Психоаналитический подход.
Психология
На анальной стадии (от 1 года до 2 лет) приучение ребенка к чистоплотности ведет к перемещению источника удовлетворения либидо в анальную область тела. Овладевание своим телом, особенно сфинктером, и социализация импульсов являются главными занятиями младенца. Нарушения развития могут быть обусловлены страхом ребенка потерять контроль над сфинктером, непоследовательным поведением родителей… Читать ещё >
Психоаналитический подход. Психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Согласно психоаналитической концепции Фрейда развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека, причем каждый из этапов этого развития характеризуется определенным способом проявления (или непроявления) либидо через эрогенные зоны, присущие данному возрасту. Если либидо не получает удовлетворения или удовлетворяется неадекватным образом, человек рискует остановиться на данной стадии и у него фиксируются определенные черты личности.
На оральной стадии (от 0 до 1 года) удовлетворение либидо достигается за счет ротового контакта во время сосания, покусывания или жевания. Остановка на этой стадии (фиксация) впоследствии приводит к сохранению рта как источника удовольствия, сохранению зависимости от матери, к колебанию настроения и таким «порокам», как курение, гурманство, словесная агрессивность, а иногда к развитиюличности с чертами пассивности и зависимости от окружающих.
На анальной стадии (от 1 года до 2 лет) приучение ребенка к чистоплотности ведет к перемещению источника удовлетворения либидо в анальную область тела. Овладевание своим телом, особенно сфинктером, и социализация импульсов являются главными занятиями младенца. Нарушения развития могут быть обусловлены страхом ребенка потерять контроль над сфинктером, непоследовательным поведением родителей, радующихся успехам ребенка и одновременно выражающих отвращение к экскрементам, или слишком суровым воспитанием. Фиксация ребенка приводит к развитию таких черт личности, как пунктуальность, скупость, чрезмерная чистоплотность или упрямство.
На фаллической стадии (с 2 до 5 лет) ребенок интересуется и манипулирует своими половыми органами, а также органами других детей. В результате он обнаруживает различия между мальчиками и девочками. На фаллической стадии развивается также эдипов комплекс. Он характеризуется нежной привязанностью ребенка к родителю противоположного пола и агрессивностью к родителю своего пола, которого ребенок рассматривает как соперника и подсознательно хочет его «устранить». Ребенка раздирает так называемый конфликт амбивалентности — испытывание противоположных чувств к одному и тому же объекту (любовь — ненависть по отношению к родителю того же пола). Разрешается эта ситуация отказом от своих притязаний на родителя противоположного пола и идентификацией с родителем своего пола, приобщением к ролям и установкам, ему свойственным. Фиксация лежит в основе некоторых гомосексуальных ориентаций, а также может влиять на выбор партнера в будущем.
Латентный период (5— 11 лет) характеризуется снижением активности и интересов, связанных с сексом. На первый план выходят обучение, социализация и т. п.
На генитальной стадии (начинается в период полового созревания) подростки обоего пола все больше ориентируют свой поиск полового удовлетворения на других людей.
Так человек приближается к зрелости, главным критерием которой являются стремление работать, создавая нечто полезное и ценное, и способность любить другого человека ради него самого, а не из-за того, что он соответствует подсознательным установкам, сформировавшимся в результате случайных фиксаций на эдипальной стадии.
Фрейд интерпретировал определенные черты характера как дериваты стадий развития сексуальности и развития Эго или как аналоги симптомов, т. е. защитные процедуры. Он использовал две системы классификации — генетическую и клиническую. Генетические типы характера соотносятся с той или иной стадией развития сексуальности, от которой определенные черты характера и получают свое название; это оральный, анальный, фаллический и генитальный характеры. Клинические типы характера соотносятся с тем или иным психопатологическим состоянием, с которым они аналогичны или имеют максимальное сходство; это истерический, обцессивный, фобический, шизоидный, депрессивный, маниакальный характеры.
Оральный характер проявляется улиц с фиксацией на оральной стадии развития. Типичные черты — оптимизм или пессимизм, щедрость, легкая смена настроения, болтливость. Анальному характеру соответствует упрямство, скупость, аккуратность, но могут присутствовать и противоположные черты. Индивид с фаллическим характером понимает сексуачьное поведение как проявление силы. Генитальный характер наблюдается уличности, которая разрешила свой комплекс Эдипа и достигла уровня генитальной сексуальности. Человек с генитальным характером полностью свободен от инфантильных зависимостей.
Теория развития сексуальности Фрейда включает в себя описание механизмов регрессии и сублимации. Регрессия — это защитный процесс, посредством которого субъект избегает тревоги через возвращение к более ранним стадиям развития сексуальности и Эго. Стадия, в которой происходит регрессия, детерминирована существованием точек фиксации. Теория регрессии предполагает, что более ранние модели поведения остаются в распоряжении субъекта как альтернативные способы поведения. К регрессивным формам психической жизни Фрейд относит также невротические состояния. Сублимация — это связанный с развитием процесс, посредством которого инстинктивная энергия разряжается в неинстинктивных формах поведения.