Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Психофизиологические аспекты коррекции логопедической патологии у детей в младшем школьном возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у них сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Детская речь, ее истоки и первые шаги в развитии
    • 1. 2. Физиологические и психофизиологические особенности младших школьников с нарушениями речи
    • 1. 3. Структура дефекта при общем недоразвитии речи
    • 1. 4. Эмоционально — личностные особенности младших школьников с нарушениями речи
    • 1. 5. Некоторые психофизиологические и нейрофизиологические аспекты организации познавательных процессов в норме и патологии
    • 1. 6. Социометрическая характеристика детей с нарушениями речи, вопросы коррекции и реабилитации
    • 1. 7. Современные подходы к диагностике нарушений речи у детей младшего школьного возраста
  • ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Объекты исследования
    • 2. 2. Клинико-физиологические методы
    • 2. 3. Логопедические методы
    • 2. 4. Психофизиологические методы
    • 2. 5. Статистическая обработка результатов
  • ГЛАВА III. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО, ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДИНАМИКЕ УЧЕБНОГО ГОДА
    • 3. 1. Физиологический статус младших школьников с нарушениями речи
    • 3. 2. Логопедические показатели у младших школьников с нарушениями речи в динамике коррекции
    • 3. 3. Психофизиологические показатели у младших школьников с нарушениями речи в динамике учебного года
    • 3. 4. Результаты корреляционного анализа у младших школьников с нарушениями речи до и после коррекции
    • 3. 5. Результаты факторного анализа у младших школьников с нарушениями речи до и после коррекции
    • 3. 6. Социометрический статус у младших школьников с нарушениями речи
  • ГЛАВА IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОРРЕКЦИИ
    • 4. 1. Логопедический статус у младших школьников с нарушениями речи на фоне коррекции
    • 4. 2. Психофизиологические показатели младших школьников с нарушениями речи при логопедической и психолого-логопедической коррекции
  • ГЛАВА V. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ДИАГНОСТИКИ, ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
    • 5. 1. Изучение логопедических и психологических особенностей детей с нарушениями речи
    • 5. 2. Дифференциальная коррекция и обучение детей с различными нарушениями в речевом развитии
    • 5. 3. Психолого-логопедическое сопровождение учебного процесса
    • 5. 4. Социальная и психолого-логопедическая помощь семье
  • ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
  • ВЫВОДЫ

Психофизиологические аспекты коррекции логопедической патологии у детей в младшем школьном возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема нарушений речи у детей младшего школьного возраста в настоящее время является актуальной, так как с каждым годом количество таких детей в начальной школе увеличивается (Гриншпун Б.М., 1989; Левина Р. Е., 1997; Ястребова А. В., 1997; Лалаева Р. И., 1998 и др.). Важность ее обусловлена также тесной связью речевых дефектов с успеваемостью в школе, психологическим статусом, а также социальной адаптацией в обществе (Шевченко С.Г., 1998; Дудьев В. П., 1999 и др.). Чтобы успешно проводить коррекцию дефектов речи у таких детей, необходимо хорошо представлять сущность психологических и психофизиологических механизмов формирования данной патологии.

Отклонения в речевом развитии детей имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков, другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письматретьи — выражаются в общем недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов (Грановская P.M., 1988; Ефименкова Л. Н., 1991; Шипицина Л. М., 1999; Gottardo A., Stanowich К., Siegel L., 1996).

Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у них сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания (Жукова Н.С. и соавт., 1990; Ястребова Т. П., Бессонова Т. П., 1996 Леонтьев А. Н., 1999 и др.). Учащиеся с нарушениями речи имеют менее уравновешенные нервные процессы, они более замкнуты, менее ориентированы в коллективе и адаптированы к условиям школьной жизни (Усанова О.Н., 1990; Маркова JI.K., 1993). Все вышеизложенное обусловливает негативное отношение к учебе, к любому виду деятельности и сопровождается различными отклонениями в психоэмоциональной сфере.

Если логопедический статус при подобных нарушениях описан достаточно подробно, то психологические и психофизиологические особенности детей в процессе коррекции изучены не достаточно полно. В связи с тем, что в последнее десятилетие в систему образования широко внедряются инновационные программы, становится необходимым оценить эффективность психологического и психофизиологического подходов к коррекции речевой патологии.

Разностороннее психологическое, психофизиологическое обследование, изучение речевых функций у школьников с трудностями в обучении и поведении имеют своей целью оказание помощи детям с нарушениями речи при выборе оптимальной программы реабилитации с учетом индивидуальных особенностей ребенка, которая должна реализовываться в совместной работе педагога, психолога, логопеда. В современной литературе практически не отражены подходы комплексного обследования и результаты сочетанной психолого-логопедической коррекции детей с речевыми расстройствами.

Цель и задачи исследования

.

Цель работы: выявление психофизиологических характеристик и физиологических особенностей развития младших школьников с нарушениями речи для обоснования основных направлений программы комплексной психолого-логопедической коррекции.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Оценить физиологическое состояние младших школьников с нарушениями речи.

2. Выявить особенности логопедического и психофизиологического статуса детей с речевой патологией в процессе коррекционных мероприятий.

3. Определить сравнительную эффективность методов логопедической и психолого-логопедической коррекции младших школьников с нарушениями речи.

4. Разработать и обосновать внедрение основных положений комплексной программы диагностики, психолого-логопедической коррекции и профилактики нарушений речи в младшем школьном возрасте.

Научная новизна исследования. Новым в исследовании является комплексный подход к изучению физических, психологических и психофизиологических параметров детей начальной школы с отклонениями в развитии речи в динамике. Впервые проанализированы результаты психологических и психофизиологических показателей у младших школьников с речевой патологией при логопедических и психолого-логопедических методах коррекционной работы в условиях общеобразовательной школы в течение учебного года. Для оказания дифференцированной помощи детям с речевыми нарушениями разработана программа психолого-логопедической коррекции и обосновано ее внедрение в педагогический процесс общеобразовательных школ.

Научно-практическая значимость и внедрение результатов.

Результаты проведенного исследования позволили выявить у детей с речевой патологией совокупность психофизиологических, физиологических, интеллектуальных, эмоциональных особенностей, которые должны учитываться педагогами в образовательном процессе. На основании выявленных показателей в начале учебного года предложено составлять программу по комплексной реабилитации детей с речевой патологией с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Предложена модифицированная карта обследования детей с речевой патологией с учетом бальной системы. Разработан способ количественной оценки уровня сформированности речи, применимый к детям младшего школьного возраста (уд. нарацпредл. № 19/02 от 17.06.02).

Основные положения исследований нашли отражение в методических рекомендациях «Комплексная диагностика, психолого-логопедическая коррекция и профилактика нарушений речи в младшем школьном возрасте» (Архангельск, 2002) для дефектологов, педагогов, психологов, социальных работников, используемых в учебном процессе ряда общеобразовательных школ г. Архангельска (акты внедрения от 15.02.2002, 15.03.2002).

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Физический статус младших школьников с нарушениями речи характеризуется сниженными антропометрическими показателями, нередким дисгармоничным развитием и значительной частотой соматической патологии.

2. Сложности адаптации к школе у детей с нарушениями речи связаны не только с недостаточностью фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи, но и с отклонениями от нормы психофизиологических параметров, особенностями их интеллектуальной и эмоциональной сфер, а также с личностными характеристиками ребенка.

3. Психолого-логопедическая коррекция с индивидуальным подходом к детям младшего школьного возраста способствует гармоничному развитию речевой, интеллектуальной и эмоциональной сфер с активацией их психофизиологических способностей и стабилизацией социометрических параметров.

Апробация работы. Результаты работы доложены и обсуждены на областной научно-практической конференции «Коррекционно развивающее обучение: опыт, 'проблемы, перспективы» (Архангельск, 1998), международной научно-практической конференции «Дети Севера: образование и здоровье» (Архангельск, 1999), международной научной конференции «Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку» (Архангельск, 2000), Второй международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологии образования» (Северодвинск, 2001), 59-й итоговой научной сессии Северного государственного медицинского университета (Архангельск, 2001), областной научно-практической конференции «Образование детей с тяжелой речевой патологией на современном этапе: опыт, проблемы, перспективы» (Архангельск, 2002), расширенном заседании Проблемной комиссии Северного государственного медицинского университета (СГМУ) по психическому здоровью (Архангельск, 2002).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 печатных работ.

Структура и объем диссертации

Диссертация изложена на 168 страницах машинописного текста и состоит из введения, пяти глав, обсуждения результатов и выводов. Библиография включает 183 источника, из которых 161 — на русском языке, и 22 — на иностранных. Работа иллюстрирована 20 таблицами, 16 рисунками и 2 схемами.

ВЫВОДЫ.

1. Дети младшего школьного возраста с нарушениями речи отличаются от здоровых более низкими соматометрическими показателями, превалированием дисгармоничного развития, в большей степени подвержены различным заболеваниям нервной системы, вегетососудистой дистонии, лор-патологии.

2. Нарушения речи у младших школьников характеризуются равномерно выраженным недоразвитием всех компонентов речевой системы, сопровождаются снижением уровня общей осведомленности (на 40,5%), зрительной памяти (на 16,5%), работоспособности (на 10%), а также нарушением пространственно-моторной координации, выраженной эмоциональной лабильностью, повышенным уровнем агрессивности, фрустрации, ригидности мышления и поведения.

3. Сочетанная психолого-логопедическая коррекция оказывает более выраженный эффект в сравнении с традиционными методиками, особенно на развитие речевой и интеллектуальной сферы. Эмоциональная сфера таких детей характеризуется значительным уменьшением показателей стресса (на 34,5%), общей тревожности (на 20%) и страха самовыражения, существенным ростом фрустрационной толерантности и психологической сопротивляемости стрессу, способствует увеличению объема знаний, концентрации и переключаемости внимания, нормализации зрительно-пространственного анализа.

4. Применение комплексной программы по психолого-логопедической коррекции младших школьников с нарушениями речи с учетом индивидуального подхода способствует положительной динамике формирования словесно-логического мышленияпоказатели фонематического восприятия, звукопроизношения, грамматического строя речи приближаются к нормативному уровню, повышается грамотность при.

149 письме, улучшается техника чтения, отмечается всестороннее воздействие на интеллектуальную и эмоциональную сферы, личностные особенности ребенка.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. При подготовке учителей начальных классов и логопедов должно предусматриваться изучение личностных особенностей ребенка. В диагностике речевых нарушений у младших школьников при выявлении общего недоразвития речи целесообразно применять оценку физиологических и психофизиологических параметров.

2. В комплексную программу оказания помощи ребенку с нарушениями речи необходимо включать занятия, направленные на стабилизацию эмоциональной сферы, способствующие улучшению психической и социальной адаптации школьника.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Ю. Интеллект: новый взгляд //Вопросы психологии. -1995.-№ 1.-С.111−131.
  2. Г. Ю. Структура личности. СПб.: Ювента- М.: КСП, 1999.464 с.
  3. Э.М. Личностные особенности младших школьников в норме и пограничных нервно-психических расстройствах: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1985. — 18 с.
  4. Э.М. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста // Прикладная психология. 2001. — № 3. -С.41−61.
  5. Ю.А. Пограничные психические расстройства: Рук. для врачей. М.: Медицина, 1993. — 398 с.
  6. Н.А., Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья, 1994. ТЛ. — С.13−18.
  7. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. -М., 1968.-230 с.
  8. Т.А. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 1975. — № 10. — С. 11−15.
  9. П.Артемова Т. А., Ковалева А. В. Психологические и физиологические причины сниженного уровня интеллекта детей в общеобразовательной школе // Дефектология. 2000. — № 3. — С. 3−9
  10. Э.А. Физиологические механизмы целенаправленных движений // Очерки по высшей нервной деятельности. Ереван, 1977. -С.118−135.
  11. Т.В., Пылаева Н. М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения //Нейропсихология сегодня. М.: Издательство МГУ, 1990. — 160 с.
  12. Л.Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий // Нейропсихология: тексты. М., 1984. — С. 135 137.
  13. .А. Перспективы использования проективной методики «Нарисуй человека» в обследовании детей с нарушениями поведения // Расстройство психических функций у детей и их медико-педагогическая коррекция. — Л., 1988. 67 с.
  14. М.М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991. — 176 с. (Б-ка учителя нач. кл.).
  15. М.М. Нейрофизиологические механизмы организации произвольных движений у детей (на примере письма): Дис. на соиск. уч. степ. докт. биол. наук. М., 1994. — 402 с.
  16. М.М., Мачинская Р. И., Сугробова Г. А. Дифференцированное влияние функциональной зрелости коры и регуляторных структур мозга на показатели познавательной деятельности у детей 7−8 лет // Физиология человека. 1999. — Т.25, № 5. — С. 14−21.
  17. В.И. Пути исследования механизма развития речи // Дефектология. 1984. — № 3. — С.24−30.
  18. Т.Г., Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А. Сенсорные механизмы развивающего мозга. -М.: Наука, 1977. 176 с.
  19. Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. -М.: Наука, 1983. 175 с.
  20. Беседы с учителем. Первый класс начальной школы /Под ред. Н. Ф. Виноградовой и Л. Е. Журовой. М.: Издательский центр «Вентанэ-Граф», 1998. — 240 с.
  21. П.П. Психология младшего школьника / Под ред. А. И. Липкиной, Т. Д. Марцинковской. -М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 127 с.
  22. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. -№ 2. — С.37.
  23. P.M. Педагогическая классификация школьников с недостатками слуха // Дефектология. 1972. — № 1. — С. 10−19.
  24. Т.А. О просодии коммуникативных единиц монологической речи // Интонация. М., 1978. — С.88−103.
  25. Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика. М., 1984. — С.21−50.
  26. Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996.160 с.
  27. И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Психология. 2000. — № 4. — С.33−41.
  28. И.А. Современные проблемы изучения структурно-функциональной организации акустико-речевой системы мозга // Успехи физиол. наук. 1991. -Т.22, № 2. — С.19−32.
  29. А.Л. Истоки неблагополучия //Семья и школа. 1988. -№ 4 — С.34−36.
  30. И.Т., Чиркина Г. В. Методы обследования речи у детей. -М., 1992. 169 с.
  31. Т.А. Психологические проблемы дифференциации обучения и воспитания детей: Обобщенный доклад по опубликованным работам автора, представляемым к защите по совокупности на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1972. — 56 с.
  32. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973. 175 с.
  33. Т.А., Лубовский В. И., Ципина Н. А. Дети с задержкой психического развития. -М.: Педагогика, 1984. 253 с.
  34. Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. М., 1982. — Т.2. -С.5−362.
  35. Л.С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1983. -Т.5.-369 с!
  36. Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии //Собр. соч. М., 1984. — Т.4. — С.243−376.
  37. П.Я. К проблеме внимания // Докл. АПН РСФСР. -1958-№ 3. С.33−38.
  38. В.Д. Зрение и мышление. Л.: Наука, 1985. — 246 с.
  39. Н.Л., Якупова Л. П., Кожушко Л. Ф. Нейробиоло-гические причины школьной дезадаптации // Физиология человека. 1991. -Т. 17, № 5.-С. 72−80.
  40. P.M. Речь и язык // Элементы практической психологии. -Л, 1988. -С.229−240.
  41. P.M. Элементы практической психологии. Л., 1988. -С. 351−448.
  42. О.Е. К Проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. — № 6. — С.7−16.
  43. Л.П. Психофизиологическая диагностика нарушений зрительного восприятия у детей, поступающих в школу // Дефектология. -1995. № 5. — С.3−9.
  44. Л.П. Проблема компенсации нарушений перцептивно-когнитивного развития детей (экспериментально-теоретический аспект (сообщ. 1)) // Дефектология. 1999. — № 2. — С.9−18.
  45. JI.П. Системная модель компенсации нарушений перцептивно-когнитивного развития детей и ее экспериментальная верификация (сообщ. 11)// Дефектология. 1999. — № 3. — С.22−29.
  46. .М. Классификация нарушений речи //Логопедия. М., 1989.-С. 44−54.
  47. В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: Крон-Пресс, 1996. — 208 с.
  48. Н.Н. Психофизиология. Учебник для ВУЗов. М.: Аспект Пресс, 1999.-С. 324−334.
  49. И.М., Устинович Е. А. Экспериментальные исследования валидности шкалы субъективного предпочтения цвета (тест Люшера) //Диагностика психических состояний в норме и патологии. Л., 1980 — С.115−126.
  50. Н.Е. Экспресс-диагностика детей первого года обучения, имеющих проблемы речевого развития // Дефектология. 1998. — № 2. — С.49−51.
  51. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. метод, рекомендаций. СПб.: Детство — ПРЕСС, 2000. — 240 с.
  52. Э.Т. Особенности сенсорных реакций при изменении эмоционального состояния // Диагностика психических состояний в норме и патологии. Л., 1980. — 78 с.
  53. И.В. Предмет и задачи школьной психологической службы // Вопросы психологии. 1988. — № 5. — С. 27.
  54. Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания: онтогенетические исследования. JL: Наука, 1985. — 144 с.
  55. Ефименкова J1.H. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1991. — 224 с.
  56. JI.H., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.: Просвещение, 1991. — С. 21−34.
  57. JI.T., Мастюкова Е. М. Минимальная мозговая дисфункция у детей: Научный обзор. (Медицина и здравоохранение. Обзор информ. Сер. Педиатрия). М.: ВНИИМИ, 1978.- 50 с.
  58. JI.T., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М.: Медицина, 1981. — 271 с.
  59. Л.Н., Яковлева М. Г. Исследование нейрофизиологических механизмов нарушений межполушарных отношенийу детей с речевой патологией //Успехи физиол. наук. 1994. — Т.25, № 3-С.20−21.
  60. A.M. Синтез информации в ключевых отделах коры как основа субъективных переживаний //Журн. высш. нервн. деят. 1997. -Т.47.- Вып. 2.-С. 196−206.
  61. Д.Н. Психология больного ребенка. СПб, 1993. — 76 с.
  62. Д.Н., Елисеев Н. Г. Опыт применения тестов тревожности и невротизма в изучении детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1999. — № 4. — С. 27−31.
  63. В.Г., Зверева С. В. Развитие вербального ассоциирования в отражении времени у младших школьников в норме и в случае речевых нарушений // Психологический журнал. 1990. — Т.20, № 4. — С. 48−55.
  64. В.Г., Зверева С. В., Томанова Л. В. Психофизиологические корреляции нарушения развития речи у детей 7 лет // Тез. докл. и сообщ. III Междунар. конф. «Ребенок в современном мире». СПб.: Акцидент, 1996. -С. 33−36.
  65. Ю.А., Сиротюк А. Л. Динамическая активность мыслительных процессов младших школьников с разным типом функциональной асимметрии полушарий головного мозга // Мир психологии. -2000.-№ 1.- С. 156−165.
  66. А.В. Физиологические предикаторы умственной работоспособности детей младшего школьного возраста // Школа здоровья. -1998, -№ 1.- С. 22−27.
  67. Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969. — С. 125−157.
  68. Я.Л., Панько Е. А., Цыркун Н. А. Диагностика и коррекция личности дошкольника // Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Минск: Ушверсггэцкае, 1997. — С.54−120.
  69. Т.С., Звягина Н. В., Морозова JI.B. Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста / Под общ. ред. Т. С. Копосовой. Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 1997. -159 с.
  70. Л.И. О систематике клинических форм недоразвития речи у детей // Расстройства речи, клинические проявления и методы коррекции. -СПб, 1994.-С. 135−145.
  71. Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 1997. — С. 61−82
  72. Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М.: Наука, 1983. — 170 с.
  73. И.С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними // Дефектология. 1995. — № 6. — С.55−61.
  74. Ю.А., Галунов В. И., Ильина Л. Н. Процессы становления речи у детей //Сенсорные системы. 1997. — № 3. — С. 38−47.
  75. A.M. Формирование связной речи у детей 5−6 летнего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Дефектология.-1998.-№ 6.-С. 42−49.
  76. В.Р., Раенгулов Б. М., Скоблина Н. А. Физическое развитие, состояние и образ жизни детей Приполярья. М.: НЦЗД РАМН, 1999. — 200 с.
  77. Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах // Кн. для логопеда. М.: Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 1998. — 224 с.
  78. В.В. Нарушение психического развития у детей. — М.: Изд-во МГУ, 1985.-231 с.
  79. Р.Е. Свойства личности и овладения речью в норме и патологии // Изучение личности аномального ребенка -М., 1997. С. 67−80.
  80. А.Н. Избранные психологические произведения. — М.: Педагогика, 1983. Т.1. — С. 65−75.
  81. А.Н. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1999. — 287с.
  82. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. -М.: Педагогика, 1989. 104 с.
  83. И.П., Фишман М. Н., Мачинская Р. И. Исследование нейрофизиологических механизмов задержки психического развития детей. Структурный анализ ЭЭГ // Физиология человека. 1998. — Т.24, № 1. -С.16−20.
  84. А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.-224 с.
  85. М. Цвет Вашего характера. М.: Вече Персей. ACT, 1996.394 с.
  86. Е.В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1990. — № 6 — С. 10−13.
  87. И.И., Трошихина Е. Г. Особенности психической адаптации учащихся вспомогательных школ-интернатов // Дефектология. -1997.-№ 3,-С. 3−10.
  88. В.И. Развитие и формирование здоровья детей дошкольного возраста в условиях Европейского Севера. Дис. на соиск. уч. степ. докт. мед. наук. Архангельск, 1995. — 266 с.
  89. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1993. — 95 с.
  90. Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1992. — 95 с.
  91. В.М. Изучение личностных свойств и особенностей эмоционального реагирования детей с интеллектуальной недостаточностью в период их адаптации к школе // Дефектология. 2000. — № 6. — С. 9−13.
  92. Методы обследования речи у детей /Под общей редакцией Власенко И. Т. и Чиркиной Г. В. Составитель Бессонова Т. П. М., 1992. -169с.
  93. JI.B. Индивидуальные особенности зрительно -пространственного восприятия у детей 5−7 лет. Дис. на соиск. уч. степ. докт. биол. наук. М., 1995. — 186 с.
  94. B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1986.-142 с.
  95. JI.А. Социально-психологическая адаптация личности: формы, механизмы, стратегия. Ереван, 1988. — 49 с.
  96. С.М. Опыт фонетического описания лепета (организация слога и ритмической структуры) // Становление речи и усвоение языка ребенком. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1986. — С. 6−20.
  97. Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей. М.- Архангельск, 1994.-226 с.
  98. Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциальной сферы детей с задержкой психического развития. // Дефектология. 2000. — № 4. — С.36−42.
  99. Л.И., Фотекова Т. А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития // Дефектология. 1993. — № 5. — С. 3−10.
  100. Л.И., Слободянин Н. П., Шумковская Л. А. К проблеме отбора детей в коррекционно-развивающие классы и коррекции недостатковв психическом развитии младших школьников //Дефектология. 1998. -№ 2.-С. 10−17.
  101. . Генезис восприятия // Экстремальная психология. -1978.-Вып. 6.-С. 14−87.
  102. . Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 528 с.
  103. Н.Н., Яблокова JI.B., Ахутина В. В. Динамика развития речевых функций у учащихся младших классов // Психол. наука и образование. 1998. — № 2. — С. 77−86.
  104. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / Сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998.-672 с.
  105. Прихожан А. М Тревожность и страхи у младших школьников // Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М.: Академия, 1997. -С.84−93.
  106. JI.H., Сунгурова Т. А. Формирование ЭЭГ и функциональная асимметрия полушарий у детей 5−7 лет с общим недоразвитием речи //Журнал неврологии и психиатрии им. Корсакова. -1993. Т.93. — Вып.З. — С. 68 -72.
  107. JI.A. Особенности реактивности полушарий мозга при восприятии зрительной вербальной информации у детей с нарушениями речи и памяти // Дефектология. 2000. — № 2. — С. 13−21.
  108. А.А. О трудностях взаимоотношений некоторых детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1974. — № 4. — С. 51−64.
  109. В. М. Дудин С.И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития // Психол. журнал. 1995. — № 5. — С. 12−23.
  110. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во МГУ, 1985.-190 с.
  111. О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. 1992. — № 1. — С. 62−67.
  112. Собчик J1.H. Введение в психологию индивидуальности. М.: ИПП-ИСП, 2000.-512 с.
  113. Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1996. — № 1. — С. 62−67.
  114. Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности. М., 1992.70 с. 125.. Терентьева В. И. Социально-психологические особенности детей с нарушениями речи 6−7 лет // Дефектология. 2000. — № 3. — С. 74−77.
  115. .М. Избранные труды. М., 1985. — 326 с.
  116. Р.Д. Некоторые особенности младших школьников с задержкой психического развития в овладении грамматическим строем речи // Дефектология. 1987. — № 5. — С. 12−17.
  117. О.Н. Педагогическое изучение детей с нарушениями речи в медико-педагогических комиссиях // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. М., 1987.-С. 7−18.
  118. О.Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей. М., 1990. — 201 с.
  119. О.Н. Нейропсихологический подход в изучении психического развития детей с нарушениями речи при органических поражениях мозга //Новые исследования в психологии. М.: Педагогика. -1991.-С. 8−13
  120. О.Н., Шаховская С. Н. К проблеме психолого-педагогического изучения детей // Дефектология. 1995. — № 3. — С. 23−26.
  121. Т.Н., Байтикова Т. С. Исследование физиологического механизма формирования речевого акта //Физиология человека. 1976. -Т.2. -№ 6. — С. 945−955.
  122. Т.Н. Детская речь, ее истоки и первые шаги в развитии // Психологический журнал. 1991. — Т.2. — № 3. — С. 59−69.
  123. Т.Н. Речь как когнитивный процесс и как средство общения // Когнитивная психология. М., 1996. — С. 131−143.
  124. Д.А., Семенова Л. К., Алферова В. В. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990. — 198с.
  125. Д. А., Дубровинская Н. В. Мозговая организация когнитивных процессов в дошкольном возрасте // Физиология человека. -1997. Т.23, № 2. — С.25−32.
  126. Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. -М.: Просвещение, 1989. 221 с.
  127. Н.А. Интегративная деятельность мозга в норме и патологии. М.: Педагогика, 1989. — 125 с.
  128. М.Н. Функциональная асимметрия мозга у детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью // Дефектология. 1996. — № 4. — С. 3−7.
  129. Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1994. — № 2. — С. 9−13.
  130. Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М.: АРКТИ, 2000. — 55 с.
  131. Т.Б. Движения ребенка и электрическая активность мозга. -М.: Педагогика, 1973. -189 с.
  132. А.Г., Фарбер Д. А., Антропова М. В. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1990. — 319 с.
  133. В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. Киев: Ocbima, 1992. — 220 с.
  134. Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. -М., 1998. -127 с.
  135. С.Н., Орлова О. С., Василенко Ю.С. XXIII конгресс Междунар. ассоц. логопедов и фониатров //Дефектология. 1996. — № 1. -С.86−88.
  136. С.Н. Оригинальное пособие по логопедии // Дефектология. 1998. — № 6. — С. 67−68.
  137. С.Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции и реабилитации детей с трудностями в обучении // Дефектология. — 1995. — № 1. -С. 30−37.
  138. С.Г. Вариативные формы образования детей с трудностями в обучении в массовых школах // Дефектология. 1996. — № 1. -С. 17−25.
  139. С.Г. Организация системы коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР // Дефектология. — 1998. № 5. -С.16−18.
  140. А.Н., Цицерошин М. Н., Левинченко Н. В. «Возрастная минимизация» областей мозга, участвующих в обеспечении психических функций: аргументы «за» и «против» // Физиология человека. -1991.-Т.17,№ 5.-С. 28−49.
  141. Л.М., Волкова Л. С., Крутикова Э. Г. Комплексное исследование мнестической деятельности младших школьников с речевой патологией // Дефектология. 1991. — № 2. — С. 16−22.
  142. Л.М., Волкова Л. С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1993. — № 4. С. 8−12.
  143. Л.М. Социально-педагогическая реабилитация девиантного поведения детей и подростков с проблемами в развитии // Дети и насилие: Материалы Всеросс. и. пр. конф. М.- СПб, 1996. — С.103−108.
  144. Шипицына JLM Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно-развивающего обучения // Дефектология. -1999.-№ 5.-С. 3−11.
  145. Д.Б. Детская психология развития ребенка от рождения до 7 лет. М., 1960. — 327 с.
  146. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психологии. 1971. — № 4. — С. 6−20.
  147. С.Г., Сафонова Н. М. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников // Вопр. психологии. 1999. — № 5.-С. 3−10.
  148. А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. -М.: Просвещение, 1984. 156 с.
  149. А.В., Бессонова Т. П. Логопедическая помощь учащимся образовательных школ // Дефектология. 1996. — № 1. — С. 30−36.
  150. А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. -М.: АРКТИ, 1997. -214 с.
  151. A., Burger D. Egospeach W.N., 1973. 220 p.
  152. Campbell F.A., Ramey C.T. Effects of early intervention on intellectual and academic achievement: a follow-up study of children from low-income families // Child E>ev. — 1994. — Vol. 65. — N 2 Spec No.- P. 684−698.
  153. Cattell R.B. Handbook of multivariate experimental psychology Chicago. 1966. -Vol. 23.-35 p.
  154. Couull L.T. Neural correlates of attention and arousal: insights from electrophysiology, functional neuroimaging and psuchopharmacology // Progress in Neurobiology.-1998. Vol. 55. -343 p.
  155. Davies P.J., Gavin W.G. Comparison of individual and group / consultation treatment methods for preschool children with developmental delays //Am J Occup Ther.- 1994.-Vol. 48, № 2.-P. 155−161.
  156. Drake D., Duane M.D. Neurobiological correlates of learning disorders // Amer. Acad. Child. Adolesc. Psychiatry. 1989. — Vol.28, №.3. -314p.
  157. Foreman N, Hemmings R. The Gollin incomplete figures test: a flexible, computerized version // Perception. 1987. — Vol.16. — 543 p.
  158. Gottardo A., Stanowich K., Siegel L. The relationships between phonological sensitivity, syntractie Processeny and verbal working memory in the reading performance of third class children // J. of Eksper Child Psychology. -1996. Vol.63.- 563 p.
  159. Hudspeth W.G., Pribram K. Psychophysiological indexes of cerebral maturation // International journal of Psychophysiology. 1991, Vol. 2, P. 19−29.
  160. Hynd G., Hall J., Nowey E. et. al. Dyslexia and corpus callosum morphology // Arch. Neuol. 1995. Vol.52, Jan. — P. 32−38.
  161. Kramer A.F., Donchin E. Brain potentials as indices of orthographic and phonological interaction during word matching // J. Exp. Psychol. Learn., Mem. and Cogn. 1987. — Vol.13, № 1. — P. 76−86.
  162. Lubar J.F. Discourse on the development of EEG diagnostics and biofeedlback for attention deficit (hyperactivity disorders) // Biofeedback and Self-Regulation. -1991.-Vol. 6, № 3.-201 p.
  163. Matousek M., Petersen I. Automatic evaluation off EEG background by means age dehended // EEG and Clin. Neurophysiology, 1973. Vol. 35. — P.603−612.
  164. Naatanen R. The neural specificity theory of visual selective attention evaluated: A commentary on Harter and Aine // Biological Psychology. 1986. — № 23.-P. 1−15.
  165. Nikel R.E., Pannett F.S., Lamon F.N. School performance of children with birth weight of 1000 g or less // Amer J. Dis. Children. -1982. Vol. 136. -105 p.167
  166. Pauia A., Square Ph. D. Treatment Approaches for Developmental Apraxia of Speech // Clinics in Communication Disorolers. 1994. — № 3. — P. 196 200.
  167. Pediatric Behavioral Neurology Developing Brain and Cognition // fids D. Farber, Ch. Wji okiktjien Amsterdam: Elsevier, 1993. — 228 p.
  168. Pennington B.F. Diagnosing learning disorders: A neuropsychological framework. New York: Guiltord Press. 1991. — 451 p.
  169. Posner M., Peterson S. The attention system of the human brain // Annual Review of Neuroscience. 1990. — Vol.13. — P. 25−42.
  170. Rourke B.P., Gates R.D. Neuropsychological research and school psychology // School Psychology Review.- 1995. Vol.24.- P. 393−404.
  171. Sales S.M., Throop W.T. Relationship between kinesthetic after -effects and «strength of the nevrous system» Psychophysiology. 1972. — Vol.9, № 5. — 22p.
  172. Wimer M. The nonword reading defecit in developmental dislexia- evidence from children learning to read German // J. of Experimental Child Psychology. -1988.-Vol.61.- 80 p.
Заполнить форму текущей работой