Психологический анализ детско-родительских отношений в произведениях А.П. Гайдара
Отец (в котором угадывается сам автор) с интересом играет с дочерью, они вместе придумывают различные забавы (мастерят вертушку, запускают бумажного змея, путешествуют, фантазируют). Это общение дает ребенку не только новые впечатления, но и позитивный настрой, уверенность в себе, ощущение защищенности. Отец замечает эмоциональное состояние дочери и реагирует на него, выражает оптимизм по поводу… Читать ещё >
Психологический анализ детско-родительских отношений в произведениях А.П. Гайдара (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Психологический анализ детско-родительских отношений в произведениях А.П. Гайдара
детский родительский отношение личность Современники писателя отмечали, что А. П. Гайдар легко и с удовольствием общался с детьми, быстро завоевывал их доверие. Он и писал для детей так же легко, доверительно, искренне. Вдумчивое прочтение произведений А. П. Гайдара открывает не замечаемые на первый взгляд содержательные пласты с глубоким психологическим наполнением. Его рассказы и повести ценны не только привлекательностью сюжета, но и точным описанием различных психологических феноменов, раскрытием важных аспектов в общении детей и взрослых.
Автор, в частности, обращается к анализу детско-родительских отношений в семьях того времени.
Детско-родительские отношения являются важнейшим видом межличностных отношений, оказывающими определяющее влияние на формирование и развитие личности ребенка. В современной психолого-педагогической литературе выделяются два подхода в раскрытии содержания понятия «детско-родительские отношения». Ряд авторов (З. Матейчек, А. Фрамм, Ю. Б. Гиппенрейтер, и др.) рассматривают их как взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений. Второй подход определяет детско-родительские отношения как подструктуру семейных отношений, включающих в себя взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку — родительское (материнское и отцовское) отношение; и отношений ребенка к родителям (А.И. Захаров, А. Я. Варга, Н. И. Буянов, О. А. Карабанова, И. М. Марковская, А. С. Спиваковская и др.).
Родительское отношение конкретизируется в устойчивом стиле родительского отношения, или, иначе, стиле воспитания. Стиль воспитания — это обобщенные, устойчивые способы общения родителя с ребенком, образ действий по отношению к ребенку. Существует несколько классификаций стилей воспитания. Наиболее распространенной является классификация, в которой за основу взяты два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку и степень контроля за его поведением.
В соответствии с этими критериями, выделяют три основных стиля воспитания: авторитарный (эмоциональная холодность по отношению к ребенку, его непринятие как личности, обилие запретов, распоряжений, требований, критики, чрезмерный контроль), демократический (отношения доверия, эмоциональное принятие ребенка, умеренный контроль его поведения) и попустительский (равнодушие к личности ребенка, эмоциональная холодность, недостаточный контроль его поведения).
Стиль общения близкого взрослого значимо влияет на формирование определенных личностных и поведенческих особенностей ребенка, его психическое состояние, эмоциональное отношение к миру.
Проанализируем произведения А. П. Гайдара в аспекте детско-родительских отношений. Первое, что обращает на себя внимание — специфичность семей того непростого времени (30−40-е г. г. ХХ в.). Революция, гражданская война, локальные военные конфликты сделали сиротами многих детей, поэтому близкими взрослыми, берущими на себя функции воспитателя, для них становятся дедушка, бабушка, старшая сестра, брат.
В произведениях А. П. Гайдара представлены примеры позитивных и негативных детско-родительских отношений.
В частности, в рассказе «Голубая чашка» образ отца Светланки — пример демократического, доверительного общения, где отношения предполагают единство прав и обязанностей, принятие личности ребенка как самоценной.
Отец (в котором угадывается сам автор) с интересом играет с дочерью, они вместе придумывают различные забавы (мастерят вертушку, запускают бумажного змея, путешествуют, фантазируют). Это общение дает ребенку не только новые впечатления, но и позитивный настрой, уверенность в себе, ощущение защищенности. Отец замечает эмоциональное состояние дочери и реагирует на него, выражает оптимизм по поводу ее потенциальных возможностей, стимулирует ее самостоятельность и активность.
Приведем примеры из книги:
«- Садись, Светлана, стереги сумку, а я схожу и наберу в фляжку воды. Да не бойся: здесь живет только один зверь — длинноухий заяц.
— Даже тысячи зайцев я и то не боюсь, — смело ответила Светлана, — но ты приходи поскорее все-таки.
Вода оказалась не близко, и, возвращаясь, я уже беспокоился о Светлане. Но она не испугалась и не плакал, а пела".
«Уже тревога выступила на веснушчатом лице притихшей Светланки. Чаще и чаще она оборачивалась, заглядывая мне в лицо с молчаливым упреком: «Что ж это, папка? Ты большой, сильный, а нам совсем плохо!» .
- — Стой здесь и не сходи с места! — приказал я, поставив Светлану на клочок сухой земли. Я вернулся и увидел, что Светлана вовсе не стоит, а осторожно, придерживаясь за кусты, пробирается мне навстречу.
- — Я босая, а там лягушки — и мне страшно.
И очень жалко стало мне тогда попавшую из-меня в беду Светланку.
— На, возьми палку, и бей их, негодных лягушек, по чему попало! Только стой на месте! Сейчас переберемся".
В «Голубой чашке» Аркадий Гайдар снова и, может быть, особенно убедительно показал, что нет вопросов, о которых нельзя вести честный разговор с ребенком. Все дело в том, как такой разговор вести.
Герой рассказа обсуждает насущные жизненные проблемы со своей дочерью (которой шесть лет), причем разговор идет на равных.
«- Папка, — взволнованно спросила тогда Светлана. Это ведь мы не по правде ушли из дома? Ведь она нас любит. Мы только походим, походим и опять придем.
- — Откуда ты знаешь, что любит? Может быть, тебя еще любит, а меня уже нет.
- — Ой, вре-ешь! — покачала головой Светлана. — Я вчера ночью проснулась, смотрю, мама отложила книгу, повернулась к тебе и долго на тебя смотрит.
- — Эко дело, что смотрит! Она и в окошко смотрит, на всех людей смотрит! Есть глаза, вот и смотрит.
- — Ой, нет! — убежденно возразила Светлана. — Когда в окошко, то смотрит совсем не так, а вот как…
Тут Светлана вздернула тоненькие брови, склонила набок голову, поджала губы и равнодушно взглянула на проходившего мимо петуха.
— А когда любят, смотрят не так.
Как будто бы сияние озарило голубые Светланкины глаза, вздрогнули опустившиеся ресницы, и милый задумчивый Марусин взгляд упал мне на лицо".
В повести «Тимур и его команда» автор незримо присутствует в образе полковника Александрова. Он — образец для подражания дочери Жени, его высочайший моральный авторитет основан на уважительном отношении к ней, доверии и принятии.
- — Папа! — вскакивая с колен отца и подбегая к Тимуру, сказала Женя.
- — Ты никому не верь! Они ничего не знают. Это Тимур — мой очень хороший товарищ.
Отец встал и, не раздумывая, пожал Тимуру руку. Быстрая и торжествующая улыбка скользнула по лицу Жени — одно мгновение испытующе глядела она на Ольгу. И та, растерявшаяся, все еще недоумевающая, подошла к Тимуру:
— Ну… тогда здравствуй.
Не всегда в произведениях А. П. Гайдара в семье было два родителя, так как писал он в военную эпоху. Во многих произведениях старший ребёнок играл роль взрослого. В произведении «Тимур и его команда» можно это увидеть. Главными героинями выступают сестры Ольга и Женя. Ольга как старшая сестра несет полную ответственность за Женю, в то время когда их отец полковник Александров служит на фронте. Данные отношения можно охарактеризовать как авторитарные. Следующая цитата из книги тому подтверждение:
- — Я поехала с вещами, а ты приберешь квартиру. Можешь бровями не дергать и губы не облизывать. Потом запри дверь. Книги отнеси в библиотеку. К подругам не заходи, а отправляйся прямо на вокзал. Оттуда пошли папе вот эту телеграмму. Затем садись в поезд и приезжай на дачу… Евгения, ты меня должна слушаться. Я твоя сестра…
- — И я твоя тоже.
- — Да… но я старше… и, в конце концов, так велел папа.
И таких примеров в книги очень много. Они дают возможность понять, что старшая сестра старается руководить Женей, не отвечая на встречные вопросы, ее мнение становится, пророй, единственно верным и правильным. Ольга не воспринимает сестру как личность и эмоционально ее не принимает, хотя по — своему любит и переживает за нее.
- — Оля! Я пошутила. Ну за что ты на меня сердишься?
- — Да… но я беспокоилась, И вечно нелепые у тебя шутки… А мне папа велел…
«- Оля, а кто такой Тимур?
- — Это не бог, это один царь такой, злой, хромой, из средней истории.
- — А если не царь, не злой и не из средней, тогда кто?
- — Тогда не знаю. Отстань! И на что это тебе Тимур дался?
- — А на то, что, мне кажется, я очень люблю этого человека.
- — Кого? Что ты все там бормочешь, выдумываешь, не даешь спокойно умыться! Вот погоди, приедет папа, и он в твоей любви разберется.
Поведение Ольги основано на подавлении самостоятельности, инициативы Жени, требования послушания, жесткой дисциплины, применении запретов и наказаний как основных способов воздействия.
Рассмотрим либеральный стиль в произведении «Судьба барабанщика». В основе сюжета — острый конфликт, который помогает раскрыть внутренний мир главного героя.
Стремительно развивающееся действие психологически оправдано: растет цепь ошибок, заблуждений мальчика, оставшегося без родных, без доброты и доверия окружающих, которые дают ощущения ненужности и заброшенности.
Рассмотрим текст из книги: «Обед готовить мне было лень. Я купил в магазине булку с изюмом, бутылку ситро, кусок колбасы, кружку молока, селедку и сто граммов мороженого. Пришел, съел и затосковал еще больше. И стало мне обидно, что не взяла меня с собой на Кавказ Валентина. Был бы отец — он взял бы!».
Отец Сергея Щербачева дал абсолютную свободу своему ребенку в выборе ценностных ориентации, поступков, действий.
- — Папа! А где ты теперь живешь?..
- — У Платона Половцева. Он пока уступил мне одну комнату. А дальше будет видно. Теперь мы не пропадем.
Таким образом, благодаря разнообразным системам общения, описанным А. П. Гайдаром, в его произведениях, в целом, складывается образ адекватных и педагогически целесообразных детско — родительских отношений. Основой таких отношений выступает доверие к личности ребенка и взрослого, вне зависимости от возраста. Поведенческая сторона его выражается в уважительном отношении взрослых к детям, отказом от авторитарных мер воздействия на поведение ребенка (расспросы, угрозы, ругань и т. п.), делегированием полномочий, которые ребенок в состоянии сам выполнить и выполнить хорошо, и передачей ответственности за свои поступки и слова в руки самого ребенка.