Самосознание.
Психология детей младшего школьного возраста
Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с детьми. Большое значение имеют стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности, и рано осознают свою исключительность. В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной… Читать ещё >
Самосознание. Психология детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В младшем школьном возрасте личностное развитие ребенка в значительной степени определяется учебной деятельностью, ее результативностью. Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей — центральная в это время. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Ориентируясь на оценку учителя, дети сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и троечниками, хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения становится по существу оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка в классе.
У отличников и некоторых хорошо успевающих детей может сложиться завышенная самооценка: такие дети постоянно ждут самых высоких оценок в свой адрес и достаточно тяжело переживают нe только отсутствие похвалы, но и чужую пятерку. Поставленная им четверка может вызвать острую эмоциональную реакцию — обиду, слезы, непонимание, за что поставлена отметка, даже обвинения учителя в несправедливости.
У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки расшатывают их уверенность в себе, в своих возможностях; к концу начальных классов самооценка снижается (своеобразие самосознания таких учеников рассмотрено в гл. 3).
Гармоничное развитие личности предполагает становление относительно высокой адекватной самооценки и формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность — основная для младшего школьника, и, если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Интересно, что дети осознают важность компетентности именно в сфере обучения. По данным М. Э. Боцмановой и А. В. Захаровой, описывая качества наиболее популярных сверстников, младшие школьники указывают в первую очередь на ум и знания[1].
Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения), не только обучить их единым принципам оценки, но и создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке. Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, нe призывают всех брать пример с отличников, ориентируют учеников на индивидуальные достижения — чтобы завтрашняя работа была лучше вчерашней. Они не захваливают хороших учеников, особенно тех, что достигают высоких результатов без особого труда. И наоборот, поощряют малейшее продвижение в учении слабого, но старательного ребенка.
Создание благоприятной психологической атмосферы предполагает не только владение педагогом определенными приемами оценки и способами общения с классом. Па каждом уроке каждый ученик непосредственно чувствует отношение к себе учителя, его ожидания. Ожидания проявляются не только в прямых обращениях типа: «Не тяни руку, Тельнов, все равно глупость скажешь!» или «Маша у нас как всегда все знает». Они «прочитываются» детьми в тоне, взгляде учителя, его мимике, улыбке. Есть ученики, от которых ждут многого, есть и такие, от которых ничего хорошего не ждут.
Позитивные ожидания имеют поразительный развивающий эффект, названный эффектом Пигмалиона (см. параграф 4.2). Взрослый человек, верящий в возможности ребенка, в его лучшие качества, подобен мифическому Пигмалиону, силой своей любви оживившему мраморную статую.
Верно и обратное. Если ребенку постоянно демонстрировать свои худшие опасения, низкие ожидания, они тоже, скорее всего, сбудутся. Когда ребенку говорят, что он ленив и бездарен, что он хулиган и бездельник, велика вероятность того, что он станет таким, каким его видят значимые для него взрослые. По этой причине во всех психотерапевтических руководствах подчеркивается необходимость, прежде всего, исключить «убийственные» для детей оценки и прогнозы.
Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с детьми. Большое значение имеют стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности, и рано осознают свою исключительность. В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с заниженной (необязательно очень низкой) самооценкой пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути — бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу. Родители таких детей включаются в их жизнь только когда возникают конкретные проблемы, в частности с успеваемостью, а обычно мало интересуются их занятиями и переживаниями.
Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей, — поддержание престижа (разговоры дома вращаются вокруг вопроса: «Кто в классе получил пятерки?»), послушание «Тебя сегодня нe ругали?») и т. д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а быто;
вые моменты его школьной жизни («Как вас сегодня кормили?») или вообще мало что волнует — школьная жизнь почти не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» — рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Нормально», «Ничего особенного». Как показала Г. А. Цукерман, ценности учения детей и их родителей полностью совпадают в первом классе и расходятся к четвертому классу[2].
Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех и вместе с мамой или бабушкой переживают четверку как трагедию. Их представления о будущем столь же оптимистичны: их ожидают необычная профессия, материальное благополучие и популярность. Дети с низким уровнем притязаний и невысокой самооценкой не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Они не ставят перед собой высоких целей в учебе и будущей взрослой жизни, их планы просты и туманны. В данном контексте показательны рассказы двоих первоклассников, отвечавших на вопрос А. И. Липкиной: «Каким ты представляешь себя через 10—15 лет, когда ты будешь взрослым?» .
Пример из отечественной практики.
" Володя П. (самооценка повышенная): «Я представляю себя высоким, ростом в два метра. Я буду широкоплечим. Я сконструирую новую машину и полечу со своим другом Р. на Марс. Мы с ним сделаем планетоход и будем ездить с ним, но Марсу и фотографировать все. Потом мы прилетим обратно. О нас будут писать в газетах и везде будут наши портреты».
Наташа С. (самооценка пониженная). (После паузы): «Когда я вырасту, я думаю быть смелой, ничего не бояться (пауза)… Я хочу хорошо работать. Не знаю еще, кем буду, но я хочу быть врачом, может быть, детским врачом. Я люблю маленьких (пауза)… Но я не знаю, сумею ли, надо же очень хорошо учиться, чтобы поступить в медицинский институт. Надо быть отличницей. Потом еще надо быть смелой. Я даже когда хорошо знаю урок, боюсь, когда меня вызывают» «[3].
Повторим эксперимент А. И. Липкиной. Какими видят себя в будущем современные хорошо успевающие дети?
Максим Ж. (третий класс, самооценка адекватная, уровень средневысокий): «Я еще не решил, кем и каким я стану, когда вырасту, но, вероятнее всего, я буду программистом. Мой дом будет большим и находиться будет рядом с морем. Если я женюсь, то жена будет простой девушкой, а не „новой русской“. У нас будет двое детей — мальчик и девочка. Я хочу, чтобы мои дети росли в добром мире. И я буду понимать каждый их поступок. Сына я назову Максимом, а дочь — именем мамы» .
Вася Н. (третий класс, самооценка адекватная, уровень средневысокий): «Когда я закопчу школу, поступлю в спортивный институт. Закончу его и пойду работать. Работать я буду милиционером. Женюсь в 25 лет. Моя жена не будет ругаться, будет умной, будет хорошо готовить и в последнюю очередь будет красива. Я хочу иметь двоих детей — мальчика и девочку. Своих детей я буду учить плавать, каратэ, уму-разуму» .
Катя Я. (третий класс, самооценка адекватная, уровень средний): «Я думаю, что, когда я вырасту, буду работать учителем литературы. Я не буду бедной, потому что буду еще подрабатывать фотомоделью у меня длинные ноги и тонкая фигура. Работа в школе с детьми — это для души, а в агентстве — для хорошей зарплаты. Моим мужем станет только тот мужчина, который полюбит меня по-настоящему. Я создам большой, уютный, светлый дом, с музыкой и детьми. Также в моем доме будут жить животные, которых принесут в дом мои дети. Семьей мы обязательно будем путешествовать по странам, а на маленькой даче в Переделкино нас всегда будут ждать мои папа, мама и, наверное, старший брат» .
Аня А. (третий класс, самооценка адекватная, уровень средний): «Вырасту, закончу школу и буду секретаршей. Эта работа мне нравится тем, что надо уметь работать на компьютере, хорошо выглядеть и красиво одеваться, да и зарплата больше, чем у мамы. Когда стану взрослой, покрашу волосы, научусь водить машину и буду заниматься аэробикой»[4].
Современные дети с достаточно высокой адекватной самооценкой уверены в себе, в своих возможностях обеспечить себе счастливую жизнь. Для них характерна относительная реалистичность в подходе к профессиям и с точки зрения их доступности, и с точки зрения получаемой зарплаты; большая меркантильность по сравнению с началом 1970;х гг. Вторая отличительная черта — ориентация не только на профессию, но и на семью, причем не только у девочек, но и у мальчиков.
Когда ребенок приходит в школу, он принимает ценности и притязания родителей, по позднее он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, реальную успеваемость и место, занимаемое среди сверстников. Школа и семья — внешние факторы развития самосознания. Его становление зависит и от развития рефлексивного мышления. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия, и тем самым создаются новые возможности для формирования самооценки достижений и личностных качеств. Самооценка становится в целом более адекватной и дифференцированной, суждения о себе — более обоснованными. В то же время наблюдаются значительные индивидуальные различия. Следует особо подчеркнуть, что у детей с завышенной и заниженной самооценкой изменить ее уровень крайне сложно.