Древние интуиции о психике
Разгневанная немыслимой красотой простой смертной девушки, Афродита велела своему сыну Эроту ранить сердце Психеи стрелой любви к самому отвратительному мужчине на свете. Когда отец спросил у Дельфийского оракула, как найти жениха для своей дочери, оракул велел ему отвести Психею в свадебном наряде на высокую скалу, и там за ней придет чудовищный чешуйчатый дракон. Увидев Психею, Эрот был пленен… Читать ещё >
Древние интуиции о психике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Психея
Психология как наука поразительно молода. Ее история предельно коротка. Есть все основания полагать, что она сформировалась в XIX в. Однако у нее удивительно долгая предыстория. Поэтому приходится постоянно уточнять, что считать за главенствующий фактор при определении судьбы психологии. Вернемся к тем строкам, с которых начиналась глава. Вхождение в бесчувствие и накат разрушительной энергии. О чем, собственно, идет речь?
Вот меркнет сознание, я впадаю в сладчайший миг какого-то полусознательного расслабления. Я воображаю себя камнем, деревом, иссохшим ручьем. Все зеленеющее, полное жизненных соков рождает во мне тоску и неприязнь. Это цветение, этот угар жизни не по мне. Я появляюсь на карнавале повседневности точно усопший. Одним словом, зомби…
Слово «зомби» пришло к нам из фольклора. Аборигены (коренные жители Мексики) считали, что колдун, если захочет, может поднять труп из могилы. Скелет восстанет из земного чрева, обретет плоть и станет бродить среди нас, рождая мертвящий дух. Наделенный сверхъестественной, чернокнижной силой, этот вурдалак приносит кончину другим, хотя он вожделеет ее для себя. Словно завороженный, зомби распространит повсюду искус небытия.
Однако приведенные строки можно отнести и к современному человеку. В американском киноискусстве зомби — давно знакомый персонаж. Редкий фильм ужасов обойдется без этой сомнамбулы — человека, который бессознательно выполняет во время сна некие внешне упорядоченные действия. Еще в 20-х годах прошлого столетия режиссеры начали экспериментировать с вампирами (кровососами) и прочими монстрами (чудовищами). Кое-кто разочарованно вздохнет: читали и Гоголя, и Вересаева. Однако не торопитесь отодвинуть от себя упыря на расстояние кладбищенской лопаты. Он все-таки среди нас…
Мы называем зомби людей с механическими реакциями, зачарованных безмолвием и бесчувствием. Мы, люди, ощущаем ослабление и неожиданное возрастание некоей энергии нашего внутреннего мира. С древности и до наших дней человека прельщает и манит загадочный феномен — психика… Психикой обладают животные и люди. Но для человека это арсенал чувств, разума, воли, переживаний, интуиции и прозрений, всевозможных фобийГ импульсов и вожделений. Мир психики человека неисчерпаем и парадоксален.
Название «психика» происходит от греческого слова psyche, — душа, дыхание, бабочка. Психея — в древнегреческой мифологии душа. Это, вообще говоря, олицетворение человеческой души и дыхания. Психею обычно изображали в виде дыма и испарений. Она покидала тело человека после его смерти. В более поздние времена Психею представляли в виде бабочки или девушки, иногда с крыльями бабочки.
В греческой мифологии Психея — супруга Эрота, бога любви. Миф о Психее чрезвычайно важен для понимания природы человеческой души. Потому обратимся к этому мифу, как он был изложен древнеримским писателем Апулеем (XI в.). В этом произведении некая старушка рассказывает историю девушке, похищенной разбойниками, чтобы развлечь ее.[1]
В основе сказки лежит сюжет, который был распространен в творчестве многих народов. Достаточно назвать «Аленький цветочек» С. Аксакова.
Так вот, жили-были царь и царица. У них было три прекрасных дочери. Старшие довольно удачно вышли замуж. Что касается третьей, то к ней никто не мог подступиться. Она отличалась такой неземной красотой, что каждый лишь восхищался ею словно прекрасной статуей или богиней. Люди стали поговаривать, что Психея — не какая-то обыкновенная царевна, а новая Афродита. Поэтому ей начали воздавать божеские почести.
Разгневанная немыслимой красотой простой смертной девушки, Афродита велела своему сыну Эроту ранить сердце Психеи стрелой любви к самому отвратительному мужчине на свете. Когда отец спросил у Дельфийского оракула, как найти жениха для своей дочери, оракул велел ему отвести Психею в свадебном наряде на высокую скалу, и там за ней придет чудовищный чешуйчатый дракон. Увидев Психею, Эрот был пленен ее красотой и забрал ее в свои чертоги.
Эрот взял со своей невесты обещание, что она никогда не будет пытаться увидеть его лицо. Между тем сестры пришли на скалу и стали оплакивать Психею. Она попросила у возлюбленного встречи с ними, но тот пригрозил ей серьезными испытаниями. Однако Психея встретилась с сестрами. И здесь мы попадаем в мир человеческой обыденности. Сестры выказали зависть к Психее. Они даже стали советовать ей убить чудовище, потому что не знали о настоящем муже Психеи.
Теперь Эрот покинул Психею, потому что понял: она раскрыла его тайну. В отчаянии Психея бросилась в реку, но из любви к Эроту река вынесла ее. Измученная тщетным стремлением к любимому и к смерти, Психея отправилась к сестрам, которые своими коварными советами довели ее до такого состояния. Психея стала рассказывать им небылицы. Мол, любит их Эрот, а на нее и смотреть не хочет. Сестры отправились во дворец Эрота и погибли в пути.
- [1] Фобия (от греч. phobos — страх) — навязчивое состояние страха, которое развиваетсяпри некоторых психических заболеваниях.