Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Условия формирования научно обоснованных способов оценки личностных свойств детей у будущих педагогов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В психологической литературе давно поставлена проблема совершенствования межличностного познания учителями своих учеников. (Андреева Г. М., 1999, Бакланова Н. К., 2001; Берулава М. Н., 1996; Бодалёв А. А, 1981; Вербова К. В., Кондратьева С. В., 1981, 1990; Васильева З. И., Ахаян Т. В., Казакина М. Г., Радионова Н. Ф., Бочкина Н. В., Заир-Бек Е.С., Тряпицина А. П., Кочетова А. А., Седова Н. В… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема познания личностных особенностей детей в педагогическом процессе
    • 1. 1. Понятие «межличностное познание» в психологии
    • 1. 2. Структурные компоненты межличностного познания
      • 1. 2. 1. Когнитивный компонент межличностного познапия
      • 1. 2. 2. Аффективный и поведенческий компоненты межличностного познания
    • 1. 3. Особенности познания личностных свойств детей педагогами
      • 1. 3. 1. Влияние эффектов межличностного познания на процесс понимания педагогом личностных свойств детей
      • 1. 3. 2. Механизмы межличностного познания в педагогической практике
    • 1. 4. Проблема совершенствования способов межличностного познания у педагогов
  • Глава II. Формирование научно обоснованных способов оценки личностных свойств детей у будущих специалистов педагогического профиля
    • 2. 1. Организация и методы исследования
      • 2. 1. 2. Методика формирования научно обоснованных способов оценки личностных особенностей детей у будущих педагогов
    • 2. 2. Ход исследования
    • 2. 3. Результаты исследования
      • 2. 3. 1. Процесс формирования научных способов познания личностных свойств детей в экспериментальной группе №
    • 2. 3.2 Описательные характеристики ребёнка, составленные студентами экспериментальной группы № 1 до и после формирующего эксперимента
      • 2. 3. 3. Влияние формирующего эксперимента на совершенствование научных способов познания личностных свойств детей у будущих педагогов в экспериментальной группе №
      • 2. 3. 4. Качественный анализ результатов формирующего эксперимента в экспериментальной группе №
      • 2. 4. Сопоставительный анализ результатов в экспериментальных и контрольной группах
    • 2. 4.1. Эффективность усвоения научно обоснованных способов оценки личностных свойств детей в экспериментальной группе № 1 и в экспериментальной группе № 2 после формирующего эксперимента
      • 2. 4. 2. Изучение результатов формирующего эксперимента в экспериментальной группе №
      • 2. 4. 3. Уровень усвоения научно обоснованных способов межличностного познания в экспериментальной группе № 3 до и после формирующего эксперимента
      • 2. 4. 4. Усвоение научно обоснованных способов межличностного познания в экспериментальной группе № 1 и экспериментальной группе № 3 после формирующего эксперимента
      • 2. 4. 5. Изучение различий в экспериментальной группе № 1 до формирующего эксперимента и контрольной группе после преддипломной практики
      • 2. 5. Обсуждение результатов исследования

Условия формирования научно обоснованных способов оценки личностных свойств детей у будущих педагогов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и проблема исследования.

Современная практика обучения и воспитания свидетельствует о том, что учителя владеют как обширными предметными, межпредметными, педагогическими и психологическими знаниями, так и новейшими технологиями воздействия ^ на учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Вместе с тем, в ходе своей практической работы они нередко сталкиваются с отторжением учащимися этих воздействий,) которое объясняется рядом факторов, среди которых на передний план выходит неспособность преподавателей понять ребенка, взглянув на ситуацию взаимодействия его глазами.

Довольно часто наблюдаются случаи, когда педагоги, давая характеристику школьнику, в большой степени опираются на свой индивидуальный опыт познания, который содержит житейские представления, искажающий адекватность восприятия образа ребенка, что в значительной мере затрудняет прогнозирование его поступков и планирование перспектив развития. Многие специалисты педагогического профиля выносят суждения о детях на основе односторонних наблюдений, например, только на уроке. Они выделяют лишь отдельные качества, не рассматривая совокупности и структуры свойств, характеризующих их воспитанников. Используемые критерии при анализе личностных особенностей довольно часто не соответствуют тем качествам, которые оцениваются, а личность ребенка рассматривается без учета знаний его индивидуального пути развития. Характерной ошибкой в понимании личности ребенка является категоричность суждений о его личностных свойствах, отказ от рассмотрения сочетания факторов, порождающих конкретные поступки учащихся. (Рождественская Н.А., 2005).

В психологической литературе давно поставлена проблема совершенствования межличностного познания учителями своих учеников. (Андреева Г. М., 1999, Бакланова Н. К., 2001; Берулава М. Н., 1996; Бодалёв А. А, 1981; Вербова К. В., Кондратьева С. В., 1981, 1990; Васильева З. И., Ахаян Т. В., Казакина М. Г., Радионова Н. Ф., Бочкина Н. В., Заир-Бек Е.С., Тряпицина А. П., Кочетова А. А., Седова Н. В., Трифачёва Г. М., Роботова А. С., Расчётина С. А., 1991; Коломенский Я. Л., 1977; Кузьмина Н. Ф., 1965; Кулюткин Ю. Н., Митина JI.A., Сухобская Г. Г., 1990; Петровская Л. А., 1994; Рождественская Н. А, Грачикова Е. В., 1998; Рождественская Н. А., 1992, 1996; 1997, 2004, 2005; Сафа С., 1993; Штейнмец А. Э., 1983; Яценко Т. Г., 1987 и др.) Как правило, исследователи движутся в двух направлениях: изучаются проблемы развития эмпатии (Гиппенрейтер Ю.Б., Грачикова Е. В., 2002; Карягина Т. Д., Козлова Е. Н., 1993; Митина Л. М., 1994; Орлов А. Б., 1989; Петровская Л. А., 1994; Реан А. А., 1990; Рогов Е. И., 1998; Рождественская Н. А., 2004, 2005; Штейнмец А. Э., 1983) и когнитивного компонента межличностного познания у учителей (Бодалёв А.А. 1982, 1983, 1996; Бодалёв А. А., Васина Н. В., 2005; Бодалёв А. А., Кузьмина 1985; Вербова К. В., Кондратьева С. В, 1990; Грачикова Е. В., 2002; Котлова Т. Б., Смирнова А. В., 200- Реан А. А., 1990; Регуш Л. А, 1997; Украинский Я. И., 1988). В частности, в работах Н. А. Рождественской построена модель научных способов межличностного познания, разработана и апробирована методика ее формирования у учителей, а также показано, что на эффективность усвоения этой модели отрицательное воздействие оказывает опыт негативных эмоциональных переживаний человека, прямо или косвенно связанный с межличностным познанием. Таким образом, рассматривая вопрос о его совершенствовании у будущих специалистов педагогического профиля необходимо выделить условия, обеспечивающие эффективное усвоение научно обоснованных способов оценки личностных свойств детей педагогами, включая приемы, способствующие устранению негативных воздействий прошлого эмоционального опыта.

Проблема исследования состоит в том, чтобы углубить анализ закономерностей целенаправленного развития у будущих педагогов понимания личностных свойств детей, рассмотрев все условия, обеспечивающие эффективное усвоение модели способов межличностного познания, включая приёмы, способствующие устранению негативных воздействий прошлого эмоционального опыта.

Цель исследования: изучение закономерностей формирования научно обоснованных способов оценки личностных особенностей детей у будущих специалистов педагогического профиля в процессе профессиональной подготовки.

Объект исследования: закономерности развития и формирования способов межличностного познания.

Предмет исследования: условия формирования научно обоснованных способов оценки личностных свойств детей у будущих специалистов педагогического профиля.

Гипотезы исследования: 1. На качество понимания личностных особенностей детей у студентов педагогического профиля влияет формирование у них научно обоснованных способов оценки детей.

2.Эффективное' усвоение модели научных способов межличностного познания определяется применением: метода поэтапного формирования умственных действийметода проблемного обученияпсихологического тренинга в качестве формы обученияприема.

1 Эффективным усвоением модели научных способов межличностного познания является такое усвоение, при котором усваиваются все способы научного познания, при этом студенты 1) способны объяснить сущность способа, 2) они также способны применить каждый из способов в процессе познания личностных свойств детей реконструкции психотравмирующей ситуации, имевшей место в дошкольном и школьном возрасте у студентов педагогических специальностей.

Задачи исследования:

1. Аналитический обзор современных научных подходов к межличностному познанию.

2. Изучение проблемы развития и формирования мыслительных процессов, обеспечивающих адекватность межличностного познания.

3. Анализ методик совершенствования мыслительных процессов, обеспечивающих эффективность межличностного познания.

4. Создание методики совершенствования мыслительных процессов межличностного познания личностных свойств детей у будущих специалистов педагогического профиля на основе модификации формирующих методик, разработанных Н. А. Рождественской для учителей и А. В. Березиной для подростков.

5. Разработка и включение в модифицированный вариант методики совершенствования мыслительных процессов межличностного познания детей у будущих специалистов педагогического профиля приема реконструкции психотравмирующей ситуации, имевшей место в их личном опыте в процессе школьного обучения и воспитания.

6.Апробация модифицированной методики совершенствования мыслительных процессов межличностного познания детей у будущих специалистов педагогического профиля в процессе их обучения.

Теоретико-методологическая основа исследования: Принципы социальной и деятельностной детерминации психического развития (Выготский JI.C., Леонтьев А. Н., Рубинштейн C. JI) — положение культурно-исторической теории J1.C. Выготского о ведущей роли обучения в психическом развитиипринципы деятельностного и логикометодологического подходов к усвоению социального опыта (Гальперин П.Я., Ильясов И. И., Талызина Н.Ф.) — теория активных методов обучения (Андреева Г. М., Базаров Т. Ю., Бодалев А. А., Вербицкий А. А., Жуков Ю. М., Ляудис В. Я., Матюшкин А. К., Петровская JT А.) — социально-психологические концепции социального познания и социальных представлений (Андреева Г. М., Бодалев А. А., Донцов А.И.) — модель способов межличностного познания Н. А. Рождественской.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, беседа, наблюдение, срезовый и формирующий эксперименты. Методики, используемые в исследовании: методика формирования научных способов познания личностных особенностей детей у будущих специалистов педагогического профиля (модифицированный вариант методик Н. А. Рождественской и А.В. Березиной) — методика свободного описания учителем личностных свойств учащихся- «Лесенка" — «Изучение самооценки личности старшеклассника" — «Несуществующее животное" — «Овладение общей структурой мыслительной деятельности" — «Матрицы Равенна».

Экспериментальную базу исследования составили 89 студентов академических групп 4-го и 5-го курсов Московского гуманитарного педагогического института очной и вечерней формы обучения и 32 студента выпускных групп педагогического колледжа № 9 г. Москвы. Всего 121 человек. А также 92 ребёнка (воспитанники детских дошкольных учреждений и учащиеся средних общеобразовательных и специализированных школ города Москвы), с которыми студенты знакомились и работали в ходе прохождения практики.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: Впервые модель способов межличностного познания использована в практике подготовки специалистов педагогического профиля.

Установлено, что ее применение повышает качество понимания личностных особенностей детей у студентов педагогического.

Впервые выделена и получила эмпирическую проверку совокупность условий, обеспечивающих эффективное формирование модели научных способов межличностного познания у будущих специалистов педагогического профиля в процессе профессиональной подготовки, а именно: применение методов поэтапного формирования и проблемного обученияиспользование тренинговой формы обученияиспользование в процессе формирования научных способов познания ребёнка, приема реконструкции психотравмирующей ситуации, имевшей место в личном опыте студентов в прошлом, в процессе дошкольного воспитания, школьного обучения и воспитания.

Впервые применён приём реконструкции психотравмирующей ситуации с целью повышения эффективности усвоения научных способов познания личностных свойств ребёнка будущими педагогами в процессе их профессиональной подготовки.

Практическая значимость исследования: Методика, разработанная в исследовании, может использоваться в процессе совершенствования профессиональной подготовки специалистов педагогического профиля. Она внедрена в практику подготовки педагогических кадров в Московском гуманитарном педагогическом институте.

Достоверность и надежность полученных результатов определяется методологическими принципами, положенными в основу исследования, теоретическим анализом поставленных проблем, адекватностью моделей и методов исследования целям и задачам работы, обеспечением репрезентативности выборки, применением статистической обработки данных, сочетанием количественного и качественного анализа результатов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Качество познания личностных свойств детей будущими специалистами педагогического профиля в процессе профессиональной подготовки определяется применением: методов поэтапного формирования и проблемного обучения с целью активизации познавательной деятельности учащихся и эффективного усвоения ими научно обоснованных способов межличностного познаниятренинговой формы обучения, которая обеспечивает активизацию мотивационной и эмоциональной переменныхприема реконструкции психотравмирующей ситуации, имевшей место в личном опыте студентов в прошлом, в процессе дошкольного воспитания, школьного обучения и воспитания.

2. Использование модели научных способов межличностного познания, разработанной Н. А. Рождественской, повышает качество познания личностных свойств ребёнка будущими специалистами педагогического профиля в процессе профессиональной подготовки;

3. Применение в рамках тренинга приема реконструкции психотравмирующей ситуации, имевшей место в личном опыте студентов в прошлом (в процессе дошкольного воспитания, школьного обучения и воспитания), способствует повышению эффективности формирования научных способов познания ребёнка у будущих педагогов;

Апробация результатов диссертационной работы состоялась на заседании кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (2006 г.), на межвузовской научно-практической конференции «Профессиональное мастерство и успешность деятельности специалистов педагогического профиля» в Московском гуманитарном педагогическом институте (2005 г.), на V Всероссийской научной конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей «Молодежь в науке и культуре XXI в.» (2006).

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, двух глав — обзора литературы и описания эмпирического исследования, заключения, выводов, списка литературы и 17 приложений.

Список литературы

состоит из157 источников, из них 18 — на английском языке. Текст диссертаций представлен на 140 страницах и содержит 13 таблиц и 12 диаграмм.

Выводы.

1. Формирование у студентов педагогического профиля научно обоснованных способов оценки личностных свойств детей значительно повышает у них качество понимания их личностных особенностей.

2. Высокую результативность формирования научно обоснованных способов оценки личностных особенностей детей у будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки обеспечивает совокупность применения:

• метода поэтапного формирования умственных действий,.

• метода проблемного обучения,.

• психологического тренинга в качестве формы обучения,.

• приема реконструкции психотравмирующей ситуации, имевшей место в процессе школьного обучения и воспитания.

Заключение

.

Анализ литературы показал, что в психологических исследованиях, связанных с изучением структуры межличностного познания, выделяются три основных взаимосвязанных компонента: когнитивный, аффективный, поведенческий.

В педагогической практике стереотипы, эталоны, имплицитные теории личности рассматриваются как психические образования, структурирующие когнитивный компонент и являющиеся составными элементами ориентировочной основы познания личности ребёнка. Они составляют основу ненаучных, «житейских» способов познания и нередко приводят к ошибкам в познании личностных свойств людей, в частности, в познании детей педагогами. В результате последние оказывают неадекватные воспитательные воздействия на них, нанося им психические травмы и навсегда утрачивая свой авторитет в их глазах и возможность влиять на формирование их личности.

Проблема совершенствования познания педагогом личностных свойств ребёнка непосредственно связана с гуманистической, личностной направленностью современного учебно-воспитательного процесса, переходом от системы «субъект — объектных» к «субъект — субъектным» отношениям. Адекватность, полнота и глубина познания личностных свойств детей зависит от способности педагога преодолеть влияние негативных эффектов межличностного познания и использовать знания из научной области, взглянуть на ситуацию глазами ученика, понять и принять точку зрения учащегося, наконец, встать на его место и рассуждать с его позиции.

В свете вышесказанного особый интерес представляет методика совершенствования способов межличностного познания у учителей Н. А. Рождественской. Эта методика предназначена для ознакомления учителей с обобщёнными способами межличностного познания и представлениями о ведущих личностных свойствах, опора на которые в воспитательной работе позволяет педагогам сокращать количество ошибок, совершаемых ими в процессе познания детей.

Проанализировав исследования, посвященные формированию межличностного познания, выполненные Н. А. Рождественской и ее учениками, А. В. Березиной и С. В. Малышевой, мы пришли к выводу, что начатое в их работах изучение эффективного формирования способов межличностного познания следует продолжить, поскольку, во-первых, оставались неизученными возможности применения методики Рождественской в процессе подготовки учителей. Во-вторых, в литературе приводились сведения об определенных ограничениях лекционносеминарской формы обучения, в которой методика применялась в работе с профессиональными учителями.

Прежде всего, теоретическим путем была выделена совокупность условий, обеспечивающих наиболее эффективное формирование способов межличностного познания у студентов. Это — применение методов поэтапного формирования умственных действий и проблемного обучения, психологического тренинга в качестве формы обучения, приема реконструкции психотравмирующей ситуации, имевшей место в процессе школьного обучения и воспитания.

В эмпирическом исследовании, состоявшем из трех формирующих экспериментов, эти условия варьировались и только в экспериментальной группе № 1 были учтены все вышеназванные условия.

Сравнительный анализ описательных характеристик детей, которые составляли студенты экспериментальной группы № 1 после формирующего эксперимента с описательными характеристиками, которые составляли студенты экспериментальных групп № 2 и № 3 также после проведения в них формирующих экспериментов, продемонстрировал, что студенты первой группы овладели способами межличностного познания значимо лучше, чем студенты второй и третьей групп.

Анализ описательных характеристик личности ребёнка у студентов-выпускников контрольной группы показывает, что они приближаются к описательным характеристикам студентов экспериментальной группы № 1, полученным до тренинга. Это подтверждает тот факт, что студентыv недостаточно эффективно используют получаемые ими научные психологические знания в ходе практической работы и, без специально организованной работы процесс формирования научных способов познания ребёнка происходит значительно медленнее.

В эксперименте была подтверждена эффективность модели способов межличностного познания Н. А. Рождественской в работе со студентами педагогического профиля. Ее применение в учебном процессе значительно повышает качество познания студентами личностных особенностей детей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком. // Вопросы психологии. 1985 №. 3. — стр. 135−139.
  2. B.C. Механизмы социального восприятия, // Психологический журнал. Т. 10 — № 2. — 1989 — стр. 63−70.
  3. И.Р. Развитие коммуникативной компетентности у старшеклассников и взрослых людей. // Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1999.
  4. Г. М. Социальная психология. М., 1996.
  5. Г. М. К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции // Вопросы психологии. 1977 — № 2. — стр.3−12.
  6. Г. М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии // Вопросы психологии. 1979 — № 6 — стр. 26−38.
  7. Г. М. Социальное познание: проблемы и перспективы. -М.: МПСИ -1999.
  8. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская JI.A. Современная социальная психология на западе. М., 1978.
  9. . Г. М. К проблематике психологии социального познания. // Мир психологии. 1999 — № 3. — стр. 15−23.
  10. Ю.Бабич Н. И. Первое впечатление о другом человеке у младших школьников // Вопросы психологии. 1990 — № 2 — стр. 57−62.
  11. П.Бакланова Н. К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: учебное пособие для аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации, преподавателей, студентов. М.: МГУКИ, 2003. — 223 стр.
  12. А. В. Зона ближайшего развития для формирования способности к вероятностному оцениванию сверстников. // Психология общения 2000: проблемы и перспективы. М., 2000 — стр. 34−36.
  13. Н.Березина А. В. Особенности формирования межличностного восприятия как условие совершенствования общения у подростков. Дисс. .канд.психол. наук.- М.: МГУ, 2003.
  14. М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. Бийск, 1996.
  15. А. А. Психология общения. М.: Изд. «Институт практической психологии» -1996 — 256 стр.
  16. А.А. Феномен понимания другого и определяющие его факторы. // Мир психологии 2001 — № 3 — стр. 12−16.
  17. Бодалёв А. А. Личность и общение. М., 1983.
  18. АА. Восприятие и понимание человека человеком. М: МГУ 1982.
  19. Дж. Психология познания. М., 1977 — 412 стр.
  20. Г. М., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990 — 136 стр.
  21. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. «Ось-89», 2005.-256 стр.
  22. К.В., Кондратьева С. В. Понимание А.С. Макаренко своих воспитанников как эталон педагогической социальной перцепции. // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 43−50.
  23. А.Ю. Развитие социально-перцептивных способностей и формирование морального сознания личности // Актуальные проблемы социальной психологии. Кострома, 1986 — стр. 18−19.
  24. А.Н. Точность оценивания черт личности. // Автореф. дисс, канд. психол. наук. М., 1989 -18 стр.
  25. JI.C. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр. соч. Т.4 М.: «Педагогика» 1984 — 169 стр.
  26. JI.C. Динамика и структура личности подростка. //Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. JI.M. Семенюк.- М. 1998.
  27. JI.C. Педагогическая психология. М.: «Педагогика-Пресс" — 1996 — 536 стр.
  28. O.JI. Бюллетень клуба конфликтологов № 6 -Красноярск, 1997.
  29. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М, 1985.
  30. П.Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978 -118 стр.
  31. Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? Изд-е 3-е, — М.: ЧеРо, 2001.-240 стр.
  32. A.M. Проявление личностных особенностей в коммуникации. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2000 — 22 стр.
  33. Е.В. Когнитивный компонент межличностного восприятия как профессионально-важное качество учителя. // Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 2002 — 23 стр.
  34. Г. В. Понимание как составляющая коммуникативного акта. // Мир психологии. М.- 2001- № 3. стр.50−60.
  35. О.А., Безменова И. К. Атрибуция: общее представление, направление исследований, ошибки. М., 1998 — 112 стр.
  36. А. Ш. Внутригрупповая активность как фактор повышения коммуникативной компетентности в студенческих группах. // Автрореф. дисс. канд. психол. наук. Краснодар, 1999 — 20 стр.
  37. М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. М.: Смысл, 2000.
  38. И.В. Формирование личности в переходном возрасте. -М., 1987. -184 стр.
  39. Ю.Н. Обучение общению в учебно-тренировочной группе. // Психологический журнал. Т.8 — № 2 — 1.987.
  40. Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. // Автореф. дисс. доктора психологических наук.- JL, 1991.
  41. Ершова Л. Д Особенности перцептивных способностей учителя. -Л., 1979.
  42. Жуков Ю. М, Петровская Л. А, Растянников В. П. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров: «ЭННОМ" — 1991.
  43. Ю.М. Точность и дифференцированность межличностного восприятия. // Автореф. дисс. канд. психол. наук. М:., 1982 — 20 стр.
  44. А.С., Рогов Е. И. Некоторые вопросы самопознания личности в связи с разработкой проблем тренинговой группы// Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1981.
  45. И.И. Структура процесса учения.- М:., 1986 200 стр.
  46. И.И., Можаровский И. Л. Рефлексия как условие формирования научно-нормированных способов познавательной деятельности. // Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск, 1984
  47. И.И., Можаровский И. Л. Рефлексия содержательных задач исследовательской работы как важный компонент интеллектуальной культуры исследователя, // Проблемы и методы формирования интеллектуальной культуры специалистов. Новосибирск, 1984.
  48. Е.И., Косарецкий С. Г., Слободчиков В. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога. // Вопросы психологии- 2000. № 3. С. 57−67.
  49. В.Е. Стереотипы мужественности женственности и образ «.Я» у подростков. // Вопросы психологии. -1989 — № 3. С. 53−62
  50. Ю.А. Проблемы имплицитных, теорий личности (к истории формирования подходов, принципов структурно-содержательных объяснений и определений перспектив изучения). // Мир психологии. -М., 1999 № 3.
  51. Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект).- М, 2001 192 стр.
  52. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону 1996−512 стр.
  53. Н. Некоторые направления изучения проблемы межличностного восприятия в психологической теории и практике. // Мир психологии. М., 2001 — № 3 — стр. 28−40
  54. ГА. Психология познания людьми друг друга. // Вопросы психологии. 1983 — № 1.
  55. Когнитивная психология. Учебник для вузов./ Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 480 стр.
  56. Т.К. О роли социально-перцептивного эталона личности в регуляции педагогического взаимодействия. // Образ в регуляции деятельности (К 90-летию со дня рождения Д.А. Ольшанина).
  57. Тезисы докладов международной научной конференции. М., 1997. С. 9597.
  58. Кон И.С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. // Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. J1.M. Семенюк. М., — 1998 — стр. 290−298.
  59. С.В. Межличностное понимание и его роль в общении // Автореф. дисс, докт. психол. наук. JI., — 1976 — 36 стр.
  60. Т.Б., Смирнова А. В., Тендерные стереотипы в учебниках начальной школы // Женщины в российском обществе. 2001. № 3,4.
  61. Е.П., Сизова Т. Б. Теоретические основы культуры межличностных взаимодействий. // Мир психологии.- М., 2001 .№ 3 — стр. 40−50.
  62. И.Ю., Колюцкий В. Н. Возратсная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов вузов. М., 2004.
  63. В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. -Л., 1972.
  64. А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2003.-256 стр.
  65. Д. Социальная психология. 5-е межд. изд — СПб: «Питер» — 2000.
  66. С.В., Рождественская Н. А. Особенности чувства одиночества у подростков. // Вестник МГУ сер. 14 Психология 200:1 — № 3 — стр. 63−67.
  67. Г. И. Социально-психологический тренинг. М: «Совершенство» -1998- 208 стр.
  68. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1990. 192 стр.
  69. Межличностное восприятие в группе. // Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова М., 1981 — 295 стр.
  70. И.В. Исследование формирования коммуникативных навыков у младших подростков. / Сборник научно-методических работ преподавателей педагогических колледжей г. Москвы. Ч. 1. М.: УМК по профобразованию МКО, 2001. С.157−161.
  71. И.В. Особенности представлений о сверстниках и подростках у студентов педагогического колледжа. / Сборник научно-методических работ преподавателей педагогических колледжей г. Москвы. М.: УМК по профобразованию МКО, 2002. — С. 73−77.
  72. И.В. Проблема познания педагогом личности ребёнка в контексте гуманизации образования. // Ученые записки Московского гуманитарного педагогического института. Т. 3. М.: МГПИ, 2005. — С. 47−55.
  73. М.Р. Когнитивные схемы и эвристические процессы: в социальном познании. // Мир психологии. М., 1999 № 3 — стр. 40−46.
  74. Мир детства. Дошкольник./ Под ред. А.Г. Хрипковой- отв. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1979. — 416 стр.
  75. Мир детства. Младший школьник./ Под ред. А.Г. Хрипковой- отв. ред. В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1981. — 400 стр.
  76. Мир детства. Подросток./ Под ред. А.Г. Хрипковой- отв. ред. Г. Н. Филонов. М.: Педагогика, 1982. — 432 стр.
  77. JI.M. Учитель как личность и профессионал. Психологические проблемы. М., 1994.
  78. Н.А. Тренинг педагогического общения. Учебное пособие для вузов. М.: Просвещение, 2003. 304 стр.
  79. B.C. Психология детства и отрочества. М., 1998 — 488стр.
  80. Р.С. Психология. Кн. 3 М.: Владос — 2001- 640 стр.
  81. В.Н. Психологическая коррекция неадекватного образа «Я» в подростковом и юношеском сознании методами телесно-ориентированного подхода. Автореф. Дисс. .канд.психол.наук. -Ярославль, 2002.
  82. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы, — М.: «Тривола» 1996. — 360 стр.
  83. Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.- 352 стр.
  84. Окленд ер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. -М.: «Класс» -1997 336 стр.
  85. Особенности обучения и психического развитая школьников 1317 лет // под ред. Дубровиной И. В., Круглова Б. С. М, 1988. — 190 стр.
  86. JI.A. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. М., 2004.
  87. Петровская J1. А., Полякова Э. Н. Социальная составляющая в восприятии здоровья современных студентов. // Мир психологии. М., 1999- № 3 стр. 98.
  88. JI.А. Компетентность в общении. М., 1989. — 216 стр.
  89. Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи. // Социальная психология в трудах отечественных психологов.- СПб: «Питер» 2000.стр. 438−453
  90. Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально- психологического тренинга. М., 1982. — 168 стр.
  91. . Избранные психологические труды. М., 1969. — 659стр.
  92. В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости.// Психологический журнал, 1986.
  93. В.М., Рождественская Н. А. Методы совершенствования межличностного познания. // Вестник МГУ сер 14 Психология. 1998 — № 2. — стр., 74−80.
  94. Познание человека человеком (возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. А. А. Бодалёва, Н. В. Васиной. СПб: Речь, 2005.
  95. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие./ Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2002. — 694 стр.
  96. A.M. Психологический: справочник для неудачника.-М., 1994−191 стр.
  97. А.С. Тренинг коммуникативных умений. Методические разработки занятий. М: Новая Школа — 1993.- 49 стр.
  98. Психологическая диагностика. // Под ред. Гуревича К. М., Борисовой Е.М.- М., 2001, 368 стр.
  99. Психология межличностного познания. / Под ред. А.А. Бодалева- Акад. пед. наук СССр. М.: Педагогика, 1981. — 224 стр.
  100. Психология подростка. / Под ред. А. А. Реана, -С.-Пб., М., 2003.
  101. Психология подростка. Хрестоматия // Сост. Фролов Ю. И. -М:. 1997−524 стр.
  102. Психология. Словарь // Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского -М.: Политиздат, 1990 494 стр.
  103. АА., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -М.: «Питер» 2000 — 410 стр.
  104. Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998.
  105. К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем // Хрестоматия по педагогической психологии, М., 1995
  106. К. Клиенто-центрированная терапия. М.: «Рефл-бук», «Ваклер», 1997−320 стр.
  107. Н. А. Формирование когнитивного компонента межличностного восприятия у старшеклассников. // Дисс. канд. психол. наук. М., — 1990 191 стр.
  108. Н.А. Как понять подростка. М., 1995 -75стр.
  109. Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком. // Вопросы психологии 1986 — № 4 — стр. 69−76.
  110. Н.А. Способы межличностного познания: психолого-педагогический аспект. М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2004. — 282с.
  111. Н.А., Березина А. В. Формирование у подростков способности вероятностного оценивания сверстников. // Мир психологии. М., 2001 -№ 3. -стр. 112−115
  112. Розанов K. J1. Межличностное познание и деятельность // Вопросы психологии. 1986 — № 4 — стр.76−81.
  113. Рубинштейн C. JL Основы общей психологии. Т.2. — М.: «Педагогика" — 1989 — 328 стр.
  114. Рудестам Кьел. Групповая психотерапия. СПб: Питер, 2000. -384 стр.
  115. Л.И. Влияние манипулятивных установок личности на взаимопонимание. //Мир психологии.- М., 2001, .№ 3.- стр. 88−93.
  116. З.И., Сомова Е. Г. Личность и ее самоактуализация в общении с другими. // Мир психологии. М., — 2001 — № 3.- стр. 83−88
  117. В.В. Драматизация, как средство развитая коммуникативных способностей будущих педагогов. // Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ставрополь — 2000. — 23 стр.
  118. Г. И. Тренинг для учителей и старшеклассников М.: «ЭНИМС» -1992 -36 стр.
  119. С. Представление о подростке в формирующемся сознании педагога-практика. Автореф.дисс.канд.психол.наук. М.: МГУ, 2004.
  120. Т.В. Восприятие сверстников и взрослых подростками и старшеклассниками. // Вопросы психологии.- 1985 №. 5 -стр. 61−70
  121. Т.В., Платон К. Н. Особенности межличностного восприятия в подростковом и раннем юношеском возрасте. Кишинев, 1988. — 62 стр.
  122. Социальная психология в трудах отечественных психологов./ Хрестоматия.- СПб.: ПИТЕР 2000. — 512 стр.
  123. Т.Г. Изучение социальной каузальной атрибуции: успехи, проблемы, перспективы. // Мир психологии. М., — 1999 — № 3. -стр. 52−60.
  124. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1.975.-344 стр.
  125. Н.Д. Понимание другого и межличностное восприятие в общении (по материалам исследования общения в студенческих группах). // Мир психологии. М., 2001 — № 3.» стр. 60−70
  126. Е.Г. Восприятие человеческих отношений в подростковом и юношеском возрасте. // Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М, 1997.-21 стр.
  127. Н.Н., Прихожан A.M. Подросток в учебнике и в жизни. // сер. Педагогика и психология. М., 1990. — 80 стр.
  128. К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. / Пер. с нем. М.: Генезис, 2001. — 256 стр.
  129. К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. / Пер. с нем. М.: Генезис, 2002. -336 стр.
  130. К. Эффективный воркшоп. Динамическое обучение. / Пер. с нем. М.: Генезис, 2003. — 368 стр.
  131. Фридман J1.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. — 288 стр.
  132. А.У. Принцип деятельности в исследовании межличностного восприятия // Вопросы психологии. 1980 № 3.- стр. 2031.
  133. В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. К.: Освига — 1992. — 220 стр.
  134. Н.В. Имплицитная модель межличностного оценивания и ее роль в профессиональной коммуникации. // Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1993.
  135. П.Н. Современная социальная психология США. -М.: «Наука"-1979.-230 стр.
  136. Д.Б. Избранные психологические труды.// Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М., 1989 — 560 стр.
  137. Т.Г. Социально-психологическое обучение при подготовке будущих учителей: Автореф. дисс. докт. психол. наук. Киев. 1987.
  138. Allport G.W. The nature of prejudice. N.Y., 1958.
  139. Allport G.W. Pattern and in personality. N.Y., 1961.
  140. Argyle M. The psychology of interpersonal behaviour. Harmondsworth, 1973.
  141. Bruner J.S. Perlmutter H.V. Compatriot and foreigner. A study of impression formation in three countries // J. of Abnormal and Social Psychology. 1957. Vol. 5 P. 253−260.
  142. Causal processing: origins and development // Psychological Bulletin. 1988. Vol. 104. № 2. 226−235.
  143. Chapman L.G. Chapman G.P. Genesis of popular but erroneous psycho-diagnostic observation // J. of Abnormal and Social Psychology. 1967. Vol.73. P. 193−204.
  144. Cook M. Perceiving others. The psychology of interpersonal perception. L.- N.Y., 1979.
  145. Deaux K., Dane F., Wrightsman L.(eds.) Social psychology in the '90s. Brooks Publishing Company, California, 1993.
  146. Ericson E.H. Childhood and society. New York: W.W. Norton, 1959.
  147. Gilbert G.M. Stereotypes persistence and change among college students // J. of Abnormal and Social Psychology. 1951. P. 245−254.
  148. Heider F. The psychology of interpersonal relations. N.Y., 1958.
  149. Kelly G.A. The psychology of personal constructs. N.Y., 1955.
  150. Kenny D.A. An interpersonal perception: A social relations analysis // The Guilford Press< New York? London, 1994.
  151. Lippmann W. Public opinion. N.Y.427.
  152. Livesley W.J., Bromley D.B. Person perception in childhood and adolescence. L., 1973.
  153. Osgood Ch., Suci S., Tannenbaum P. Measurement of meaning. Urbana, 1957.
  154. Sallivan 0., Guilford J., de Ville. The measurement of social intelligence//Cooperative research project. 1976. N.Y., 1965.
  155. Tagiuri R. Person perception // Handbook of Social Psychology ed. by Lindzey G. & Aronson E. V. 3. N.Y., 1969. 395−449.
  156. Weiner B. The Emotional Consequences of Causal Attributions // Affect and Cjgnition. The Seventeenth Annual Carnegie Symposium on Cognition. N.Y., 1982.
Заполнить форму текущей работой