Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Суицид как фиксированная форма поведения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопросы, связанные с исследованием различных аспектов суицидального поведения, составляют серьезную медико-психологическую проблему. А. Г. Амбрумова и Е. М. Вроно (1985) подчеркивают, что, наряду с другими факторами, важную роль в качестве механизмов суицида играют и определенные индивидуально-психологические особенности суицидентов. К последним некоторые авторы (Брид, Пациокас) склонны отнести… Читать ещё >

Суицид как фиксированная форма поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопросы, связанные с исследованием различных аспектов суицидального поведения, составляют серьезную медико-психологическую проблему. А. Г. Амбрумова и Е. М. Вроно (1985) подчеркивают, что, наряду с другими факторами, важную роль в качестве механизмов суицида играют и определенные индивидуально-психологические особенности суицидентов. К последним некоторые авторы (Брид, Пациокас) склонны отнести и психическую ригидность. Но до настоящего времени, насколько нам известно, в отечественной суицидологии не были проведены соответствующие экспериментально-психологические исследования. Хотя А. Г. Амбрумова (1989) говорит о «неконструктивности жизненной позиции» суицидентов, особенно в старческом возрасте, характеризующейся замедлением темпов функционирования и нарастанием ригидности (эмоциональной и интеллектуальной).

Нами (Залевский, Степанченко, 1997) было психологически обследовано 150 чел., совершивших суицидальную попытку (отравление), в возрасте от 18 до 55 лет, из них. 79 мужчин и 71 женщина. Использовался Томский опросник ригидности (Залевский, 1987), включающий 141 вопрос/утверждение, структурированные в семь шкал: «Симптомокомплекс ригидности» (СКР), «Актуальная ригидность» (АР), «Сенситивная ригидность» (СР), «Установочная ригидность» (УР), «Преморбидная ригидность» (ПМР) и «Ригидность как состояние» (РСО). «Шкала реальности» в таблице 17 не приводится.

Таблица 17

Уровень проявления психической ригидности (по данным шкал T0P3) у разных групп испытуемых без «с» — и с «о-попыткой (в терапевтической динамике).

№.

п/п.

Шкалы ТОРЗ.

Без «с"-попытки*.

С «с"-попыткой.

  • 1- е обследование
  • 2- е обследование

Норма.

Алкоголизм.

Психопатия возбужденного круга.

Психически здоровые.

Алкоголизм.

Психопатия возбужденного круга.

СКР.

121,1.

139,8.

137,4.

  • 146,4
  • 140,6
  • 185,9
  • 179,7
  • 195,1
  • 189,9

АР.

30,2.

35,6.

36,2.

  • 41,4
  • 39,1
  • 55,8
  • 51,1
  • 63,3
  • 59,8

СР.

33,1.

40,6.

40,3.

  • 47,8
  • 43,4
  • 54,6
  • 50,0
  • 64.1
  • 60.2

УР.

24,1.

31,3.

27,8.

  • 36,8
  • 36,4
  • 50,4
  • 46,3
  • 52.4
  • 50.4

ПМР.

33,9.

37,2.

36,2.

37,0.

54,7.

63,7.

РСО.

12,7.

13,7.

16,9.

  • 21,5
  • 16,9
  • 22,8
  • 17,8
  • 24,0
  • 21,9

После комплексного медико-психологического обследования выяснилось, что контингент суицидентов неоднороден по состоянию психического здоровья. Так, выделено 3 группы:

  • 1. 106 человек (68 женщин, 38 мужчин) с диагнозом «практически психически здоров».
  • 2. 27 человек (26 мужчин, 1 женщина) — больные хроническим алкоголизмом 2-й стадии.
  • 3. 17 человек (15 мужчин, 2 женщины) с диагнозом «психопатия возбудимого круга».

Таким образом, 44 человека (2-я и 3-я группы) — это патологически измененные личности.

Исследование всех суицидентов проведено в 2 этапа: 1-й — в период ближайшего постсуицида (до 7 дней после отравления); 2-й — в период позднего постсуицида (спустя 3—4 месяца).

В период нахождения в стационаре все пациенты работали не только с врачами, но и с психологами. С ними проводилась психотерапевтическая работа, включающая преимущественно метод рациональной психотерапии, анализ продуктов деятельности (дневники, письма). Ряд пациентов (все 106 человек 1-й группы) прошли занятия методом групповой психотерапии. Кроме того, приводились коррекционные мотивы суицида, обсуждены пути разрешения конфликта.

После проведения реанимационных мероприятий больные по-разному реагировали на факт спасения. Так, все 106 чел. (практически психически здоровые) радовались этому, благодарили врачей, были согласны на любые обследования, положительно откликались на психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия. Они активно работали с психологами в группе и индивидуально. Осуждали себя за содеянную попытку, очень переживали за свое будущее. Они готовы были как можно скорее вернуться к трудовой жизни. Женщины проявляли интерес к своему внешнему виду, делали макияж, интересовались новостями. Все 106 чел. были согласны с тем, что их способ реагирования на неприятность следует изменить. Они готовы были выполнять «любые тесты», чтобы лучше узнать и понять себя.

Остальные 44 суицидента («психически нездоровые») вели себя по отношению к медперсоналу сначала не совсем корректно, но по мере установления контакта стали проявлять интерес к собственной личности, поставив условие о полной конфиденциальности происходящего.

Результаты психологического обследования (табл. 17) свидетельствуют, что, во-первых, люди, пытавшиеся свести счеты с жизнью, значительно ригиднее тех людей, которые такие попытки не предпринимали; во-вторых, значительно нарастает ригидизация структуры личности суицидентов на фоне алкоголизма и особенно психопатии; в-третьих, все суициденты, особенно психически больные, уже до суицида оказываются значительно ригиднее несуицидентов; в-четвертых, комплексная терапия суицидентов способна приводить к некоторому снижению психической ригидности во всех ее проявлениях.

Полученные данные позволяют сделать вывод, прежде всего, о неблагоприятной роли психической ригидности как свойства и как состояния суицидентов в той ситуации, где надо принять судьбоносное решение, — они оказываются неспособными найти иное решение. Эти люди в обычной ситуации, а тем более в ситуации стрессовой, оказываются зафиксированными на одном способе решения своей проблемы. Задача профилактики суицидального поведения должна состоять в воспитании флексибильных и стрессоустойчивых людей, а также в том, чтобы в критических ситуациях вовремя подсказать правильный выход из них.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой