Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Особенности карьеры спортсмена

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Успешность карьерного развития — социальная оценка результатов деятельности (например, мнение товарищей по команде, профессионального общества, руководства, болельщиков и даже близких). Опираясь на аналитическую модель спортивной карьеры, можно сказать, что особенностями спортивной карьеры, но сравнению с профессиональной карьерой являются: Длительность, которая предполагает не только количество… Читать ещё >

Особенности карьеры спортсмена (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для лучшего понимания психологических особенностей спортивной карьеры следует представить ее в виде ряда этапов, что называется аналитическим подходом в изучении психологических явлений. Так, у каждого спортсмена могут выявиться свои собственные вехи спортивной карьеры, которые определят этапы его личного пути. Сегодня существуют более или менее устойчивые представления об общих этапах спортивной карьеры, через которые приходится пройти любому спортсмену. В табл. 9.1 представлены четыре наиболее известные периодизации спортивной карьеры с попыткой их совмещения в одну общую аналитическую модель.

Таблица 9.1

Периодизации спортивной карьеры.

Период любой карьеры.

(Ананьев).

Период многолетней спортивной подготовки (В. П. Филин и др.).

Уровень спорта.

Возрастная категория в спорте.

Подготовка.

Предварительная спортивная подготовка.

Массовый спорт.

Дети.

Начало спортивной специализации.

Старт.

Углубленная тренировка в избранном виде спорта.

Спорт высших достижений.

Дети.

Юноши.

Кульминация.

Спортивное совершенствование: зона первых больших успехов; зона оптимальных возможностей.

Спорт высших достижений любительский. Профессиональный спорт.

Юноши.

(юниоры).

Взрослые.

Финиш.

Спортивное совершенствование: зона поддержания высоких спортивных результатов.

Спорт высших достижений любительский. Профессиональный спорт.

Взрослые.

Опираясь на аналитическую модель спортивной карьеры, можно сказать, что особенностями спортивной карьеры, но сравнению с профессиональной карьерой являются:

  • — более раннее начало этапа «подготовки» (средний возраст начала занятий у девочек — около восьми лет, у мальчиков — девять лет);
  • — относительно ранний старт спортивной карьеры (12—13 лет);
  • — относительно ранняя кульминация спортивной карьеры (в разных видах спорта но-разному, в среднем в 18—30 лет);
  • — спортивная карьера, но времени значительно больше сдвинута к моменту рождения, чем профессиональная карьера.

Если рассмотреть спортивную карьеру с точки зрения синтетического подхода, то обнаружится еще ряд особенностей, отличающих спортивную карьеру от профессиональной. Синтетическая модель спортивной карьеры представлена на рис. 9.1.

В данном случае, к объективным характеристикам карьеры относятся:

  • • длительность, которая предполагает не только количество лег, проведенных в спорте, но и фиксацию времени начала, достижения кульминации и окончания карьеры;
  • • уровень достижений, который может рассматриваться в двух аспектах:
  • — как результат спортивной деятельности в узком смысле (квалификация, рекорды, рейтинги, занятые места и т. п.);

как результат деятельности в широком смысле, т. е. достижения в развитии человека (опыт, профессионально важные качества, широта социальных связей, социальный статус, уровень материального благополучия, приобретенные благодаря спорту и т. п.);

Синтетическая модель спортивной карьеры (по Н. Б. Стамбуловой).

Рис. 9.1. Синтетическая модель спортивной карьеры (по Н. Б. Стамбуловой).

  • • генерализованность — концентрированность как количеством видов спорта, которыми успел позаниматься спортсмен, а также количеством амплуа в них, которыми он овладел на протяжении своей спортивной карьеры (как правило, чем выше уровень достижений, тем более концентрированной становится карьера);
  • • «цена» спортивной карьеры определяется тем, чем «оплачены» достижения, т. е. «расходами» (затратами) времени, сил, здоровья, денег, «потерь» и самоограничений в других сферах (семья, дружеское общение, обучение, хобби и пр.).

К субъективным характеристикам спортивной карьеры относятся:

  • • удовлетворенность карьерой — самооценка результатов своей деятельности — это динамичная характеристика, изменяемая по ходу спортивной деятельности;
  • • успешность карьерного развития — социальная оценка результатов деятельности (например, мнение товарищей по команде, профессионального общества, руководства, болельщиков и даже близких).

Удовлетворенность карьерой и успешность связаны друг с другом, но не тождественны, так как имеют разные детерминанты. Основным фактором удовлетворенности являются: соотношение уровня притязаний и уровня достижений (достижения должны соответствовать уровню притязаний или превышать его); оптимальная «цена» карьеры (неоправданно высокие «затраты» снижают удовлетворенность, низкие затраты в сочетании с высокими достижениями повышают степень удовлетворенности, хотя последний вариант может иметь и обратный эффект). В качестве дополнительного фактора удовлетворенности, который либо снижает, либо повышает имеющийся уровень самооценки, часто выступает наличие признания со стороны социального окружения.

С точки зрения синтетической модели выявляются такие особенности, отличающие спортивную карьеру от обычной карьеры, как:

  • — четкие правила и объективные критерии оценки результатов деятельности;
  • — это один из самых энергоемких видов деятельности, связанный со вскрытием человеческих резервов;
  • — в спорте более жесткие условия конкуренции; неопределенность момента ухода (в среднем длительность спортивной карьеры 10,5 лет);
  • — «спорт — сжатая модель жизни».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой