Подготовка и проведение фокус-группы
Приглашая модератора фокус-группы, лучше сделать выбор в пользу более опытного специалиста. По мнению С. А. Белановского, присущие каждому модератору деструктивные персональные стили ведения группы особенно свойственны начинающему модератору. Использование таких стилей обусловлено личностными и индивидуальными особенностями ведущего, а нейтрализация связана с опытом рефлексивной работы. Выделяют… Читать ещё >
Подготовка и проведение фокус-группы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
При проведении фокус-группы традиционно придерживаются следующих этапов:
- 1) разработка программы исследования;
- 2) определение выборки, рекрутирование участников;
- 3) разработка методики (сценария) конкретной фокусгруппы, составление топик-гайда (списка вопросов);
- 4) подготовка к проведению фокус-группы;
- 5) проведение фокус-группы с записью ее хода;
- 6) качественная обработка и интерпретация данных;
- 7) подготовка отчета.
Рассмотрим данные этапы.
-й этап. Разработка программы исследования
На данном этапе необходимо определить цель и задачи эмпирического исследования, выстроить план его проведения. Исследователь должен соотнести стоящую перед ним цель исследования и возможности ее реализации. Существенно определить этапы предстоящей работы, привлечь к ее проведению специалистов по подбору участников фокус-группы, фиксации и обработке данных обсуждения, а также модератора — ведущего. Обычно за выполнение данных функций отвечают несколько человек.
Приглашая модератора фокус-группы, лучше сделать выбор в пользу более опытного специалиста. По мнению С. А. Белановского, присущие каждому модератору деструктивные персональные стили ведения группы особенно свойственны начинающему модератору. Использование таких стилей обусловлено личностными и индивидуальными особенностями ведущего, а нейтрализация связана с опытом рефлексивной работы. Выделяют следующие деструктивные стили.
- 1) растерянный и запуганный модератор,
- 2) авторитарный модератор,
- 3) попустительствующий модератор,
- 4) модератор, влияющий на ход обсуждения,
- 5) слишком активный модератор,
- 6) плохо слушающий модератор,
- 7) «слишком знающий» модератор,
- 8) «наивный» модератор,
- 9) модератор-комедиант, слишком развлекающий участников
- 10) модератор-эксгибиционист, привлекающий излишнее внимание к себе,
- 11) соблазняющий модератор,
- 12) модератор с болезненным любопытством.
Опытные модераторы обычно осознают свою подверженность тому или иному стилю ведения группы и способны контролировать соответствующие поведенческие тенденции.
Успешного модератора фокус-группы характеризуют:
- 1) знание процессов групповой динамики,
- 2) опыт проведения групповых занятий,
- 3) умение устанавливать контакт, проявлять искренний интерес к другим людям,
- 4) умение поддерживать спонтанность высказываний участников,
- 5) хорошая память (на вопросы гопик-гайда и ответы участников),
- 6) умение эмпатического слушания,
- 7) умение одновременно слушать и думать,
- 8) способность сохранять беспристрастность к участникам фокус-группы и к высказываемым мнениям,
- 9) умение повернуть ход беседы, вернуться к основной теме,
- 10) способность вызывать доверие и создавать свободную доброжелательную обстановку,
- 11) чувство времени для организации групповой дискуссии,
- 12) умение ясно и отчетливо выражать свои мысли.