Предисловие.
Психология.
Общение и здоровье личности
Выявлены факторы, способствующие повышению мотивации к восстановительному обучению, условия, способствующие реализации побуждающей функции этих мотивов, наиболее эффективные формы организации и методы групповой реабилитации. Эти методы и организационные принципы были успешно использованы на протяжении многих лет в практике восстановительного обучения больных с афазией в клинике нервных болезней… Читать ещё >
Предисловие. Психология. Общение и здоровье личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Второе издание данной книги обусловлено тем, что сейчас, в условиях напряженной социальной, политической и экономической ситуации в мире, когда на первый план встает задача «воспитания культуры толерантности» [363], растет интерес к проблемам психологии общения. Международные конгрессы, сборники, энциклопедии по этой проблеме пытаются ответить на главный вопрос: как создать культуру успешного общения, как вести, спасать и лечить словом [364, 368, 369].
Данное учебное пособие обобщает итоги теоретических и экспериментальных исследований автора за период с 1974 по 2016 г., выполненных на факультете психологии МГУ, а также материалы курсов лекций, читаемых автором для студентов факультета психологии МГУ, Бакинского филиала факультета и других отечественных и зарубежных вузов.
Объектом этих исследований являются различные по этиологии нейропсихологические, патопсихологические и дефектологические синдромы нарушений определенных звеньев в структуре общения. Предмет этих исследований — психологическая специфика, особенности формирования и функционирования механизмов нарушений общения и возможности их профилактики и коррекции в зависимости от психологической структуры общения, нарушенного звена в этой структуре, особенностей личности субъекта и других психологических факторов. Такая задача обусловила междисциплинарный подход к отбору излагаемого материала, включающего данные нейрои патопсихологии, дефектологии, а также вопросы, обычно рассматриваемые общей и социальной психологией, психолингвистикой и др.
В книге с точки зрения системного подхода А. Р. Лурия описана компонентная структура различных звеньев общения (операциональных возможностей общения, мотивации и контроля в общении) и проанализировано вовлечение отдельных компонентов в структуру различных по этиологии и феноменологии нарушений общения.
Анализ литературных данных и результатов собственных экспериментальных исследований позволили автору, во-первых, проследить, как различные нарушения каждого из звеньев в структуре общения связаны с изменениями личности при некоторых пейропсихологических, патопсихологических и дефектологических синдромах, в чем и как эти изменения проявляются, каковы их возможные механизмы, а во-вторых, подтвердить взаимосвязь всех звеньев общения как отражение системного строения сложных психологических процессов, обеспечиваемого совместной деятельностью различных функциональных блоков и отделов мозга.
Специально рассматриваются методические проблемы, возникающие при исследовании личности больных с нарушениями прежде всего операционально-технических возможностей коммуникации, и описываются некоторые новые методики и методические приемы исследования этих групп больных.
Следует отметить, что и психологию личности, и психологию общения наряду с богатством фундаментальных исследований и оригинальных экспериментальных фактов характеризует множество нерешенных проблем, разрозненных эмпирических данных и не пересекающихся друг с другом научных направлений [13, 363]. А между тем знание личностных особенностей заболевшего человека необходимо медицинскому психологу или логопеду для уточнения синдрома и прогноза заболевания, выбора тактики терапевтических воздействий. М. М. Кабанов [99] считает даже, что предметом медицинской психологии должна являться в первую очередь психология личности больного человека. Исследование личности больного важно также для решения общспсихологичсских проблем, так как «при формировании аномалий личности действуют психологические механизмы, общие и для протекания нормальной психологической жизни…» [95, с. 51].
На основании общепсихологической теории общения в книге проанализирована деятельность малой терапевтической группы больных с нарушениями общения, факторы, определяющие и повышающие эффективность групповой реабилитации, возможности использования взаимосвязи и взаимообусловленности трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной) в качестве опоры в процессе восстановления личности и общения.
Выявлены факторы, способствующие повышению мотивации к восстановительному обучению, условия, способствующие реализации побуждающей функции этих мотивов, наиболее эффективные формы организации и методы групповой реабилитации. Эти методы и организационные принципы были успешно использованы на протяжении многих лет в практике восстановительного обучения больных с афазией в клинике нервных болезней ММА им. И. М. Сеченова.
Различные аспекты темы «Патология общения и личность» в наиболее полном виде представлены в монографии автора «Личность и нарушения общения» [62], ставшей уже библиографической редкостью, а также в английском дополненном варианте этой книги «Communication Disorders and Personality», изданной в издательстве Plenum, США, 2004 [370].
Ряд исследований автор выполняла и описывала совместно со своими коллегами по лаборатории и кафедре нейропсихологии МГУ им. М. В. Ломоносова: Т. В. Ахутиной, Н. Г. Калитой, М. Ю. Максименко, Е. Т. Соколовой, Л. С. Цветковой, А. А. Цыганок. В книге также используются данные дипломных и диссертационных работ, выполненных под руководством автора: К. Г. Бичевой, М. И. Вайиберга, Д. В. Ермолаева, В. В. Боткина, И. В. Коврыгиной, М. С. Ковязиной, А. В. Кожиновой, Е. В. Маслова, В. А. Наумовой, А. Ю. Потаниной, Е. И. Павлова, В. М. Самойловой, А. Е. Соболевой. Всем своим коллегам и ученикам автор приносит искреннюю благодарность.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать
- • основные теоретические положения психологии общения и психолингвистики;
- • возрастные и культурно-исторические особенности формирования механизмов и навыков общения;
- • структуру и феноменологию нарушений общения в связи с изменениями личности;
уметь
- • характеризовать клинические синдромы, основываясь на теоретических положениях общей, социальной и возрастной психологии, психолингвистики и теории коммуникации;
- • построить дизайн исследования личности больного с нарушенными возможностями общения;
- • проанализировать особенности групповой деятельности в реабилитационной группе;
владеть
- • первичными навыками использования полученных знаний в нсйропсихологичсской диагностике и реабилитации;
- • методами организации группового общения в терапевтической группе;
- • методами повышения мотивации к коммуникации в разных возрастных и гендерных популяциях.