Преодоление конфликта посредством общения.
Контроль эмоциональной сферы
Рассматривая проблематику преодоления конфликтов (в первую очередь межличностных и межгрупповых), необходимо уделить особое внимание наиболее простому и логичному способу их урегулирования — общению. Данная категория при всей ее простоте представляется достаточно сложной. Процесс общения детально изучается в таких отраслях научного знания, как философия, психология, социология управления… Читать ещё >
Преодоление конфликта посредством общения. Контроль эмоциональной сферы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Три составляющих общения и их особенности
Рассматривая проблематику преодоления конфликтов (в первую очередь межличностных и межгрупповых), необходимо уделить особое внимание наиболее простому и логичному способу их урегулирования — общению. Данная категория при всей ее простоте представляется достаточно сложной. Процесс общения детально изучается в таких отраслях научного знания, как философия, психология, социология управления, риторика, менеджмент и др. При этом каждая наука имеет собственную область интерпретаций общения исходя из специфики своего предмета и методологии. В частности, классик отечественной науки управления персоналом А. Я. Кибанов трактует общение как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жизнедеятельности[1].
В свою очередь, представители психологической науки акцентируют внимание на том, что общение есть связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, во взаимовлиянии, взаимопереживапии, взаимопонимании. Термин «общение» трактуется как «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии, восприятие и понимание другого человека»[2].
Гуманистическая психология относит потребность в общении к основным, базовым потребностям человека. Только при помощи общения люди могут делиться друг с другом радостью, горем, передавать информацию. Потребность в общении, потребность человека в человеке В. А. Сухомлинский называл самой неискоренимой и самой человечной. Таким образом, общение направлено на установление психологического контакта, а его целями выступают изменение взаимоотношений между людьми, установление взаимопонимания, влияние на знания, отношения, чувства и другие проявления направленности личности.
Общение, резюмируя многочисленные подходы, можно определить как процесс взаимодействия двух и более индивидов, совместно решающих определенные задачи и удовлетворяющих определенные потребности.
Современная наука о конфликтах вслед за психологией и социологией управления выделяет коммуникацию, интеракцию и перцепцию в качестве основных составляющих процесса общения.
Коммуникативная сторона общения предполагает, по мнению А. Я. Кибанова, обмен информацией, увязанной с конкретным поведением собеседников. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что она не просто принята, но понята и осмыслена[3].
Проблемы терминологии Важно подчеркнуть разницу в понятиях «общение» и «коммуникация», которая заключается в том, что первое — более узкая категория. Действительно, коммуникация есть взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию. В то же время общение — это обмен информацией (т.е. коммуникация именно между людьми), причем не обязательно непосредственный. Как отмечал известный отечественный психолог Б. Ф. Ломов, когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать также и то, с кем и как он общается.
Аксиома коммуникации: Если тебя не поняла другая сторона, то виноват в этом только ты сам. Ты неправильно продумал информацию, неправильно ее структурировал и оформил, неправильно передал ее, не увидел реакцию партнера.
Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно только тогда, когда участники общения обладают единой системой кодирования, проще говоря, общаются на одном языке. В противном случае возникают коммуникативные барьеры, речь о которых пойдет в следующем параграфе.
- [1] См.: Кибанов Л. Я., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Этика деловых отношений: учебникдля вузов / под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2003.
- [2] Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.М.: Политиздат, 1985. С. 213.
- [3] См.: Этика деловых отношений / Кибанов А. Я. [и др.]. М., 2003.