных ориентаций работников разных видов труда. М., 1989
  134. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития.-М., 1999
  135. Т.Л. Развитие самосознания у учащихся ПТУ в процессе профессиональной подготовки: Автореферат дис. канд. психол. наук. Л., 1985
  136. Т.Л. Самосознание профессионала. Улан-Удэ: Изд. Бурятского госуниверситета, 1999
  137. Т.Л. Структура и развитие профессионального самосознания. // Дис. докт. психол. наук. М., 1999
  138. Г. М. Ценностные ориентации молодежи в процессе профессионального самоопределения: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1983
  139. Л. А. Психологическая готовность изобретателей к использованию компьютеров//Вопросы психологии, № 2, 1993, с. 122−124
  140. К. Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии// Гуманитарные исследования в интернете/ Под ред. А. Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000, с. 132−140
  141. В.Н. Психология отношений. М., 1995
  142. A.B. ЭВМ и профессия программист: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. -М.: Просвещение, 1990
  143. О.Г. Психология труда. М., 2004
  144. H.A. Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000
  145. H.A. Психологические виртуальные реальности. М.: Ин-т человека РАН, 1998
  146. О’Бауэр Р. Программирование как высшая форма творчества. Б/г. WWW Document. URL http://www.i2r.ru/static/483/out-12 270.shtml
  147. В.Н. Представление о профессии как фактор профессионального самоопределения учащихся ПТУ: Дис. .канд. психол. наук. М., 1998
  148. Общественные предпосылки становления информационного общества в России: Отчет. Центр развития информационного общества РИО-центр, 2003 WWW Document. URL http://www.riocenter.ru/otchet.doc
  149. И.О. Информационная среда профессионального программиста// Технологии информационного общества Интернет и современное общество: Труды 5 Всероссийской объединенной конференции. — СПб., 2002
  150. Основы теории и практики профориентации/ Под ред. Н. В. Кузьмина JL, 1991
  151. М. Компьютер, зрение и безопасность.// Наука и жизнь, № 11, 1998, с. 46−47
  152. В.Л., Терехов A.A. О выборе карьеры в области информационных технологий// Компьютерные инструменты в образовании, № 4,2003
  153. В.Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов// Вопросы психологии, № 3,1986
  154. Л.А. Исследование связи ценностных ориентаций с выбором профессии у студентов педвузов// Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах. Л., 1984
  155. Н.И. Влияние языков программирования на целеобразование в деятельности пользователя ЭВМ: Дис. .канд. психол. наук. -М., 1988
  156. А. Н. Ценностные ориентации студенческой молодежи в сфере труда в условиях трансформирования экономики России: Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 2004
  157. М. Профессия: тестер программного обеспечения. // Мы и Америка, № 12, 1996, http://www.portnov.com/russian/katalog/tester.html
  158. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М.: Из-во МГУ, 1989
  159. Профессии Московского университета. Вып. 2 / под ред. Е. А. Климова, О. Г. Носковой. М.: РПО, Факультет психологии МГУ, 2000
  160. Профессии Московского университета. Вып. 3 / под ред. Е. А. Климова, О. Г. Носковой. М.: РПО, Факультет психологии МГУ, 2000
  161. Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ. По материалам массовых социологических обследований молодежи: Сборник научных трудов/ Отв. Ред. В. Н. Шубкин, Д. Л. Константинове кий. -М.: Центр социологии образования РАО, 1996
  162. E.H. Джон Голланд о выборе профессии // Школа и производство, № 4,1993, с. 20−22
  163. Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: Автореф, дис.. докт. педаг. наук. -Екатеринбург, 1995
  164. Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе// Вопросы психологии, № 1, 1996
  165. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996
  166. Н.С. Психологический смысл труда. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997
  167. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001
  168. И.М. Психологические аспекты профессиональной подготовки пользователей ЭВМ: Дис. .канд. психол. наук. Казань — М., 1995
  169. П. Люди и технологии. Когнитивный подход к анализу современных инструментов. М., 1999
  170. О.М. Взаимодействие тендерных стереотипов и жизненных ценностей как факторов выбора профессии// Вопросы психологии, № 4, 2004, с. 76−83
  171. Н.П., Савченко Т. Н. Применение метода кластерного анализа для изучения отношения школьников к компьютеру// Математические методы в исследовании индивидуальной и групповой деятельности.- М.: Изд-во ИПАН, 1990, с. 177−191
  172. Г. В. Я и моя профессия. М., 2000
  173. Дж. Как пасти котов. Наставление для программистов, руководящих другими программистами. СПб.: Питер, 2005
  174. СЛ. Проблемы общей психологии. М., 1973
  175. СЛ. Основы общей психологии: в 2 т. Т.2. М.: Педагогика, 1989
  176. СЛ. Основы общей психологии. СПб., 2000
  177. В.В. Основы социально-генетической психологии. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996
  178. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1978
  179. В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности.//Психологический журнал, № 4, 1984, с. 65−73
  180. В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986
  181. Н.В. Отношение учителей к использованию новых информационных технологий. //Вопросы психологии, № 5−6, 1993, с. 120−122
  182. И.Н., Репецкий Ю. А. Личностное самоопределение как ключевой фактор образования взрослых // Мир психологии, № 2, 1999
  183. JI.A. Формирование профессионального образа педагога у студентов университета: Дис. канд. психол. наук. JL, 1984
  184. А.П. Ценностные ориентации человека как субъекта производственной деятельности: Автореф. дис. канд. филос. наук. СПб., 1994
  185. Г. Л. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). М.: Ин-т системного анализа РАН, 1997
  186. JI.H. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. -СПб., 2002
  187. B.C., Евстигнеева Ю. М. Подросток: виртуальность и социальная реальность. М.: Центр социологии образования РАО, 2001
  188. B.C., Грачева A.M., Нистратов A.A. Возрастные особенности ориентации в социально-профессиональной сфере // Вопросы психологии, № 4, 1990, с. 23−31
  189. И.М., Шовкопляс И. В. Психологический возраст личности и проблема профессионального самоопределения // Профессиональная ориентация школьников. Ярославль, 1986. с. 115−117
  190. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972
  191. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983
  192. Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. М.: РПО, 1999
  193. Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Академия, 2001
  194. Д. Электронно-цифровое общество. Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта.- М.: Рефл-бук, 1999
  195. Дж., Оукс П., Хэлем С., Дэвид В. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа// Иностранная психология, № 2, 1994
  196. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969
  197. O.K. Алгоритмы и разум //Автоматика, № 1, 1980, с. 49−54
  198. O.K. Информационный век и теория JI.C. Выготского //Психол. журнал, т. 14, № 1, 1993 (1), с. 114−119
  199. O.K. Теория деятельности, измененной информационной технологией// Вестник Моск. Ун-та, серия 14, психология, № 3, 1993(2)
  200. O.K., Бабанин J1.H. ЭВМ и новые проблемы психологии. М.: Изд-во МГУ, 1986
  201. O.K., Корнилова Т. В. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: Изд-во МГУ, 1990
  202. JI.B. Ценностные ориентации молодежи: содержание, тенденции изменений: Автореф. дис. канд. социол. наук, — М., 1993
  203. А., Кокарева JI. Старшеклассники и информационные технологии: сравнительный анализ результатов исследований 1992 и 1997 годов/Юбразование и информационная культура. Труды по социологии образования. Том 5. /Под ред. B.C. Собкина. М., 2000
  204. Г. С. Нематематическое мышление в программировании// Перспективы системного и теоретического программирования/ Под ред. И. В. Поттосина Новосибирск: Изд-во ВЦ СО АН СССР, 1979, с. 128−132
  205. Ценностные ориентации современной молодежи: Обзор социологических исследований/ Сост. В. П. Вдовиченко. М., 2004
  206. Чего хотят от программиста: Современные требования к специалистам-программистам. // Биржа плюс Карьера, № 14, 04. 2003, с. 37
  207. С. Секретный сервис: О работе специалиста по информационной (компьютерной) безопасности компаний. // Коммерсантъ. Деньги, № 4, 2003, с.28−29
  208. Человек и компьютер /Под ред. O.K. Тихомирова. М., 1972
  209. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977
  210. P.M. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте: Дис. канд. психол. наук. СПб., 1997
  211. С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований. //Психологический журнал, № 1,1999, с. 86−102
  212. Л. Ф. Психологическое обеспечение в школе выбора профессии. Учебное пособие. СПб., 2000
  213. А.Г. Мир поправимых ошибок // Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка. М., 1988
  214. Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. М., 2001
  215. . Психология программирования: Человеческие факторы в вычислительных и информационных системах. М.: Радио и связь, 1984
  216. Электронные помощники // Мир профессий: Человек знаковая система / Сост. С. Н. Левиева, B.C. Шнейдеров. — М.: Мол. гвардия, 1998, с. 273−341
  217. Эра. Очерки истории и философии компьютера. М., 1999
  218. Е. Профессия: хэлпер / Е. Яворских, Д. Ерохин // Мир ПК, № 8, 2003, с. 44−51
  219. Янг К. Диагноз-интернет-зависимость//Мир Интернет, № 2, 2000, с. 24−29
  220. М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000
  221. Beard W.A. Internet addiction: Current status and implications for employers // Journal of Employment Counseling, 2002, vol.39 (1), pp.2−11
  222. Beizer B. Qualities of a Good Tester, 2001 WWW Document. URL http://www.sqatester.com/qateam/qualitiesofagoodtester.htm
  223. Bozionelos N. Psychology of computer use: XXXIX Prevalence of computer anxiety in British managers and professionals II Psychol. Reports. 96 V.78. p. 9 951 002
  224. Brosnan M. Technofobia: The psychological impact of Information Technology. London & New York: Routledge, 1998
  225. Bryant L. Gendered Bodies, Gendered Knowledges // SAGE Publications. Social Science Computer Review, 2003, vol. 21, No 4, pp. 464−474
  226. Cohen B.A., Wangh G.W. Assessing Computer anxiety// Psychol. Reports. 89. V.65.p 735−738
  227. Dijkstra E.W. On the teaching of programming, i.e. on the teaching of thinking // Lecture notes on Computer Science, 1976, N 46, pp. 1−10
  228. Dudgale S. Using students' mathematical inventiveness as a foundation for software design: Toward a tempered constructivism // Educational Technology Research and Development, 1994, vol. 42(1), pp. 57−73
  229. Facer K. et al. What’s the point of using computers? The development of young people’s expertise in the houme// SAGE Publications. New Media and Society, 2001, vol.3, No 2, pp. 199−219
  230. Ginsburg E. Toward a theory of occupational choice: A restatement. Vocational Guidance Quarterly, 20, 1972, pp. 169−176
  231. Henke L. Children, advertising and the Internet: An exploratory study // Advertising and the World Wide Web / D.W. Schumann, E. Thorson (etc.) -Lawrence Erlbaum, 1999, pp. 73−80
  232. Holland J. The psychology of vocational choice.- Waltham, MA, 1966
  233. Houle P.A. Toward understanding student differences in a computer skills course // Journal of Educational Computing Research, 1996, vol. 14(1), pp. 25−48
  234. Kidd Y. The relation of self and occupation concepts// J. Vocational Behav. 1984. V. 24. № 1
  235. , S. A. (1996). Is the Internet Addictive, or Are Addicts Using the Internet? Retrieved 1999−11−24. [WWW Document] URL http://www.concentric.net/~Astorm/iad.html
  236. Knuth D.E. Computer programming as an art // Communications of the ACM, 1974, vol. 17(12)
  237. Koohang A.A. A study of the attitudes of preservice teachers toward the use of computers// Educ. Communications and Technology J. 1987.V.35. N 3. p. 145−149
  238. Losh S.C. Gender, Educational, and Occupational Digital Gaps 1983−2002 // SAGE Publications. Social Science Computer Review, 2004, vol. 22, No 2, pp. 152 166
  239. Martinson A.M. et al. Women’s experiences of leisure: implications for design // SAGE Publications. New Media and Society, 2002, vol. 4, No 1, pp. 29−49
  240. McNamara W.J., Hugles J.L. A review of research on the selection of computer programmers // Personnel Psychology, 1961, vol. 14(1), pp. 39−51
  241. Negroponte N. Being digital. N.Y.: Vintage Books, 1995
  242. Oprea J.M. Computer programming and mathematical thinking // Journal of Mathematical Behavior, 1988, vol. 7(2), pp. 175−190
  243. Pope-Davis D.B., Twing J.S. The effects of age, gender and experience on measures of attitude regarding computers// Comp. in Hum. Behav. 91. V. 7. p. 333 339
  244. Pulos S., Fisher S. Children’s interest in computers: A social cognitive perspective // Between communication and information / J.R.Shement, B.D.Ruben (etc.) New Brunswick (USA) & London (UK): Transaction Publishers, 1993, pp. 269−291
  245. Reed L. Governing (through) the Internet: the discourse on pathological computer use as mobilized knowledge // SAGE Publications. European Journal of Cultural Stydies, 2002, vol.5, No 2, pp. 131−153
  246. Roe A. The psychology of occupations. N. Y.: Willey, 1956
  247. Rokeach M. The nature of human values. N.Y.: Free Press, 1973
  248. Rowan T.C. Psychological tests and selection of computer programmers // Journal of the Association for Computing Machinery, 1957, vol. 4(3), pp. 348−353
  249. Selwyn N. Doing IT for the Kids: Re-examining Children, Computers and the «Information Society» // SAGE Publications. New Media and Society, 2003, vol. 25, No 3, pp. 351−378
  250. Smith J. Psychological aspects of programming language choice: Why is the choice programming language so emotionally charged? 2000 WWW Document. URL http://www.media.mit.edu/~jsmith/sas/languages4.html
  251. Sonnentag S. Excellent software professionals: Experience, work activities and perception by peers 11 Behavior & Information Technology, 1995, vol. 14(5), pp. 289−299
  252. Suler J. Addiction to Computers and Cyberspace. 1996. WWW Document. URL http://www.rider.edu/users/suler/psycyber/cybaddict.html
  253. Super D. E. Vocational development. N. Y., 1957
  254. Super D. E. Career development: Self-concept theory. N. Y.: College Entrance Examination Board, 1963
  255. Super D. E., Bahn M. Y. Occupational psychology. L.: Tavistock, 1971
  256. Turkle S. The Second self: Computers and the Human Spirit. N.Y.: Simon and Schuster, 1984
  257. Varma R. Women in Information Technology: A case Study of Undergraduate Students in a Minority-Serving Institution // SAGE Publications. Bulletin of Science, Technology & Society, 2002, vol. 22, No 4, pp. 274−282
  258. Winner E. Gifted children: myths and realities. N.Y.: Basic Books, 1996
  259. Young K. S. What makes the Internet so addictive: Potential explanations for pathological Internet use? Paper presented at the Annual Meeting of the American Psychological Association, Chicago, IL, August, 1997
  260. Young K.S. Caught in the Net: How to Recognize the Signs of Internet Addiction and a Winning Strategy for Recovery. N.Y.: John Wiley &Sons, 1998
Заполнить форму текущей работой