Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Вера как социально-психологический феномен и его суггестивный механизм формирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, подводя итоги, можно сказать следующее: вера — сложный социально — психологический феномен, и в основе его сложности лежит структурно — функциональная сложность ментальности. Ментальность определяет множественность проявлений веры, а также ее интегративную роль по отношению к разным сферам личности. По своим внешним проявлением вера может быть понимаема как специфический способ принятия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ВЕРА КАК СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
    • 1. 1. Проблема определения понятия «вера» в науке
    • 1. 2. Феноменологический подход к раскрытию социально -психологического содержания понятия «вера»
  • Глава 2. ВНУШЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРЫ: СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
    • 2. 1. Механизмы формирования верований: концепции фильтрации и концепции принятия
    • 2. 2. Ментальность и ментальный диссонанс в процессе формирования веры
    • 2. 3. Внушающее воздействие образа — представления о предмете веры
    • 2. 4. Источники суггестивного воздействия в процессе формирования верований
    • 2. 5. Суггестия в процессе формирования веры: механизмы и медиаторы
  • ВЫВОДЫ

Вера как социально-психологический феномен и его суггестивный механизм формирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Специфика научного знания о вере заключается в том, что оно мозаично, а его доля в общем массиве знаний о вере несущественна. Само понятие веры практически не встречается в научных исследованиях и монографиях, и его изучение происходит на периферии научного анализа.

В философских и филологических науках понятие веры наиболее изучено: количество аспектов рассмотрения наиболее полно, а число исследований и монографий, посвященных вере в данных областях, наиболее значительно.

В рамках социальных и психологических наук вера рассматривалась в основном в связи с проблемами доверия, воображения и заражения. Труды, посвященные собственно вере как психологическому или социальнопсихологическому феномену, в основной своей массе относятся к концу девятнадцатого — началу двадцатого столетий, и в строгом смысле не могут быть признаны научными, поскольку ни на терминологическом, ни на методологическом уровнях не согласуются со стандартами современной психологической науки.

Специфика проблемной ситуации заключается в следующем: научное знание о вере неполно и противоречиво, а методология исследования феномена «вера» недостаточно разработана. В силу множественности своих аспектов, вера трудно поддается операционализации, и, как следствие, усложняется путь разработки надежных критериев исследования объекта. Помимо этого, мы можем указать на проблему эмпирического исследования веры: вследствие латентности некоторых ее проявлений для субъекта исследования, эмпирическое подтверждение теории веры на сегодняшний день практически невозможно.

Исследование представляется актуальным и значимым, поскольку позволяет разрешить ряд научных задач. Во — первых, в диссертации анализируются научные подходы к феномену веры и разрабатываются некоторые единицы терминологического аппарата теории веры. Во — вторых, предложено авторское видение социально — психологического содержания феномена веры и процесса формирования веры. В — третьих, анализируется значение суггестии в процессе формирования веры.

Актуальность исследования. Социально — психологический феномен веры выполняет важнейшие функции по отношению к личности и социальной группе. В современной действительности специфические для веры функции приобретают особую актуальность и значимость на социально психологическом уровне.

Познавательный статус и ряд специфических особенностей веры позволяют ей быть одним из наиболее доступных, адекватных и востребованных способов принятия информации из окружающей среды.

Высокие и стабильно возрастающие объем и интенсивность информационных потоков характеризуют современную информационную сферу общества. Данная специфика обусловливает необходимость индивидуального выбора в качестве приоритетного такого способа принятия и фильтрации информации, в котором бы адекватно сочетались экономия ресурсов и контроль за принимаемым содержанием. Среди множества своих форм, вера располагает подобными средствами: принятие происходит вне рациональной аргументации, а контрольно — селективная функция веры обеспечивает определенный уровень социально — психологической и информационной безопасности. Кроме того, вера выполняет функцию психологического механизма защиты.

Изучение специфики современных культурных феноменов (возрастание потоков информации, глобализация, космополитизм, интенсивная культурная ассимиляция) дает основание полагать, что на социально — психологическом уровне существуют явления, сдерживающие аномию на индивидуальном уровне. Таким явлением, по нашему мнению, является ментальность индивида. Ментальность выражена в вере. Именно вера позволяет индивиду не только опредметчивать" ментальную потребность (в образе — представлении о предмете веры), но и локализовывать ментальные части культуры от внешних и внутренних деструктивных влияний. Данное соображение дает основания считать, что вера опосредует не только личностную, но и групповую культурную целостность и стабильность.

Социально — психологическое представление о вере позволяет утверждать, что вера является также коммуникативной реальностью, и, следовательно, может опосредовать социально — психологическое влияние на индивида. Учитывая значительные ресурсы современных средств массовой информации, мы можем говорить о появлении специфической для современности роли веры — средства организованного влияния.

Учитывая названные положения, актуальность исследования состоит в том, что оно позволяет с позиций социальной психологии проанализировать механизм функционирования и формирования социально — психологического феномена веры в коммуникативной реальности.

Методологические основы исследования. В диссертационной работе применялись следующие концепции и подходы: социально — психологическая концепция природы верыфеноменологический подход к интерпретации социально — психологического содержания верыконцепция многофакторной детерминации формирования верыконцепция воли А. Н. Леонтьеваположение В. Соловьева о самостоятельном познавательном статусе верыневолевая концепция веры П. Соколова и O. JIe Бонаположение об особом статусе образа — представления о предмете веры У. Джеймсаидея функционирования аффективного и когнитивного фильтров в процессе формирования веры Ф. Клеманаидея ментальной потребности и ментального диссонанса как основы формирования верытеория когнитивного диссонанса Л. Фестингерапонимание принятия Л. С. Выготскоготеория внушения В. М. Бехтереватеория внушения В. Н. Куликоваконцепция антиципации Б. Ф. Ломова.

В диссертации были применены методы: анализ документов и экспертный опрос. В качестве основного логического метода в диссертации использовался структурно — семантический метод декомпозиции. Использованы эмпирические данные психолингвистических исследований: системного анализатора ритмики текста (САРТ), семантического дифференциала, анализа грамматических, фонологических, морфологических и синтаксических конструкций, анализа латентной ритмической схемы текста.

Объектом исследования является феномен веры, понимаемый как комплекс когнитивных, ценностных, мотивационных, установочных и аффективных образований, являющихся производными специфической ментальности и практической деятельности, позволяющая фильтровать, принимать и актуализировать информационное содержание вне рациональной аргументации.

Предметом исследования является социально — психологический механизм формирования веры.

Цель диссертационного исследования — выявление специфики феномена веры исходя из особенностей его социально — психологического формирования. Для достижения поставленной цели потребовалось решение ряда исследовательских задач: 1) Дать интерпретацию социальнопсихологического содержания понятия «вера» — 2) Выявить социальнопсихологический механизм формирования веры- 3) Проанализировать суггестию в процессе формирования веры- 4) Разработать теоретическую модель процесса формирования веры, объясняющую специфику ее структуры и функций.

Научная гипотеза исследования. Социально — психологический механизм формирования веры предполагает достижение личностью ментального баланса, а также суггестивной формы воздействия на элементы структуры личности.

Научная новизна исследования. В диссертации представлены следующие новые разработки: структура веры, описан механизм и факторы формирования веры, роль суггестии в формировании веры. Классифицированы подходы к социально — психологическому феномену веры, представлен и обоснован феноменологический подход. Проведен сравнительный анализ теорий формирования веры, разработана авторская модель формирования веры. Классифицированы и рассмотрены виды веры, разведены понятия веры и верований. Проанализирована роль суггестии в процессе формирования веры, ее источники. Расширено определение ментальности и предложен подход к толкованию роли ментальности в процессе формирования веры. Разработана концепция ментального диссонанса и этапы реализации ментальной потребности. Рассмотрены роль антиципации и интуиции в процессе формирования веры. Рассмотрена специфика образа — представления о предмете веры. Рассмотрена суггестивная сторона воздействия образа — представления о предмете веры. Проанализированы и классифицированы различные источники суггестивного воздействия, отдельно рассмотрена суггестивность языка и речи, а также суггестивное воздействие текстов и методы его исследования. На основании анализа ряда психолингвистических и лингвистических исследований выделены критерии оценки суггестивности текста, рассмотрена суггестивность религиозных текстов и ее специфика, а также роль религиозных текстов в формировании религиозной веры.

Теоретическая значимость исследования заключается в ряде представленных разработок: определений, классификаций и моделей. Представлены авторские определения веры, верования и ментальности. Классифицированы подходы к вере, подходы к формированию веры, виды веры и верований, источники суггестивного воздействия в процессе формирования веры, факторы суггестивного воздействия в процессе формирования веры. Представлена структура веры. Разработана авторская модель формирования веры.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть применены в воспитательной работе в учебных заведениях разных уровней. Выводы, полученные в работе, могут быть использованы в качестве теоретической базы для курсов религиоведения, религиозной культуры, психологии религии.

Положения, выносимые на защиту:

• Вера — это система когнитивных, ценностных, мотивационных, установочных и аффективных элементов, позволяющая производить фильтрацию и принятие информационного содержания вне рациональной аргументации. Факт сознательного принятия при отсутствии рациональной аргументации может быть объяснен, во — первых, сниженной критикой сознания при действии суггестивных механизмовво — вторых, тем, что когнитивный диссонанс компенсируется удовлетворением ментальной потребности или нейтрализуется благодаря ему.

• Ментальный диссонанс лежит в основе социально — психологического механизма формирования веры.

• Суггестивное воздействие выполняет функцию социальнопсихологического механизма формирования веры.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.

102 ВЫВОДЫ.

В результате проведенного исследования получен ряд выводов о природе социально — психологического феномена веры и механизмах его формирования.

Одним из центральных положений данного исследования является положение о специфике социально — психологического феномена веры. На основе теоретического анализа ряда монографий и исследований, а также собственных разработок, получены конкретизирующие выводы к данному тезису.

В диссертационной работе специфика веры представлена через особенность ее формирования и уникальность своего основания — ментальность личности. Ментальность, являясь частью структуры личности, согласно содержанию диссертации, выражена практически в ментальной потребности личности. В результате актуализации ментальной потребности индивид направляет свои ресурсы на поиск предмета ментальной потребности: происходит поиск такого объекта, который бы, вступая в определенные отношения с личностью субъекта, удовлетворял бы особенностям специфической ментальности индивида конкретных социально — культурных условий. Помимо этого, специфика ментальности проявляется и в особенностях конкретной веры конкретной личности. Если иметь в виду религиозную веру, то данный факт нам говорит о том, что личность с заданным набором ментальных характеристик обладает ограниченным кругом конфессий, потенциально могущих быть принятыми. Иными словами, личность ограничена в свободе выбора предмета своей веры (в конечном итоге — своей религии) собственной ментальностью, которая сформировалась в ее социальном опыте.

Вера является социально — психологическим феноменом в силу того, что ее основания социально обусловлены и личностно интериоризированны, а сама вера может рассматриваться как коммуникативная реальность. Вера является относительно локализованной сферой деятельности и обмена между личностью и социальной группой. Вера может быть рассмотрена как особый род познания и аккумуляции социального опыта, которые опосредуют возможность преобразований внутреннего психологического во внешнее социальное, и наоборот. Вера как особый феномен способна отражать в собственной специфике особенность ментальности личности конкретных социальнокультурных условий. Вера специфична по отношению к другим социальнопсихологическим феноменам: к убеждению, верованию, внушению и пр. Специфика веры может быть рассмотрена двояко: с одной стороны, мы имеем в виду специфику проявления веры, которая заключается в особом отношении между индивидом и предметом его веры. С другой стороны, подразумевается содержательная специфика, отражающаяся в функциях и структуре веры. Она понимается нами, в первую очередь, как специфика, обусловленная присутствием ментальной потребности в процессе формирования и функционирования социально — психологического феномена веры. Вера специфична также своей сложностью и множественностью проявлений, многофакторностью и многоаспектностью.

Следующий важный вывод, полученный в процессе исследования, методологический: феноменологический подход является адекватным средством для теоретического анализа социально — психологического содержания веры. Это обусловлено тем, что именно феноменологический подход позволяет анализировать явления многоаспектные, то есть использовать одновременно несколько теоретических моделей одного явления. Данное условие было необходимо с учетом теоретических и методологических трудностей, обусловленных спецификой нашей проблемной ситуации.

Одним из важнейших с точки зрения научной новизны является вывод о том, что в основе формирования веры лежит ментальная потребность. Именно ментальность обусловливает содержательную и динамическую специфику феномена веры. Будучи основанием веры, ментальность позволяет сохранять относительно стабильные формы личностной направленности индивидов в рамках одной культуры. Ментальная потребность выражается таким образом, что индивид направляет свои ресурсы на поиск предмета потребности, и потребность «опредмечивается» при обнаружении предмета веры. Именно данный механизм составляет основу статичности какой бы то ни было веры в обществе, сохранность и трансляционность социального опыта.

Если иметь в виду гипотезы исследования, то важнейшим выводом является то, что внушение является механизмом формирования веры. В результате исследования мы выяснили, что роль внушения в процессе формирования веры значительна, если иметь в виду весь объем суггестивного воздействия различных компонентов структуры веры и факторов ее формирования. Внушение является механизмом формирования веры, но не может самостоятельно формировать веру вне прочих механизмов и условностей. Главным условием формирования веры является соответствие содержания веры особенностям ментальности, и, если оно не выполняется, механизм внушения практически неэффективен. Эффективность механизмов внушения в значительной мере зависима от социально — психологических, личностных, ситуационных и социальных факторов. В ходе исследования также подтверждено положение о том, что эффективность внушения в процессе формирования веры гораздо менее значительна, нежели эффективность внушения внутри сформированной веры. В основе этого положения лежит тот факт, что суггестивность компонентов структуры веры усиливается самой верой.

Следующее положение, полученное в результате разработки одного из блоков исследования, заключается в том, что некоторые элементы структуры веры обладают внушающим воздействием. В исследование приводятся содержательные и функциональные структуры веры и верований, их составляющие анализируются не предмет суггестивности. Мы выяснили, что в основе специфики восприятия предмете веры лежит, помимо прочих феноменов, суггестивность самого предмета веры. Она заключена в разных компонентах, составляющих предмет веры. Мы анализируем образпредставление о предмете веры относительно его суггестивного воздействия на личность, а также рассматриваем нормы и тексты как носители суггестивности внутри системы веры. На примере религиозных текстов рассматриваются особенности религиозных источников суггестивности религиозной веры. Выявляется их лингвистическая специфика, опосредующая императивность языка и речи.

Важный вывод исследования — о том, что процесс формирования веры не сводим к процессам принятия и фильтрации. Большинство концепций формирования веры относятся к одному из выделенных нами классов: концепций принятия, либо концепций фильтрации. Первые, представленные, как правило, отечественными авторами, объясняют процесс формирования веры посредством механизмов принятия. Вторые, более близкие западноевропейской школе, рассматривают механизмы фильтрации как основополагающие в процессе формирования веры. В нашем исследовании анализируется процесс формирования веры, и в результате мы приходим к выводу, что формирование веры — сложный процесс, в котором присутствуют различные механизмы, и они несводимы к принятию или к фильтрации. Суть процесса формирования веры заключается в реализации ментальной потребности, при этом задействованы различные механизма: поиск предмета потребности, фильтрация, принятие, внушение и другие. Таким образом, мы утверждаем, что ни фильтрация, ни принятие не детерминируют формирование веры.

Следующий вывод относится к блоку анализа специфических проявлений веры: специфика проявления веры заключается в особом отношении индивида к предмету веры. Среди прочих проявлений веры интерес представляет отношение индивида к предмету своей веры. В первую очередь, речь идет о содержании данного отношения, по вторую — об особом статусе образапредставления о предмете веры. Содержательно данное отношение анализируется с точки зрения его чувственного выражения, которое обусловлено вплетением его в ряд наиболее индивидуально значимых систем: ментальной, когнитивной, ценностной, аффективной и пр. Что касается анализа специфики образа — представления о предмете веры, то он происходит с позиций ментального обусловливания перцептивной специфики.

Механизм внушения внутри структуры веры усиливает и стабилизирует ее. Данный вывод получен на основе теоретического анализа структуры веры и роли суггестивности в ее компонентах, а также в результате теоретического обобщения и анализа выводов ряда эмпирических данных относительно суггестивности религионых текстов.

Нами получен также ряд ценных методологических выводов относительно исследования структуры феномена веры, факторов формирования веры и семантической дифференциации веры относительно других понятий. Относительно структуры феномена веры мы выявили следующее: неопределенность не является ядром структуры веры. Более того, неопределенность не является необходимым условием, предшествующим формированию веры. Данный тезис основан на том, что вера формируется на базе ментальности индивида, а ментальность не есть информационное понятие. Вера может формироваться при полной информационной определенности, и даже в противовес убежденности, поскольку формирование веры обусловлено функционированием ментальной потребности, информационная часть которой не является ее детерминантой. Неопределенность, в нашем понимании, является значимым элементов сомнения — обратной стороны веры, этапом ее функционирования. В этом смысле неопределенность действительно является значимым компонентом в процессе формирования веры: она, с одной стороны, выполняет роль стимула или фрустрационную роль, а, с другой стороны, особым образом организует информационное поле для принятия когнитивных элементов веры.

В диссертации разведены понятия веры, знания и убеждения. Их соотнесение, в нашем представлении, не может быть произведено логически единым способом, поскольку они существуют во взаимопроникновении и их взаимоотношения сложны. Вера, с одной стороны, достаточно четко понятийно отделима от знания и убеждения: ее основания и проявления качественно иные, как по объему, так и по содержанию. С другой стороны, верование в своем наиболее примитивном виде есть основа любого знания и убеждения, а знание и убеждение могут выступать компонентами структуры веры.

Мы рассматриваем соотношение психологического содержания веры, воли и сознания в процессе их функционирования. Проблема веры и воли изучалась как в классических, так и в современных трудах. Мы считаем, что воля не является обязательным условием формирования веры, поскольку процесс формирования веры инициируется и реализуется ресурсами ментальности индивида, которые существуют вне зависимости от воли. Проблема соотношения веры и сознания представляется относительно более сложной: сознание присутствует в процессе формирования веры, его работа может предшествовать ему. Некоторые ученые, многие философы и богословы считают процесс осознавания предмета веры предшествующим самой вере и неизбежным этапом в ее формировании. В нашем представлении, сознание играет важнейшую роль как в формировании веры, так и в процессе ее реализации, но при этом нельзя однозначно определить его место и роль данных процессах. По — видимому, сознание всякий раз проявляется индивидуально в процессе формирования веры. В данном исследовании мы иллюстрируем то, что вера может быть сформирована суггестивно, вне воли и сознания на начальном этапе.

Проблема веры и религиозности также рассмотрена в диссертации. На основе исследований и монографий по проблеме религиозности, а также собственных разработок по проблеме веры, мы пришли к выводу, что религиозность соотносится с верой как сторона или характеристика с процессом. Религиозность при этом рассматривается, с одной стороны, как система характеристик религиозной веры, с другой стороны, как характеристика верующего религиозно индивида. В этом смысле вера представляет собой гораздо более сложный и крупный социальнопсихологический феномен, нежели религиозность. Если говорить о религиозной вере и религиозной потребности, то их специфика скорее в проявлениях, нежели содержательна. Мы согласны в своем подходе к ним с Бажан Т. А.: «Религиозная потребность личности возникает как способ удовлетворения нерелигиозных потребностей, который в процессе жизни приобретает самостоятельную ценность и сам становится потребностью» [7, с. 8].

В нашем исследовании мы также делаем важный вывод о структурной и функциональной целостности феномена веры. В основе целостности функционирования лежит целостность формирования веры: будучи основанной на ментальности индивида, вера подчинена ей прямо или косвенно во всех своих проявлениях на разных этапах. В основе данного вывода лежит первоначальный наш вывод: вера не есть единство когнитивного и аффективного, суть веры более глубокая и интегрирующим ее началом является ментальность. Далее ряд важных выводов нами получен относительно природы самой ментальности: проявляясь в ценностях, привычках, религии, нормах индивида, сама ментальность несводима к ним. В диссертации представлена модель функциональной структуры ментальное&trade-, согласно которой, ментальность представляет собой, прежде всего, неосознанное образование, сформированное в ходе социальной деятельности индивида. Ментальность, согласно предложенной нами модели, ориентирует индивида при выборе всякого рода, определяя его направленность в действиях и принятии решений через механизмы интуиции, чувств и ценностных ориентаций. В силу социальной обусловленности ментальности и трансляционности прошлого опыта индивида, ориентирование ментальностью может быть как достаточно общим, так и относительно точным. Именно точное ориентирование с помощью ментальности значимо при опредмечивании ментальной потребности, когда происходит выбор предмета веры. Следствием этого является то, что специфика предмета веры индивида обусловлена социально и опосредована индивидуальной специфичностью. Таким образом, формирование веры у конкретного индивида априори задано многими параметрами, и выбор определенного предмета веры не является ситуативным, случайным, и, тем более не является актом свободного волеизъявления по своему содержанию. Нам представляется, что значение воли индивида в процессе выбора предмета веры минимально: оно сводится к выбору между альтернативами, представленными в результате ментального, ситуационного и социального обусловливания. Если обобщить этот вывод, можно сказать, что индивид в выборе своей веры — заложник культурно — исторических условий, в которых он живет. Возможно, они бы не играли такой роли, будь только внешним по отношению к индивиду фактором, но поскольку они лежат в основе ментальной специфичности, то играют чрезвычайную роль.

Итак, подводя итоги, можно сказать следующее: вера — сложный социально — психологический феномен, и в основе его сложности лежит структурно — функциональная сложность ментальности. Ментальность определяет множественность проявлений веры, а также ее интегративную роль по отношению к разным сферам личности. По своим внешним проявлением вера может быть понимаема как специфический способ принятия, то есть способ познания, но по своему содержанию вера гораздо богаче. Основываясь на ментальной потребности, она направляет когнитивные, аффективные, ценностные структуры индивида. Для индивида вера представляется средством аккумуляции ресурсов на реализацию высших потребностей. В узком смысле слова «вера», то есть если ее понимать только как механизм принятия, вера представляет собой специфический и уникальный способ обмена информацией со средой, основополагающим условием интеграции и целостности когнитивной структуры индивида, важнейшим связующим звеном между рационально — логическим и чувственным познанием, их основой. Для общества вера является «стабилизатором» культурных элементов, опосредует сплоченность и целостность, является выразителем культуры и опыта предыдущих поколений.

Внушение в процессе формирования веры играет значительную роль, но не является его обязательным компонентом по своему значению. Мы полагаем, что суггестивные процессы всегда присутствуют в вере, ее формировании, и их совокупная роль значительна, но как единый процесс суггестия выступает лишь в качестве механизма формирования веры.

Суггестия как механизм формирования веры приобретает наибольшее значение тогда, когда другие механизмы функционируют с меньшей эффективностью: при невыраженности ментальной потребности, при высокой внушаемости индивида и ослабленных рефлексивных процессах, — то есть тогда, когда императивность других оснований формирования веры снижена или отсутствует. Здесь важно подчеркнуть, что ментальная структура обладает наибольшей императивностью по отношению к вере индивида, поэтому ситуационные факторы формирования веры нивелируют с течением времени, а направленность веры меняется в сторону большего соответствия ментальной специфике.

Социальный контекст имеет значительное влияние в процессе формирования веры в том смысле, что он частично обусловливает наличие и степень ментального несоответствия у индивида.

Наиболее содержательная интерпретация веры состоит в представлении ее в качестве выразителя ментального несоответствия и ментальной потребности. Если иметь в виду такой подход, то вера представляется средством реализации и проявителем ментальной потребности. Данное положение позволяет сделать вывод о том, что вера в социуме является значимой не только потому, что сама по себе представляет коммуникативную реальность, но и поскольку опосредует разрешение социально значимой потребности индивидов.

Ill.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования мы выяснили, что специфика феномена веры обусловлена его социально — психологическими механизмами формирования. Также разъяснено то, с помощью каких социальнопсихологических механизмов образуется рассматриваемая специфика. Таким образом, мы достигли цели диссертационного исследования, представив авторскую модель процесса формирования социально — психологического феномена веры. Новизна данной модели состоит в том, что в основу формирования социально — психологического феномена веры положено достижение ментального баланса личностью. При этом, в определении ментального мы пользуемся расширенным пониманием ментальности. Именно ментальность в ее расширенном понимании является фактором специфичности веры, а достижение ментального баланса личностью обусловливает собственно специфичность веры как феномена. При этом, ментальность конкретной личности в конкретных социокультурных условиях обусловливает своеобразие ее индивидуальной веры.

В эмпирической части диссертационной работы подтвердилась гипотеза исследования: социально — психологический механизм формирования веры предполагает достижение личностью ментального баланса, а также суггестивной формы воздействия на элементы структуры личности. Такой вывод сделан нами на основании результатов экспертного опроса, проведенного нами среди деятелей различных религиозных конфессий: православной, исламской, протестантской и иудейской.

Авторское понимание веры подтверждено теоретически, так и эмпирически: вера — это система когнитивных, ценностных, мотивационных, установочных и аффективных элементов, позволяющая производить фильтрацию и принятие информационного содержания вне рациональной аргументации. Факт сознательного принятия при отсутствии рациональной аргументации может быть объяснен, во — первых, сниженной критикой сознания при действии суггестивных механизмовво — вторых, тем, что когнитивный диссонанс компенсируется удовлетворением ментальной потребности или нейтрализуется благодаря ему.

Обоснована авторская модель формирования веры, в которой впервые применены понятия ментального диссонанса и ментального баланса личности. В этом контексте, формирование веры происходит в результате достижения ментального баланса, то есть достижении соответствия между предметом ментальной потребности и предметом веры.

Аргументировано положение о том, что суггестивное воздействие выполняет функцию социально — психологического механизма формирования веры. В диссертации рассмотрены различные источники суггестивного воздействия в процессе формирования веры. На основании экспертного опроса, теоретического анализа, а также результатов исследований суггестивного воздействия религиозных текстов, мы подтвердили, что внушение действительно является механизмом в формировании веры. При этом мы делаем и другой вывод в рамках представленной модели формирования веры: внушение не является ни достаточным, ни самостоятельным условием формирования веры.

Таким образом, достигнута цель диссертационной работы и подтверждена гипотеза исследования. Представляется актуальным дальнейшее теоретическое и эмпирическое исследование процесса формирования феномена веры.

Вера как ы разрешенийнеопредел когнитивного как производное воображения.

МОДЕЛЬ КОГНИТИВНОГО ФИЛЬТРА ФАБРИСА КЛЕМАНА.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.А. Струюура и суггестивные свойства вербальных составляющих рекламного текста.- Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.ф.н. Барнаул, 2001.
  2. Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988. — 288
  3. Г. Н. От веры к убеждениям. Алма-Ата: Общество «Знание» Казахской ССР, 1990. — 36с.
  4. Ф. Онтология и теория познания: фрагменты сочинений. М., 2001. — 206с.
  5. М.Я. Познание и вера. Иркутск, 1990.
  6. П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. М.: Наука, 1978.
  7. Т.А. Проблемы религиозных потребностей. Автореф. дис на соиск. уч. степ, к.ф.н. Ленинград, 1990.
  8. Е.Ю. Жизненно практический аспект веры как основополагающего феномена социально — культурных отношений. Автореф. дис. на соиск. уч. степ, д.ф.н.- Екатеринбург, 2002.
  9. Е. Ю. Коммуникативная вера //Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы третьего Российского философского конгресса. В 3 т.: Т. 3. Ростов-н/Д- Изд-во СКНЦ ВЩ 2002.
  10. Ю.Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания //Бергсон А. Собр. соч. в 4-хт.: Т. 1.-М., 1992. И. Бехтерев В. М. Внушение и воспитание. Спб., 1912.
  11. В.М. К вопросу о врачебном значении гипноза. «Неврологический вестник», 1893, т. 1, Вып. 1.
  12. Л.В. Функции категории «вера» и «убеждение» в формировании научно -атеистического мировоззрения личности. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. Киев, 1988.
  13. В.В. Социализирующая роль русской православной церкви. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.ф.н. Саранск, 2005.
  14. С.В. Ритмическая организация суггестивного текста. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.ф.н. Екатеринбург, 2003.
  15. М. Два образа веры. М.: Фирма «Издательство ACT», 1999. -592 с.
  16. В.Р., Ерунов Б. А. Награни веры и неверия. Л., 1974.
  17. .Э. Религия перед судом разума (к 250-летию со дня рождения И. Канта) //Вопросы научного атеизма. Вып. 17. М., 1975. -С. 214−215.
  18. Г. Б. Гносеологический анализ мудрости и истины. Уфа: РИО БашГУ, 2001. -159 с.
  19. Л. О достоверности (фрагменты) //Вопросы философии.-1984,-№ 8. -С.
  20. Л. О достоверности /Пер. Асеева Ю. А., Козловой М.С.//Вопросы философии, 1991.-№ 2. -С. 78−96.
  21. С. Рациональность веры. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005.
  22. Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  23. Гёррес И.Альберт. Вера и неверие с точки зрения психоанализа // Человек. 1997. № 1.
  24. B.C. Функции трансцендентного в религиозном обосновании смысла жизни //Религия в изменяющейся России. Т. 1. Пермь, 2002. -С. 4−6.
  25. ЯЗ. Логика мифа. Приложение: Акад. Н. И. Конрад о труде ЯЗ.
  26. Г. А. Суггестия: теория и практика. М.: «КСП», 1995,320с.
  27. Е.В. Мотивационный компонент в структуре ментальное&trade- личности. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. — Хабаровск, 2005.
  28. А.А. Образная сфера человека в познании и переживании духовных смыслов. М.: Институт психологии РАН, 2001. 85 с.
  29. P.M. Психология веры. СПб.: Издательство «Речь», 2004. — 576 е.: ил.
  30. Р.М., Березная ИЛ. Интуиция и искусственный интеллект. Л.: Издательство Ленинградского университета. 1991. — 272 с.
  31. В.И. О вере и верных знания //Философские науки. 1975. -№ 1.
  32. . Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология //Вопросы философии. 1992. — № 7.
  33. К.Х. Наука и диалектический характер рациональности //Интуиция. Логика. Творчество. М., 1987. — 237 с.
  34. О.В. Социально психологические факторы и причинность в суггестивных явлениях. — Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. — Чебоксары, 2004.
  35. У. Воля к вере. М., 1987.
  36. У. Зависимость веры от воли. СПб., 1904.
  37. У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993.
  38. В. Лекции по психологии и религии. СПб., 1902. 518 с.
  39. А.Я., Лустина Е. А. Психология воображения (фантазии). Смоленск, Изд-во СГУ, 1997.-88с.
  40. Е.А. К анализу феномена веры //Философские науки. -1984. -№ 6.
  41. Е.А. Феномен веры. Автореф. дисс. на соиск. уч.степ. д.ф.н. Москва, 1995.
  42. Е.А. Феномен веры и активность сознания //Философские науки.-1987.-№ 7.
  43. Е.А. Феномен веры как фактор деятельности //Философские науки,-1985.-№ 5.
  44. В.И. Психолингвистическая интерпретация инвективнош воздействия. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. д.ф.н. Москва, 1992.46.3алесский Г. Е. Психологические основы формирования убеждений. Дис. на соиск. степ. Дп.н.М" 1991.
  45. Ю.М. Психология и религия. СПб.: Алетейя, 2002. — 384с.
  46. О.В. Вера в системе ценностных ориентаций студентов педагогического вуза. -Автореф. дисс. на соиск. уч.степ. к.п.н. Волгоград, 1996.
  47. Л.А. Вера народная. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003. -128 с.
  48. Иус А. Г. Теория веры: Монография. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2001. 157с.
  49. Иус А. Г. Что такое вера: Монография. Владивосток, 2005.224 с.
  50. Н.А. Вера в становлении индивидуального духа: философско антропологический подход. — Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.ф.н. Волгоград, 2004.
  51. И. Критика чистого разума /Пер. с нем. Н. О. Лосского. СПб.:Тайм-аут, 1993.476 с.
  52. И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука. Санкт-Петербург: Наука, 1996. — 552 с.
  53. В.В. Вероятностный стиль научного мышления и мировоззрение Н. Винера. Авт-т дисс. канд. филос. наук. Алма-Ата, 1975.-23 с.
  54. В.В. Онтологические и гносеологические проблемы генезиса понимания /Изд-е Башкирск. ун-та. Уфа, 2000. — 184 с.
  55. Е.В. Саморегуляция мышления и ее формирование. Караганда, 1987.
  56. А.К. Вера и знание //Социальная психология и философия /Под. ред. Парыгина БД//Учен. Зап. ЛГПИ им. А.ИТерцена. Л., 1971. Т. 444. Вып. 1. С.132−145.
  57. А.К. Природа веры //Философские исследования //Учен.Зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л. Кант И. Критика способности суждения. — М.: Искусство, 1994. -376 с.
  58. М.С. Вера и знание. Проблема границы (К публикации работы Л. Витгенштейна «О достоверности») //Вопросы философии. -1991 .-№ 2.-С. 63−66.
  59. В. А. Культурологический анализ феномена веры//Методологические проблемы науки и культуры. Куйбышев, 1980.
  60. П.В. Диалектика как логика и теория познания. Опыт логико-гносеологического исследования. М., 1973. — С. 214−228.
  61. Л.С., Пружинин Б. И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательных функций воображения. М.: Изд-во МГУ, 1989.- 182 с.
  62. К.В. Витальная вера в структуре человеческой природы и ее генезис. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.ф.н. Омск, 2005.
  63. Критика немарксистских концепций диалектики XX века. Диалектика и проблема иррационального /Под ред. Ю. Н. Давыдова. -М.: Изд-во МГУ, 1988.-478 с.
  64. В.Н. Психология внушения. Иваново, 1978.
  65. ВН. Социально психологический аспект суггестии. — Дис. на соиск. степ. к.п.н. — Ленинград, 1974.
  66. М.С. Вера и разум: начало Ш тысячелетия //Философия и религия в истории и современности. Уфа: РИО БашГУ, 2002. — С. 61−67.
  67. Г. Возникновение религии и веры в бога. М.-Л, 1925.
  68. .М. Эмоции и религия. Киев, 1987.
  69. С. Страх и трепет /Пер.с дат. М.: Республика, 1993. -383 .
  70. Лапшова OA Психологическое содержание текста и его оценивание методами интент анализа и психосемантики. — Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.п.н. МоскваДЮ1.
  71. С.Н. Методы психолингвистической оценки эффективности речевого воздействия. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. Москва, 2004.
  72. А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. Изд. 4-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2007. — 312 с.
  73. М.Л. Знание, внушение, вера. Киев, 1988.
  74. .Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. Москва, 1980.
  75. Ю.Н. Суггестия и харизма М., 1998.
  76. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974.
  77. . О человеческом знании //Вопросы философии. -1997.-№ 5.-С. 106 117.
  78. Л.А. Витгенштейн: проблема веры и достоверности в познании
  79. Философские идеи Людвига Витгенштейна. М., 1996.
  80. С. Век толп. М.: 1996.
  81. Ф.М. Рациональное и иррациональное: человек и бытие.-Уфа, 1996.-С. 132 182.
  82. В.И. Психология веры. Л., 1970.
  83. Д.В. Психология масс. СПб.: Питер, 2002. — 368 с.
  84. Ортега-и-Гассет X. Идеи и верования //Избранные труды. М, 1997.
  85. Л.Н. Страх как компонент религиозно психологического комплекса — Дис. на соиск. уч. степ. к.ф.н. Ленинград, 1988.
  86. В.Ф. Основы психосемантики. 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2005. — 480с.
  87. ., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация/ Пер. с фр. Э.Пчелкиной. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 416 с.
  88. Д.В. Вера как знание и незнание в религии и философии //Философия и религия в истории и современности. Уфа: РИО БашГУ, 2002. — С. 28−39.
  89. Е.Н. Вера в структуре человеческой деятельности. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.ф.н. — Куйбышев, 1990.
  90. Е.Н. Механизм принятия как модель веры // Методологические проблемы современного научного знания. -Куйбышев, 1990.
  91. Е.Н. Феномен веры. Уфа: Восточный университет, 2001 .-88 с.
  92. Ч.С. Закрепление верования //Вопросы философии. 1996.-№ 12.
  93. Платонов К. И Слою как физиологический и лечебный фактор. М., 1957.
  94. Платонов К. К Психология религии. М., 1967.
  95. Пьяных Е. П Феномен русской религиозности: историческая динамика и типология (социально -философский анализ). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.ф.н. Екатеринбург, 1997.
  96. А.А., Черепанова ИЮ. Языковая суггестия в предвыборной коммуникации. Тверь: ТвГУ, ТГСХА, 1998.-205с.
  97. А.В. Вера и религиозность: Моногр. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. — 319с.
  98. А.В. Философский анализ веры. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.ф.н. Москва, 1991.
  99. Т. В. Тезисы «Категория «вера"в религиозном понимании» //Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия.-С. 132.
  100. Э.А. Влияние религиозной обрядности на психологию личности. Л.: Знание, 1981.-16с.
  101. В.Л. Вера и ее социокультурное пространство. Автореф. дисс. на соиск. степ, д.ф.н. Москва, 1997.
  102. П. Вера. Психологический этюд. Москва, 1902.
  103. Э.Ю. Знание, вера и нравственность //Наука и нравственность. -М., 1971.-С. 209−213.
  104. B.C. Сочинения в 2-х т.: Т. 2. М.: Мысль, 1988.
  105. B.C. Философское начало цельного знания. Мн.: Харвест, 1999.
  106. Социально психологические проблемы ментальности: 6 международная научно — практическая конференция. Смоленск: СГПУ, 2004. — 4.1,2.
  107. А.А. Анализ категории «убеждение» //Филос. науки, 1979. № 5.
  108. А.А. Логическая структура категории «убеждение» //Слово лектора. 1972. № 3.
  109. B.C. Наука, религия и современные проблемы диалога культур //Разум и экзистенция. СПб., 1999.
  110. А.И. Вера как уверенность по учению православия. -Самара, 1887. Ч. 2.
  111. Т. Слияние науки и религии //Диалоги. М.: Политиздат, 1979.-С. 60−72.
  112. X. Рационализм и религия. К проблеме истории одной противоположности //Философия и религия в истории и современности. -Уфа: РИО БашГУ, 2002. С. 113−126.
  113. Тэн И. А. Об уме и познании. СПб., 1894.
  114. Д.М. Вера безрелигиозная и религиозная // Наука и религия. 1985. № 2.
  115. Д.М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986. — 352с.
  116. A.JI. Конфликтологическая парадигма веры. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. Ростов на — Дону, 2003.
  117. Э. Человек для себя. М.: ACT: ACT Москва: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. — 314 с.
  118. Ф.А. К вопросу о вере в познании // Проблемы диалектического материализма. Вып. 1. М., 1971.
  119. Э. Истинноверующий. — Мн.: ЕГУ, 2001. — 200 с.
  120. Хрестоматия по истории философии. От Нестора до Лосева. М: Издат. центр «Владос», 1997.
  121. Ф.А. Разумная вера как существенный элемент философии //Философия как методология науки. Уфа, 2004.
  122. Ф.А. Вера как опосредственное знание //Культура народов Башкортостана: история и современность. Уфа, 2003.
  123. Ф.А. Проблема формирования разумной веры и перспективы развития экологической культуры //Философско-методологические и правовые проблемы глобальной экологии. Уфа, 2003.
  124. Ф.А. Разумная вера и практически-духовная деятельность // Альманах «Вехи Евразии». Вып. 1. Ноосферный императив. -Уфа, 2004.
  125. Ф.А. Разумная вера: философский аспект понятия. Автореф. дисс. на соиск. степ.к.ф.н. Уфа, 2004.
  126. И.Ю. Вербальная суггестия: теория, методика, социально -лингвистический эксперимент. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. — Москва, 1996.
  127. И.Ю. Дом колдуньи. Суггестивная лингвистика. СПб., 1996.
  128. И.Ю. Текст как фактор изменения установки личности (лингвистические аспекты суггестии). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. -Пермь, 1992.
  129. М.В. История психологии религии: Хрестоматия. Курган: Изд — во Курганского гос. ун — та, 2001. -153с.
  130. Ю.А. Гипноз, внушение и религия. М., 1972.
  131. А.И. Внерелигиозная вера как фактор формирования и самовыражения личности. Автореф.дисс. на соиск. степ, к.ф.н. Иркутск, 1997.
  132. Л.В. Восприятие текста как психологический феномен. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. Пермь, 2004.
  133. Ф. Речи о религии. Монологи. М.-К.: «REFL-book» — «ИСА», 1994.
  134. А. Мир как воля и представление. М., 1988.
  135. Г. В. Убеждение в его отношении к знанию и вере. Томск, 1984.
  136. Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М.: «Прогресс», 1995. — 240с.
  137. Юнг К. Г. Символическая жизнь / Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2003. — 326с.
  138. П.В. Психосемантика цвета. СПб.: Речь, 2006. — 368 с.
  139. К. Философская вера //Он же. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1991.-527 с.
  140. Clement F. Les mechanismes de la сгёёиШё. 2002.
  141. F. «The pleasure of believing.Toward a naturalist explanation of religious conversions «, in Journal of Cognition and Culture, vol. 3, no. 1.
  142. Engel, Pascal. «Sommes- nous responsables de nos croyances?» L’Universite de tous les savoirs. 2005.
  143. Gustave Le Bon «Les opinions et les croyances. Genese, Evolution». Paris, 1911.
  144. Hume, Treatise of Human Nature, book I, pt. Ill, sect. VII, Green and Rose, vol.1.
Заполнить форму текущей работой