Развитие поисково-исследовательской деятельности младших школьников
Основными направлениями опытной работы были: формирование у педагогов точного и дифференцированного представления о роли абстрактного мышления в жизни и деятельности человекапроявление учителями собственных умений абстрактного мышления с целью рефлексии своей педагогической деятельностиразработка и внедрение основных психолого-педагогические способов и приемов эффективного воздействия… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологическое исследование поисково-исследовательской деятельности младших школьников
- 1. 1. Научные подходы к развитию поисково-исследовательской деятельности младших школьников в учебном процессе
- 1. 2. Психологическая структура поисково-исследовательской деятельности младших школьников в учебном процессе
- 1. 3. Психолого-педагогический детерминизм развития поисково-исследовательской деятельности младших школьников в учебном 51 процессе
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Эмпирическое исследование поисково-исследовательской деятельности младших школьников
- 2. 1. Развитие умений абстрактного мышления в поисково-исследовательской деятельности младших школьников в учебном процессе
- 2. 2. Опытная работа с учителями начальных классов по развитию поисково-исследовательской деятельности младших школьников (на примере задач начального курса математики и проанализировать ее результаты)
- 2. 3. Основные результаты эмпирической работы по развитию поисково-исследовательской деятельности младших школьников
- Выводы по второй главе 1
- Заключение 141 Библиография
- Приложения
Развитие поисково-исследовательской деятельности младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В условиях модернизации системы российского образования особенно значимой становится проблема интеллектуального развития учащихся, начиная с раннего школьного этапа обучения. Это обусловлено тем, что заложенные в самом начале интеллектуальные умения создают необходимую основу для дальнейшего формирования всесторонне развитой личности, готовой к решению интеллектуальноемких задач (Н.Г. Алексеева, Л. П. Виноградова, А. В. Леонтович, B.C. Мухина, А. И. Савенкова, А. С. Обухова, Д. И. Фельдштейн и ДР-).
Важное значение в интеллектуальном развитии личности на раннем школьном этапе обучения принадлежит абстрактному мышлению, включая обобщение и дифференциацию предметов, понятий и явлений. Не случайно эти умения рассматриваются как ключевые в развитии абстрактного мышления младших школьников, предшествующий опыт которых не всегда в полной мере способствует развитию мыслительных действий абстрактного типа.
Еще более актуальной является задача формирования познавательных умений младших школьников в условиях поисково-исследовательской деятельности на примере решения задач в начальном курсе математики. Учебная деятельность, приобретающая статус ведущей с началом школьного курса образования, создает особые благоприятные условия для развития мыслительных операций абстрактного типа (А.А. Прихожан, М. А. Матюшкин, А. Н. Подьяков, Г. И. Щукина и др.).
Задачи начального курса математики представляют собой эффективные средства развития абстрактного мышления через поисково-исследовательскую деятельность, организованную с их помощью. Именно поэтому в психологических исследованиях большое значение уделяется роли поисково-исследовательской деятельности учащихся начальной школы в развитии их абстрактного мышления.
Состояние и степень разработанности проблемы.
В современной научной литературе одним из важнейших направлений исследования процессов развития поисково-исследовательской деятельности является психолого-педагогический аспект проблемы, а именно типология задач курса начальной математики и анализ создаваемых для учащихся интеллектуальных трудностей (А.К. Артемова, Ф. Я. Байхов, Е. В. Величко, Б. А. Викол, Б. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина, Н. И. Триш и др.).
Для психологической науки большой интерес представляют поисково-исследовательские действия, которые учащиеся могут выполнять, работая с задачами начального курса математики (Д.Н. Богоявленская, Н. Б. Истомина, С. Н. Лысенкова, Н. А. Менчинская, И. Б. Нефедова и др.). По мнению исследователей, данные действия не только способствуют развитию мышления учащихся, но и позволяют формировать у них особые умения абстрактного мышления, повышая эффективность их познавательной деятельности в целом (М.И. Лисина, А. К. Маркова, С. Л. Новоселова, А. А. Овчаров, Н. Ф. Талызина, А .Я Цукарь и др.).
Ряд авторов подчеркивают важность изучения влияния сформированных у учащихся начальной школы умений поисково-исследовательской деятельности на успешность их учебной деятельности в дальнейшем курсе школьного обучения (Л.Н. Фридман, М. А. Холодная, Г. А. Цукерман и др.). В этой связи предметом исследования становится изучение остаточных знаний (Н.Б. Шумакова, П. М. Эрдниев, И. С. Якиманская и др.), умений и навыков учащихся (А.К. Артемов. Е. В. Баранова, Л. А. Венгер, B.C. Мухина и др.), накопленных в ходе начальной поисково-исследовательской деятельности, перенос этих знаний, умений и навыков в новые ситуации поисково-исследовательского типа (Д.Б. Годовикова, И. В. Дубровина, В. А. Далигер и др.), влияние обучения в начальной школе на основе поисково-исследовательских задач на решение учебных задач более высокого уровня в средней и старшей школе (Н.Ф. Круглова, В. А. Крутецкий, Т. В. Кудрявцев, А. В. Леонтович и др.).
Однако анализ научных работ показывает, что, несмотря на разные направления исследования данной проблемы, в психологии до сих пор недостаточно изученным остается развитие поисково-исследовательской деятельности младших школьников.
В связи с этим остаются не полностью решенными следующие противоречия:
• между заявленной в образовательном стандарте необходимостью развивать поисково-исследовательскую деятельность учащихся начальной школы и уровнем изученности психологической стороны этого процесса,.
• между психологическими знаниями особенностей развития поисково-исследовательской деятельности учащихся начальной школы и влиянием задач начального курса математики на этот процесс,.
• между опытом применения задач начального курса математики в. поисково-исследовательской деятельности с одной стороны, и влиянием этого вида деятельности учащихся начальной школы на развитие их абстрактного мышления.
В связи с нерешенными противоречиями существует проблема, которая заключается в том, что учащиеся начальной школы пока ещё недостаточно владеют способами поисково-исследовательской деятельности, нередко предпочитают воспроизводить учебные действия, предложенные учителем, испытывают трудности в совершении учебных операций обобщающего и дифференцирующего типа. Все это вносит определенные психолого-педагогические ограничения в развитие как поисково-исследовательской деятельности учащихся начальной школы, в целом, так и операций абстрактного мышления, в частности. Этим обусловлена актуальность темы данного диссертационного исследования.
Объект исследования: поисково-исследовательская деятельность младших школьников.
Предмет исследования: развитие поисково-исследовательской деятельности младших школьников на примере задач начального курса математики.
Цель исследования: исследовать психолого-педагогические особенности развития поисково-исследовательской деятельности младших школьников и апробировать полученный материал на примере задач начального курса математики с учителями в системе повышения их квалификации.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие поисково-исследовательской деятельности учащихся начальной школы на примере задач курса математики будет более эффективной, если формировать у них умения абстрактного мышления (синтез, анализ, дифференциация, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, систематизация, конкретизация и логическое рассуждение) на материале определенных типов задач (выявление общего, дифференциация различий, поиск аналогий, классификация трудностей, формулирование проблемы), с учетом влияния психолого-педагогических условий и факторов.
Задачи исследования:
• проанализировать развитие поисково-исследовательской деятельности младших школьников в учебном процессе как проблему психологической науки;
• исследовать психологическую структуру поисково-исследовательской деятельности младших школьников в учебном процессе;
• определить психолого-педагогический детерминизм развития поисково-исследовательской деятельности младших школьников в учебном процессе;
• выявить роль умений абстрактного мышления в развитии поисково-исследовательской деятельности младших школьников в учебном процессе;
• организовать опытную работу с учителями начальных классов по развитию поисково-исследовательской деятельности младших школьников на примере задач начального курса математики и проанализировать ее результаты.
Методологическую основу исследования развития поисково-исследовательской деятельности младших школьников составили фундаментальные идеи теории ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, А. В. Петровский, Д. Б. Эльконин и др.), системности знаний (В.П. Зинченко, Б. Ф. Ломов, С. Д. Смирнов и др.), психологии мышления (конкретное, абстрактное, логическое) (А.В. Брушлинский, П. Я. Гальперин, О. К. Тихомиров и др.), психолого-педагогического детерминизма (И.В. Дубровина, В. И. Купцов, С. Л. Рубинштейн, и др.), развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др.), личностно-ориентированного подхода (М.Н. Берулава, Е. В Бондаревская, И. В. Якиманская и др.).
Теоретической основой исследования послужили основные труды по теории отражения (К.А. Абульханова — Славская, А. Г. Асмолов, Е. В. Шорохова и др.), формированию учебных умений (В.А. Крутецкий, В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталов и др.), проблемного обучения (Р.П. Мильруд, А. Н. Поддьяков, Д. И. Фельдштейн и др.), познавательной активности (Л.А. Венгер, А. В. Запорожец, М. И. Лисина и др.), а также идеи концепции поисково-исследовательской деятельности младших школьников (В.В. Рубцов, И. А. Сасова, К. Н. Поливанова и др.).
Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературысравнительный анализобобщениенаблюдениеанкетированиеанализ продуктов деятельноститестирование: ТОФИ (тест основополагающих функций интеллекта) (Р.П. Мильруд, А.В. Можейко), тест для изучения логического мышления (Дж.Равен), тест для изучения творческого мышления П. Торренса в адаптации Н. Б. Шумаковой, Е. И. Щеблановой, Н. П. Щербо, тест «Оценка способностей школьников" — опросник М. А. Ступницкой для определения общеучебных интеллектуальных умений и навыковвербально-логические задания, невербальные конструирующие задания. Для статистической обработки и анализа использовалась программа SPSS 14.00 для Windows. При этом применялись следующие статистические методы: корреляционный анализ, факторный анализ, tкритерий Стьюдента для независимых выборок.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• раскрыта психологическая структура поисково-исследовательской деятельности младших школьников, включающая выделение главного и второстепенного, конкретизацию объекта познания, формулирование положительных и отрицательных утверждений, поиск доказательств, отбор лексико-грамматических средств для высказываний, организацию диалога с другими участниками поисково-исследовательской деятельности, формулировку заключения;
• обнаружены психолого-педагогические детерминанты развития поисково-исследовательской деятельности младших школьников в учебном процессе, в их числе: психолого-педагогические условия (опыт выполнения проблемных заданий, сформированность начальных исследовательских умений, успешные процессы социализации личности в детском возрасте, эффективное межличностное взаимодействие, мотивация самостоятельной познавательной деятельности) и факторы (знаковое, схематичное и смешанное моделирование);
• выявлены типы задач в начальном курсе математики, способствующие успешному овладению поисково-исследовательской деятельности учащихся младших классов, основанные на развитии нестандартного мышления: выявление общего, дифференциация различий, поиск аналогий, классификация трудностей, формулирование проблемы.
Теоретическая значимость исследования.
Доказано, что при поисково-исследовательской деятельности младших школьников в учебном процессе (на примере решения задач в начальном курсе математики) происходит построение целостной ментальной картины исследуемого учащимися фрагмента окружающей среды.
Конкретизировано понятие «поисково-исследовательская деятельность», означающее последовательность познавательных действий и операций, позволяющих обнаружить существенные признаки предметов, явлений, процессов, функциональные связи между ними и построить целостную ментальную картину исследуемого фрагмента окружающей среды.
Систематизированы умения абстрактного мышления младшего школьника, включающие умения синтеза, анализа, дифференциации, обобщения, абстрагирования, индукции, дедукции, аналогии, систематизации, конкретизации и логического рассуждения.
Практическая значимость исследования.
Предложена программа в рамках повышения квалификации для учителей начальных классов по развитию поисково-исследовательской деятельности младших школьников (на примере математики), включающая общенаучный, психологический, дидактический, апробирующий, рефлексивный этапы.
Разработаны рекомендации для учителей начальных классов по развитию поисково-исследовательской деятельности младших школьников.
Материалы исследования могут быть использованы в учебных курсах: «Педагогическая психология», «Возрастная психология» и «Психология развития».
Достоверность и надежность полученных результатов исследования обусловлены опорой на достижения современной психологииприменением валидных и надежных методов, адекватных предмету, задачам и гипотезе исследованияэмпирической проверкой основных положенийрепрезентативностью выборки испытуемыхтщательным и корректным проведением качественного анализа и статистической обработки исходных данных.
Положения, выносимые на защиту.
1. Поисково-исследовательская деятельность — это последовательность познавательных действий и операций, позволяющих обнаружить существенные признаки предметов, явлений, процессов, функциональные связи между ними и построить целостную ментальную картину исследуемого фрагмента окружающей среды.
2. Психологическая структура поисково-исследовательской деятельности младших школьников в учебном процессе включает такие компоненты, как выделение главного и второстепенного, конкретизацию объекта познания, формулирование положительных и отрицательных утверждений, поиск доказательств, отбор лексико-грамматических средств для высказываний, организацию диалога с другими участниками поисково-исследовательской деятельности, а также формулировку заключения.
3. Психолого-педагогический детерминизм развития поисково-исследовательской деятельности младших школьников в учебном процессе включает как психолого-педагогические условия развития поисково-исследовательской деятельности (опыт выполнения проблемных заданий, сформированность начальных исследовательских умений, успешные процессы социализации личности в детском возрасте, эффективное межличностное взаимодействие, мотивация самостоятельной познавательной деятельности), так и факторы (знаковое, схематичное и смешанное моделирование).
4. Развитие умений абстрактного мышления младшего школьника (синтез, анализ, дифференциация, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, систематизация, конкретизация и логическое рассуждение) особенно важно, так как весь предшествующий опыт ведущей деятельности учащихся был игровой.
5. Опытная работа с учителями начальных классов по развитию поисково-исследовательской деятельности младших школьников (на примере математики) включала такие этапы, как общенаучный, психологический, дидактический, апробирующий, рефлексивный.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования освещались на международных конференциях (Москва, Тамбов, 2008, 2009 г. г.), в докладах на Всероссийских научных конференциях (Воронеж, 2008; Тамбов, 2009), на межрегиональном семинаре (Тамбов, 2009).
Материалы исследования отражены в программах курсов повышения квалификации педагогов начального образования, реализуемых в Тамбовском областном институте повышения квалификации работников образования (ТОИПКРО). Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседании Ученого совета и кафедры педагогики и психологии Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования (2007;2009гг) — Всероссийском августовском Интернет — педсовете 2009, а также на заседаниях кафедры социальной психологии ТГУ им. Г. Р. Державина.
Организация исследования. В исследовании приняли участие 64 педагога начального образования школ Тамбовской области, в возрасте от 28 до 55 лет, со стажем работы от 5 до 23 лет, а также 960 учащихся начальных классов в возрасте от 7 до 9 лет. Работа проводилась в течение 2007 — 2009 гг.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами, рисунками, диаграммами.
Выводы по второй главе.
Переход от игровой к учебной деятельности в младшем школьном возрасте перестраивает всю познавательную сферу и особенно процесс мышления: наглядно-образное мышление уходит на второй план, начинает формироваться абстрактно-логическое мышление. Умения абстрактного мышления — умения проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракцию, дифференциацию и систематизация с начальными умениями абстрактно-логического рассуждения выступают важными элементами мыслительной деятельности младших школьников.
В процессе поисково-исследовательской деятельности младших школьников осуществляется переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению, формируются мыслительные стратегии — случайный перебор вариантов, рациональный перебор вариантов, систематический перебор вариантов, и стадии решения задачи — установление логического отношения, ориентировка в условиях задачи, переформулировка и обобщение условий задачи, преодоление сопротивления, сличение результата с условиями.
Развитие умений абстрактного мышления младших школьников в поисково-исследовательской деятельности предполагают творческую активность учащихся, развитию которой способствуют учебные действия по целеобразованию, воссоздающие, преобразующие, планирующие, требующие формирования критериев анализа, сравнения, оценок в ходе решения учебных задач.
Опытная работа с учителями начальных классов по развитию поисково-исследовательской деятельности младших школьников (на примере математики) была организована в пять этапов: общенаучный, психологический, дидактический, апробирующий и рефлексивный.
Основными направлениями опытной работы были: формирование у педагогов точного и дифференцированного представления о роли абстрактного мышления в жизни и деятельности человекапроявление учителями собственных умений абстрактного мышления с целью рефлексии своей педагогической деятельностиразработка и внедрение основных психолого-педагогические способов и приемов эффективного воздействия на познавательную активность младших школьников в учебном процессеформирование умений абстрактного мышления в поисково-исследовательской деятельности младших школьников в учебном процессе с помощью разработанной технологии и проверка её эффективности средствами психологической диагностики.
Психолого-педагогическая технология развития поисково-исследовательской деятельности младших школьников в ходе решения задач начального курса математики включала следующие стадии: формирование наблюдения школьников, описание результатов наблюдения, сравнение и сопоставление, выделение существенного, наблюдение за взаимодействием процессов и их описание, наблюдение за количественными изменениями и их описание, идентификация явлений по количественным характеристикам, самостоятельное составление поисково-исследовательских задач, последовательное прохождение которых развивает умения абстрактного мышления младших школьников в их поисково-исследовательской деятельности, что подтверждается повышением успеваемости школьников по математике.
Развитие умений абстрактного мышления в поисково-исследовательской деятельности младших школьников в ходе опытной работы проявляется в повышении уровень их общеучебных интеллектуальных умений и навыков, математических, интеллектуальных и перцептивных способностей, умений абстрактного мышления (умения синтеза, анализа, дифференциации, обобщения, абстрагирования, индукции, дедукции, аналогии, систематизации, конкретизации и логического рассуждения) и творческого мышления (беглости, гибкости, оригинальности, разработанности), что подтверждается эмпирическими методами опроса и тестирования.
Заключение
.
Младший школьный возраст, согласно многочисленным исследованиям, обладает потенциалом для успешного развития поисково-исследовательской деятельности. О возможности обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования свидетельствуют данные современных отечественных исследований.
В современной психологии выделяется несколько направлений в понимании сущности поисково-исследовательской деятельности школьников.
Анализ научной литературы, результаты эмпирического исследования позволяют рассмотреть поисково-исследовательскую деятельность как последовательность познавательных действий и операций, позволяющих обнаружить существенные признаки предметов, явлений, процессов, функциональные связи между ними и построить целостную ментальную картину исследуемого фрагмента окружающей среды.
Поисково-исследовательская деятельность младших школьников в учебном процессе имеет свою психологическую структуру. Некоторые авторы выделяют цель, субъект, объект, средства и результат деятельности.
Отдельные авторы среди структурных компонентов поисково-исследовательской деятельности младшего школьника называют: когнитивный, деятельностный и аксиологический. Такой подход позволил некоторым из них выделить психологическую структуру поисково-исследовательской деятельности, которая включает: осознание и принятие цели, побуждающие субъекта к действиямнеизвестное знание или способ действияинтеллектуальные возможности, включающие базовые знания ученика в предметной области и прошлый опыт.
Различное описание возможных структурных компонентов поисково-исследовательской деятельности младших школьников позволило в данном исследовании обозначить наиболее общие элементы, среди которых: выделение главного и второстепенного, конкретизация объекта познания, формулирование положительных и отрицательных утверждений, поиск доказательств, отбор лексико-грамматических средств для высказываний, организация диалога с другими участниками поисково-исследовательской деятельности, формулировка заключения. Эти компоненты раскрывают содержание обучения поисково-исследовательской деятельности младшего школьника на примере решения задач в начальном курсе математики.
При организации поисково-исследовательской деятельности необходимо учитывать возрастные, познавательные особенности младших школьников, а также сформированные у них до школы начальные исследовательские умения, особенности общения, познавательной мотивации и др.
Отсюда развитие поисково-исследовательской деятельности младших школьников как социально-детерминированный процесс возможен при наличии определенных психолого-педагогических условий, среди которых нами выделены: опыт выполнения проблемных заданий, сформированность начальных исследовательских умений, успешные процессы социализации личности в детском возрасте, эффективные межличностные взаимодействия, мотивация самостоятельной познавательной деятельности.
На поисково-исследовательскую деятельность оказывает влияние также определенные факторы, условно названные нами: знаковое, схематичное и смешанное моделирование.
Таким образом, поисково-исследовательская деятельность младших школьников обусловлена детерминирующим взаимодействием как методико-педагогических условий, так и психологических факторов.
На основании проведённого теоретико — методологического исследования изучаемой проблемы описывается технология развития умений абстрактного мышления, необходимых для овладения поисково-исследовательской деятельностью. Это прежде всего умения синтеза, анализа, дифференциации, обобщения, абстрагирования, индукции, дедукции, аналогии, систематизации, конкретизации и логического рассуждения.
Развитие умений абстрактного мышления младшего школьника особенно важно, так как весь предшествующий опыт ведущей деятельности учащихся был игровой. Переход к учебной деятельности перестраивает всю познавательную сферу младшего школьники, прежде всего мышление: наглядно-образное мышление уходит на второй план, начинает формироваться абстрактно-логическое мышление. Основные мыслительные операции выступают у младших школьников в форме умений абстрактного мышленияумения синтеза, анализа, дифференциации, обобщения, абстрагирования, индукции, дедукции, аналогии, систематизации, конкретизации и логического рассуждения.
Развитие абстрактного мышления младших школьников осуществляется в ходе их поисково-исследовательской деятельности, которая определяет стратегии решения задач — случайный перебор вариантов,-рациональный перебор вариантов, систематический перебор вариантов, и стадии решения — установление логического отношения, ориентировка в условиях задачи, переформулировка и обобщение условий задачи, преодоление сопротивления, сличение результата с условиями.
Грамотно организованная учебная деятельность, стимулирующая развитие творческого мышления младших школьников й предполагающая действия по целеобразованию, воссоздающие, преобразующие, планирующие, требующие формирования критериев анализа, сравнения, оценок в ходе решения учебных задач, способствуют развитию умений абстрактного мышления в поисково-исследовательской деятельности младших школьников.
Подготовка педагогов для повышения эффективности развития поисково-исследовательской деятельности младших школьников может быть успешно проведена в ходе опытной работы, включающей пять этаповобщенаучный, психологический, дидактический, апробирующий и рефлексивный и направленной на формирование у педагогов точного и дифференцированного представления о роли абстрактного мышления в жизни и деятельности человекапроявление учителями собственных умений абстрактного мышления с целью рефлексии своей педагогической деятельностиразработка и внедрение основных психолого-педагогические способов и приемов эффективного воздействия на познавательную активность младших школьников в учебном процессеформирование умений абстрактного мышления в поисково-исследовательской деятельности младших школьников в учебном процессе с помощью разработанной технологии и проверка её эффективности средствами психологической диагностики.
Повышение в ходе опытной работы успеваемости школьников по математике, уровня их общеучебных интеллектуальных умений, математических, интеллектуальных и перцептивных способностей, умений абстрактного мышления (умения синтеза, анализа, дифференциации, обобщения, абстрагирования, индукции, дедукции, аналогии, систематизации, конкретизации и логического рассуждения) и творческого мышления (беглости, гибкости, оригинальности, разработанности), что подтверждается эмпирическими методами опроса и тестирования, показывает ее эффективность.
Развитие педагогами поисково-исследовательской деятельности младших школьников в ходе решения задач начального курса математики будет успешным, если оно основано на психолого-педагогической технологии, включающей стадии формирования наблюдения школьников, описания результатов наблюдения, сравнения и сопоставления, выделения существенного, наблюдения за взаимодействием процессов и их описания, наблюдения за количественными изменениями и их описания, идентификации явлений по количественным характеристикам, самостоятельного составления поисково-исследовательских задач.
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980.
- Авгусманова Т.В. Педагогические условия развития исследовательской деятельности старшеклассников в инновационном образовательном учреждении : дис.. канд. пед. наук / Т. В. Авгусманова. -Иркутск, 2003. 241 с.
- Авдеев Ф.С. Научно-методические основы профессиональной подготовки будущего учителя математики сельской малокомплектной школы: автореф.дис. докт.пед.наук. / Ф. С. Авдеев.- М., 1994. -34с.
- Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе / Н. К. Авраменко. М., 1972 — 48 с.
- Агалаков С.А. Пособие для подготовки к тестированию по математике / С. А. Агалаков. Омск, 2000. — 124с.
- Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации / И. Н. Агафонова // Начальная школа. 1999. — № 1. -61−63 с.
- Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики / Ж.Адамар. М., 1970.- 69с.
- Алексеев Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев // Исследовательская работа школьников. 2002. -Ж4-С.45−51.
- Алексеев Н.Г., Леонтович А. В., Обухов А. С., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, Л.Ф.Фомина// Исследовательская работа школьников. 2002. — № 1. — С. 24−33.
- Ю.Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение: Вопросы теории и практики / Н. А. Алексеев. Тюмень, 1997. — С. 24.
- Амелысин В.В., Рабцевич В. И. Задачи с параметрами: Справочноепособие по математике / В. В. Амелысин, В. И. Рабцевич. — М., 1996.- 384с.
- Амонашвили Ш. Учитель у доски / Ш. Амонашвили // Учительская газета. 1988.- 12 июля. — С.З.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте дети / Ш. Амонашвили. М., 1 983 180с.
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. — В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. — Т. I. — 230 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001.-282 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.- 84с.
- Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Метод.пособие. М., 1981.-240с.
- Антоненко Н.И. Формирование умений учащихся в исследовании стереометрических задач и их решений: автореф.дис. канд.пед.наук / Н. И. Антоненко.-Киев, 1979. 17с.
- Артемов А.К. Приемы организации развивающего обучения / А. К. Артемов // Начальная школа. 1995.-№ 3. — С. З5−39.
- Артемов А.К. Учебные задачи в обучении математике / А. К. Артемов //Начальная школа. 1994. — № 5. — С.75−77.
- Артемова А.К. Теоретико-методологические особенности поиска способов решения математических задач / А. К. Артемова // Начальная школа. 1998.-№ 11,12.-С. 48
- Бабанский Ю.К., Харьковская В. Ф. Проблемы оптимизации процесса обучения математике / Ю. К. Бабанский, В. Ф. Харьковская // Изучение возможностей школьников в усвоении математики. — М., 1977.-328с.
- Бабурова З.Ф. Практические работы в IV-VIII классах / З. Ф. Бабурова // Математика в школе. 1982. — № 5. — С. 17−20.
- Байхов Ф.Я. Воспитание у школьников интереса кисследовательской работе / Ф. Я. Байхов // Советская педагогика. 1965. — № 7. — С.23−25.
- Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект/Г.А.Балл. М., 1990. — 184 с.
- Баранова Е.В. Методические основы использования учебных исследований при обучении геометрии в основной школе: автореф. дис. канд.пед.наук / Е. В. Баранова. Саранск, 1999. — 17с.
- Бардин К.В. Как научить детей учиться / К. В. Бардин. — М., 1987.
- Башарин В.Ф. Дидактическая система физико-технического образования в начальной и средней профессиональных школах : дис.. д-ра пед. наук / В. Ф. Башарин. Казань, 2000 415 с.
- Березовин Н.А., Сманцер А. П. Воспитание у школьников интереса к учению / Н. А. Березовин, А. П. Сманцер. Минск, 1987. — 75с.
- Бертон В. Принципы обучения и его организация / В.Бертон. М., 1934.
- Беспалько Б.П. Слагаемые педагогической технологии /Б.П.Беспалько. М., 1989.
- Богоявленская, Д.Б. Что выявляют тесты интеллекта и креативности? / Д. Б. Богоявленская // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. — № 2 (Т 1). — С.54−65.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе / Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская. М., 1959. — 348с.
- Божович, Л.И. Вопросы психологии воспитания / Л. И. Божович, Л. В. Благонадежина // Вопросы детской и педагогической психологии на XVIII Международном конгрессе психологов / под ред. А. А. Смирнова. — М., 1969.-С. 106−183.
- Божович, Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Божович, Л.И. Случаи неправильного взаимоотношения ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности Текст. / Л. И. Божович, Л. С. Славина // Вопросы психологии. — 1976. — № 1.
- Брагина Г. Б. Мастерство учителя на уроке / Г. Б. Брагина. М., 1992.
- Брунер Дж. Психология познания / Дне. Брунер. М., 1977.
- Брушлинский, А.В. Избранные психологические труды / А. В. Брушлинский. М., 2006.
- Бугрименко Е.А., Цукерман Г. А. Школьные трудности благополучных детей/Е.А.Бугрименко, Г. А. Цукерман. М., 1994 — 189 с.
- Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие /
- A.С.Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. М., 2000. — 208 с.
- Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина.- М., 1987.
- Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? / Венгер Л. А. М., 1994- 189 с.
- Веракса Н.Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками /Н.Е.Веракса // Вопросы психологии.- 1981. -№ 3. С. 123−127.
- Викол Б.А., Величко Е. В., Викол Л. В., Триш Н. И. Методические рекомендации по решению задач повышенной трудности в курсе математики VI-VIII классов / Б. А. Викол, Е. В. Величко, Л. В. Викол, Н. И. Триш., — Славянок, 1987.
- Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/ И.
- B.Дубровина, В. В. Зацепин. М., 1999 — 253 с.
- Волович М.В. Математика без перегрузок / М. В. Волович. М., 1991.
- Воспитание гуманных чувств у детей / под ред. Л. Н. Проколиенко, В. К. Котырло. Радянська школа, 1987. — 175 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М., 1996.
- Выготский JI.C. Проблема развития / J1.C. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. -М., 1984.-Т. 4.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. -М., 1985.
- Годовикова Д.Б. Как «измерить» детскую любознательность? /Д.Б.Годовикова // Семья и школа. 1985. — № 10. — С. 34−36.
- Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности / Д. Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. 1986. — № 1. — С. 28—32.
- Голавская Н.И. Формирование у старших подростков субъектного исследовательского опыта во внеурочной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук / Н. И. Голавская. Улан-Удэ, 2005 — 23 с.
- Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М., 1995 — 289 с.
- Границкая А.С. Научить думать и действовать / А. С. Границкая. -М., 1991.
- Гузик Н.П. Учить учиться / Н. П. Гузик. М., 1981.
- Гурова JI.JI. Психологический анализ решения задач / Л. Л. Гурова. -Воронеж, 1976.
- Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов/ В. В. Давыдов. -М.: Педагогическое общество России, 2000. 480 с.
- Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности /В.В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 1992. — № 3. — С. 14−19.
- Давыдов, В.В. Проблема развивающего общения /В.В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986.
- Давыдов, В.В. Психическое развитие младшего школьника Текст. / В. В. Давыдов. М., 1990.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения /В.В. Давыдов. — М.: Интор, 1996.
- Далингер В.А. О тематике учебных исследований / В. А. Далингер // Математика в школе. № 9. — 2000. — С. 7−10.
- Далингер В.А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике: Учебное пособие. / В. А. Далингер — Омск, 2005. 456 с.
- Далингер В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения дробей и действий над ними: Учебное пособие. / В. А. Далингер Омск, 2007. — 191 с.
- Далингер В.А., Толпекина Н. В. Организация и содержание поисково-исследовательской деятельности учащихся по математике: Учебное пособие/ В. А. Далингер, Н. В. Толпекина. Омск, 2004. — 264 с.
- Дынкин Е. Б., Молчанов С. А., Розенталь A.JL, Топыго А. К. Математические задачи / Е. Б. Дынкин, С. А. Молчанов, А. Л. Розенталь, А. К. Топыго.- М., 1965. С. 10
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): пер. с англ. / Дж.Дьюи. М., 1999.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие / В. К. Дьяченко. М., 1989 г.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. М., 1990.
- Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А. В. Запорожца, Г. А. Марковой. М., 1980 — С. 250−257
- Землянухина Т.М. Особенности формирования любознательности / Т. М. Землянухина // Дошкольное воспитание. 1986. № 11. С. 32—35.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология. / И. А. Зимняя. М., 2007. -384 с.
- Зинченко В.П. Перцептивные и мнемические элементы творческой деятельности / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. 1968. — № 2. — С. 3−7.
- Зинченко В.П., Ретанова Е. А., Вергилес Н. Ю. Исследование перцептивных действий в связи с проблемой инсайта / В. П. Зинченко,
- Е.А.Ретанова, Н. Ю. Вергилес // Вопросы психологии. 1968. — № 4. — С. 44−48
- Ильясов И.И. Структура процесса обучения / И. И. Ильясов М., 1986.
- Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач / И. И. Ильясов. -М., 1992.
- Истомина Б., Нефедова И. Б. Первые шаги в формировании умения решать задачи / Б. Истомина, И. Б. Нефедова //Начальная школа. 1998. -№ 11,12.-С.46
- Истомина Н.Б. Математика 3 класс./ Н. Б. Истомина М., 1995
- Истомина Н.Б., Нефедова И. Б. Кочеткова И.А. Математика 2 класс / Н. Б. Истомина, И. Б. Нефедова, И. А. Кочеткова. М., 1994.
- Истомина Н.Б., Нефедова И. Б. Математика 1 класс: Учебник для начальной школы / Н. Б. Истомина, И. Б. Нефедова. М., 1993.
- Калмыкова 3. И. Понимание школьниками учебного материала /З.И. Калмыкова // Вопросы психологии. 1986. — № 1. — С.87
- Калмыкова З.И. К проблеме диагностики умственного развития школьников / З. И. Калмыкова // Вопросы психологии. 1982. — № 2. — С.74
- Каменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т.П. / Я. А. Каменский. М., 1939. — С. 200.
- Каптерев П. Ф. О наблюдении над детьми / П. Ф. Каптерев // Воспитание и обучение. 1892. — № 2. — С. 65−73.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. М., 1989.
- Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. — М., 1997. 223 с.
- Князева O.JI. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно-действенных задач / О. Л. Князева // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 86−93.
- Коменский А.Я. Великая дидактика / А. Я. Коменский //Избранные педагогические сочинения. М., 1955.
- Константинов Н.А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаев. М., 1982.
- Круглова Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе/Круглова Н.Ф. СПб, 2004 128
- Крупич, В. И. Содержание и структура учебной деятельности в обучении математике / В. И. Крупич // Психолого-педагогические основы обучения математике в средней школе. ~ М.: Прометей, 1992. ~ Ч. I. — С. 24−48.
- Крупнов А. И. : Психологические проблемы исследования активности человека / А. И. Крупнов// Вопросы психологии. 1984. — № 3.-С.25
- Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий .- М., 1968. С. 197.
- Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника. Хрестоматия по возрастной психологии/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1996. — 304 с.
- Крылова Н. Б. Свободное развитие ребенка в семье и школе: Культурные практики детей / Н. Б. Крылова. 2007. — 192с
- Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления / Т. В. Кудрявцев. М., 1975.
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина. М., 1991 — 335 с.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений / Ю. Н. Кулюткин. М., 1970.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н. Д. Левитов. 1964
- Леонтович А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании. / А. В. Леонтович // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001. С.33−37.
- Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельностьшкольников как модель педагогической технологии / А. В. Леонтович // Народное образование. 1999. — № 10. — С. 152−158.
- Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся / А. В. Леонтович. -М., 2002.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. М., 1975.
- Лернер И .Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. М., 1974.
- Лернер И.Я. Внимание технологии обучения / И. Я. Лернер //Советская педагогика. 1990. — № 3. — С.138−141.
- Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей входе общения со взрослыми и сверстниками / М. И. Лисина // Вопросы психологии.- 1982.-№ 4.-С. 18−35.
- Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. М.: Моск. психолого-социальный институт, 1997.
- Лысенкова С.Н. Когда легко учиться: Из опыта работы учителя начальных классов школы № 587 Москвы / С. Н. Лысенкова М.: Педагогика, 1981.
- Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А. А. Люблинская. М., 1977. — С. 212−218.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. М., 1983.
- Марлова Г. А. Подготовка детей к школе в семье. / Г. А. Марлова.- М., 1976 190 с.
- Математика. 1 кл. (1−3). / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. Б. Бельтюкова. М., 1996.
- Математика. 2 кл. (1−3/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. -М., 1997.
- Математика. 3 кл. (1−3). / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. Б. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. -М., 1997.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников /1. М. В. Матюхина. -М., 1984.
- Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности / А. М. Матюшкин//Вопросы психологии. 1989. -№ 6. -С.29−33.
- Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. М., 1972.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М., 1972.
- Мельникова E.JI. Проблемный урок или как открывать знания с учениками: Пособие для учителей / Е. Л. Мельникова. М., 2002.
- Менчинская Н. А. Проблемы учения и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии/ Н. А. Менчинская.- М., 1978.
- Менчинская Н. А. Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьника / Н. А. Менчинская. М., 1968.
- Меньшикова, Н.А. Учебно-исследовательская математическая деятельность в средней школе как фактор приобщения к будущей научной работе : дисс.. канд. пед. наук /Н.А. Меньшикова Ярославль, 2003 — 175 с.
- Мильруд Р.П. Зависимость зрительных иллюзий от уровня познавательного развития / Р. П. Мильруд // Вопросы психологии. 1996. — № 2. — С.114−120
- Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе/ В. С. Мухина. М., 1986.
- Мухина, B.C. Психология дошкольника / B.C. Мухина. — М.: Просвещение, 1975.
- Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В .Нижегородцева. — М., 2002
- Никола Г., Талызина Н. Ф. Фомирование общих приемов решения арифметических задач / Г. Никола, Н. Ф. Талызина // Формирование приемов математического мышления.- М., 1995.
- Новоселова C.JI. Развитие мышления в раннем возрасте. М.: Педагогика, 1978.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник / Л. Ф. Обухова. М., 1996. — 374 с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. -М., 1995. 357 с.
- Обучение и развитие/ Под ред. Л. В. Занкова М., 1975. 440 с.
- Овчаров А.А., Мегедь В. В. Стадии развития мышления детей на разных этапах социализации личности / А. А. Овчаров, В. В. Мегедь //Соционика, ментология и психология личности. — 2003. № 1
- Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. М. 1999 — 261 с.
- Оконь В. Основы проблемного обучения / В.Оконь. М., 1968.
- Онищук В.А. Типы, структура и методика урока в школе /
- B.А.Онищук Киев, 1976. — С. 9.
- Организация проектной деятельности в современной школе: сб. науч.-метод. тр. / под ред. В. Л. Пестеревой. -Пермь, 2007.-161 с.
- Осипенко С.П. Динамика развития креативности младших школьников в творческих объединениях: автореф. дисс. Канд психол.наук. /
- C.П.Осипенко. М., 2008. — 23 с.
- Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. -М.: Педагогика, 1988. С. 56−65.
- Особенности психологического развития детей 6−7 летнего возраста/ под ред. Д. П. Эльконина, А. Л. Вангера. М. 1988 — 189 с.
- Пальчевский Б.В., Фридман Л. Учебно-методический комплекс средств обучения / Б. В. Пальчевский, Л. Фридман // Советская педагогика. — 1991. № 6. — С.26−32.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения: В 3 т. / ИГ.Песталоцци. М., 1961-С. 65.
- Пестерева К.А. Система работы над задачей / К.А. Пестерева
- Начальная школа. 1998. — № 11, 12. — С. 54
- Петерсон Л.Г., Липатникова И. Г. Устные упражнения на уроках математики, 1кл. / Л. Г. Петерсон, И. Г. Липатникова -М., 2001. 112с.
- Петроченко Г. Г. Развитие детей 6−7 летнего возраста и подготовка их к школе / Г. Г. Петроченко. М., 1978 — 291 с.
- Пискунов А. И. Дидактические взгляды Адольфа Дистервега / А. И. Пискунов//Советская педагогика. 1956. — № 1
- Полякова А.В. Особенности учебника для начальных классов в условиях развивающего обучения / А. В. Полякова. М., 1997. — 48 с.
- Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. — 279 с.
- Программы средней образовательной школы: Начальные классы (1−3) по системе Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова. — М., 1998, — 192с.
- Программы образовательных учреждений: Начальные классы (1−3) по системе Л. В. Занкова. -М., 1996. 154 с.
- Психологические возможности младших школьников в усвоении математики / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1969.-228 с.
- Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1991.
- Райков Б.Е. Русские биологи-эволюционисты до Дарвина /
- Б.Е.Райков. — Ленинград, 1969. 232с.
- Репкин В.В., Репкина Н. В. Развивающее обучение: теория и практика / В. В. Репкин, Н. В. Репкина. Томск, 1997. — 288 с.
- Репкина Н.В. Сравнительный анализ развития младших школьников в условиях разных систем обучения / Н. В. Репкина // Вестник. -1998.-№ 4.-С. 16−28.
- Родионова В.О. Развитие способности к графической импровизации у младших школьников на уроках изобразительного искусства: автореф. дисс. кнд.психол. наук / В. О. Родионова. Брянск, 2008. — 22 с.
- Родионов В. А., Ступницкая М. А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе / В. А. Родионов, М. А. Ступницкая.- Академия Развития- Академия Холдинг. 2002
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб., 1998. — 668 с.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В. В. Рубцов. М., 1987.
- Румянцева, Н. Ю. Педагогические условия включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность : дисс.. канд. пед. наук / Н. Ю. Румянцева Архангельск, 2007 — 202 с.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенков. Самара, 2007.
- Савенков, А.И. Коллективное творчество младших школьников / А. И. Савенков. Ярославль, 2004.
- Салмина Н.Г., Фореро Навис И. Обучение математике в начальной школе / Н. Г. Салмина, И. Фореро Навис. М., 1995. — С. 29−68.
- Самохина В.М. Исследовательская деятельность старшеклассников как фактор их подготовки к профессиональному самоопределению: автореф. дис. канд. пед. наук / В. М. Самохина. Чебоксары, 2004. 21 с
- Сидоров П. И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию. Т. 1. / П. И., Сидоров, А. В. Парняков. Москва, 2000. — 420 е., С. 121−147
- Слободчиков, В.И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте / В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 1999. — № 3. — С. 25−36.
- Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.- Под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. -М.:Русский язык, 1981−1984.
- Соколова Т.Е. Информационно-поисковые умения: познавательное общение в начальной школе / Т. Е. Соколова. Самара. — 2007.
- Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности: Учебное пособие / В. А. Сонин (автор-составитель). С.Пб.: Издательство «Речь», 2004. — 408 с.
- Субботский, Е.В. От подражания к независимости / Е. В. Субботский // Семья и школа. — 1987. — № 12. — С. 17−19.
- Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М., 1984 -С. 56−135.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младшего школьника / Н. Ф. Талызина. М., 1988.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя / Н. Ф. Талызина. — М., 1988. 175с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н. Ф. Талызина. М., 1983 г.
- Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ.сред.пед.учеб.заведений / Н. Ф. Талызина. — М., 2001. 288 с.
- Таранова, М.В. Учебно-исследовательская деятельность как фактор повышения эффективности обучения математике учащихся профильных классов : дисс.. канд. пед. наук / М. В. Таранова -Новосибирск, 2003 197 с.
- Телегина Э.Д., Гагай В. В. Виды учебных действий и их роль вразвитии творческого мышления младших школьников / Э. Д. Телегина, В. В. Гагай // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С.47−53
- Телегина Э.Д., Гагай В. В. Особенности развития творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников / Э. Д. Телегина, В. В. Гагай // Вопросы психологии. 2003. — № 5. — С. 47−55.
- Тельтевская Н.В. О технологии формирования системы профессиональных знаний / Тельтевская Н. В. // Основные направления совершенствования качества подготовки специалистов. Саратов, 2007.- С. 154−159.
- Теплов Б.М. Процессы мышления при решении задач / Б. М. Теплов // Психология. Москва, 1953.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л. Ф. Тихомирова. Ярославль, 1996.
- Туркина В.М. Установление преемственных связей в преподавании математики в условиях развивающего обучения: автореф. дис. д-ра. пед. наук. СПб., 2003. -39с.
- Успенский В.В. Школьные исследовательские задачи и их место в учебном процессе: дис. канд.пед.наук. М., 1967. — 186с.
- Ушинский К.Д. Сочинения / К. Д. Ушинский. М., Т.2.- 500с.
- Ушинский К. Д. Человек как предмет познания // Избр. произведения: В 2 т./ К. Д. Ушинский М., 1968. — Т. 1. — С.205
- Файн Т.Д. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников / Т. Д. Файн // Практика административной работы в школе. 2003. — № 6. — С. 34−38, № 7. — С. 35−40
- Философский энциклопедический словарь /Ред.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815с.
- Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1994. -128с.
- Формирование приемов математического мышления / Под ред. Н. Ф. Талызиной -М., 1995. С. 29−119.
- Фридман JI.M. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о педагогической психологии / Л. М. Фридман.— М., 1983.
- Фридман Л.М. Учитесь учиться математике: Кн. для учащихся / Л. М. Фридман. М.: Просвещение, 1985. — 112с.
- Фридман Л.Н. Педагогический опыт глазами психолога / Л. М. Фридман. М., Просвещение, 1987.
- Хазанкин Р.Г. Десять заповедей учителя математики / Р. Г. Хазанкин // Народное образование. 1991. -№ 1. — С.70−78.
- Харитонов И.О. Системный подход к проблеме теоретико-методического анализа задач с параметрами / И. О. Харитонов //Проблемы реализации творческого потенциала личности в процессе обучения математике: Сб. научн. трудов Екатеринбург, 2000. — С.93−106.
- Холодная М. А. Интегральные структуры понятийного мышления / М. А. Холодная. Томск, 1983.
- Хомутова И.Л. Формирование и диагностика уровней- развития общей учебной успешности младших школьников: Методические рекомендации / И. Л. Хомутова. — Омск, 2002. 28 с.
- Царева С.Е. Величины в начальном обучении математике: Учебное пособие / С. Е. Царева. Новосибирск, 2001. — 448 с.
- Царева С.Е. Обучение решению текстовых задач, ориентированное на формирование учебной деятельности младших школьников / С. Е. Царева. Новосибирск, 1998. 136 с.
- Цукарь А .Я. Дополнительная работа над задачей / А. Я. Цукарь //Математика в школе. 1982. — № 1. — С.42−44.
- Цукарь А.Я. Элементы исследовательской деятельности учащихся при обучении математики / А. Я. Цукарь //Начальная школа. 1991. — № 1. -С.35−37.
- Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе? / Г. А. Цукерман. М., 1985.
- Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. Введение в школьную жизнь / Г. А. Цукерман, Н. К. Поливанова. Томск, 1992 — 94 с.
- Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? / Г. А. Цукерман. М. — Рига, 2000.
- Цукерман, Г. А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 1999. — № 6. — С. 3−18.
- Шадриков, В.Д. Интеллектуальные операции / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 2006. 108 с.
- Шакирова Н. Способность обобщать и анализировать / Н. Шакирова//Учитель. № 6.-2000.-С.12−14.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова М., 1982.
- Шапоринский С.А. Обучение и научное познание / С. А. Шапоринский. М., 1981.-208с.
- Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается / В. Ф. Шаталов. М., 1989.
- Шумакова Н. Б. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды / Шумакова Н. Б.// Вопросы психологии.1986.-№ 1.-С.53
- Шумакова Н.Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торреенса у младших школьников / Н. Б. Шумакова, Е. И. Щебланова, Н. П. Щербо // Вопросы психологии. 1990. — № 7. — С. 27−32
- Щеглов Г. Н. Развитие навыков исследовательской работы в математической игре / Г. Н. Щеглов //Математика в школе. 1967. — № 2. -С.60−61.
- Щедровицкий, Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия / Г. П. Щедровицкий. М., 2005.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие / Г. И. Щукина. М., 1979.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. М., 1971.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина //Педагогика N2,1993 г. Стр.66−70.
- Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности / Д. Б. Эльконин // Избранные психологические труды. М., 1989 -С. 218−220.
- Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. -М.: Знание, 1974. С. 64.
- Эрдниев П.М. Преподавание математики в школе (Из опыта обучения методом укрупненных упражнений) / П. М. Эрдниев. М., 1978. -304с.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М., 2000. — С. 14−16.
- Ascenso a la moral (Восхождение к морали). Moscow, Editorial Progreso,
- Demetriou A., Efklides A., Papadaki M., Papantoniou G., Economou A. Structure and development of causal-experimental thought: From early adolescence to youth // Developmental Psychology. 1993. Vol. 29 (3), 480−497.
- Frensch P.A., Funke J. (Eds). Complex problem solving: the European perspective. Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers. 1995.
- Gibbs J.P. A theory about control. Westview Press- Boulder, 1994.
- Keller H., Schneider K., Henderson B. (Eds.) Curiosity and exploration. Berlin: Springer-Verlag, 1994.
- Schauble L., Glaser R. Scientific thinking in children and adults // Kuhn, D. (ed). Developmental perspectives in teaching and learning thinking skills. Contrib. Hun. Dev. Basel, Karger, 1990, vol. 21, pp. 9−27.
- Siebert H., Adolf Diesterweg. Seine Bedeutung fur die Entwicklung der Erziehung und Bildung in Deutschland, В., 1953.