Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Функции языка и речи в речевой деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, первоначально речь выступает в своей социальной функции общения, которая воплощается в двух видах — сообщения и воздействия на себя и на других. На этой основе речь приобретает еще одну функцию — функцию регулирования своего собственного поведения, поведения и деятельности других людей. Регулирующая функция речи проявляется также в организации и объединении других психических… Читать ещё >

Функции языка и речи в речевой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общие функции языка и речи

Деятельность общения осуществляется на основе ряда функций (номинации, обобщения, познания), которые реализуются речью.

Центральной функцией речи является коммуникативная, реализуемая посредством выражения мысли (сообщения) и воздействия на себя и на других людей. Воздействие — это генетически первичная форма коммуникативной функции речи. Человек говорит, прежде всего, для того, чтобы воздействовать на поведение, мысли, сознание и чувства других людей посредством речи.

«В чем заключается социальный смысл речи? В том, что она обеспечивает любую другую деятельность человека, планируя, регулируя, контролируя ее и т. д.», — указывает А. А. Леонтьев (113, с. 93).

Из первой и основной — коммуникативной — функции речи вытекают такие ее качества, как общественная обусловленность, активность, намеренность, интенционалыюсть. Речь в человеческом обществе только и могла возникнуть лишь при активной направленности речевого поведения человека в коллективе на выражение своих намерений, желаний. Речевое высказывание в процессе социальной коммуникации всегда употребляется человеком для достижения какого-либо результата. Высказывание не может быть осуществлено без намерений, без активности, без интенций.

Таким образом, первоначально речь выступает в своей социальной функции общения, которая воплощается в двух видах — сообщения и воздействия на себя и на других. На этой основе речь приобретает еще одну функцию — функцию регулирования своего собственного поведения, поведения и деятельности других людей. Регулирующая функция речи проявляется также в организации и объединении других психических процессов (131,167).

Из регулирующей функции происходит тесно связанная с ней функция планирования человеком своей деятельности и поведения в обществе, деятельности и поведения окружающих его людей.

Еще одна важнейшая функция языка и речи в речевой деятельности человека — функция обобщения. «Общение, — указывал Л. С. Выготский, — основанное на разумном понимании и на намеренной передаче мыслей и переживаний, непременно требует известной системы средств… Таким средством является обобщение. Высшие формы психологического общения и возможны только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность» (41, с. 50—51). Обобщение, в свою очередь, возможно лишь при наличии у слова (как основного знака языка) значения. В психологии речи значение определяется как обобщенное и устойчивое отражение предметного содержания, включенного в общественно-практическую деятельность человека (122).

Благодаря значению, которое несут в себе слова, и связанной с ним обобщающей функции речи и языка, речевая деятельность приобретает еще одну важнейшую — когнитивную или познавательную функцию. Языковой знак — слово, представляющий собой обобщенное отражение окружающей предметной действительности, выступает как универсальное орудие познания человеком окружающего его мира (115, 133).

С. Л. Рубинштейн (167) указывал, что слово, являясь объективным отражением предмета, связано с ним внутренней связью по общности содержания. Эта связь опосредована через обобщенное содержание слова — через понятие или через образ. При этом слово в сознании человека замещает отображаемые объекты (предметы, явления), замещает их как объекты восприятия, упраздняет необходимость их непосредственного восприятия и манипулирования с ними; слово представляет предметы (в частности, при решении интеллектуальных задач), обозначая сам предмет или его свойства, признаки, качества. Такая предметная отнесенность слова лежит в основе первичной по происхождению номинативной функции речи. Номинативная функция формируется в онтогенезе речи на основе выделения существенных признаков предмета и собственно наименования, обозначения этих признаков, и становится нередко именем всего предмета (например, слово «свеча» — выделение существенного признака — свет, светить; «сутки» — «стык» дня и ночи и т. д.). Слово как наименование и указание — первичная функция в онтогенетическом развитии речи, из которой можно вывести все остальные (40, с. 225).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой