Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Развитие психологии в философии и естествознании XIX века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особое место занимает френология Ф. Галля — учение о жесткой связи психических способностей (их выделяли всего 27) с областями коры больших полушарий. Увеличение размеров какой-либо области коры и образование над ней «шишки» на черепе считалось знаком особого развития соответствующей способности. С критикой френологии выступали сторонники учения о полной однородности мозговой массы, подобно… Читать ещё >

Развитие психологии в философии и естествознании XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

О. Конт (1798—1857) последовательно развивал позитивизм — методологический подход, согласно которому наука должна ограничиться непосредственно данными, наблюдаемыми фактами, а сущность и причины явлений принципиально непознаваемы. В новой классификации наук Конта психология вообще отсутствовала. Психические явления распределялись между физиологией и социологией.

В реальной истории науки методология позитивизма привела к агноститизму — отказу от познания и понимания чего-либо. Но мнение, что психология — часть физиологии или социологии можно услышать и в наше время.

В XIX в. большое влияние на психологию оказали достижения биологии и медицины.

После укрепления позиций дарвинизма источником вдохновения для психологов стала эволюционная биология. Собственно психологическая мысль перешла из сферы сознания в сферу поведения. Сторонники дарвинизма указывали, что окружающая среда — это сила, способная вызывать и видоизменять жизнедеятельность. Поведение рассматривалось наряду со всеми телесными функциями как один из механизмов приспособления к внешним условиям жизни. Была признана жизненная важность психических функций. Эмоциональные состояния рассматривались как побуждения к действию, а не просто как переживания. Человеческие эмоции, в отличие от чувств животных, описывали как продукт социально-исторического развития.

Следствием распространения дарвинизма явился антропоморфизм — отрицание принципиальных различий между животными и человеком, сведение их к чисто количественным различиям. Против антропоморфизма выступил Морган, который сформулировал «закон экономии»: не следует приписывать животному высшие психические способности, если поведение можно объяснить без них. Обучение, по его мнению, осуществляется путем проб и ошибок.

Идеи развития в психологии дали начало зоопсихологии и детской психологии.

Истоки психологии индивидуальных различий находим в работах английского биолога-дарвиниста Ф. Гальтона (1822—1911). Он считал, что талант наследуется, и создал евгенику — «науку» о возможности улучшения человеческого рода генетическими методами, ввел близнецовый метод исследования, измерял индивидуальные различия в ощущениях, считая, что так исследует ум, с этой целью смастерил несколько приборов. Он изучал также индивидуальные особенности ассоциаций и суждений, называл эти испытания тестами. Безуспешно искал связь характеров с внешностью, широко использовал статистику. После работ Гальтона появилось множество теоретических работ и практических методов измерения и исследования интеллекта и индивидуально-личностных особенностей человека.

Особое место занимает френология Ф. Галля — учение о жесткой связи психических способностей (их выделяли всего 27) с областями коры больших полушарий. Увеличение размеров какой-либо области коры и образование над ней «шишки» на черепе считалось знаком особого развития соответствующей способности. С критикой френологии выступали сторонники учения о полной однородности мозговой массы, подобно печени.

Значительную роль в понимании природы восприятия сыграли работы И. Мюллера и его учеников. Сам Мюллер является основателем нативизма — представления о том, что восприятие основано только на врожденных способностях (свойствах) органов чувств, их «специфической энергии», которая выделяется под воздействием внешнего сигнала. В рамках этого направления было получено много экспериментальных данных о работе органов чувств и об ощущениях, но принципиально нерешаемой оставалась задача, как обеспечивается предметность восприятия и его отнесенность к миру вовне, т. е. тот факт, что человек ощущает мир вне себя, а не работу своих органов чувств.

Группа учеников И. Мюллера (в том числе Г. Гельмгольц) дала торжественную клятву, подписанную собственной кровью, объяснять все явления живой природы категориями физики и химии. Так сформировалась физико-химическая школа. Ее члены исповедовали психофизический параллелизм. Они считали, что если признать за психикой способность вызывать движение, то окажется нарушенным закон сохранения энергии. Сознание невозможно объяснить материальными причинами.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой