Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Экспериментальный анализ особенностей организации понятийного мышления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящей работе, осуществленной под руководством профессора Л. М. Веккера, была предпринята попытка экспериментального изучения особенностей организации понятийного мышления. В основу предложенного в данном исследовании подхода к определению природы понятийного мышления легли основные идеи Л. М. Веккера, разрабатываемые им в рамках общетеоретического анализа природы психических процессов. Так… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АНАЛИЗА ПРИРОДЫ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ
  • ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОНЯТИЯ КАК ОСНОВНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЕДИНИЦЫ В СИСТЕМЕ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ
    • 1. Особенности организации конкретных и общих понятий
    • 2. Анализ родо-видовых отношений г структуре понятия
  • ГЛАВА III. ЗАКОНОМЕРНОСТИ КООРДИНАЦИОННЫХ ПОНЯТИЙНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ НА УРОВНЯХРАЗНОЙ СТЕПЕНИ ОБОБЩЕННОСТИ
    • I. Сравнительный анализ конкретных понятийных координации и отвлеченных понятийных координации
    • 2. Соотношение структурно-содержательных, статиатичес ких и операциональных характеристик процессов понятийных взаимодействий на уровнях разной степени обобщенности
  • Глава 1. У. ЗАКОНОМЕРНОСТИ СУБОРДИНАЦИОННЫХ СООТНОШЕНИЙ ВИДОВЫХ И. РОДОВЫХ УРОВНЕЙ В СИСТЕМЕ. ПОНЯТИЙНОГО
    • I. Организующее влияние родовых у ровне йна содержание конкретного видового понятия
    • 2. Роль родовых уровней в процессах конструирования видовых рядов
    • 3. Влияние особенностей организации информационных процессов в конкретно-видовой плоскости на характер межуровнавых преобразований
  • ГЛАВА V. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ШШШМШ ПРОЦЕССОВ ОПЕРИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯМИ.. ^

Экспериментальный анализ особенностей организации понятийного мышления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема понятийного мышления занимает особое место в системе психологических знаний в силу специфичности, сложности исходного объекта анализа — понятия, понятийной мысли. Действительно, определение природы этого психического процесса, лежащего в основе высшей, наиболее совершенной формы познания субъектом окружающего мира, связано с целым рядом трудностей как методологического, так и методического порядка.

Традиционно принято противопоставлять рациональный уровень отражения чувственному, мысль — акту созерцания, понятие — образу. Установка на анализ понятийной мысли как надчувственного, внечувственного образования создает иллюзию уникальности этой формы психической активности, в результате чего теряется ощущение «плоти» данного психического явления, его реальности как определенной психической структуры.

Трудности методического порядка связаны с острым дефицитом в области экспериментальных средств исследования понятийного мышления. В частности, широко распространенный метод «задач», несмотря на целый ряд несомненных достоинств, не в состоянии обеспечить возможность раскрытия природы понятийной мысли. Глубинные принципы организации этого психического явления теряются за феноменологическим описанием процессуального хода мыслительной деятельности в условиях решения каких-либо предметно-определенных задач. Точно также очевидно и несовершенство метода «определения понятий», если он применяется в своей традиционной форме, поскольку е данном случае выявляется не природа понятия, а определённый уровень знаний субъекта, характер его словарного запаса, степень его осведомленности.

Однако возникающие в связи с изученная понятийного мышления трудности не могут снять той исключительной ответственности, которая лежит на данной области психологических исследований. Так, целый ряд воспитательных и дидактических проблем, стоя щих на сегодняшний день перед средней и высшей школой, не может быть эффективно решен без учета тех реальных психологических механизмов, которые определяют закономерности развития и функционирования мышления субъекта в процессе обучения. Причем, важнейшая задача психологической теории мыслительной деятельности заключается не только в объяснении природы понятийного мышления, но и в выявлении тех факторов, которые обеспечивают максимально полную реализацию интеллектуальных потенций субъекта.

В настоящей работе, осуществленной под руководством профессора Л. М. Веккера, была предпринята попытка экспериментального изучения особенностей организации понятийного мышления. В основу предложенного в данном исследовании подхода к определению природы понятийного мышления легли основные идеи Л. М. Веккера, разрабатываемые им в рамках общетеоретического анализа природы психических процессов. Так, определяя основные задачи психологического исследования любого психического процесса, Л. М. Веккер указывает, что оно «требует прежде всего изучения исходных общих феноменов, характеризующих данный процесс, и общих принципов их организации» (16), В связи с этим настоящее исследование понятийного мышления велось, во-первых, в плане изучения, структуры отдельного понятия как основной информационной единицы этой формы отражения и, во-вторых, в плане изучения особенностей организации процессов понятийных взаимодействий в условиях оперирования субъектом системой понятий.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Осхановимся на количественных показателях работы испытуемых по всем трем сериям и рассмотрим, как эти показатели зависят от степени т. е. от вероятностных характеристик исходных стимульных конкретных понятий), Нике приводятся данные по количесхву названных определений на серии I в делом, безотносительно к их соде жательным характеристикам (римская цифра обозначает соответствующую вероятностную группу понятий): /1 = 18. Табл.29. гijepi —.

Мы видим, что общее число сведений, используемых для определения исходного слова-стимула, уменьшается при уменьшении степени субъективной вероятности данного конкретного понятия*.

Следует заметить, что все определения могут быть разбиты на три группы:

1) определения через родовой признак с использованием соответствующего родового понятия (корзина — емкость, — фонарь — архитектурное украшение, весы — ахрибух хоргорли, металлическое сооружение и т"д);

2). определения через какоелибо конкретное свойство (корзина — плетеное из прутьев, фонарь электрический, веся — точные и т. д);

3). определение строится через активизацию ассоциативного окружения данного предмета (корзинаходить за грибами, фонарь — прожектор, на столбевесы — сила тяжести, торговля, веем правосудия).

Было подсчитано соотношение определений всех трех типов в зависимости от величиям (в процентах):

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ленин В. И*2. Ананьев Б.Г.3″ Анциферова Л. И, 4. Апресян Ю. Д*5. Аряхейм Р.6, Арнхейм Р"
  2. В.П. ж Лучевский П.И.8, Блейлер Е. А. 9″ Блумфилд Л* 10. Брунер Д.С.- Философские тетради. Полн.собр.соч.Т,
  3. Психология чувственного познанш. М. Изд#АПН РСФСР, I960
  4. Интроспективный эксперимент и исследование мышления в Вюрцбургской жоле-ВКН «Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах» ¦ М."Наука", 1966.
  5. Современные методы изучения значения и некоторые проблемы структурной лингвистики.- ЕКН. «Проблемы структурной лингвистики», M. I963.1. Образ и мысль.
  6. ЕКН. «Зрительные образы: феноменология и эксперимент», Душанбе, 1973.1. Визуальное мышление.- ВКН. «Зрительные образы: феноменология и эксперимент», Душанбе, 1973.
  7. Некоторые данные о формально-логической структуре патологического мышления.- БКй. «Моделирование психической деятельности», Новосибирск, 1967.
  8. Аффективность, внушаемость и паранойя.1. Язык. М.1968г.
  9. О познавательном развитии -В КН «Исследование развития познавательной деятельности», М."Педагогика", 1971.
  10. Д.С. Процесс обучения, 1. М. Изд, АПН. РСФСР, 1962
  11. А. От действия к мысли.1. М. ЮШ, 1956.
  12. С.Р. От знака к образу.1. Ереван, 1973.
  13. Л.М. Уровни организации психических процессовкак сигналов.- «Вопросы психологии». 1968, М.
  14. Л.М. Информация и энергия в психическом отражении- и Палей И.М. В КН. «Экспериментальная и прикладная психология», вып. З, Изд*Л17,1971.
  15. Л.М., Провар А.В, Владимирова Н. М. и Михайлова И.А.
  16. О соотношении структурных и статистических характеристик образов восприятия."Вопросы психологии", 1971, № I*
  17. Веккер Л. М" Восприятие и основы его моделирования.1. Л.йзд.ЛХУД964.
  18. Л.М. Психические процессы, т. I.Изд. Л1У, 1974.
  19. Сб. «Вероятностное прогнозирование в решении».1. М."Наука", 1971,
  20. Войшвилло Е.К.Понятие"Изд.МГУ, 1961.
  21. Востоков Б. И, 0 значении слова. В КН.
  22. Проблема знака и значения", М.Изд.МГУ, 1969.
  23. Р. «Экспериментальная психология».М, ИЙЛ, 1950*
  24. Л.С. Избранные психологические произведения.1. М, Изд. АПН РСФСР, 1956,24. Выготский Л.С.25. Гальперин П.Я.26. Гальперин П.Я.27. Гальперин П.Я.
  25. Развитие высших психических функций. М.Изд.АПН РСФСР, I960.
  26. Умственное действие -основа формирования мысли и образа.-«Вопросы психологии, 1957, Ш 6,
  27. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий.
  28. В КН: „Исследование мышления в Советской психологии" — М, АПН РСФСР, 1966.
  29. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и цонятий. М, Изд. МГУ, 1965.28. Говоркова А.Ф.
  30. О понятийной природе эмпирических обобщений.- „Вопросы психологии“, 1971, J& 6.
  31. Р.Я. и Янковский А.Е. Некоторые экспериментальныеданные при распаде мышления при.Шизофрении."Сов.невропатология,. психиатрия и психогигиена“, т. Ш вып.2−3,1934.30. Горский Д.II.31. Грэхем И.Х.32. Давыдов В. В,
  32. Вопросы абстракции и образования понятий М, Изд. АН СССР, I960.
  33. Зрительное восприятие -- В КН."Экспериментальная психология», т.2,ИЛЛ, I960.
  34. Виды обобщения в обучении. М. «Педагогика», 1972.33. Давыдов В.В.
  35. Связь теорий обобщения с программировавши обучением.- В КН* «Исследование мышления в Советской психологии». М,"Наука", 1966.
  36. Е.й. К вопросу о формировании образа слова.- «Вопросы психологии», 1967, № I.
  37. Н.И. Механизмы речи.1. М, Изд. АЛН, РСФСР, 1958.
  38. Зинченко ВЛ1. Продуктивное восприятие- «Вопросы психологии», 1971, № 6.
  39. В.П. Исследование визуального мышления.
  40. Вопросы психологии", 1973, № 2.
  41. .В. Патология мышления.1. М, Изд. МГУ, 1962.39. Ивашкин В. С,
  42. Ориэнгнрованная основа поисковой деятельности при творческом решении задач по техническому конструированию.
  43. В КН. «Вопросы математического моделирования ж структурного исследования психической деятельности», Владимир Д968.40* Сб.
  44. Исследование мышления в Советской пси-хологии.М.,"Наука" 1966.41. Сб
  45. Исследование развития познавательной деятельности.!, «Педаг or ика"1971.
  46. Н.И. Исследование в области термодинамикипроцессов информации и мышления. М.йзд.МГУ, 1971.
  47. Ю.Н. „Эвристический поиск, его операциональныеж эмоциональные компоненты.- „Вопросы психологии,“ 1973, Л I.
  48. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М. „Педагогика“, 1970.
  49. Кац-нельсон С. Д. Типология языка и речевое мышление.1. Л. ,"Наука“, 1972.
  50. А.А. Слово в речевой деятельности.!!,"Наука"1965.
  51. А.А. Психологическая структура значения.- В КН. „Семантическая структура слсва“. МД971.
  52. АД. Психолингвистика. Л."Наука», 1967.
  53. А.Н. Мышление.- «Вопросы философии», 1964,$ 4.
  54. А.Л. Опыт экспериментального исследованиямышления.- В КН: «Доклады на совещании по вопросу психологии».1. М, Из д. АПН РСФСР, 1954.51. ЛиндслеЙ Д. Б. Эмоции.- В КН. «Экспериментальная психология» под ред. С. С. Стивенса. М, ИИЛД960.1. Г96
  55. Р. Познавательные процессы. -ВКН."Экспери-, ментальная психология," т.2, М, ИЙЛ, I960.
  56. В.В. Исследование динамики структурирования идеструкции перцептивного образа. Автореф. канд. диссерт, Л.1974.
  57. А.Р. и Виноградова 0.С, Объективное исследованиединамики семантических систем. В КН."Семантическая структура слова", М, «Наука», 1971.
  58. А.Р. Об историческом развитии познавательныхпроцессов. М.,"Наука", 1974,
  59. А.Р. и Цветкова Л, С. Нейропсихологический анализпроцесса решения задач. М., «Просвещение», 1967.
  60. Мальцев В. И, Лексическое значение и понятие, — В КН.
  61. Проблема знака ж значения". М, Изд. МГУ, 1969.
  62. Матюшюш А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.1. М., «Педагогика», 1972.
  63. Матюшкин А. М, — Вопросы экспериментального исследованияпсихологических закономерностей творческого мышления, — В КН."Научное творчество" М, «Наука», 1969,
  64. Т.К. Особенности актуализации знаний больнымишизофренией в процессе мышления- Автореф.канд .диссерт., М,1966.61. Миллер Де.А.1. Речь и язык. — В КН."Эксперименталвная психология", т.2, М., ИИЛД960.
  65. Дж.А., Прибрам К и Галантер Ю.
  66. Планы и структура поведения. М,"Прогресс", 1969.63. Михайлова И.Б.
  67. Чувственное отражение в современном научном познании. М,"Мысль", 1972.64. Сб.65. Сб.
  68. Мышление и речь. М.Изд.АЛН РСФСР, 1963.
  69. Мышление и язык. М, Госполитиздат, 1957.66. Никифорова О.Н.67. Обухова Л.Ф.68. Сб.69. Сб.70. Ошанин Д.А.
  70. Исследование по психологии художественного творчества. М, Изд. МГУ, 1972.
  71. Этапы развития детского мышления. М, Изд. МГУ, 1972.
  72. Основные направления исследования мышления в капиталистических странах. М, «Наука», 1966.
  73. Основы теории речевой деятельности". М., «Наука», 1974.
  74. О психологической трактовке понятия «Информация"-"Вопросы психологии», 1967. V71, Пиаже Ж<�йзбр.Психологщ. труды. М., «Просвещение.», 1969.
  75. . и Инельдер Б. Генезис элементарных логическихструктур.!., ШЭД, 1963.73. Пиаже Ж.
  76. Роль действия в формировании мышления, «Вопросы психологии», 1965, $ 6.74. Понамарев Я.А.
  77. Психология творческого мышления, Изд, АПН. РСФСР, I960.75. Понамарев Е.А.76. Сб.77. Сб, 78. Сб.79. Сб.80. Сб.81. Резников Л. О,
  78. Знание, мышление и умственное развитие- М, «Просвещение», 1967.
  79. Проблема знака и значения". М, МГУ., 1969.
  80. Проблема значения в лингвистике и логике. М., М1У.1963.
  81. Процесс мышления и закоййости анализа, синтеза ж обобщения" под ред. Рубинштейна С. Л. М., Изд. АН СССР, I960.
  82. Психолингвистика за рубежом «. М."Наука», 1972.
  83. Психология мышления". М, «Прогресс», 1965.
  84. Гносеологические вопросы семиотики. Л., Изд. ЛГУ, 1964.82. Рейтман У.
  85. Познание и мышление- М."Мир", 1968.83″ бинштейн С.Л.84, Рубинштейн С.Л.
  86. К вопросу о языке, речи и мышлении. «Вопросы языкознания», 1957,№ 2.
  87. О пншлении и цутях его исследования. М, Изд., АН. СССР, 1958.85, Рушкевич Е.А.
  88. Расстройство сложных форм высшей нервной деятельности (мышления) у психически больных.Киев.1966.86. Сагатовский В. Н, 87. Славин А.В.88. Самарин Ю. А, 89. Семенов И.М.90. Соколов А.Н.91. Соловьев И. М, 92. Стрюков Г. А.
  89. Чувственные основы понятия.-«Вопросы философии», 1962, Л Л> I*
  90. Наглядный образ в структуре познания.1. М, Политиздат., 1971.
  91. Очерки психологии ума, изд. АПН РСФСР, М, 1962.
  92. Элементы мысли. М, Изд. АН СССР, 1943.
  93. Внутренняя речь и мышление.М. ."Просвещение", 1968.
  94. Структура мыслительной деятельносви человека.1. М, Изд. МГУ, 1969.
  95. Генетическая психология Ж.Пиаже. М.,"Просвещение".1967.
  96. Язык и мышление. М.Изд.МГУ, 1972.
  97. Физиологическая психологш (в 14 лекциях. СПБ., 1893.
  98. Опыт экспериментального исследованияинтёлектуальных расстройств при мягкой шизофрении.-«Сов.Невропатология, психиатрия и психогигиена», т. З, вып.5, 1934.
  99. Методологические проблемы теории понятия. Л, Изд. ЛГУ, 1973.
  100. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. М, «Просвещение», 1967.
  101. Введение в семиотику. М, ИйЛ, 1963.
  102. Обобщённые ассоциации в учебной работе школьника. М, Изд. АПН РСФСР, 1959.
  103. Об образных компонентах речевого мышления.-«Доклады АПН РСФСР», «2−3, 1959.103. Шиф ж.и.104. Эсаулов А.Ф.105. Ярошевский М. Г-106. Сб.
  104. Развитие научных понятий школьника. М-3, 1935.
  105. Психология решенш задач. М, „Высшая школа“ Д972.
  106. История психологии. М., „Мысль“, 1966.
  107. Язык и мышление». М., «Наука»., 1967.
Заполнить форму текущей работой