Апробация этико-виртуальной парадигмы теории психического отражения
Без сомнения, для животного это не имеет значения, потому что у них вся психика досознательна. Что же касается людей, то для них виртуальные прорывы из бессознательного небезразличны. Человеческая жизнь строится, в основном, на сознании и логике разума, из которых черпается ощущение понятности, предсказуемости, устойчивости бытия, а бессознательное обычно несет с собой внезапные, выбивающие… Читать ещё >
Апробация этико-виртуальной парадигмы теории психического отражения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Апробация этико-виртуальной парадигмы теории психического отражения
Необходимость использования результатов современных научных исследований в процессе реализации программ высшего профессионального образования обращает внимание на далеко не растраченный запас эвристичности, казалось бы, уже давно оформившейся теории психического отражения. Появление такой отрасли знания, как виртуалистика, благодаря результатам, полученным в ходе экспериментальной работы, открывает широкие возможности для толкования операций отражения на уровне более глубоких концептуальных обобщений [1]. Они касаются весьма важной сферы человеческого бытия, в которой осуществляется серьезный выбор нравственных приоритетов, определяющих жизненную позицию каждого человека. Ясно, что эти данные необходимо осваивать студентам, прежде всего, будущим педагогам и психологам, для создания профессиональных подходов к раскрытию сути метаморфоз, происходящих в сознании людей, которыми им предстоит работать.
Какой дополнительный материал уместно включать теперь в изложение теории отражения? Механизм психического отражения включает в себя три этапа: 1) прием сигнала; 2) обработку информации; 3) компоновку решения, плана действия. Поиск сигнала идет за счет физического напряжения, охватывающего рецепторы, нервные волокна, ткани мозга, в процессе чего происходит трансформация физической энергии в психическую. Одним из результатов психического отражения являются образы, производимые ощущениями или чувственные образы [2]. Фрагментарные ощущения усложняются, когда сначала сводятся в целостный образ восприятия, а от него в образ представления. Затраты психической энергии на производство столь множественной феномики оправдывают себя, ибо увеличивают адаптационные возможности организма за счет восприятия объектов окружающей среды, а также уяснения перспектив развития жизненной диспозиции.
«Видеть. Можно сказать, что в этом вся жизнь, если не в конечном счете, то, во всяком случае, по существу… Вот, несомненно, почему история живой природы сводится к созданию… все более совершенных глаз. Не измеряется ли совершенство животного, превосходство мыслящего существа силою проникновения и синтетической способностью их взгляда? Стремиться видеть больше и лучше это не каприз, не любопытство, не роскошь. Видеть или погибнуть» (П. Тейяр де Шарден [3]). Изложенный здесь тезис выводит на поверхность базовую метафору теории отражения, а именно видение образа, дающую ключ к уяснению сути виртуалистических инноваций.
Современная интерпретация указанной теории предстает в следующем утверждении: когда возникает образ какого-либо предмета или явления, то эта фактуальность вовсе не всегда свидетельствует о полном завершении процесса отражения, потому что данный (первичный образ) при надлежащих условиях может тоже стать объектом последующей идеализации, что приводит к возникновению образов следующего отражательного уровня. Следовательно, еще один образ отражается от уже имеющегося образа, и возникает как бы образ образа, который называют «самообраз» или «виртуал» [4]. Причем, если начальный образ есть отражение, то второй уже уместно считать отражением отражения [5]. Виртуалисты полагают, что от любого самообраза возможно дальнейшее генерирование самообразов последующих уровней.
Соединяя разрозненные самообразы, человек, по сути, конструирует свою внутреннюю виртуальную Вселенную, в которой протекает его многообразная виртуальная жизнь. При этом все возникающие самообразы являются отражением отражения, на какой бы отражательной ступени они не располагались, хотя они в то же время демонстрируют разную степень удаления от физического объекта и его первичного образа. «Виртуальная реальность может возникнуть на любом образе, каким бы элементарным он не был» [6]. Подобный подход позволяет сделать вывод о том, что высококачественный заряд виртуальной деятельности людей выковывается в недрах дочеловеческого виртуального опыта. Это подтверждает и тот факт, что, имея местом своего пребывания психический ареал, исходная база виртуальной «службы» располагается в нем не в высших эшелонах, скажем, сознании, духе, а в низших, входящих в сферу бессознательного.
Без сомнения, для животного это не имеет значения, потому что у них вся психика досознательна. Что же касается людей, то для них виртуальные прорывы из бессознательного небезразличны. Человеческая жизнь строится, в основном, на сознании и логике разума, из которых черпается ощущение понятности, предсказуемости, устойчивости бытия, а бессознательное обычно несет с собой внезапные, выбивающие из колеи происшествия. Актуализируемый из этой среды виртуал возникает неожиданно и ненамеренно возникновение виртуала не контролируется сознанием и не зависит от воли, намерений и желаний человека. В отличие от животных, поведение которых определяется врожденными программами, люди практически лишены подобной опоры, и им подчас приходится туго со стихийными виртуальными переживаниями, которые как бы незримо управляют человеком. Поэтому вся человеческая психо-виртуальная работа, взятая в ее наиболее полноценном воплощении, заключается в обуздании стихийных виртуалов через их девиртуализацию и создании контролируемых сознанием виртуальных реальностей, в которых «самообразы, так же, как и сцепленные с ними целостные виртуалы, могут осознаваться и управляться личностью» [7]. Так обосновывается непрерывность отражательного процесса, включающего в себя воплощение и простых, и более сложных образов. виртуалистика теория отражения этический В зависимости от обстоятельств и характера личности, люди обычно склоняются при построении виртуальных систем к одному из двух базовых этических ориентиров: 1) нравственности обслуживания низменных страстей, стимулирующей создание болезнетворных психо-виртуалов, ведущих к упадку, деградации органических структур; 2) нравственности служения высоким идеалам, исполнения долга, инициирующей включение оздоровляющих, психически стабилизирующих организм самообразов [8]. В виртуалистике доминирующее значение придается моральной самоидентификации, осуществляемой посредствам креативной работы со сложными образами ценностных символов.
Болезнетворение не нуждается в высоком абстрагировании, потому что его подоплеку составляет реализация потребности получения удовольствия любой ценой, даже за счет здоровья и жизни организма. Виртуалы, дающие установку на достижение желаемого, являются отражением отражения простых и всем известных вещей, позволяющих визуально «ловить кайф». Экспериментальные данные, показывают, что, к примеру, болезнетворные виртуальности алкоголиков разворачиваются всего на одном, часто примитивном образе, призывающем обслужить потребность в выпивке (образы бутылки водки, праздничного застолья, винного магазина, скамейки в парке, где совершается распитие алкоголя [9]). Получается так, что осмысливать нечего и энергию сублимировать некуда виртуалы осознанные почти смыкаются с бессознательными. Излишки энергии огромны, они перекачиваются в агрессию разрушения.
В свою очередь, виртуализация оздоровляющих символов, наоборот, всегда требует очень высокого уровня абстрагирования от физических объектов и их первичных образов, поскольку понятия нравственности, фигурирующие и в таких случаях, не имеют конкретных предметных аналогов в материальном мире и практически не подвергаются первичной идеа-лизации, быстро принимая форму отражения отражения. Она идет сначала по модальному сценарию на волне эмоционального восприятия своих и чужих долговых обязательств, затем эти фрагменты сводятся в общую образную картину. Подобные виртуальные операции сопровождаются значительными психическими усилиями, ведь человек не видит искомые объекты вовне, он должен узнать их внутри, сотворить их, предварительно уяснив, как они будут выглядеть, и почему именно так. Если кому-то подходит нравственность служения, тогда он повышает планку абстрагирования от символов служения себе, близким людям, поднимается еще до служения природе, отечеству, обществу.
1. Носов H.A. Виртуальная реальность // Вопросы философии. 1999. № 10.
С. 158 -163.
- 2.
Введение
в философию / И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г. С. Арефьева и др. М., 1989. Ч. 2. С. 329.
- 3. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 2001. С. 16.
- 4. Носов H.A. Словарь виртуальных терминов // Тр. лаб. виртуалистики. Вып. 7. С. 36.
- 5. Солопов П.Е. Виртуалистика и философия. М., 2000. С. 34.
- 6. Носов H.A. Виртуальная психология. М., 2000. С. 56.
- 7. Юрьев Г. П., Юрьева H.A. Виртуальная медицина: теория и практика триалектической аретеи // Тр. лаб. виртуалистики. 2001. Вып. 16. С. 7.
- 8. Бирюкова Э.А. Виртуальные основы этики духовного оздоровления. Новомосковск. 2003. С. 35 42.
- 9. Яценко Ю.Т. Алкоголизм с виртуальной точки зрения // Виртуальная реальность: философские и психологические аспекты. М., 1997. С. 146.