Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Производственный стресс. 
Психология и педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обусловленность ряда заболеваний сердечнососудистой системы эмоциональным дистрессом привлекла внимание медиков и биологов к изучению физиологических и психологических механизмов стресса, к анализу его перехода в болезнь. Оказалось, что к болезням, возникающим в связи с эмоциональным перенапряжением, — к «болезням стресса», или, как их назвал Селье, «болезням адаптации» — следует отнести также… Читать ещё >

Производственный стресс. Психология и педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К числу функциональных состояний, в существенной мере определяющих работоспособность человека, относятся стрессовые состояния (см. подробнее о стрессе в гл. 32 данного учебника). Термин «стресс» (от англ. stress — давление, напряжение) в физиологии, психологии, медицине применяется для обозначения состояний человека, возникающих в ответ на неблагоприятные воздействия.

Автор теории стресса, канадский физиолог Г. Селье, под стрессом понимал «неспецифический ответ организма на любые предъявленные ему требования». Позже толкование этого термина расширилось.

В психологии труда акцент при изучении стресса смещается на исследование факторов профессиональной деятельности, порождающих стрессовые реакции, и характера его влияния на протекание этой деятельности.

Видами стресса являются физиологический, эмоциональный и информационный.

Физиологический стресс — реакция организма на боль, шум, вибрацию, изменения температуры окружающего воздуха, атмосферного давления и т. д.

Эмоциональный стресс — реакция человека на страх, неуверенность в собственных силах, высокую ответственность выполняемой работы, конфликты с коллегами и т. д.

Информационный стресс — реакция человека на поступающий информационный поток, который значительно превышает возможности человека по его переработке.

По последствиям влияния на деятельность и психику человека выделяют стресс конструктивный (эустресс), деструктивный (дистресс), психотравмирующий. По времени воздействия стрессора и проявления стрессовой реакции различают острый, хронический стресс и посттравматическое стрессовое расстройство.

По данным исследователей из Института безопасности на производстве и здравоохранения, в США психологический стресс занял место одного из десяти ведущих факторов заболеваемости, связанных с трудовой деятельностью. По их мнению, это вызвано характерным для современного производства перемещением акцента с физических усилий на умственные, а также такими причинами, как неудовлетворенность трудящихся оценкой окружающими их роли в производительном процессе, беспокойством по поводу дальнейших жизненных перспектив.

Обусловленность ряда заболеваний сердечнососудистой системы эмоциональным дистрессом привлекла внимание медиков и биологов к изучению физиологических и психологических механизмов стресса, к анализу его перехода в болезнь. Оказалось, что к болезням, возникающим в связи с эмоциональным перенапряжением, — к «болезням стресса», или, как их назвал Селье, «болезням адаптации» — следует отнести также некоторые заболевания желудочно-кишечного тракта, неврозы, отдельные злокачественные опухоли, диабет и т. д.

Стресс влияет на эффективность трудовой деятельности. При высоком уровне стрессовой напряженности падает работоспособность. Раньше страдают более сложные формы деятельности, например, такие, как операции по стохастическому наведению на цель, нарушаются сложные координационные движения. Простая же сенсомоторная реакция, время реакции на аварийный сигнал в условиях длительного многосуточного нервного напряжения улучшаются.

Основные источники производственного стресса

  • 1. Организационно-экономические и социальные характеристики деятельности: структура (взаимосвязи, источники информации и т. д.); управление (формы подчинения, степень автономности и т. д.); стимулы труда (моральные, материальные); социальные факторы (статус, ролевые отношения и т. д.); служба персонала (отбор, подготовка, продвижение и т. д.).
  • 2. Рабочие характеристики деятельности: содержание труда (задачи, способы решения, критерии оценки и т. д.); средства труда (эргономичность, адекватность задачам и т. д.); санитарно-гигиенические условия (вредность, помехи); социальные условия (психологический климат, межличностные отношения, конфликты); организация процесса труда (режим труда и отдыха, рабочая нагрузка).
  • 3. Индивидуальные характеристики субъекта труда: профессиональные (подготовленность, опыт и др.); нравственные и организационные (инициативность, ответственность, добросовестность, порядочность и др.); психологические (мотивационные, эмоционально-волевые, когнитивные и др.); физиологические (уровень функциональных резервов, состояние здоровья и др.). В каждой из этих сфер возможно возникновение противоречия, порождающего стресс.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой