Социально-психологические особенности взаимодействия «Организация-клиент» как элемент организационной структуры банка
Особенности взаимодействия «организация-клиент» со стороны банковских служащих определяются: личностными качествами (высокий самоконтроль и интегрированность личности, эмоциональная зрелость и устойчивость, консерватизм, подчиненность и адекватная самооценка) — гибкой стратегией взаимодействия с клиентами и карьерной направленностью на стабильное место работывысоким уровнем потребности… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования
- 1. 1. Организационная культура: понятие, структура, подходы к 10 изучению
- 1. 2. Психологические особенности взаимодействия «организацияклиент» и эффективность организации
- 1. 3. Некоторые особенности труда и основные направления 53 социально-психологических исследований в банковской деятельности
- Глава2. Эмпирическое исследование социально-психологических 59 особенностей взаимодействия «организация-клиент» как элемента организационной культуры банка
- 2. 1. Организация эмпирического исследования и характеристики 59 объекта исследования
- 2. 2. Методическое обеспечение эмпирического исследования
- 2. 2. 1. Исследование представлений о социально-психологическом портрете банковского служащего
- 2. 2. 2. Исследование отношения к труду у банковских служащих
- 2. 2. 3. Исследование информированности и позиции взаимодействия с клиентами у банковских служащих
- 2. 2. 4. Исследование удовлетворенности обслуживанием и уровня информированности клиентов
- 2. 2. 5. Исследование психологических особенностей личности банковского служащего
- 2. 3. Методы статистической обработки результатов исследования
- Глава 3. Анализ и обсуждение результатов исследования 76 3.1. Социально-психологические особенности личности банковского 76 служащего и особенности профессионального взаимодействия
- 3. 1. 1. Личностные особенности, позиции взаимодействия с 76 клиентами, карьерные ориентации банковских служащих
- 3. 1. 2. Отношение к труду банковских служащих
- 3. 1. 3. Информированность банковских служащих
- 3. 2. Профессиональные качества банковского служащего, 107 проявляющиеся в процессе взаимодействии «организация-клиент», анализ данных работников банка
- 3. 3. Профессиональные качества банковского служащего, 111 проявляющиеся в процессе взаимодействии «клиент-организация», анализ данных клиентов
- 3. 4. Сравнительный анализ данных клиентов и работников банка 125 профессиональных качеств банковского служащего
- 3. 5. Анализ взаимосвязей социально-психологических особенностей 138 личности с эффективностью взаимодействия «организация-клиент»
- 3. 5. 1. Результаты корреляционного анализа
- 3. 5. 2. Результаты факторного анализа
- 3. 6. Анализ взаимосвязей профессиональных качеств с 153 эффективностью взаимодействия «организация-клиент»
- Выводы
Социально-психологические особенности взаимодействия «Организация-клиент» как элемент организационной структуры банка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Происходящие в России экономические преобразования сопровождаются изменениями в организациях и отражают тенденции разворачивающихся в обществе социокультурных процессов. В организациях это, в частности, выражается в формировании микрокультур, называемых организационными культурами. Актуальность изучения культурных процессов, происходящих в организациях, связана как с потребностями самих современных организаций, формирующихся в условиях смены ценностных установок, так и с закономерностями развития психологической науки, одной из задач которой является соотнесение между собой психологических и социокультурных переменных.
Понимание того, что любая организация нацелена на получение прибыли, чтобы выжить среди конкурентов и развиваться представляется очевидным. Любой организации требуются стабильность, устойчивость функционирования, определенные гарантии ее существования в будущем. Финансирование деятельности организации, ее эффективное функционирование напрямую зависят от устойчивых отношений и конструктивного взаимодействия с клиентами.
Для успешного развития организации, ее адаптации к изменениям в макросреде наибольшее значение имеет конструктивное взаимодействие организации как с внешним миром, так и внутри нее. Приобретаемые в процессе этого взаимодействия производственные навыки, умения, профессионально важные качества, стратегии взаимодействия, технология и знания становятся частью организационной культуры, «если в организации существует общность видения их сути и способов их использования» (Э.Шейн, 2002).
Так как от клиента-заказчика зависят финансирование и эффективность деятельности предприятия, устойчивые отношения с клиентом становятся центральным моментом в деятельности организации. Поэтому «клиент должен быть осмыслен как основной субъект деятельности организации» (M.Crozier, 1991), и изменения в организации должны быть направлены на повышение эффективности взаимодействия с клиентом.
Организационные изменения коснулись и банковской сферы, что обусловлено кризисными явлениями на финансовом рынке и необходимостью применения стратегии совершенствования профессиональной деятельности. Пересмотр системы управления происходит с учетом знаний различных наук, в том числе и социальной психологии, и влечет за собой обращение к новым технологиям управления, помогающим объединить усилия персонала для выживания в кризисных условиях. С этим связано обращение банков к эффективному взаимодействию с клиентами и к проблеме развития организационной культуры. Как показали исследования, успех предприятия во многом зависит от уровня развития его организационной культуры (Т.Питере, Р. Уотерман, 1982). Любая организация, которая хочет быть современной и успешной, должна быть такой, в которой клиент на всех уровнях управления получает поддержку и реализацию своих требований по отработанной стратегии взаимодействия с клиентами (Н.А.Чижов, 2002).
В связи с этим имеет важное теоретическое и практическое значение изучение проблемы эффективного взаимодействия с клиентами как компонента организационной культуры банка. Исследование данной проблемы в отечественной психологии только начинается. В большей степени это связано с тем, что межличностное и межгрупповое взаимодействие — дискуссионная область научного анализа в отечественной социальной психологии. Кроме того, изучение организационной культур сравнительно новое направление социально-психологических исследований в современной науке и практике. Проведение эмпирического анализа организационной культуры сопряжено с такими трудностями, как закрытость организаций, банковская тайна, изучение взаимодействия с клиентами в естественных условиях. Это усиливает актуальность и практическую значимость проведенной работы.
Таким образом, проблема изучения особенностей взаимодействия «организация — клиент» как элемента организационной культуры актуальна и с точки зрения вклада социальной психологии в новое направление исследований, вызывающее интерес специалистов разных научных областей, и с практической точки зрения, так как эффективность и финансовая стабильность любой организации прямо связаны с развитием успешного взаимодействия с клиентами. И, наконец, для банковской сферы, находящейся в поиске путей выхода из финансового кризиса, как отмечалось на Международной конференции по проблемам взаимодействия Банка с клиентами (Санкт-Петербург, 1997), необходимо совершенствовать технологии управления, использовать культурные традиции в управлении и обучении персонала.
В связи с этим цель исследования — изучение социально-психологических особенностей взаимодействия «организация-клиент» как элемента организационной культуры банка.
Предмет исследования — социально-психологическое содержание взаимодействия «организация — клиент» как элемента организационной культуры банка.
Объект исследования — служащие банка (Алтайский край), взаимодействующие с клиентами.
Задачи:
1. Выделить особенности взаимодействия «организация-клиент» как элемента организационной культуры банка.
2. Разработать стратегию и методическое обеспечение исследования особенностей взаимодействия банковских служащих с клиентами.
3. Провести сравнительный анализ самооценки работников банка и представлений клиентов о профессиональных качеств банковского служащего, взаимодействующего с клиентами.
4. Проанализировать «реальный» и «идеальный» портрет банковского служащего, работающего с клиентами, у работников банка и у клиентов.
5. Выделить комплекс социально-психологических свойств личности банковского служащего, связанных с эффективностью взаимодействия «организация — клиент».
6. Разработать практические рекомендации, направленные на развитие эффективного взаимодействия «организация — клиент» как элемента организационной культуры банка.
Основная гипотеза: совпадение представлений о профессиональных качествах банковского служащего у клиентов и работников банка свидетельствует об эффективном взаимодействии «организация — клиент», которое является основным элементом организационной культуры и должно отражаться на эффективности деятельности организации.
Методыисследования: В исследовании использовались нестандартизированное интервью, экспертная оценка для выявления системы представлений о потребностях в банковских услугах, опрос клиентов (анкета «Эффективность деятельности сотрудников банка»), опрос сотрудников банка (анкета «Отношение к работе и уровень информированности»), методика Э. Шейна «Якоря карьеры» (в адаптации В.А.Чикер) для выявления карьерных ориентаций сотрудников банка, 16-факторный опросник Кеттелла (форма С), методика Л. Меграбяна, измеряющая уровень эмпатии, тенденции к присоединению и сензитивность к отвержению. Применялись такие математические методы обработки и анализа данных, как корреляционный и факторный анализ, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, t-критерий * Стыодента, F-критерий Фишера, критерий X2.
Положения, выносимые на защиту:
1. Особенности взаимодействия «организация-клиент» со стороны банковских служащих определяются: личностными качествами (высокий самоконтроль и интегрированность личности, эмоциональная зрелость и устойчивость, консерватизм, подчиненность и адекватная самооценка) — гибкой стратегией взаимодействия с клиентами и карьерной направленностью на стабильное место работывысоким уровнем потребности в социально-производственной информации, удовлетворенностью информированием и работой. «2. Эффективность взаимодействия «организация — клиент» определяется совпадением представлений о реальном портрете банковского служащего, работающего с клиентами (по таким качествам, как знание банковских продуктов и услуг, умение предотвращать конфликты, стимулировать спрос и предлагать банковские услуги), и эталоне банковского служащего, при условии взаимной удовлетворенности работой банковского служащего клиентами и работниками банка. 3. Социально-психологические особенности взаимодействия банковских служащих, являются основным элементом организационной культуры банка, направленной на работу с клиентами, и связанны с эффективностью взаимодействия «организация-клиент».
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1 Предпринята попытка анализа социально-психологических особенностей взаимодействия «организация — клиент» как элемента организационной культуры банка;
2) выделены области исследования особенностей взаимодействия «организация — клиент» как элемента организационной культуры, которые требуют дальнейшей разработки в социальной психологии;
3) разработана стратегия исследования особенностей взаимодействия «организация-клиент» как составляющего организационной культуры с учетом двустороннего (со стороны клиентов и со стороны служащих) показателя эффективности деятельности;
4) предлагается рассматривать клиента в контексте взаимодействия «среда (клиент) — организация (сотрудник)» в качестве субъекта организационной культуры.
Теоретическая значимость:
1) выделены и обозначены основные направления социально-психологических исследований в банковской деятельности;
2) выявлены особенности взаимодействия «организация-клиент» и проявления организационной культуры банка во взаимодействии с клиентами;
3) определены место и роль клиента в формировании организационной культуры.
Практическая значимость:
1) предложенную стратегию можно применять для формирования эффективного взаимодействия организации с клиентами;
2) результаты исследования могут учитываться в организационном и управленческом консультировании при разработке стратегии развития организационной культуры компаний;
3) полученные в исследовании результаты могут быть использованы для профессионального отбора банковских служащих, работающих с клиентами;
4) возможно использование результатов исследования при подготовке лекционных курсов и семинарских занятий для психологов, банковских специалистов, менеджеров, при создании программ обучения банковских служащих и при дальнейших социально-психологических исследованиях.
Апробация работы:
Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры социальной психологии СПбГ’У (2001 г.), докладывались на Ананьевских чтениях (Санкт-Петербург, 1998 г.), на межрегиональной конференции «Управление человеческими ресурсами в период экономических реформ» (г. Барнаул, 2000 г.). Содержание диссертации отражено в четырех публикациях. Предпринята попытка применить разработанную стратегию взаимодействия «организация-клиент» в контексте организационной культуры не только в банковской сфере, но и в одной из торговых компаний (г. Барнаул).
Структура и объем диссертации
:
Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав и заключениясодержит 174 страницы, 18 таблиц, 17 рисунков, 4 схемы и 7 приложений. Библиография включает 190 наименований, из них 22 на иностранных языках.
ВЫВОДЫ.
1. Социально-психологическое особенности взаимодействия «организация-клиент». рассматриваемые как элемент организационной культуры, проявляются в отношении работников к груду, удовлетворенности клиентов обслуживанием, трудовой мотивации и ценностных ориенгациях сотрудников, представлении о профессионально важных качествах банковского служащего, работающего с клиентами, организационных коммуникациях.
2. Социально-психологические особенности взаимодействия «организация-клиент» определяются: высоким уровнем потребности в информации (о перспективах личностного роста, рейтинге банка и способах общения с клиентами) при низкой реальной удовлетворенности информированием (о правах клиентов и о перспективах развития отдела) — удовлетворенностью работой и элементами рабочей ситуации (распределением отпусков и отношениями с сослуживцами) — гибкой стратегией взаимодействия с клиентами и карьерной направленностью на стабильное место работыличностными особенностями — высоким самоконтролем и интегрированностыо личности, эмоциональной зрелостью и устойчивостью личности, консерватизмом, подчиненностью и адекватной самооценкой.
3. Сравнительный анализ представлений клиентов и служащих позволяет выделить основные совпадающие представления о критериях эффективного обслуживания, точность проведения расчетов, быстрота обслуживания, вежливое общение с клиентами и компетентность в работе.
4. Профессиональные качества банковского служащего, проявляющиеся в процессе взаимодействия «организация-клиент», близки в эталоне и значимо различаются в реальных оценках. Это говорит о существовании единого образа специалиста, эффективно работающего с клиентами. Общность в представлениях об эталоне операциониста в основном касается качеств, характеризующих отношение к клиентам. Наличие этих качеств у банковских служащих, работающих с клиентами обеспечивает установление эффективного взаимодействия с клиентами и способствует формированию организационной культуры банка, направленной на клиента. При этом ведущее место занимают умение внимательно относиться к клиенту, уделять ему достаточно времени и умение предотвращать конфликты.
5. В эталоне банковского служащего большее сходство проявилось в представлениях служащих и клиентов — физических лиц (в качествах, характеризующих «отношение к клиенту»), а в реапьном портрете у служащих и клиентовюридических лиц (в блоках «отношение к клиецгам», «коммуникативные умения», «маркетинговые умения»). Это может свидетельствовать о том, что в настоящее время в банке проявляется разное отношение к клиентам-юридическим лицам и клиентам-физическим лицам, что обуславливает разные стратегии взаимодействия, и отражается в организационной культуре. Достаточно четко выстроена стратегия взаимодействия с клиентами — юридическими лицами, вероятно, потому что важным для них являются услуги по разработке банковских продуктов, которые обеспечивают большую доходность банку. Физические лица, по мнению служащих, не столь перспективны, с точки зрения крупных вложений, и у банка до конца не продумана стратегия взаимодействия с ними.
6. Получены общие для клиентов и служащих, (достоверные на 5% уровне значимости) связи между показателем эффективности деятельности и профессионально важными качествами, входящими в реальный портрет операциониста. У потребителей банковских услуг и у служащих совпадает мнение о гом, что у банковских служащих, работающих с клиентами, удовлетворенность работой и эффективность взаимодействия с клиентами тем выше, чем выше реальные умения предотвращать конфликты, лучше знание банковских продуктов и услуг, умение стимулировать спрос и продавать банковские услуги и продукты. Именно такое сочетание профессионально важных качеств, банковского служащего, работающего с клиентами, обеспечивает эффективность взаимодействия «организация — клиент» и отражается на организационной культуре.
7. Эффективное взаимодействие с клиентами определяют следующие социально-психологические особенности банковских служащих: удовлетворенность информированием и удовлетворенность работой, гибкая стратегия поведения с клиентами, карьерная направленность на стабильное место работы. В реальном портрете — внимательное отношение к просьбам, претензиям клиентов и умение налаживать с ними деловой контакт. В личностных особенностях банковских служащих — целенаправленность и интегрированность личности, самоконтроль эмоций и поведения, эмоциональная зрелость, консерватизм, адекватная самооценка, то есть качества, характеризующие саморегуляцию и зрелость личности. Наряду с этим выделены характеристики не эффективно взаимодействующих с клиентами служащих и особенности потенциально увольняющихся.
8. Об эффективном взаимодействии «организация-клиент», и о формировании организационной культуры банка, направленной на клиента свидетельствует единство мнений о критериях эффективного обслуживания, представления о реальном портрете и тем более сходство в эталоне банковского служащего, работающего с клиентами, взаимная удовлетворенность работой по обслуживанию клиентов у потребителей услуг и у банковских служащих.
9. Адекватной системой средств изучения взаимодействия «организация — клиент» как элемента организационной культуры является разрабо1алная исследовательская стратегия, основанная на сравнительном анализе, поиске общностей в представлениях банковских служащих и потребителей услуг и применении двусторонних (у клиентов и у служащих) показателей эффективное&tradeдеятельности.
10. Полученные результаты имеют практическое применение: для оптимизации взаимодействия с клиентами и, дополненные анализом других составляющих, для формирования организационной культуры, направленной на клиентов. Так же могут использоваться для оценки и отбора банковских служащих и специалистов в других областях деятельности, работающих по обслуживанию клиентов. На основе этих данных могут быть разработаны тренинговые программы как для специалистов, работающих с клиентами, так и для оптимизации взаимодействия с клиентами.
ЗАКЛЮЧЕНИИ.
Целью проведенного исследования было изучение социально-психологических особенностей взаимодействия «организания-клиент» как элемента организационно!'! культуры банка. Решения конкретных исследовательских задач потребовали большой предварительной работы в различных областях по анализу подходов, структуры и содержания, методов диагностики и изменения феномена организационной культуры, выявлению специфики и определению сопиально-психологического содержания одной из ее составляющих — особенностей взаимодействия «организация (банк) — среда (клиент)».
Проведенная теоретическая и экспериментальная работа позволяет сделать вывод о том. что содержание взаимодействия «организацияклиент», как элемент организационной культуры, проявляется в отношении работников к труд. трудовой мотивации и ценностных ориентациях сотрудников, представлениях о профессиональных качествах банковского служащего. работающего с клиентами, организационных коммуникациях, а так vice в удовлетворенности клиентов о бс л ужи в ание м.
Единство представлений о критериях эффективного обслуживания, о реальном портрете и тем более сходе! во в эталоне банковского служащего, работающего с клиентами. взаимная удовлетворенность работой по обслуживанию клиентов у потребителей услуг и у банковских служащих свидетельствуют об) ффективном взаимодействии «организация-клиент», и о формировании организационной культуры банка направленной на клиента. 'Это подтвердило основную гипотезу исследования и позволило сделать вывод о решающей роли общности представлений о профессиональных камее max банковского служащего, работающего с клиентами, проявляющихся в процессе взаимодействия «организация-клиент», у клиентов и у банковских служащих, и их связи с эффективностью этого взаимодействия.
По итогам эмпирического исследования мы можем судить о том, что разработанная нами, на основе системного подхода исследовательская стратегия, построенная на сравнительном анализе, поиске общностей в представлениях банковских служащих и потребителей услуг и применении двусторонних (к клиентам и к служащим) показателей эффективности деятельности, является адекватной системой средств изучения взаимодействия «организация-клиент» как составляющего организационной культуры.
Эмпирическое исследование потребовало тщательного анализа проблемы, в результате которого наметились перспективные направления изучения особенностей взаимодействия с клиентами как элемента организационной культуры. Продолжением данного исследования может служить выделение и анализ сходства у работников и клиентов других составляющих организационной культуры. Направления перспективных исследований в зависимости от их целей и решаемых задач, могут предполагать и расширение исследования по изучению организационной культуры и углубление анализа особенностей взаимодействия организации с клиентами.
С практической и научной точки зрения необходима детальная разработка системы показателей для оценки эффективности взаимодейстия «организация-клиент», которые можно использовать как общие и со стороны клиентов, и со стороны организации. На практике существует большая потребность в разработке технологий по взаимодействию с клиентами. Мы сосредоточили свое внимание на уровне организационного взаимодействия «организация-среда», возможны исследования и на других уровнях: «группа-группа», «индивид-организация» и т. д., атак же на уровне взаимодействия с конкурентами, акционерами, владельцами.
Расширением в сторону организационной культуры представляется исследование «производственной культуры» (так называли в русской традиции организационную культуру), с точки зрения культурно-исторического подхода в психологии. Важной областью исследования является область практических разработок, так как существует большая потребность в создании средств диагностики, коррекции и изменения организационных культур.
Список литературы
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы, — М.:Изд-во Моск. ун-та. 1990.-240с.
- Аксеновская Л.11. Моделирование управленческого взаимодействия как метод оптимизации организационной кулыуры. СПб. 1997 (диссертационное исследование на соискание уч. степени к.п.н.).
- Аксеновская JI.II. Организационная культура в контексте социальной психологии. Саратов — ПАГС. 1996.- 108с.
- Алавердов АР Управление персоналом в коммерческом банке. М.: 1997. С.40−60.
- Алавердов А.Р. Отбор и первичное развитие персонала в коммерческом банке //Банковское дело 1996. № 9. с.28−37.
- Алавердов А.Р. Социально-психологическое обеспечение процесса управления персоналом в коммерческом банке /V Банковское дело 1997. № 3. с.21−29.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания.М. 1960.
- Андреев А. Магия и культура управления. СПб., 2000, — 590с.
- Андреева Г. М. Межличностное восприятие в группе. М., 1981.-289с. Ю. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н. Петровская JI.A. Современная социальнаяпсихология на Западе (теоретические направления) М. 1978. 269с.
- Бардиер Г. Л. Бизнес-психология. М.: Генезис. 2002.-412с.
- Белоусова 11.10. Социально-психологические аспекты переговоров между представителями различных организационных культур //Тезисы международной конференции студентов и аспирантов «Ломоносов-98″. М.МГУ. 1998. с.15−16.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб. 1992. — 400с.
- М.Бодалев А. А, Куницына В.II. Панферов В. П. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценки личности. В книге: Человека и общество, вып. 1XJI. 1971.
- Бодлаев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.МГУ. 1982.
- Боровиков В.П. Боровиков И.П. STATISTICA Статический анализ и обработка данных в среде Windows. М. 1997. — 350с.
- Брушлинский А.В. Деятельность и опосредование (по книге М. Коула „Культурно-историческая психология“) // Психологический журнал, т. 19, 1988. № 6, с. 15−23.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психологической диагностике. СПб. 2001.
- Валеева Н.Ш. Пейса.хов Н. М. Психологическая модель специалиста высшей квалификации и ее роль в управлении учебнам процессом //Психологическая служба в вузе. Из-во Казанского ун-та, 1981. 240с.
- Вейлл П. Исскуство менеджмента.Пер с англ. М.: Новости. 1993 224с.
- Вильперт В. Шарпф С. Управление на стыке культур: Совместные предприятия в КНР// Иностранная психология.Т. 1., 1993, с. 47 -52.
- Виханский О.С., НаумовА.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: М.: 1995 .-416с.
- Выготский J1.H. Собрание сочинений в 6-ти томах. т. З Проблемы развит ия психики. М. Педагогика. 1983- 368с.
- Гаврилов М.М. Как подобрать профессионала для банков и финансовых компаний // Финансовый бизнес 1996, № 12, с. 12−18.
- Г аврилов М. М. Современные технологии кадровой работы в банках//Деньги и. кредит 1996, № 3, с.23−26.
- Гибсон Дж.Л. Иванцевич Д. М., Допелли Д. Х. Организация: поведение, структура, процессы.-М.: 199- 230с.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии./ Пер. с англ. под общ. ред. Ю. П. Адлера.М.: Прогресс, 1976. 495с.
- Голубович А. Д. Ситнин А.В. Хенкин Б. Л. Самоукина Н.В. Управление банком: организационные структуры, персонал, внутренние коммуникации. М.: Менагеп-Информ 1995. 208с.
- Гуревич П.С. Философия ку льтуры: пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: Аспект, 1995. — 288с.
- Гусев А.С., Жданов О. И., Яблокова Е. А. Технология адаптации человека в экстремальных условиях // Банковское дело 1996, № 11−12.
- Дерманова И.Б., Сидоренко Е. В. Межличностные отношения: методические рекомендации., СПБ.: Из-во „Речь" — 2001.
- Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология, СПб.: Питер. 2001. 720с.
- Дружинин А.Е., Замулин А. Л. Тренинг продаж, СПБ.: „Речь“. 2002 224с.
- Ельмеев В.Я. Отношение к труду и некоторые вопросы его конкретно-социологического исследования // Человек и общество, Вып.11, ЛГУ. 1967.
- Ермолаева О. Я. Капустина А.П. Роль социальной перцепции в оценки актерских способностей./ Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга.М., 1979. с.84−85.
- Ершов ГШ. Режессура как практическая психология. Искусство. 1972. 352с.
- Журавлев А.Л. Совместная деятельность как объект социально-психологических исследований // Совместная деятельность: методы исследования и управления, М., 1992, с.56−65.
- Завьялова Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях (профессионально-личностный аспект). Дис. на соискание уч. с г. доктора психолог ических наук, СПБ, 1998, — 294с.
- Занковский А.П. Анализ базовых „координат“ организационных культур: когнитивные реппрезентации организационных понятий в сознании российских и японских менеджеров // Психологический журнал. 1996.Т. 17, № 3. с. 38 50.
- Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.:Аспкет Пресс. 1995. 320с.
- Зинченко В.П., МайзельН.И., Назаров А. И. Анализ деятельности человекаоператора // Инженерная психология.М. МГУ.1964. с. 120 -137.
- Ильясов Ф.Н. Сравнительный анализ методик изучения удовлетворенности трудом // Методологические и методические проблемы сравнительного анализа в социологических исследованиях. Кн.1. М. 1982.С. 105−127.
- Кабаченко Т.С. Психология управления.М., 2002 384с.
- Кавелин К.Д. Задачи психологии. Соображение о методах и программе психологических исследований. СПб.: 1872 .-- 180с.
- Камерон К, Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры /Пер.с англ. под ред.И. В. Андреевой.-СПб.: Питер, 2001- 320с.
- Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р.Кеттелла. СПБ.: „Речь“, 2001, — И2с.
- Кимбл Г. Как правильно пользоваться статистикой. М.: Финансы и статистика. 1982, — 293с.
- Китаев Н.Н. Групповые экспертные опенки М. Знание. 1975. 63с.
- Китвель Т.А. О социально-психологических проблемах удовлетворенности трудом, Таллин. 1974. 134с.
- Климов Г. А. Путь в профессию. Л., Лениздаг, 1974 190с.
- Козлов В.Д. Управление организационной культурой.М. 1990 123с.
- Колпачников В.В. Человеко-центрированный подход в практике психологического консультирования персонала организации // Вопросы психологии 2000, № 3. с 49−56.
- Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера: Учеб. пособие / Чугунова Э. С., Чикер В. А., Михеева С. М., и др.- Под ред. Э. С. Чугуновой. Л., Из-во Ленинград. ун-та.1991. — 184с.
- Кон.И. С. Социология личности.М., 1967, — 180с.
- Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего М.:"Когито -Центр“, Издательство „Институт психологии РАН“, 1997.
- Крижанская Ю.С., Третьяков Г. П. Грамматика общения. Л, 1987, — 204с.
- Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель. — М.: Дело, 1993. — 342с.
- Кузьмина 11.В.Методы исследования педагогической деятельности.Л., 1970.-116с.
- Культура как предмет исследования („Круглый стол“ в Московской высшей школе социальных и экономических наук) //Управление персоналом. № 11. 2000 г. с. 45−52.
- Культура груда, быта и общественных отношений: Тезисы докладов научного симпозиума. /Под ред.Р. А. Злотникова. Уфа. 1980, — 4.1,2.бГКуницына В. Н. Восприятие подростком других людей и себя. Л. 1972.
- Куницыиа В.Н., Панферов В. Н. Проблема отношений личности в трудах В.Н.Мясищева // Психологический журнал, том 13, № 3,1992.
- Кяэрсг М. Рассмотрение компетентности в психологической концепции совершенствования управления производственной организацией //Актуальные проблемы психологии труда: Сб. статей/ Отв.ред. М.Котик. Тарту. 1980, — 160с.
- Леонтьев Д.Д. Подсознательное воздействие банковской рекламы: диагностика и конструирование имиджа // Вестник Ассоциации Российских банков, М., 1997. № 36 (материалы практической конференции „Психологические аспекты работы банка с клиентами“), с.54−55.
- Липатов С.А. Методы социально-психологической диагностики организации /У Введение в практичекую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова. Л. А. Петровской. О. В. Соловьевой -М.:. 1996.-373с.
- Липатов С.А. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики //Вестник МГ’Ухерия 14, № 4, 1997. с.55−65.
- Лобанова Т.Н. Банки: организация и персонал. М. Норма. 1997
- Лобанова Т.Н. Технология формирования корпоративного сознания российских организаций // Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества. Т2. вып 2.М., 1996. С 99−101.
- Ловягин А.И. Управление персоналом // Банковский персонал: подготовка, повышение квалификации и управление. МЛДБКФ, 1996. с. 1 12−137.
- Ломов Б.Ф. О некоторых критериях оценки сигналов, передающих информацию человекуу-оператору.//Проблемы инженерной психологии (материалы .конференции), Л. 1965. с.134−250.
- Ломов Б.Ф. Человек и техника. Л. 1963. 287с.
- Лурье С.В. Метаморфоза традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ -этнопсихологии и их применение к анализу исторического и этнографического материала. СПб., 1994. -288с.
- Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления. Пер с нем. М.: Статистика и финансы, 1993. — 96с.
- Майерс Д. Социальная психология. Спб. Питер, 2000.
- Мескон М. Х. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ,-М., 2000.-704с.
- Методы социальной психологии // Под ред. F.C. Кузьмин. Л., 1977 320с.
- Миловидов В.Д. Современное банковское дело. Опыт организации и функционирования банков США. М.: Из-во МГУ, 1992. 190с.
- Моин В.Б. Стратегия выбора методики измерения // Сравнительняй анализ и методика социологических исследований. М.:. 1989, с.84 118.
- Моль А. Социодинамика культуры.Пер с франц. М.:. 1973. 401с.
- Мосина Л.М. Взаимоотношения банка и клиентов в кризисной ситуации // Вестник Ассоциации Российских банков. М. 1997. № 36 (материалы практической конференции „Психологические аспекты работы банка с клиентами“) с.47−51.
- Мясипдев В.П. Психология отношений. Под ред А. А. Бодалева. М.: Воронеж. 1995.-356с.
- Наследов А.Д. Методы обработ ки многомерных данных в психологии. Уч.пособие.-СПб., 1999, — 100с.86.11ьюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение.-СПб. Из-во „Питер“, 2000. 521с.
- Общая психология /Под ред.В. В. Богословского и др.- М.: Просвящение, 1981. с. 195.
- Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой. Я.Яноушека. М&bdquo- 1987. 301с.
- Организационная психология. /Сост. и общ. Редакция Л. В. Винокурова. И. И. Скрипнюка, СПб.2001.
- Парыгин Б.Д. Климат коллектива как показатель коммуникативной культуры // Культура труда, быта и общественных отношений: Тез. докладов науч.симпоз./Под ред.Р. А. Злотникова. Уфа, 1980, — 4.1.
- Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива.Л.: 1981- 190с.
- Г1ахомов А., Сухоруков А. Психодиагностические технологии в банковском деле //Банковские системы и оборудование. 1995, № 1−2.
- Питере „Г., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний. М., 1986 220с.
- Платонов Ю.П. Социальная психолог ия трудовой деятельности СПб., Наука. 1992, 368с.
- Погорадзе А.А. Культура производства: сущность и факторы развития. -Новосибирск. Наука.Сиб.отделение, 1990, — 267с.
- Попова И.М. Стимулирование трудовой деятельности как способ управления. Киев. Из-во „Наукова думка“, 1976. 207с.
- Почебут Л.Г., Чикер В. А. Органицационная социальная психология: Учебное пособие. СПб.: Из-во „Речь“ 2000. — 298с.
- Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: /Под ред.Г. С. Никифорова. М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова, — СПб. :2001 .-448с.
- Пригожим А. И. Социология организаций.-М., 1980.-256с.
- Проблемы сравнительных исследований в социологии. М., 1988. 199с. 379с.
- Промышленная социальная психология /Под ред.Е. С. Кузьмина. А. Л. Свенцицкого, ЛГУ, 1982 203с.
- Пронников В.А., Ладанов И. Д. Управление персоналом в Японии М., наука, 1989. — 207с.
- Психология менеджмента /Под.ред.Г. С. Никифорова СПБ.: Изд-во СПбГУ, 2000.572с.
- Рабочий и инженер. Социальные факторы эффективности труда /Под.ред.О. И. Шкаратана М.: „Мысль“. 1985.- 271с.
- Раду Дж. Идея культурного прогресса в современном мире.Пер. с рум. М.: Прогресс. 1984. — 173 с.
- Радугин А.А. Философия.Курс лекций. М.: ЦентрД996. — 334с.
- Радугин А.А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управление: Воронеж. 1995,-195с.
- Раппопорт B.C. Диагностика в управленческом консультировании. М.1990.
- Роджере К. Клиентоцентрированная терапия. Пер с анг. М.: „Рефл-бук“, К.:"Ваклер“, 1997. — 320с.
- Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография./Пер с англ. О.Кондрашовой. Р.Кучкаровой. М.:. 1999. — 464с.
- Романов 10. Изменение корпоративной культуры: доверить консультантам или возможно провести самим? // Управление персоналом, 2000,№ 1 1, с.25
- Рощин С.К. Об исследовании социально-психологического климата в США //Социально-психологический климат коллектива: Теория и методы изучения / Под ред. Е. В. Шоро. ховой М. 1979 175с.
- Русалинова А.А. Изучение социально-психологического климата в первичных производственных коллективах // Социально-психологический климат коллектива: Теория и методы изучения /Под ред. Е. В. Шороховой М. 1979 175с.
- Рюттингер Р. Культура предпринимательства М., 1992.-240с.
- Саганенко Г. И. Социологическая информация.Л., 1975. С 86.1 19. Саморегуляция и прогнозимование социального поведения личности. Л. 1979., 230с.
- Самоукина П. В Об организации социально-психологической помощи банковским служащим // Деньги и кредит 1997,№ 3., с.25−72.
- Самоукина Н.В. Искусство управление персоналом банка М.: 1997.
- Самоукина Н.В. Работа социальною психолога в банковской системе // Вопросы психологии 1997, № 4., 210с.
- Свенцицкий АЛ. Психология управления организациями. СПб., 1999 г., 213с.
- Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления, ЛГУ, 1986. 179с.
- Свенцицкий A. J1. О социальных потребностях руководителей на промышленном предприятии // Вестник ЛГУ. серия „Психология“, 19 977,№ 5, с.11−19.
- Семенов В.Е. Информация для нас и о нас. // Труд, контакты, эмоции. Л., 1980, 158с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: 1996, 349с.
- Синк Д.С. Управление производительностью. М.: Прогресс, 1989.
- Смирнова Е.Э. .Пути формирования модели специалиста в высшем образовании.JI., Ленинг. ун-т., 1977. 179с.
- Современная зарубежная социальная психология. Тексты /Под ред.Г. М. Андреевой. 1Ш.Богомоловой. JI.A. Петровской. М.: МГУ.1984. — 256с.
- Со.тгипкая Т. А. Тренинг продаж: Учебное пособие. СПБ.: Изд-во СПБГУ. 2001с.77.
- Социология в России /Под.ред.В. А. Ядова М.: Издательство Института социологии РАН. 1998, — 696с.
- Социология труда//Под ред.Н. И. Дряхлова. А. И. Кравченко. В. В. Щербины -М.: Из-во Моск. ун-та. 1993. 368с.
- Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб. 2001. 352с.
- Спивак В. А. Управление персоналом коммерческого банка. СПб: Изд-во С1161УЭФ, 1997- 325с.
- Стивене Н.Дж., при участии Б.Адамса. Эффективные продажи, ориентированный на покупателя / Пер. с англ.-М.:ФАИР-1 Ipecc, 2001−381с.
- Суслов В.И., Чумакова H.II. Психодиагностика.С11Б., 1992.-58с.
- Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов.Л.: ЛГУ, 1972, 428с.
- Сухоруков А., Весслков А., Козлов С. Современные технологии тестирования //Бил.фин.информации 1996.№ 1 1, с.28−45.
- Сухоруков М. Ценность как ключивой элемент организационной культуры </ Управление персоналом 2000.№ 11, с.39−44.
- Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. М-Екатеринбург, 1999.- 448с.
- Тарасов С.Г. Основы применения математических методов в психологии.Уч.пос., СПб., 1998, 65с.
- Тичи П., Деванна М. А. Лидеры реорганизации.Пер с англ. М.: Экономика. 1990. -204с.
- Томилов В.В. Культура организации предпринимательской деятельности: Санкт-Петербург.ун-т экономики и финансов. — СПб., 1993. 37−54с.
- Уманский Л.И. Методы эксперементального исследования социально-психологических феноменов / Методология и методы социальной психологии. -М&bdquo- 1977.-247с.
- Управленческое консультирование /Под ред. М. Кубра / В 2-х т.Пер. с англ. М.: СП „Интерэксперт“, 1992. — 319с.
- Фаустова Л.В. Социально-психологический анализ психического состояния удовлетворенности трудом. В кн: Психические состояния (Эксперементальная и прикладная психология, вып. 10). Л. 1981.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия. 1983. -840с.
- Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием./ Ь. С. Смирнова Томск, Из-во Томск. Ун-г. 1984. — 288с.
- Хисрик Р.Д., Джексон Р. В. Торговля и менеджмент продаж / Пер с англ. М.: Информационно-издательский дом „Филин“, 1 996.с. 108−110.
- Цветкова Л.А. Коммуникативная компетентность врачей-педиаторов.СПБ. Л 994. Автореферат на соискание уч. степени канд.Iicихолог.наук -16с.
- Человек и его работа //Под ред. А. Г. Здравомыслова, В. П. Рожина, В. А. Ядова. М.:. 1967. 392с.
- Чижов Н.А. Персонал банка: технология управления и развития. М.: ЦентрКом, 1997. -208с.
- ЧижовП.А. Клиентские технологии М.: Экзамен, 2002. — 352с.
- ЧижовП.А. Персонал банка: технология управления и развития, М. Центр-ком, 1998, 352с.
- Чикер В.А. Связь интеллектуальных особенностей личности и эффективность деятельности инженеров Л.: 1981. Автореферат на соискание уч. степени канд. психолог, наук.
- Чутунова О.С., Панферов В. Н. Социально-психологический анализ профессиональной деятельности инженеров. Вестник ЛГУ, 1978. № 23.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.М., Из-во'Наука», 1982 185с.
- Шевцов А.А. Введение в общую культурно-историческую психологию. Спб, 2000. 554с.
- Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство/Пер.с англ. под ред.В. А. Спивак.-СПб.:Питер, 2002.-336с.
- Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации М., 2000. -386с.
- Шольц К. Организационная культура: между иллюзией и реальностью /7 Проблемы теории и практики управления 1995, № 3. с.67−73.
- Шпет Г. Г. Сочинение. М.: Правда, 1989 — 601с.
- Штемман П., Венцель М. Секреты удачливого продавца /Пер. с нем. М.: АО ••Интерэксперт'". 1998. с.33−40.
- Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. Пер с польского. М. Прогресс. 1969. — 240с.
- Щербина B.C. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции. // Социологические исследования 1996. № 7. с. 47 55.
- Ядов В.А. Мотивация труда: проблемы и пути развития исследований /Советская социология: В 2 т.М., 1982.Т.2.
- Ядов В.А. Отношение к груду: концептуальная модель и реальные тенденции // Социологическое исследование 1982, № 3. с.35−42.
- Crozier М L enterprise a l ecoute. Apprendre le management postindustriale. P. 1991.
- Deal Т.Е., Kennedy A.A. Corporate cultures: The rites and rituals of corporate life. Reading, 1982.
- Harris P.R., Moran R.T. Managing cultural differences.N.Y., 1991.
- Hofstede G. Cultures consequence. International differences in vvorkrelated values. London, 1980.
- Hofstede G. Bollinger D. Cultures consequence. International differences in vvorkrelated values. London, 1980.
- Jagues E. The changing culture of factory. L., 1951.
- James E. Roscnzvveig & Fremont E. Kast, Contingency Views of Organization and Management., 1973.
- Kiely J. Tradeeff exersise a new measure of Job attitudes.- «Personal Review, 1 1986, № 5
- Lemaitre N. La culture 1' enterprise, factor de performance. / Revue francaise de gestion, NN 47−48, 1984.
- Porter L.W. A Study of Perceived Need Satisfaction in Bottom and Middle Management Jobs / Journal of Applied Psychology, 1961, 45, 1−10.
- Rice. R.W. M.C. Farlin D.B., Bennett D.E. (1989).Standarts of comparison and job satisfaction. Journal of Applied Psychology, 74, 591−598.
- Ruttinger R.Unternehmenskultur.Neue Dimensionen des Erfolgs. ETB, F. CON Taschenbuch Verlag
- Schein E.N. Organizational Culture and Leadership. (2nd edition), 1992.
- Schein E.N. Organizational Culture and Leadership. San Francisco, Jossey Bass, 1985.
- Schein L.N.Sloan Management Review From //Sloan Management Review.Fall.1981.P.55−58.
- Sims I LP., Gioia D.A. The thinking organization. San Francisco, 1 986.
- Smircich L. Concepts of culture and organizational analysis // Adm.Sci.Q. 1983. Vol. 28.Sept.
- Veaget S.J. Dimensionality of the Job Descriptive Index // Academy of Management Journal, v.24. 1981. № l, p 205−212.
- Verbeke W, Voldering M., Hessels M. (1998) Exploring Conceptual Expansion within the Field of Organizational Behavior: Organizational Climate and Organizational Culture. Journal of Management Studies, vol. 35, № 3. p.303−330.
- Vorwerg G. Fuhrungsfunktion in Sozialpsychologischer Sicht. In: Theoretisches Modell und empirische Analysen zur des socialistischen Leiters und des Fuhrungskollektsivs. Berlin, 1971.
- Whyte W.H. The organization man. N.Y., 1956.
- Wilpert B. Organizational behavior//Ann. Rev. of Psychol. 1995.