Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Понятие субъекта в психологии труда и инженерной психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В психологии труда и инженерной психологии термин «субъект труда» близок словам «работающий человек», «человек, выполняющий трудовые задачи», однако понятие «субъект трудовой деятельности» обладает особыми научно-психологическими значениями, выходящими за рамки обыденных. Используя термин «субъект труда», психологи труда предполагают следующее: Люди проявляют свои уникальные качества в труде… Читать ещё >

Понятие субъекта в психологии труда и инженерной психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В отечественной психологии понятие «субъект деятельности» использовалось Б. Г. Ананьевым (1968), С. Л. Рубинштейном, основательно проработано его учениками, последователями, особенно А. В. Брушлинским. Так, для А. В. Брушлинского «субъект — это человек… на высшем уровне активности, целостности, автономности», свободы 11, с. 9].

В психологии труда и инженерной психологии термин " субъект труда" близок словам «работающий человек», «человек, выполняющий трудовые задачи», однако понятие «субъект трудовой деятельности» обладает особыми научно-психологическими значениями, выходящими за рамки обыденных. Используя термин «субъект труда», психологи труда предполагают следующее [8, с. 155−160]:

  • • субъект — носитель активности во взаимодействии с объектом, действует осознанно, руководствуясь образом требуемого результата (замыслом);
  • • изучение человека как субъекта труда опирается на исследование тех его сторон, свойств и процессов, которые важны для труда или являются его следствием, детерминированы трудом;
  • • субъектом груда человек не рождается, но становится в процессе социализации;
  • • люди проявляют свои уникальные качества в труде и не рассматриваются психологами как формальные единообразные звенья производственного процесса; основой уникальности человека являются неповторимые природные предпосылки его индивидных свойств (задатки), развитие которых в деятельности способствует оформлению его способностей;
  • • субъект труда может быть индивидуальным (отдельный человек) или групповым при совместных формах труда.

Полноценным субъектом труда может быть назван человек, который самостоятельно формирует замысел, создает в своем воображении образ социально ценного продукта деятельности, творчески выбирает, создает и использует средства деятельности, оптимизирует производственную среду и формы организации труда в пространстве и времени. На практике работающий человек достаточно редко оказывается в подобной позиции — такая позиция свойственна профессиональной элите, мастерам своего дела, которые выполняют самые сложные трудовые задания. Работники начинающие, представители относительно низкой и средней квалификации чаще оказываются в роли исполнителей, реализующих замысел инженеров, работают по инструкциям, регламентирующим последовательность и способы трудовой деятельности. Тем не менее в любом виде труда можно найти зоны, области проявления субъектности, творчества, изобретательской мысли [14, с. 473−475]. Правда, эти формы субъектности могут быть так незначительны (если это однообразный монотонный, принудительный труд), что труд может оказаться не столько деятельностью субъекта, сколько процессом выполнения человеком последовательности однообразных операций.

Объективные сложности познания психики другого человека порождают явление " душеведческой слепоты"  — неадекватного понимания личностью переживаний и внутреннего мира, намерений другого человека [8, с. 27].

В зависимости от целей научно-прикладных психологических исследований субъект труда, работающий человек, может изучаться на разных уровнях интеграции индивидуальной психики, в разных формах: как личность (его мотивы, особенности ценностно-смысловой сферы, направленность личности, особенности профессионального сознания и самосознания); на уровне его профессиональной деятельности и ее компонентов — целенаправленных профессиональных действий; наконец, предметом исследования могут быть особенности функциональных состояний человека в труде, своеобразие психофизиологических функций, психических процессов, составляющих основу профессионального опыта, основу трудовых приемов и операций (в психологическом значении этого слова).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой