Развитие психологии в философии и естествознании XIX века
Особое место занимает френология Ф. Галля — учение о жесткой связи психических способностей (их выделяли всего 27) с областями коры больших полушарий. Увеличение размеров какой-либо области коры и образование над ней «шишки» на черепе считалось знаком особого развития соответствующей способности. С критикой френологии выступали сторонники учения о полной однородности мозговой массы, подобно… Читать ещё >
Развитие психологии в философии и естествознании XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
О. Конт (1798—1857) последовательно развивал позитивизм — методологический подход, согласно которому наука должна ограничиться непосредственно данными, наблюдаемыми фактами, а сущность и причины явлений принципиально непознаваемы. В новой классификации наук Конта психология вообще отсутствовала. Психические явления распределялись между физиологией и социологией.
В реальной истории науки методология позитивизма привела к агноститизму — отказу от познания и понимания чего-либо. Но мнение, что психология — часть физиологии или социологии можно услышать и в наше время.
В XIX в. большое влияние на психологию оказали достижения биологии и медицины.
После укрепления позиций дарвинизма источником вдохновения для психологов стала эволюционная биология. Собственно психологическая мысль перешла из сферы сознания в сферу поведения. Сторонники дарвинизма указывали, что окружающая среда — это сила, способная вызывать и видоизменять жизнедеятельность. Поведение рассматривалось наряду со всеми телесными функциями как один из механизмов приспособления к внешним условиям жизни. Была признана жизненная важность психических функций. Эмоциональные состояния рассматривались как побуждения к действию, а не просто как переживания. Человеческие эмоции, в отличие от чувств животных, описывали как продукт социально-исторического развития.
Следствием распространения дарвинизма явился антропоморфизм — отрицание принципиальных различий между животными и человеком, сведение их к чисто количественным различиям. Против антропоморфизма выступил Морган, который сформулировал «закон экономии»: не следует приписывать животному высшие психические способности, если поведение можно объяснить без них. Обучение, по его мнению, осуществляется путем проб и ошибок.
Идеи развития в психологии дали начало зоопсихологии и детской психологии.
Истоки психологии индивидуальных различий находим в работах английского биолога-дарвиниста Ф. Гальтона (1822—1911). Он считал, что талант наследуется, и создал евгенику — «науку» о возможности улучшения человеческого рода генетическими методами, ввел близнецовый метод исследования, измерял индивидуальные различия в ощущениях, считая, что так исследует ум, с этой целью смастерил несколько приборов. Он изучал также индивидуальные особенности ассоциаций и суждений, называл эти испытания тестами. Безуспешно искал связь характеров с внешностью, широко использовал статистику. После работ Гальтона появилось множество теоретических работ и практических методов измерения и исследования интеллекта и индивидуально-личностных особенностей человека.
Особое место занимает френология Ф. Галля — учение о жесткой связи психических способностей (их выделяли всего 27) с областями коры больших полушарий. Увеличение размеров какой-либо области коры и образование над ней «шишки» на черепе считалось знаком особого развития соответствующей способности. С критикой френологии выступали сторонники учения о полной однородности мозговой массы, подобно печени.
Значительную роль в понимании природы восприятия сыграли работы И. Мюллера и его учеников. Сам Мюллер является основателем нативизма — представления о том, что восприятие основано только на врожденных способностях (свойствах) органов чувств, их «специфической энергии», которая выделяется под воздействием внешнего сигнала. В рамках этого направления было получено много экспериментальных данных о работе органов чувств и об ощущениях, но принципиально нерешаемой оставалась задача, как обеспечивается предметность восприятия и его отнесенность к миру вовне, т. е. тот факт, что человек ощущает мир вне себя, а не работу своих органов чувств.
Группа учеников И. Мюллера (в том числе Г. Гельмгольц) дала торжественную клятву, подписанную собственной кровью, объяснять все явления живой природы категориями физики и химии. Так сформировалась физико-химическая школа. Ее члены исповедовали психофизический параллелизм. Они считали, что если признать за психикой способность вызывать движение, то окажется нарушенным закон сохранения энергии. Сознание невозможно объяснить материальными причинами.