Возможности формирующих когнитивных психодиагностических технологий при использовании в учебной деятельности: На материале подростков
Одним из существующих направлений в рамках решения проблемы развития ребенка в условиях учебно-воспитательного процесса в 'школе является индивидуальный подход к учащемуся, как основной принцип работы школьного психолога. Задача школьного психолога заключается не в поисках прямого изменения ребенка, а в разработке стратегии воздействия на его мотивационно-потребностную сферу, в создании условий… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы современной психодиагностики
- 1. 2. Функции психодиагностики в условиях педагогического взаимодействия
- 2. Общая характеристика учебной деятельности 3 О
- 3. Психодиагностические технологии
- 3. 1. Формирующая составляющая психодиагностических технологий
- 4. Соотношение когнитивного и регулятивного компонентов структуры личности ученика в условиях учебного процесса
- Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей формирующих. когнитивных психодиагностических технологий при использовании в учебной деятельности
- 2. 1. Методологические основы экспериментального исследования
- 2. 2. Описание основной части эксперимента
- 2. 3. Особенности самооценки подростков в ситуации реализации диагностической программы
- 2. 4. Особенности познавательной сферы подростков в ситуации реализации диагностической программы
- Выводы
Возможности формирующих когнитивных психодиагностических технологий при использовании в учебной деятельности: На материале подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования.
За последние два-три десятилетия в психодиагностике, считавшейся наукой о ранжировании и классификации людей по измеряемым признакам, произошло заметное смещение акцента в сторону ее гуманизации, под которой понимается углубленное, пристальное внимание к развитию личности ученика.. Это нашло отражение во введении новых критериев оценки результатов (взамен CTafистической: нормы), реализации принципа коррекционности, поисках развивающего и психотерапевтических эффектов психодиагностических методик. Важнейшей задачей психодиагностики становится обеспечение помощи в полноценном психическом и личностном развитии.
Сложность практико-ориентированной психологической диагностики в обучении обусловлена несколькими причинами. Во-первых, она должна органично включаться в педагогический процесс, протекающий по своим законамво-вторых, незамедлительно давать практический результат, т. е. влиять на работу ученика и учителя.
Хотя современной психологической наукой разработано и доказано положение о том, что каждый здоровый ребенок обладает безграничными возможностями своего развития, проблема реализации этих возможностей, нахождения индивидуальных путей интеллектуального и личностного развития учащихся, которые являются одним из условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе, не утратила своей актуальности.
Одним из существующих направлений в рамках решения проблемы развития ребенка в условиях учебно-воспитательного процесса в 'школе является индивидуальный подход к учащемуся, как основной принцип работы школьного психолога. Задача школьного психолога заключается не в поисках прямого изменения ребенка, а в разработке стратегии воздействия на его мотивационно-потребностную сферу, в создании условий, способствующих укреплению его собственной активности, раскрытию неповторимости его личности. В этом смысле индивидуальный подход нужен и так называемым благополучным детям не меньше, чем трудным. При одних и тех же природных задатках, в одной и той же среде ребенок может вырасти способным, и неспособным. Эксперименты неопровержимо доказывают, что, многие, так называемые «неспособные» дети оказались жертвой неправильного, дурного обучения и воспитания. Стоило использовать другие, более тонкие методы — как способности детей начали развиваться. Значит, они были, эти способности, но по каким-то причинам не могли проявиться. Следовательно, на современном этапе развития психологической диагностики в школе целью психодиагноста является разработка эффективных программ психодиагностических технологий, в структуре которых заложены свойства, изменяющие и влияющие на регулятивные механизмы, лежащих в основе учебной деятельности.
Цель исследования: выявить возможности использования психодиагностических технологий в целях воздействия на регулятивные механизмы меняющие характер учебной деятельности подростков.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой в работе были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ возможностей психодиагностических технологий с позиции формирования когнитивной и регулятивной функций психики.
2. Исследовать влияние традиционных психодиагностических процедур и их результатов на учащихся, а также степень психологической компетенции и применения результатов психодиагностических технологий. учителями.
3. Подобрать специальную систему когнитивных тестов и построить психодидактическую систему, оказывающую позитивное влияние. на. учебную деятельность учеников.
Объект исследования: психодиагностические технологии и их использование в учебно-воспитательном процессе.
Предмет исследования: возможность использования психодиагностических технологий для изменения и влияния на регулятивные механизмы, лежащих в основе учебной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в том, что если специальным образом отобрать и построить систему когнитивных технологий и использовать их — с соответствующим педагогическим наполнением, то они. окажут положительное влияние на характер учебной деятельности учащихся.
Научная новизна исследования: В осуществлении анализа психодиагностического подхода в современной психологической наукеформировании адекватной условиям обучения в школе психодиагностической программывыявлении и описание психологических механизмов, лежащих в основе формирующего влияния психодиагностических программопределении возможностей эффективности разработанной психодиагностической программы.
Практическая ценность исследования: • В том, что разработана психодиагностическая программа, проведена оценка когнитивной, эмоционально-волевой сфер личности ученика, особенностей межличностного взаимодействия, самооценки, креативности.
Общеметодологические основы исследования: -принцип единства сознания и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);
— системно-деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В.Д.Шадриков);
— субъектно-деятельностный подход (С.Л.Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский);
— разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике (Витцлак Г.);
— соотношение регулятивных и когнитивных функций психики в учебной деятельности (Р.В.Габдреев);
— модель личности в психодиагностике (Ю.М.Забродин);
— концепция построения психологической службы и требований к психологу (И.В.Дубровина, Н.С. Глуханюк).
Методы исследования:
— теоретический: обзорно-аналитический;
— эмпирический: анкетирование, опрос, тестовый метод, метод наблюдения, метод экспертной оценки («кратковременная память» (Р.Мейли), «Корректурная проба», «Групповой интеллектуальный тест», «IQАйзенка», «ВУТП» (Выявление уровня тревожности подростка),. «Самооценка личности» (Дембо-Рубинштейн, модифицированная А.М.Прихожан), «Кто я есть в этом мире» (В.А.Сонин), «Оригинальность мышления», «Невербальный тест», «Необычное использование» (П. Торренса), «IQ — Кеттела», «ШТУР», «САН», социометрический метод Дж. Морено, экспертный метод оценки учителями когнитивных свойств учащихся, экспертный метод оценки учителями успеваемости;
— интерпретационные: методы статистической обработки эмпирических данных.
База исследования: школы № 16, 68 г. Казани.
— Положения, выносимые на защиту:
1. Наряду с диагностической функцией, психодиагностические технологии могут оказывать формирующее влияние на учеников.
2. Учителя скорее используют результаты тестирования как «ярлыки», что оказывает негативное влияние на учащихся.
3. Специально подобранная система когнитивных тестов и построенная психодидактическая система при определенных условиях оказывает положительное влияние на учебно-воспитательный процесс (через изменение самооценки, статуса и создания перспектив развития).
Надежность и достоверность полученных данных обеспечивалась соблюдением основных методологических принципов психологической науки, комплексном применении апробированных в зарубежной и отечественной психологии методов исследования.
Апробация результатов: основные положения исследования изложены в 4 опубликованных статьях, обсуждены на заседаниях кафедры инженерной психологии и педагогики Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева, на межрегиональных научнопрактических конференциях (Пермь 2001,2002; Самара 2001; Шадринск 2003; Казань 2002,2003, Санкт-Петербург 2003).
Структура работы: диссертация содержит введение, две главы, заключение, список литературы (170 наименований) и приложения.
Результаты исследования адресовано не только студентам психологам и практическим психологам, но также учителям. Мы надеемся, что оно поможет им наладить плодотворное сотрудничество и организовать в школах систему психодиагностики, максимально привязанную к реальному •учебному процессу и направленную на его постоянную коррекцию. Но при этом они не должны забывать о том, что учебно-воспитательный процесс в школе, в конечном итоге, всегда должен быть подчинен единственной цели — формированию личности. При отсутствии подобных целей усилия педагогических работников и психологов могут оказаться не только напрасными, но даже вредными для школьников. Обозначенное здесь направление • психолого-педагогической деятельности является лучшим средством совершенствования профессионального мастерства соответствующих специалистов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Педагогическая деятельность всегда нацелена на развитие личности ученика. Поэтому учитель должен быть хорошим психологом-практиком, т. е. иметь развитое психологическое мышление. Однако распространенная. в педагогических вузах система профессиональной подготовки специалистов для школы является очень несовершенной как в содержательном, так и в методическом плане. Особенно серьезными недостатками отличается психологическая подготовка учителей. Как уже отмечалось ранее, она не привносит каких-либо принципиальных изменений в структуру их мышления. По своей сущности оно остается у них житейским (обыденным) и не позволяет, в последующем, правильно ставить и эффективно решать соответствующие профессиональные задачи.
В представленном исследовании изложены теоретические. и методические основы формирования психологического мышления учителя с учетом реальных проблем учащихся и использования результатов психодиагностики в плане изменения механизмов психической саморегуляции. Оно изначально задумано как необходимое дополнение к существующей системе педагогической деятельности и поиска резервов в, плане мобилизации возможностей учащихся с помощью методов непредметной учебной деятельности.
Введение
соответствующего спецкурса позволит во многом преодолеть разрыв между стихийно сложившимися у учителей житейскими психологическими представлениями и усвоенными на занятиях научными понятиями, связать теорию с педагогической практикой.
Сущность развиваемого здесь методического подхода заключается в, следующем. Рассматривая психологическое мышление как систему преобразованных социально ориентированных действий (содействий), мы считаем, что методика его формирования должна воспроизводить существенные закономерности и логику его естественного становления м в этом учителю может помочь современная психодиагностика. Поэтому основная задача спецкурса и спецпрактикума состоит в том, чтобы актуализировать у студентов соответствующее множество содействий, адекватных всем основным структурным компонентам личности, и организовать их последовательное преобразование по всем необходимым параметрам: форме, обобщенности, развернутости, освоенности и др. особое внимание следует уделять процессу вербализации содействий, для чего рекомендуется использовать письменную речь, понимания внутренних проблем учащихся и использования возможностей получения положительного результата при решении когнитивных тестов позволяющих проявить сильные стороны ученикам.
Надо сказать, что предложенный в работе подход к пониманию сущности психодиагностики и методика формирования нового отношения к ученику среди учителей и изменения самооценки сложились не на пустом месте. В их основе лежит учение JI.C. Выготского о развитии высших психических функций, идеи М. М. Бахтина о диалогической природе • сознания, развиваемые в отечественной психологии концепции о происхождении и единицах анализа психики (C.JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко и др.), а также многочисленные научные факты, полученные при разработке проблемы общения и межличностного познания (А.А. Бодалев, М. И. Лисина, Б. Ф. Ломов и др.).
Список литературы
- Айзенк Г. Проверь свои интеллектуальные способности Пер. с англ. Рига, 1992
- Айзенк Г. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта Пер. с англ. Новгород, 1994.
- Айзенк Г. Универсальные тесты профессора Айзенка. Спб.: «Стелла», 1996.
- Акимова М.К., Борисова Е. М., Гуревич К. М., Козлова В. Т., Логинова Г.П.. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) длямладших подростков. Обминск, 1993.
- Активные методы работы школьного психолога / Ред. И. В. Дубровина. — Изд. «ЭННОМ», Киров, 1988.
- Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет /Педагогический поиск.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 2. М.: Педагогика, 1980.
- Ананьев Б.Г. Сенсорно перцептивные характеристики индивидуального развития человека//Вопр. психологии. 1968. № 1. с. 3 — 11.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 2000.
- Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и кн. 2. М., 1982.
- Антология современной психологии конца 20 века (По материалам конференции ПСИХОЛОГИЯ СОЗИДАНИЯ). Ежегодник. Российское психологическое общество. Том 7, выпуск 3., Казань, 2001.
- Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М., 1971.
- Анохин П.К. Теория отражения и современная наука о мозге. М., 1969.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении . детей. Изд. «Ось-89», Москва.
- Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. М., 1995.
- Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы/ЯТсихология формирования и развития личности. М., 1987.
- Артемьева Т.Н. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности //Психология формирования и развития личности /Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: 1981.
- Артемьева Т.И. Психология способностей и всестороннее развитие личности //Принцип развития в психологии /Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1978.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М, 1984.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
- Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: Дело, 2001.
- Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пос. М.: Высшая школа, 2003.
- Берулава Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бийск, 1993.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность, как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Бодалев А.А., Столин В .В. Общая психодиагностика, 1987.
- Братченко С.Л. Верим ли мы в ребенка?! Личностный рост с позиций гуманистической психологии // Журнал практического психолога, 1998. № 1. 'с. 19−30.
- Братченко СЛ. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Методическое пособие для школьных психологов. Псков, 1997.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. -411.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
- Брушлинский А.В. Субъект, мышление, учение, воображение. М.- Воронеж, 1998.
- Бурлачук Л.Ф., КоржоваЕ.Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.3 5. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта.1. Киев, 1985.
- Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989.
- Веккер Л.М. Психические процессы: В 2-х томах. Л.: Т. 1. 1974. Т.2. 1976.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М. 1987.
- Вилюнас В.К. Психологические' механизмы мотивации человека. М., 1990.
- Витцлак Г. Основы психодиагностики/ Психодиагностика: теория и практика. 1986.
- Витцлак Г. Принципы разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике/ Психодиагностика: теория и практика, 1986.
- Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970.
- Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы психологов УЦ «Перспектива». Вып. 3/ Под ред. Пилипко Н. В. М.: УЦ «Перспектива», 2001.
- Войтко В.И., Гильбух Ю. З. Актуальные вопросы школьной психодиагностики. Современная педагогика 1978 № 8
- Войтко В.И., Гильбух Ю. З. Школьная психодиагностика: достижения и перспективы. Киев, 1980.
- Воронин А.Н. Диагностика невербальной креативности (краткий варианттеста Торренса) // Психологическое обозрение. 1995 № 1 С. 31- 87 .
- Выготский JI.C. Собрание сочинений в 6 -ти томах. Т.З. М., 1983.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: 1990.
- Гальперин П.Я. исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. с. 236.
- Габдреев Р.В. Психологические аспекты профессиональной диагностики // • Психологические резервы инженерной подготовки / Тез. докл. науч.-практич. конф. Казань, 1987, с. 28−29.
- Габдреев Р.В. Моделирование в познавательной деятельности студентов. Издательство Казанского университета, 1983.
- Габдреев Р.В., Тугушев Р. Х. Системные исследования когнитивных процессов субъекта деятельности. Саратов- Казань, 1999.
- Габдреев Р.В. Методология, теория, психологические резервы инженерной подготовки. М.: Наука, 2001.
- Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога. Екатеринбург, •2000.
- Голдстейн И.Л. Связь между целями обучения и обучающими системами. Человеческий фактор. Т. 3. Моделирование деятельности, профессиональное обучение и отбор операторов/Под ред. Е. К. Масловского. Часть II. М.: Мир, с. 56−81.
- Гуревич К.М. Об индивидуально-психологических особенностях школьников. М. 1988.
- Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. М., 1985.
- Гуревич К.М. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы Психологии •1980. № 2.
- Дёгтева М.П. Психолого-педагогическая диагностика. Теоретический курс •авторизованного изложения. Учебно-методическое пособие для студентов Московского Экстерного гуманитарного университета. 1993.
- Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: Сборник• научных трудов. М.: изд. АПН СССР, 1987.
- Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. / Под ред. В. Д. Шадрикова Изд-во Саратовского университета, 1989.
- Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей, М., 1996.
- Егорычева И.Д. Мы с тобой одной крови. Теория и практика организации внеучебной деятельности подростков. Методическое пособие для учителей, воспитателей, школьных психологов. М.: АПК и ПРО, 2003.
- Задачи и методы профессиональной психодиагностики. Киев, 1981.
- Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М.: Педагогика. 1984.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки• российской психологии. М., 1994.
- Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 1976.
- Измерение интеллекта детей: Пособие для психолога-практика/Под ред. Ю. З. Гильбуха. Киев, 1992
- Индивидуальные различия и личность: Хрестоматия/ Ред.-сост. Н.Н.1. Обозов. Спб. 1996.
- Карпов Ю.В., Талызина Н. Ф. Психодиагностика познавательного развития учащихся. М.: О-во «Знание» РСФСР, 1989.
- Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Изд-во КГУ, 1982
- Кирсанов А. А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении. Казань, 1978.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.
- Когнитивная психология. М.: Наука, 1986.
- Конопкин О.А. Психологические механизмы саморегуляции деятёльно-. сти.М., 1980.
- Копылова О.А. Изучение опыта педагогов-новаторов по формированию положительного отношения школьников к учению //Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Тверь, 1995. — Т.8 — с. 32−35
- Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы -М.: Знание, 1991
- Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся- мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. СПб.: СПбГУПМ, 2001.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика. 1970.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
- Леонтьев А.Н. О механизме чувственного отражения // Вопр. психологии. 1959. № 2. С. 19−41.
- Леонтьев А.Н. Мышление. // ФЭ. т. 3. — М., 1964.
- Леонтьев Д.А. Личностный смысл и трансформация психического образа / Вестн. Моск. ун та. Сер. 14. Психология. 1988. № 2. С. 3 — 14.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.90v Лурия A.P. Высшие корковые функции. МГУ., 1969.
- Лурия А.Р. Об историческом, развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974.92. ' Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993.
- Маруга Э.В. Психодиагностика: Материалы к лекциям. Балашов: Изд-во БГИИ. 1998.
- Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999.
- Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учеб. пособие по спецкурсу «Основы психологии личности». Пермь, 1990.
- Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. Учен. Зап. Пермского педагогического института, т. 77, вып. 6, 1970, с. 90 — 109.
- Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования. Пермь, 1988.
- Менчинсккая Н.А. Мышление в процессе обучения. В сб.: Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука. 1966.
- Морено Дж. Социометрия/Пер. с англ. М., 1958.
- Мочалова Н. М. Методы проблемного обучения и границы их применения.—^ Казань: Изд-во КГУ, 1979.
- Мясищев В. Н. Проблемы отношений человека и его место в психологии.— Вопросы психологии, 1957, № 5, с. 142 154.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995.106.' Наживин Ю. С. Характеристики саморегуляций сенсомоторной деятельности в адаптационный период. Автореферат канд. Дис. М., 1978
- Носс И.Н. Введение в технологию психодиагностики. М., 2003.
- ОвчароваР.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993.
- Орел В.Е., Сенин И. Г. Основы психодиагностики: Учеб. пособие- Яросл.• Гос. Ун-т. Ярославль, 2002.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. Пособие для студ. психол. фак. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Основы психодиагностики. Под редакцией А. Г. Шмелева. Учеб. пособие для студентов педвузов. М., Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
- Петровский В.А. К проблеме активности личности в познавательной деятельности. В кн.: Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности. — Ульяновск, 1981.
- Пиаже Ж. Избранные психологичечские труды. М., 1969.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1972.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. 2-е изд. / Под ред. А. А. Крылова и С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2000.
- Практикум по психодиагностике: Конкретные психодиагностические методики. М., 1989.
- Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М., 1988.
- Проблемы психологической службы: Сборник научных трудов/ Под ред. Е. А. Брагиной.-Ульяновск: ИПК ПРО, 1997.
- Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка /Под ред. Е.'Д.Божович: Учебное пособие. Московский психолого-социальный институт, 1990.
- Психология. Словарь/ Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
- Психология личности: Тексты / Под. Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.
- Психология формирования и развития личности. М., 1981.
- Психодиагностика: Учебник для вузов/ Л. Ф. Бурлачук. СПб.: Питер, 2003.
- Психологическая диагностика: Учебное пособие/Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. 2-е изд., испр. М.: Изд-во УРАО, 2000.
- Психодиагностика: теория и практика /Пер. с немецкого. М.: Прогресс, 1986.
- Психологическая диагностика: проблемы и исследования. /Под ред. К. М. Гуревича. М. Педагогика, 1981.
- Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Том 13., Тверь 2001. С.118−135
- Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980.
- Райгородский Б.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ — М», 2002.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности: перевод с немецкого. — М.: Мир, 1994.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
- Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию Становление человека: Пер. с англ./Общ. ред. и предисл. Исениной Е. И. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.
- Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Под ред. И. В. Дубровиной. 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 х томах. М., 1989.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. М., 1990.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -Спб.: ООО «Речь», 2002.
- Соловейчик С.Л. От интересов к способностям. М.: Издательство «Знание», 1968.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
- Талызина Н.В. Психодиагностика: теория и практика, 1986.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х томах. М: Педагогика, 1985. Т. 1. 330 с. Т. 2.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность/ Психология индивидуальных • различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. 2-е изд. — М.: «ЧеРо», 2002.
- Тихомиров O.K. Психология мышления: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во МГУ. 1969.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст (11 -14 лет). М.: Рольф, 2001.
- Уарте X. Исследование способностей к наукам. М.: 1960.
- Флоренская Т.А. Проблемы психологии гармонической личности '// Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения. М., 1976.
- Фридман Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение. личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.
- Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справчник учителя. М., 1991.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1984.
- Шадриков В.Д. Формиование психологической системы деятельности.
- Проблемы системогенеза деятельности. Ярославль. 1980
- Шайхелисламов Р.Ф., Иванов Ю. С. Моделирование процесса управления в автоматизиробанных образовательных системах. Казань: Изд-во Казан. Унта, 2000.
- Шевандрин Н.И. Психосемантическая парадигма в гуманистически «ориентированном образовании / Педагогика. 1992.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС, 1999.
- Шмелев А.Г. Психометрические основы психодиагностики. В кн.: Общая психодиагностика (ред. А. А. Бодалев, В.В.Столин). М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М., 1995.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995.
- Энциклопедия психологических тестов:. Личность, мотивация, потребности. М., 1997.
- Энциклопедия психологических тестов: Мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты. М., 1997.
- Энциклопедия психологических тестов: Темперамент, характер, познавательные процессы. М., 1997.
- Я работаю психологом. Опыт, размышления, советы /Под рук. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1999.
- Ядов В.А. Личность как субъект социальной активности. Активность «личности в социалистическом обществе. Москва- Варшава. 1974.
- Ядов В.А. Личность как субъект социальной активности. — В кн.: Активность личности в социалистическом обществе. М., Варшава, 1974.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности//Методологические проблемы социальной психологии/Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1975.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной . школе / М.: Сентябрь, 2000
- Acehr J. Towards a neo-fleld theory of problem-solving // J. General psychology. 1963. — V. 68. «
- Edvards M.P., Myler L.E. Intelligence, creativity, and achievement in a nonselective public junior high school // J. Educational psychology. 1965. — V. 2.
- Eysenc H.J. The structure of human personality. L.- N.Y., 1953.
- Guilford J.P. Creativity. American psychology. N.Y., 1950/
- Cattel R.B., Butcher H.J. Creativity and personality // Creativity, selected readings / P.E. Vernon (ed.). N. Y/, 1975.
- Spearman Ch. The abilities of man. L., 1927.
- Torrance E.P. Some products of twenty five years of creativity research // Educational perspectives. 1984. — V. 22.