Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Организационно-психологические основы управления инновационным образовательным учреждением

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ тематики исследовательских работ в области теории и практики образования, педагогики, педагогической психологии и других сопредельных областей показывает, что вопросы управления инновациями в образовании находятся в фокусе внимания многих исследователей. Актуальность этой темы определяется, как минимум, тремя факторами: 1) практической направленностью подобного рода исследований… Читать ещё >

Содержание

  • Введение .С
  • Глава 1. Теоретические, социокультурные и психолого-педагогиче-ские основания проблемы управления образованием С
    • 1. 1. Ситуация в сфере образования. Основные концепции изменений в сфере образования. С
    • 1. 2. Подходы к постановке проблемы управления образованием .С
    • 13. Понятие о локальной образовательной системе. С
  • Глава 2. Анализ опыта создания и становления локальной образовательной системы (на примере Международной академии бизнеса и банковского дела). С
    • 2. 1. Исторические этапы становления локальной образовательной системы. Образовательная программа как форма управления образованием. С
    • 2. 2. Принцип проектного подхода в образовании. Идея целевой проспективной подготовки. С
    • 2. 3. Проблема сохранения и воспроизводства инноваций. Идея «стандарта Академии» С 85 2 .4. Перспективы локальной образовательной системы. С

Организационно-психологические основы управления инновационным образовательным учреждением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Последнее десятилетие характеризуется не только изменениями в различных сферах общественной жизни, но и особенной активностью в области образования Появление множества инновационных учебных заве-дений, складывание профессионального движения педагогов-новаторов, становление и апробирование новых педагогических систем, создание нетрадиционных форм образования и подготовки специалистовэти и другие феномены требуют своего описания и теоретического, в том числе психологического, осмысления.

В исследовательскую работу оказываются вовлеченными не только психологи и педагоги-исследователи, но и те, кого можно отнести к практикам, — организаторы образовательных учреждений Это вполне объясняется тем, что практика создания нового в образовании должна строиться на системных основаниях и захватывать самые разные аспекты — начиная от общих принципов организации управления образованием и.

V., заканчивая психолого-педагогическими подходами к разработке и внедрению отдельных инноваций. Можно сказать, что именно позиция организатора, руководителя позволяет удерживать и анализировать все это многообразие.

Анализ тематики исследовательских работ в области теории и практики образования, педагогики, педагогической психологии и других сопредельных областей показывает, что вопросы управления инновациями в образовании находятся в фокусе внимания многих исследователей. Актуальность этой темы определяется, как минимум, тремя факторами: 1) практической направленностью подобного рода исследований, «запросом» со стороны практиков на результаты научных исследований, 2) возможностью системной разработки вопроса об организации инновационной деятельности на разных ступенях образования и ее организационных и психолого-педагогических механизмах, 3) наконец, большим массивом эмпирического материала для теоретических разработок в области образования с учетом требований педагогики и психологии.

Во-первых, разворачивание любой практики требует научно-иссле-довательского ее обеспечения, иначе сама практика не может быть организована (и, тем более, воспроизведена) Во-вторых, знания об отдельных фрагментах этой практики еще не составляют ее картину в целом, тем более если они получены в разных предметных областях (следует заметить, что тенденция к проведению комплексных, полипредметных исследований в области образования является одним из свидетельств стремления к систематизации знаний). В-третьих, наблюдаемое в последние годы широкое распространение практики создания и внедрения инноваций в сфере образования должно привлечь к себе внимание исследователей (в первую очередь, психологов и педагогов) и стать основанием для новых теоретических разработок.

Внимание исследователей в области теории образования, психологии, педагогики привлекают несколько направлений проработки этой области. Ряд исследовательских работ сфокусирован на анализе ситуации в обществе и, соответственно, в сфере образования, на выделении специфических характеристик «кризиса в образовании» и поиске возможных путей его преодоления, в том числе, и в рамках отдельного образовательного учреждения или его типа.

Второе направление размышлений исследователей — это анализ традиционных педагогических систем и вновь складывающихся в режиме экспериментального поиска подходов к изменениям в образовательной практике. Не только новые подходы к этой практике, но и попытки воспроизведения уже имеющегося и оформленного опыта связаны с обеспечением организационно-психологических условий такого воспроизведения либо внедрения в образовательную практику. Как правило, для этого необходимо психолого-педагогическое исследование, строящееся в целях обеспечения соответствующей практики.

Особо должно быть выделено еще одно направление исследовательских разработок — это анализ психологических аспектов инновационной деятельности образцов организационно-педагогического опыта. Именно это направление позволяет организовывать инновационную образовательную практику Многократное обращение исследователей, в том числе, психологов, к анализу таких понятий как «образование», «инновации», «инновационная деятельность», «управление инновациями», «непрерывное образование», «система образования» и других свидетельствует о поисках понятийной определенности в качестве основания для исследовательской работы. Тем не менее, нельзя утверждать, что существует некое понятийное единство в этой области, что указывает как на сложность и неоднородность самой исследовательской области, так и на незавершенность исследовательских разработок.

Настоящая работа выделяет определенный исследовательский фокус комплекс разного рода работ, изменений, инноваций, осуществляемых в рамках образовательного учреждения, определяется через введение понятия о локальной образовательной системе и разработку его организационно-психологического содержания. Таким образом осуществляется переход от сугубо административно-управленческого аспекта к организационному и психолого-педагогическому, направленным на анализ сущности производимых изменений в контексте истории психологии и педагогики и современной социокультурной ситуации. Новизна данного подхода заключаетяся в установке на системное описание опыта и выделение механизмов деятельности конкретного образовательного учреждения с помощью введенного понятия о локальной образовательной системе Этот подход позволяет объединить в рамках одной работы несколько аспектов исследовательского анализа, а именно:

— исследование общих организационно-психологических принципов устройства конкретного образовательного комплекса,.

— сопоставление их с требованиями современной социокультурной ситуации и историческим опытом,.

— описание конкретных организационно-психологических механизмов управления и аспектов деятельности образовательного учреждения, построенного как локальная образовательная система.

Такое исследование адресовано не только «носителям» аналогичного опыта (руководителям и педагогическим коллективам инновационных образовательных учреждений), но и исследователям организационных и психолого-педагогических проблем управления инновационными процессами в образовании Основная цель данного исследования — разработка организационно-психологических и психолого-педагогических оснований управления инновационным образовательным учреждением, а также соответствующее описание конкретного опыта, локализованного в рамках отдельного образовательного учреждения.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

— анализ сложившейся в образовании ситуации и состояния организационного и психолого-педагогического обеспечения практики управления инновациями в образовании;

— разработка организационно-психологического содержания понятия о локальной образовательной системе, а также ряда понятий, характеризующих содержание инноваций в рамках такой системы (индивидуализация, самоорганизация, техники интеллектуальной работы),.

— системный анализ опыта деятельности и инноваций, осуществляемых в конкретной локальной образовательной системе, включающей в себя разные образовательные единицы.

Исследовательская гипотеза заключалась в следующем: для осуществления целостных и воспроизводимых инноваций в образовании, а также для управления инновационными образовательными учреждениями, необходима такая форма организации образования как локальная образовательная система, объединяющая в себе организационную форму, определенное содержание образования, формы и методы его реализации, а также специфику построения учебно-образовательного процесса, способы взаимодействия с «внешним миром» и другие факторы, определяющие организационно-психологические основы инноваций в области образования.

Данная гипотеза может быть проверена анализом образцов, прецедентов и исторических аналогов организации образовательной практики, а также экспериментальной апробацией — созданием образца многоступенчатой образовательной системы и организационно-психологическим анализом опыта его проектирования, становления и развития, что и осуществлено в настоящей работе.

Работа направлена на подтверждение предположения о том, что организационными и психолого-педагогическими основами управления инновационным образовательным учреждением выступают.

— управление инновациями путем целенаправленного системного построения образовательной практики в ориентации на создание локальной образовательной системы,.

— прохождение образовательной системой в процессе развития ряда этапов, определяемых проектно-программным подходом к управлению,.

— детерминация становления локальной образовательной системы рядом принципиальных факторов (формами управления деятельностью образовательного учреждения, содержаниеми образования и формами его трансляции, формами воспроизводства опыта, а также наличием целей и стратегических ориентиров для развития) ,.

— принцип индивидуализации, самоопределения и самоорганизации обучающихся субъектов,.

— выделение в качестве требований к личностным характеристикам субъектов требования к их психологической готовности к интеллектуальным нагрузкам в процессе освоения техник интеллектуальной работы.

Теоретическая значимость работы заключается в следующем: 1) в выделении общих организационно-психологических принципов устройства и деятельности инновационного образовательного учреждения (в частно сти, понятия о локальной образовательной системе), 2) в сопоставлении выделенных принципов с требованиями современной социокультурной ситуации и историческим опытом, 3) в описании конкретных организаци онно-психологических механизмов управления и деятельности конкретно го образовательного учреждения, построенного как локальная образова тельная система.

Прикладная ценность полученных результатов связана с тем, что разработанные принципы управления позволили организовать многоступенчатую локальную образовательную систему, построенную на общих ор ганизационных и психолого-педагогических основаниях Результаты исследования могут быть использованы руководителями, психологами, педагогами в практике организации деятельности инновационных образова тельных учреждений и явиться организационно-психологическим основанием инновационной деятельности.

Работа состоит из двух глав: первая посвящена анализу теоретических, социокультурных и психолого-педагогических оснований пробле мы управления образованием (в частности, разработке организационно-психологического содержания понятия о локальной образовательной сис теме), а вторая — непосредственно организационному и психолого-педа гогическому анализу опыта работы инновационного образовательного уч реждения «Международная академия бизнеса и банковского дела» как ло кальной образовательной системы.

Предлагаемый в настоящем исследовании подход является одним из возможных организационно-психологических взглядов на проблематику управления в образовании в ситуации становления новых форм образова тельной практики, определяющих возможность осуществления инноваций как таковых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе исследования было пройдено несколько этапов исследовательской работы — начиная от анализа глобальной ситуации в системе образования, социокультурных и психолого-педагогических оснований проблемы управления образованием и заканчивая организационно-психологическим описанием опыта становления локальной образовательной системы Фокусом исследовательского внимания были организационно-психологические основы проблемы управления инновациями в образовании, в частности, управления инновационным образовательным учреждением (понимаемым не столько как административная структура, сколько как место концентрации и локализации разных видов организационных и психолого-педагогических работ, обеспечивающих инновации, — локальная образовательная система) Сама по себе, эта проблема имеет смысл тогда, когда ее обсуждение затрагивает сопредельные вопросы, в частности, о направлениях и содержании инноваций в современном образовании, об организационных и психолого-педагогических формах их реализации и воспроизводства, и, соответственно, о формах и принципах управления, позволяющих организовывать и разворачивать инновационную деятельность.

Описание образца ЛОС стало возможным в силу изначальной установки на создание достаточно целостной системы, с полным циклом жизни — от зарождения экспериментального образца до его оформления и воспроизводства. В исследовании опыта становления ЛОС затронуты наиболее принципиальные факторы этого процесса, а именно: формы организации и управления комплексом работ на экспериментальной площадке, реализуемый в рамках ЛОС психолого-педагогический подход к новому содержанию образования и формам его трансляции в учебно-образова-тельном процессе, формы сохранения, описания и воспроизводства накопленного в образовательной практике опытанаправления последующего разворачивания деятельности ЛОС на основе сформированного ядра, определяющего локальность этой системы.

Проделанная исследовательская работа позволяет сформулировать ряд итоговых выводов, представляющихся значимыми в рамках разработки темы «Организационно-психологические основы управления инновационным образовательным учреждением» .

1 В качестве организационно-психологических основ управления инновационным образовательным учреждением выступают.

— использование целенаправленного системного построения образовательной практики как способа управления инновациями в образовании,.

— прохождение локальной образовательной системой в процессе ее становления ряда последовательных этапов, детерминированных содержанием образования и способами его трансляции в учебно-воспитательном процессе, а также формами организации управления образовательным учреждением и воспроизводства опыта инновационной деятельности,.

— наличие в образовательной практике целей и стратегических ориентиров дял развития,.

— соблюдение принципа индивидуализации, самоопределения и самоорганизации обучающихся субъектов и единых требований к их личностному и интеллекутальному развитию как базовых для локальной образовательной системы.

2 Условием эффективности инноваций является создание локальной образовательной системы — образовательного учреждения с установкой на работу в режиме развития и психолого-педагогического экспериментирования, управление которым осуществляется в соответствии с про-ектно-программным подходом (в частности, к изменению содержания и форм образования).

3 Инновационное содержание и формы образования должны строиться вокруг определенной концептуальной идеи, в конкретном случае это концепция, направленная на индивидуализацию и самоорганизацию субъекта и освоение им определенных интеллектуальных техник, а также формирование личностной готовности к интеллектуальным нагрузкам.

4 Средством сохранения и воспроизводства инновационного опыта являются образовательные стандарты, направленные наразработку технологий обучения и формирование определенных параметров образовательной среды локальной образовательной системы.

5. Единство и преемственность образования в рамках локальной образовательной ситемы обеспечиваются соблюдением общих организационных и психолого-педагогических принципов в организации отдельных образовательных единиц.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Акофф Р Искусство решения проблем -М :Мир, 197 6
  2. Р. Планирование будущего корпорации .-М. Прогресс, 1972
  3. Акофф Р Планирование в больших экономических системах -М: Советское радио, 1972
  4. Акофф Р, Эмери Ф О целеустремленных системах -М Советское радио, 1974
  5. Аминов НА Модели управления образованием и стили преподавания//Вопросы психологии -1974 № 2 -С 88−99
  6. Анри В Современное состояние экспериментальной педагогики, ее методы и задачи -Изд-е ж-ла «Вестник воспитания» -М: Типолитография т-ва И Н Кушнарева, 1900 -110 с
  7. СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы -М : Высшая школа, 1980 -368 с
  8. Батурина Г И, Шамова Т. И Цели образования как основа связи содержания и методов обучения//Советская педагогика.-1980.-№ 8.1. С 69−75j
  9. Бауманн Ю Введение в педагогику: История педагогических теорий Общая педагогика (педагогическая психология)/Пер Г Зоргенфрей -СПб.- Типография Т-ва М О. Вольф, 1905.-152 с
  10. А., Михелькевич В. Многоступенчатые структуры интегрированных систем образования//Высшее образование в России. 1996.-№ 3.-С.37−50.
  11. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т /Под. Ред. А. В Петровского
  12. М.:Педагогика, 1979.-Т.1−304.с.-Т.2.-399 с.
  13. E.H. Региональные интеллектуальные комплексы на базе высшего учебного заведения/Труды Исследовательского центра -М., 1992 -172 с.
  14. Богданов А. А Тектология. Всеобщая организационная наука- В 2 т.-М.:Экономика, 1989
  15. Бок Д Университеты и будущее Америки/Пер. с англ -М Изд-во МГУ, 1993−128 с
  16. Борк, А «История» новых технологий в образовании/Пер с англ -М Рос Открытый университет, 1990 -27 с
  17. Брунер Д Процесс обучения/Пер с англ -М. Наука -1962
  18. Д. Психология познания/Пер с англ -М Прогресс, 1977−412 с.
  19. Буглаев В, Горленко О Разработка региональных компонентов государственных образовательных стандартов//Высшее образование в России -1996 -№ 3 -С 70−75
  20. Возрастная и педагогическая психология. Тексты.-М.:Изд-во МГУ, 1992 -268 с.
  21. Вопросы опытно-экспериментального прогнозирования развития школы/ Под ред. М. Н. Скаткина.-М., 1985
  22. Выготский J1.C. Педагогическая психология: Науч. Издание/Под ред. В. В Давыдова.-М. :Педагогика-Пресс, 1996 -535 с.
  23. Высшая школа за рубежом, проблемы, поиски, решения. К. Н. Цейкович и др -Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М, 1994.-189 с
  24. А.К. Как надо работать.-М.:Экономика, 1966.
  25. Генисаретский О И. Методологическая организация системнойдеятельности//Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании -М.:Стройиздат, 1975.-С.409−512
  26. Гессен СИ Основы педагогики: Введение в прикладную философию/Отв. ред. и сост.П.В Алексеев.-М.:Школа-Пресс, 1995−447 с.
  27. ЭР. Российская система образования сегодня: силы «за» и «против» реформ//Кентавр.-1995.-№ 1.-С.146−156
  28. Громыко Ю. В, Давыдов B.B. Образование как средство формирования и выращивания практики общественно-регионального развития//Вопросы методологии.-1992.-№ 1−2 -С.68−84
  29. Громыко Ю. В Национальная доктрина развития российского образования//Народное образование -1996.-№ 7.-С 10
  30. Гуд Г., Макол Р. Системотехника. Введение в проектирование больших систем/Пер с англ -М: Советское радио, 1962
  31. Давыдов В В Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления/ Под ред, А В Петровского
  32. M: Педагогика, 1989 -С.64−89
  33. Д. Проектирование систем изобретательство, анализ и принятие решений/ Пер с англ -М: Мир, 1969.
  34. О. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования// Alma Mater -1996 -№ 1 -С 21−27
  35. Доналдсон M Мыслительная деятельность детей -М.: Педагогика, 1985.-190 с.
  36. Д. Психология и педагогика мышления/Пер с англ -2-е изд -M Издание Т-ва «Мир».-202 с.
  37. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы -2-е изд., переработ, и доп.-Минск: Изд-во БГУ, 1981.-383 с
  38. Европейский альманах: История. Традиции. Культура./РАН Институт всеобщей истории. Центр по изучению европейской цивилизациим.: Наука, 1993 -176 с.
  39. В.А., Нечипоренко A.B. Концепция философско-методологического и психолого-педагогического обеспечения человеко-машинных систем//Вопросы методологии -1991.-№ 4.-С 9−20.
  40. ДА. Инновационная деятельность и ее имитация в школьном образовании//Вопросы методологии.-1996 -№ 1−2.-С.102−108.
  41. ДА., Тубельский АН. Разработка концептуальных оснований трансляции и освоения нетрадиционного педагогического опыта набазе экспериментальных площадок//Вопросы методологии -1992.-№ 1−2 -С 84−92
  42. Ильин Г Л Образование и культура: поиски взаимного соответствия .-М., 1992 -78 с
  43. Инновационное обучение- стратегия и практика/Под ред В Я Ляудис -М, 1994
  44. Кларин М В Инновации в мировой педагогике Обучение на основе исследования игр, дискуссии -Рига:Эксперимент, 1995 -176 с4 3 Коменский Я, А Избранные педагогические сочинения В 3-х т -М: Учпедгиз, 1941
  45. Культура и культуротехника в контексте образования: Сборник статей/Отв ред. В. А. Никитин.-Тольятти, 1995
  46. Купцов В И. Образование в современном мире//Свободная мысль.-1991 -№ 16.-С 70−81.
  47. Лазарев ВС, Поташник ММ. Как разработать программу развития школы: Метод, пособ. для руков. образовательн учреж.-М :Новая школа, 1993.-46 с
  48. Лазарев ВС Управление образованием на пороге новой эпохи//Педагогика.-1995.-№ 5.-С 12−18.
  49. Лай В. А. Школа действия.-Петроград, 1920
  50. ВС. Содержание образования.-М.: Высшая школа, 1989−278 с
  51. Лотон Д Учитель в меняющемся мире//Перспективы -1987 -№ 4 -С.34−43
  52. Манхейм К Диагноз нашего времени/Пер с нем. и англ.-М Юрист, 1994 -700 с
  53. Матюшкин, А М Проблемные ситуации в мышлении и обучении -М: Педагогика, 1972
  54. Мацкевич В В Полемические этюды об образовании/Сост О Аугустовска -Лиепая, 1993 -288 с
  55. Мир управления проектами: основы, методы, организация, применение -М: Алане, 1994
  56. Модель образовательного пространства «детский сад начальная школа» Международная академия бизнеса и банковского делаг Тольятти)//Психологическая наука и образование -1996 -№ 1 -С 90−94
  57. Модзалевский Л Очерк истории воспитания и обучения с древнейшего до нашего времени -СПб, 1878.
  58. Монро П История педагогики/Пер. с англ Под ред. Н. Д Виноградова.-4 1 -1913 -329 с -Ч 2 -1911 -372 с
  59. Никитин В, А К представлению об исторических циклах университетского образования//Вопросы методологии.-1991.-№ 2-С.67−68.
  60. А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России.-Дубна: Феникс.1995.-331 с.
  61. Новое педагогическое мышление/Под ред А. В. Петровского -М.:Педагогика, 1989 -278 с.
  62. Образование в современном мире: Состояние и тенденции развития/Под ред. М. И. Кондакова.-М.: Педагогика, 1986.-247 с.
  63. Образовательная программа Сети методологических лабораторий//Вопросы методологии -1994 -№ 3−4
  64. Е.Г. Альтернативная педагогика 20-ых гг //Педагогика.-1992.-" 3−4.-С 74−81
  65. H.H. Кризис образования в контексте глобальных проблем//Вестник высшей школы.-1990.-№ 9 -С.3−12
  66. Педагогика и логика -М.:Касталь, 1994 -413 с
  67. Перспективы развития системы непрерывного образования/Под ред Б С Гершунского.-М Педагогика, 1990 -224 с
  68. Петин Б Ф Введение в научные основы организации самостоятельной работы студентов в условиях многоступенчатой системы высшего образования (на примере технического университета) -М, 1991 -22 с
  69. A.A., Щедровицкий J1 П О программных установках психотехники и психологии труда//Вопросы методологии -1991-№ 4 -С.74−83
  70. С.Д. В поисках педагогической инноватики.-М., 1993 -64 с.
  71. ММ. Инновационные школы России: становление и развитие: Опыт прогр.-целевого упр.: Пособие для руководителей образоват. Учреждений.-М.: Новая школа, 1996.-318 с
  72. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия.-М., 19 897 8 Проектирование нормальной школы. Сборник статей/Сост и отв. Ред. С. Б. Крайчинская -Тольятти, 1996.-124 с.
  73. A.B., Рузин В. Д. О глубинной концепции образования//Вестник высшей школы.-1990.-№ 5.-С 38−46.
  74. Ридлер, А Германские высшие учебные заведения и запросы двадцатого столетия -СПб, 1900
  75. Ришар Г Экспериментальная педагогика/Пер с фр Под ред. Л Д. Синицкого -М Изд. М С Сабашниковых, 1913 -262 с
  76. Роджерс Э, Агарвала-Роджерс Р Коммуникации в организациях -М Экономика, 1980
  77. Розовски Г Университет. Руководство для владельца -Еврейский университет Москва, 1995 -Гешарим Иерусалим, 5575 -414 с
  78. ВВ., Марголис, А А, Гуружапов В, А Культурно-исторический тип школы//Вопросы психологии -1994 -№ 5 -С 100−110
  79. Рубцов В В Социальное взаимодействие и обучение//Психолсгическая наука и образование -1996 -№ 2 -С 9−19
  80. Рыбаков, А Система проектов в школе ФЗУ//Жизнь рабочей школы.-1930 -№ 1.-С 30−35
  81. Саймон Г Науки об искусственном.-М Мир, 1972.
  82. СМ. Менеджмент в образовании: теория и практика -Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов М, 1993 -66 с
  83. Система образования во Франции и организация ее администрации -2-ое изд-М., 1993 -130 с
  84. С.Д. Педагогика и психология высшего образования, от деятельности к личности.-М.:АспектПресс, 1995.-271 с
  85. Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика Тезисы Международной конференции-семинара 26−30 сентября 1994 г. г, Новгород.-М., 1994.-285 с.
  86. Стоуне Э Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения.-М.:Педагогика, 1984.-471 с.
  87. А. Средневековые университеты.-М., 1898.
  88. Суд над системой образования/Пер. с англ. Под ред УД Джонстона -М :Педагогика, 1991 -264 с.
  89. ТА. Система подготовки интеллектуальной элиты в США.-Аналитический обзор -М НИИВШ, 1988.
  90. Тубельский АН Школа самоопределения: первый шаг -М :НМО «Творческая педагогика"*, 1991 -Ч 1 -155 с -4 2 -183 с.
  91. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений/Под ред ММ Поташника и В С Лазарева -М Новая школа, 1995 -464 с
  92. Философия образования для XXI века/Ред сост Н Н Пахомов, Ю Б Тупталов -М, 1992.-208 с
  93. Философско-психологические проблемы развития образования/Под ред В В Давыдова -М :ИНТОР, 1994 -128 с
  94. Хилл П Наука и искусство проектирования.-М :Мир, 1973
  95. Холл, А Опыт методологии для системотехники -М Советское радио, 1975
  96. Хомерики О Г и др Развитие школы как инновационный процесс/Под ред М. М Поташника -М Новая школа, 1994 -64 с
  97. Чошанов М. А Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие -М Народное образование, 1996.-160 с
  98. В. Д. Философия образования и образовательные политики -М :Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Издательская фирма «Логос», 1993 -181 с
  99. Школа диалога культур- Идеи, опыт, проблемы/Под ред. В С.Библера.-Кемерово. АЛЕФ, 1993 -415 с
  100. В.Е. и др Инновационное образование//Высшее образование в России -1994 -№ 2.-С 13−28
  101. В.Е. и др. От осознания парадигмы к образовательной практике//Высшее образование в России -1995.-№ 3.-С.35−44
  102. Г. П. Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности/Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании -М :Стройиздат, 1975
  103. ГЦ. Система педагогических исследований (методологический анализ)/Педагогика и логика -М .Касталь, 1994 -С 16−200
  104. П. Г. Образование и общество//ЭКО -1992 -№- 6 -С 124−130
  105. П.Г., Хромченко М С С чем войдем в XXI век//Знание-сила -1991 -№ 7 -С 23−28.
  106. Эксперимент в школе: организация и управление/Под ред М М Поташника -М: Новая школа, 1991,1992
  107. Яковлев В, А Ценность и цена университетского образования//Свободная мысль -1995 -№ 7 -С 24−31
  108. Sprintholl N, А, Sprintholl R С Educational Psychology Random House, New York, 1974
Заполнить форму текущей работой