Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Возможности формирующих когнитивных психодиагностических технологий при использовании в учебной деятельности: На материале подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из существующих направлений в рамках решения проблемы развития ребенка в условиях учебно-воспитательного процесса в 'школе является индивидуальный подход к учащемуся, как основной принцип работы школьного психолога. Задача школьного психолога заключается не в поисках прямого изменения ребенка, а в разработке стратегии воздействия на его мотивационно-потребностную сферу, в создании условий… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы современной психодиагностики
    • 1. 2. Функции психодиагностики в условиях педагогического взаимодействия
    • 2. Общая характеристика учебной деятельности 3 О
    • 3. Психодиагностические технологии
      • 3. 1. Формирующая составляющая психодиагностических технологий
    • 4. Соотношение когнитивного и регулятивного компонентов структуры личности ученика в условиях учебного процесса
  • Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей формирующих. когнитивных психодиагностических технологий при использовании в учебной деятельности
    • 2. 1. Методологические основы экспериментального исследования
    • 2. 2. Описание основной части эксперимента
    • 2. 3. Особенности самооценки подростков в ситуации реализации диагностической программы
    • 2. 4. Особенности познавательной сферы подростков в ситуации реализации диагностической программы
  • Выводы

Возможности формирующих когнитивных психодиагностических технологий при использовании в учебной деятельности: На материале подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

За последние два-три десятилетия в психодиагностике, считавшейся наукой о ранжировании и классификации людей по измеряемым признакам, произошло заметное смещение акцента в сторону ее гуманизации, под которой понимается углубленное, пристальное внимание к развитию личности ученика.. Это нашло отражение во введении новых критериев оценки результатов (взамен CTafистической: нормы), реализации принципа коррекционности, поисках развивающего и психотерапевтических эффектов психодиагностических методик. Важнейшей задачей психодиагностики становится обеспечение помощи в полноценном психическом и личностном развитии.

Сложность практико-ориентированной психологической диагностики в обучении обусловлена несколькими причинами. Во-первых, она должна органично включаться в педагогический процесс, протекающий по своим законамво-вторых, незамедлительно давать практический результат, т. е. влиять на работу ученика и учителя.

Хотя современной психологической наукой разработано и доказано положение о том, что каждый здоровый ребенок обладает безграничными возможностями своего развития, проблема реализации этих возможностей, нахождения индивидуальных путей интеллектуального и личностного развития учащихся, которые являются одним из условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе, не утратила своей актуальности.

Одним из существующих направлений в рамках решения проблемы развития ребенка в условиях учебно-воспитательного процесса в 'школе является индивидуальный подход к учащемуся, как основной принцип работы школьного психолога. Задача школьного психолога заключается не в поисках прямого изменения ребенка, а в разработке стратегии воздействия на его мотивационно-потребностную сферу, в создании условий, способствующих укреплению его собственной активности, раскрытию неповторимости его личности. В этом смысле индивидуальный подход нужен и так называемым благополучным детям не меньше, чем трудным. При одних и тех же природных задатках, в одной и той же среде ребенок может вырасти способным, и неспособным. Эксперименты неопровержимо доказывают, что, многие, так называемые «неспособные» дети оказались жертвой неправильного, дурного обучения и воспитания. Стоило использовать другие, более тонкие методы — как способности детей начали развиваться. Значит, они были, эти способности, но по каким-то причинам не могли проявиться. Следовательно, на современном этапе развития психологической диагностики в школе целью психодиагноста является разработка эффективных программ психодиагностических технологий, в структуре которых заложены свойства, изменяющие и влияющие на регулятивные механизмы, лежащих в основе учебной деятельности.

Цель исследования: выявить возможности использования психодиагностических технологий в целях воздействия на регулятивные механизмы меняющие характер учебной деятельности подростков.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой в работе были поставлены следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ возможностей психодиагностических технологий с позиции формирования когнитивной и регулятивной функций психики.

2. Исследовать влияние традиционных психодиагностических процедур и их результатов на учащихся, а также степень психологической компетенции и применения результатов психодиагностических технологий. учителями.

3. Подобрать специальную систему когнитивных тестов и построить психодидактическую систему, оказывающую позитивное влияние. на. учебную деятельность учеников.

Объект исследования: психодиагностические технологии и их использование в учебно-воспитательном процессе.

Предмет исследования: возможность использования психодиагностических технологий для изменения и влияния на регулятивные механизмы, лежащих в основе учебной деятельности.

Гипотеза исследования заключается в том, что если специальным образом отобрать и построить систему когнитивных технологий и использовать их — с соответствующим педагогическим наполнением, то они. окажут положительное влияние на характер учебной деятельности учащихся.

Научная новизна исследования: В осуществлении анализа психодиагностического подхода в современной психологической наукеформировании адекватной условиям обучения в школе психодиагностической программывыявлении и описание психологических механизмов, лежащих в основе формирующего влияния психодиагностических программопределении возможностей эффективности разработанной психодиагностической программы.

Практическая ценность исследования: • В том, что разработана психодиагностическая программа, проведена оценка когнитивной, эмоционально-волевой сфер личности ученика, особенностей межличностного взаимодействия, самооценки, креативности.

Общеметодологические основы исследования: -принцип единства сознания и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);

— системно-деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В.Д.Шадриков);

— субъектно-деятельностный подход (С.Л.Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский);

— разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике (Витцлак Г.);

— соотношение регулятивных и когнитивных функций психики в учебной деятельности (Р.В.Габдреев);

— модель личности в психодиагностике (Ю.М.Забродин);

— концепция построения психологической службы и требований к психологу (И.В.Дубровина, Н.С. Глуханюк).

Методы исследования:

— теоретический: обзорно-аналитический;

— эмпирический: анкетирование, опрос, тестовый метод, метод наблюдения, метод экспертной оценки («кратковременная память» (Р.Мейли), «Корректурная проба», «Групповой интеллектуальный тест», «IQАйзенка», «ВУТП» (Выявление уровня тревожности подростка),. «Самооценка личности» (Дембо-Рубинштейн, модифицированная А.М.Прихожан), «Кто я есть в этом мире» (В.А.Сонин), «Оригинальность мышления», «Невербальный тест», «Необычное использование» (П. Торренса), «IQ — Кеттела», «ШТУР», «САН», социометрический метод Дж. Морено, экспертный метод оценки учителями когнитивных свойств учащихся, экспертный метод оценки учителями успеваемости;

— интерпретационные: методы статистической обработки эмпирических данных.

База исследования: школы № 16, 68 г. Казани.

— Положения, выносимые на защиту:

1. Наряду с диагностической функцией, психодиагностические технологии могут оказывать формирующее влияние на учеников.

2. Учителя скорее используют результаты тестирования как «ярлыки», что оказывает негативное влияние на учащихся.

3. Специально подобранная система когнитивных тестов и построенная психодидактическая система при определенных условиях оказывает положительное влияние на учебно-воспитательный процесс (через изменение самооценки, статуса и создания перспектив развития).

Надежность и достоверность полученных данных обеспечивалась соблюдением основных методологических принципов психологической науки, комплексном применении апробированных в зарубежной и отечественной психологии методов исследования.

Апробация результатов: основные положения исследования изложены в 4 опубликованных статьях, обсуждены на заседаниях кафедры инженерной психологии и педагогики Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева, на межрегиональных научнопрактических конференциях (Пермь 2001,2002; Самара 2001; Шадринск 2003; Казань 2002,2003, Санкт-Петербург 2003).

Структура работы: диссертация содержит введение, две главы, заключение, список литературы (170 наименований) и приложения.

Результаты исследования адресовано не только студентам психологам и практическим психологам, но также учителям. Мы надеемся, что оно поможет им наладить плодотворное сотрудничество и организовать в школах систему психодиагностики, максимально привязанную к реальному •учебному процессу и направленную на его постоянную коррекцию. Но при этом они не должны забывать о том, что учебно-воспитательный процесс в школе, в конечном итоге, всегда должен быть подчинен единственной цели — формированию личности. При отсутствии подобных целей усилия педагогических работников и психологов могут оказаться не только напрасными, но даже вредными для школьников. Обозначенное здесь направление • психолого-педагогической деятельности является лучшим средством совершенствования профессионального мастерства соответствующих специалистов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Педагогическая деятельность всегда нацелена на развитие личности ученика. Поэтому учитель должен быть хорошим психологом-практиком, т. е. иметь развитое психологическое мышление. Однако распространенная. в педагогических вузах система профессиональной подготовки специалистов для школы является очень несовершенной как в содержательном, так и в методическом плане. Особенно серьезными недостатками отличается психологическая подготовка учителей. Как уже отмечалось ранее, она не привносит каких-либо принципиальных изменений в структуру их мышления. По своей сущности оно остается у них житейским (обыденным) и не позволяет, в последующем, правильно ставить и эффективно решать соответствующие профессиональные задачи.

В представленном исследовании изложены теоретические. и методические основы формирования психологического мышления учителя с учетом реальных проблем учащихся и использования результатов психодиагностики в плане изменения механизмов психической саморегуляции. Оно изначально задумано как необходимое дополнение к существующей системе педагогической деятельности и поиска резервов в, плане мобилизации возможностей учащихся с помощью методов непредметной учебной деятельности.

Введение

соответствующего спецкурса позволит во многом преодолеть разрыв между стихийно сложившимися у учителей житейскими психологическими представлениями и усвоенными на занятиях научными понятиями, связать теорию с педагогической практикой.

Сущность развиваемого здесь методического подхода заключается в, следующем. Рассматривая психологическое мышление как систему преобразованных социально ориентированных действий (содействий), мы считаем, что методика его формирования должна воспроизводить существенные закономерности и логику его естественного становления м в этом учителю может помочь современная психодиагностика. Поэтому основная задача спецкурса и спецпрактикума состоит в том, чтобы актуализировать у студентов соответствующее множество содействий, адекватных всем основным структурным компонентам личности, и организовать их последовательное преобразование по всем необходимым параметрам: форме, обобщенности, развернутости, освоенности и др. особое внимание следует уделять процессу вербализации содействий, для чего рекомендуется использовать письменную речь, понимания внутренних проблем учащихся и использования возможностей получения положительного результата при решении когнитивных тестов позволяющих проявить сильные стороны ученикам.

Надо сказать, что предложенный в работе подход к пониманию сущности психодиагностики и методика формирования нового отношения к ученику среди учителей и изменения самооценки сложились не на пустом месте. В их основе лежит учение JI.C. Выготского о развитии высших психических функций, идеи М. М. Бахтина о диалогической природе • сознания, развиваемые в отечественной психологии концепции о происхождении и единицах анализа психики (C.JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко и др.), а также многочисленные научные факты, полученные при разработке проблемы общения и межличностного познания (А.А. Бодалев, М. И. Лисина, Б. Ф. Ломов и др.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Проверь свои интеллектуальные способности Пер. с англ. Рига, 1992
  2. Г. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта Пер. с англ. Новгород, 1994.
  3. Г. Универсальные тесты профессора Айзенка. Спб.: «Стелла», 1996.
  4. М.К., Борисова Е. М., Гуревич К. М., Козлова В. Т., Логинова Г.П.. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) длямладших подростков. Обминск, 1993.
  5. Активные методы работы школьного психолога / Ред. И. В. Дубровина. — Изд. «ЭННОМ», Киров, 1988.
  6. Ш. А. В школу с шести лет /Педагогический поиск.
  7. .Г. Избранные психологические труды. Т. 2. М.: Педагогика, 1980.
  8. .Г. Сенсорно перцептивные характеристики индивидуального развития человека//Вопр. психологии. 1968. № 1. с. 3 — 11.
  9. .Г. Человек как предмет познания. М., 2000.
  10. А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и кн. 2. М., 1982.
  11. Антология современной психологии конца 20 века (По материалам конференции ПСИХОЛОГИЯ СОЗИДАНИЯ). Ежегодник. Российское психологическое общество. Том 7, выпуск 3., Казань, 2001.
  12. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М., 1971.
  13. П.К. Теория отражения и современная наука о мозге. М., 1969.
  14. А.Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении . детей. Изд. «Ось-89», Москва.
  15. А.Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. М., 1995.
  16. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы/ЯТсихология формирования и развития личности. М., 1987.
  17. Т.Н. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности //Психология формирования и развития личности /Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: 1981.
  18. Т.И. Психология способностей и всестороннее развитие личности //Принцип развития в психологии /Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1978.
  19. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980.
  20. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М, 1984.
  21. А.Г. Психология личности. М., 1990.
  22. А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: Дело, 2001.
  23. Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пос. М.: Высшая школа, 2003.
  24. Берулава Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бийск, 1993.
  25. Д.Б. Интеллектуальная активность, как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
  26. Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  27. А.А., Столин В .В. Общая психодиагностика, 1987.
  28. С.Л. Верим ли мы в ребенка?! Личностный рост с позиций гуманистической психологии // Журнал практического психолога, 1998. № 1. 'с. 19−30.
  29. СЛ. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Методическое пособие для школьных психологов. Псков, 1997.
  30. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. -411.
  31. А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
  32. А.В. Субъект, мышление, учение, воображение. М.- Воронеж, 1998.
  33. Л.Ф., КоржоваЕ.Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.3 5. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта.1. Киев, 1985.
  34. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989.
  35. Л.М. Психические процессы: В 2-х томах. Л.: Т. 1. 1974. Т.2. 1976.
  36. .М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
  37. М. Продуктивное мышление. М. 1987.
  38. В.К. Психологические' механизмы мотивации человека. М., 1990.
  39. Г. Основы психодиагностики/ Психодиагностика: теория и практика. 1986.
  40. Г. Принципы разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике/ Психодиагностика: теория и практика, 1986.
  41. И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970.
  42. Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы психологов УЦ «Перспектива». Вып. 3/ Под ред. Пилипко Н. В. М.: УЦ «Перспектива», 2001.
  43. В.И., Гильбух Ю. З. Актуальные вопросы школьной психодиагностики. Современная педагогика 1978 № 8
  44. В.И., Гильбух Ю. З. Школьная психодиагностика: достижения и перспективы. Киев, 1980.
  45. А.Н. Диагностика невербальной креативности (краткий варианттеста Торренса) // Психологическое обозрение. 1995 № 1 С. 31- 87 .
  46. JI.C. Собрание сочинений в 6 -ти томах. Т.З. М., 1983.
  47. JI.C. Педагогическая психология. М.: 1990.
  48. П.Я. исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. с. 236.
  49. Р.В. Психологические аспекты профессиональной диагностики // • Психологические резервы инженерной подготовки / Тез. докл. науч.-практич. конф. Казань, 1987, с. 28−29.
  50. Р.В. Моделирование в познавательной деятельности студентов. Издательство Казанского университета, 1983.
  51. Р.В., Тугушев Р. Х. Системные исследования когнитивных процессов субъекта деятельности. Саратов- Казань, 1999.
  52. Р.В. Методология, теория, психологические резервы инженерной подготовки. М.: Наука, 2001.
  53. Н.С. Психология профессионализации педагога. Екатеринбург, •2000.
  54. И.Л. Связь между целями обучения и обучающими системами. Человеческий фактор. Т. 3. Моделирование деятельности, профессиональное обучение и отбор операторов/Под ред. Е. К. Масловского. Часть II. М.: Мир, с. 56−81.
  55. К.М. Об индивидуально-психологических особенностях школьников. М. 1988.
  56. К.М. Что такое психодиагностика. М., 1985.
  57. К.М. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы Психологии •1980. № 2.
  58. М.П. Психолого-педагогическая диагностика. Теоретический курс •авторизованного изложения. Учебно-методическое пособие для студентов Московского Экстерного гуманитарного университета. 1993.
  59. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: Сборник• научных трудов. М.: изд. АПН СССР, 1987.
  60. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. / Под ред. В. Д. Шадрикова Изд-во Саратовского университета, 1989.
  61. В.Н. Психодиагностика общих способностей, М., 1996.
  62. И.Д. Мы с тобой одной крови. Теория и практика организации внеучебной деятельности подростков. Методическое пособие для учителей, воспитателей, школьных психологов. М.: АПК и ПРО, 2003.
  63. Задачи и методы профессиональной психодиагностики. Киев, 1981.
  64. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М.: Педагогика. 1984.
  65. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки• российской психологии. М., 1994.
  66. А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 1976.
  67. Измерение интеллекта детей: Пособие для психолога-практика/Под ред. Ю. З. Гильбуха. Киев, 1992
  68. Индивидуальные различия и личность: Хрестоматия/ Ред.-сост. Н.Н.1. Обозов. Спб. 1996.
  69. Ю.В., Талызина Н. Ф. Психодиагностика познавательного развития учащихся. М.: О-во «Знание» РСФСР, 1989.
  70. А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Изд-во КГУ, 1982
  71. А. А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении. Казань, 1978.
  72. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.
  73. Когнитивная психология. М.: Наука, 1986.
  74. О.А. Психологические механизмы саморегуляции деятёльно-. сти.М., 1980.
  75. О.А. Изучение опыта педагогов-новаторов по формированию положительного отношения школьников к учению //Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Тверь, 1995. — Т.8 — с. 32−35
  76. Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы -М.: Знание, 1991
  77. Ю.Н. Изменяющийся- мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. СПб.: СПбГУПМ, 2001.
  78. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика. 1970.
  79. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  80. А.Н. О механизме чувственного отражения // Вопр. психологии. 1959. № 2. С. 19−41.
  81. А.Н. Мышление. // ФЭ. т. 3. — М., 1964.
  82. Д.А. Личностный смысл и трансформация психического образа / Вестн. Моск. ун та. Сер. 14. Психология. 1988. № 2. С. 3 — 14.
  83. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.90v Лурия A.P. Высшие корковые функции. МГУ., 1969.
  84. А.Р. Об историческом, развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974.92. ' Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993.
  85. Э.В. Психодиагностика: Материалы к лекциям. Балашов: Изд-во БГИИ. 1998.
  86. А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999.
  87. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учеб. пособие по спецкурсу «Основы психологии личности». Пермь, 1990.
  88. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. Учен. Зап. Пермского педагогического института, т. 77, вып. 6, 1970, с. 90 — 109.
  89. B.C. Личность как предмет психологического исследования. Пермь, 1988.
  90. Н.А. Мышление в процессе обучения. В сб.: Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука. 1966.
  91. Дж. Социометрия/Пер. с англ. М., 1958.
  92. Н. М. Методы проблемного обучения и границы их применения.—^ Казань: Изд-во КГУ, 1979.
  93. В. Н. Проблемы отношений человека и его место в психологии.— Вопросы психологии, 1957, № 5, с. 142 154.
  94. В.Н. Психология отношений. М., 1995.106.' Наживин Ю. С. Характеристики саморегуляций сенсомоторной деятельности в адаптационный период. Автореферат канд. Дис. М., 1978
  95. И.Н. Введение в технологию психодиагностики. М., 2003.
  96. ОвчароваР.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993.
  97. В.Е., Сенин И. Г. Основы психодиагностики: Учеб. пособие- Яросл.• Гос. Ун-т. Ярославль, 2002.
  98. А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. Пособие для студ. психол. фак. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  99. Основы психодиагностики. Под редакцией А. Г. Шмелева. Учеб. пособие для студентов педвузов. М., Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
  100. В.А. К проблеме активности личности в познавательной деятельности. В кн.: Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности. — Ульяновск, 1981.
  101. . Избранные психологичечские труды. М., 1969.
  102. К.К. Проблемы способностей. М., 1972.
  103. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
  104. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. 2-е изд. / Под ред. А. А. Крылова и С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2000.
  105. Практикум по психодиагностике: Конкретные психодиагностические методики. М., 1989.
  106. Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М., 1988.
  107. Проблемы психологической службы: Сборник научных трудов/ Под ред. Е. А. Брагиной.-Ульяновск: ИПК ПРО, 1997.
  108. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка /Под ред. Е.'Д.Божович: Учебное пособие. Московский психолого-социальный институт, 1990.
  109. Психология. Словарь/ Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
  110. Психология личности: Тексты / Под. Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.
  111. Психология формирования и развития личности. М., 1981.
  112. Психодиагностика: Учебник для вузов/ Л. Ф. Бурлачук. СПб.: Питер, 2003.
  113. Психологическая диагностика: Учебное пособие/Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. 2-е изд., испр. М.: Изд-во УРАО, 2000.
  114. Психодиагностика: теория и практика /Пер. с немецкого. М.: Прогресс, 1986.
  115. Психологическая диагностика: проблемы и исследования. /Под ред. К. М. Гуревича. М. Педагогика, 1981.
  116. Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Том 13., Тверь 2001. С.118−135
  117. П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980.
  118. .Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ — М», 2002.
  119. X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности: перевод с немецкого. — М.: Мир, 1994.
  120. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
  121. К.Р. Взгляд на психотерапию Становление человека: Пер. с англ./Общ. ред. и предисл. Исениной Е. И. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.
  122. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Под ред. И. В. Дубровиной. 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  123. С.Л. Основы общей психологии. В 2 х томах. М., 1989.
  124. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. М., 1990.
  125. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -Спб.: ООО «Речь», 2002.
  126. С.Л. От интересов к способностям. М.: Издательство «Знание», 1968.
  127. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  128. Н.В. Психодиагностика: теория и практика, 1986.
  129. .М. Избранные труды: В 2-х томах. М: Педагогика, 1985. Т. 1. 330 с. Т. 2.
  130. .М. Способности и одаренность/ Психология индивидуальных • различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. 2-е изд. — М.: «ЧеРо», 2002.
  131. O.K. Психология мышления: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  132. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во МГУ. 1969.
  133. Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст (11 -14 лет). М.: Рольф, 2001.
  134. X. Исследование способностей к наукам. М.: 1960.
  135. Т.А. Проблемы психологии гармонической личности '// Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения. М., 1976.
  136. Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение. личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.
  137. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справчник учителя. М., 1991.
  138. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1984.
  139. В.Д. Формиование психологической системы деятельности.
  140. Проблемы системогенеза деятельности. Ярославль. 1980
  141. Р.Ф., Иванов Ю. С. Моделирование процесса управления в автоматизиробанных образовательных системах. Казань: Изд-во Казан. Унта, 2000.
  142. Н.И. Психосемантическая парадигма в гуманистически «ориентированном образовании / Педагогика. 1992.
  143. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС, 1999.
  144. А.Г. Психометрические основы психодиагностики. В кн.: Общая психодиагностика (ред. А. А. Бодалев, В.В.Столин). М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983.
  145. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М., 1995.
  146. Д.Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995.
  147. Энциклопедия психологических тестов:. Личность, мотивация, потребности. М., 1997.
  148. Энциклопедия психологических тестов: Мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты. М., 1997.
  149. Энциклопедия психологических тестов: Темперамент, характер, познавательные процессы. М., 1997.
  150. Я работаю психологом. Опыт, размышления, советы /Под рук. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1999.
  151. В.А. Личность как субъект социальной активности. Активность «личности в социалистическом обществе. Москва- Варшава. 1974.
  152. В.А. Личность как субъект социальной активности. — В кн.: Активность личности в социалистическом обществе. М., Варшава, 1974.
  153. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности//Методологические проблемы социальной психологии/Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1975.
  154. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной . школе / М.: Сентябрь, 2000
  155. Acehr J. Towards a neo-fleld theory of problem-solving // J. General psychology. 1963. — V. 68. «
  156. Edvards M.P., Myler L.E. Intelligence, creativity, and achievement in a nonselective public junior high school // J. Educational psychology. 1965. — V. 2.
  157. Eysenc H.J. The structure of human personality. L.- N.Y., 1953.
  158. Guilford J.P. Creativity. American psychology. N.Y., 1950/
  159. Cattel R.B., Butcher H.J. Creativity and personality // Creativity, selected readings / P.E. Vernon (ed.). N. Y/, 1975.
  160. Spearman Ch. The abilities of man. L., 1927.
  161. Torrance E.P. Some products of twenty five years of creativity research // Educational perspectives. 1984. — V. 22.
Заполнить форму текущей работой