Основные пути изучения спортсмена
Психические состояния, и особенно свойства личности, характеризуются так называемым симптомокомплексом, когда на основании одного-двух симптомов опытный тренер раскрывает весь комплекс, определяющий прогноз поведения, а возможно, и результатов деятельности спортсмена. Специфические признаки — это легкость и быстрота усвоения и совершенствования двигательных навыков, качество выполнения… Читать ещё >
Основные пути изучения спортсмена (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Весь путь развития и становления личности сопровождается познанием самого себя и окружающих людей. Глубина и правильность понимания определяются наблюдательностью, памятью, умом, опытом, интересами, образованием (общим и психологическим) и другими особенностями. С раннего детства любой человек усваивает пути познания душевного мира. Жизнь общества была бы невозможна, если бы люди не изучали и не понимали друг друга. Однако это вовсе не означает, что любой человек знает психологию как науку. Ведь далеко не все ее изучают. Но нередко и те, кто психологию никогда специально не изучал, воспринимаются окружающими как хорошо знающие и понимающие людей. Психологии их учит жизнь, общение, книги, и хорошо, если среди них попадают и книги по психологии. Их методы познания не научны, но с позиций здравого смысла они пользуются наблюдением и беседой.
Наблюдение является основным и, как утрируют некоторые психологи, единственным методом психологии, считая, что все остальные методы (беседа, эксперимент, анализ продуктов деятельности и др.) лишь дополняют и уточняют наблюдения. В большинстве случаев психодиагностику в любом из указанных на схеме направлений тренер осуществляет с помощью наблюдений. Психологическому обследованию подвергаются лишь незначительные группы спортсменов.
Наблюдательность является одним из основных качеств тренера, достигшего успеха. Факты наблюдений могут быть спорными, но они значительно шире тех, которые добываются средствами строгой науки, стремящейся к абсолютной точности. Тренерская наблюдательность ближе к искусству, не столь точному, как наука, но глубоко проникающему. Он в своей деятельности нередко вынужден пользоваться приблизительной информацией, на уточнение которой потребуется слишком много времени, усилий, аппаратуры, специалистов и пр. Да и далеко не все, что необходимо тренеру знать, может быть замерено существующим научным инструментарием. Наука ставит под сомнение такую приблизительность, но, поскольку именно эти тонкости бывают определяющими успех, тренер не может ими не пользоваться. Правда, не всякий видит то, что лежит в глубине. Поэтому одной из основ профессионального совершенствования тренера является развитие его специфической психолого-педагогической наблюдательности. «Учитесь не смотреть, а видеть» — эти великие слова У. Шекспира, несомненно, одна из главных заповедей любого педагога, и чем выше уровень мастерства, тем значимее становится эта заповедь.
Наблюдательность как одно из профессиональных качеств тренера включает в себя проявление различных психических процессов. Но вершиной ее является особый способ мышления — интуиция. Очень коротко интуиция может быть охарактеризована как способ решения задачи, в которой сам процесс решения тренером не осознается, а осознается лишь ответ. Базируется она на большом опыте и, вероятно, особом даре. Огромное число признаков, замеченных в прошлом, тщательно, многократно проанализированных и сопоставленных с конкретным объектом наблюдения, позволяет опытному тренеру принимать правильные решения как относительно возможностей спортсмена в его виде спорта (проблема отбора), так и относительно его возможностей в конкретной тренировке или в соревнованиях.
Науке наблюдать учат многие пособия по психологии и педагогике. Существуют различные формы наблюдения и регистрации его результатов. Но искусству наблюдать тренер чаще всего учится самостоятельно. Предметом наблюдения и анализа являются многочисленные внешние проявления функциональных, психических состояний и свойств личности спортсмена. Это может быть цвет лица, потоотделение, тремор рук, состояние и движение глаз, мимика, пантомимика, включая их частные проявления: жесты, улыбки, взгляды, походка, позы, темп ходьбы и др. Информативны также изменения режима дня, сна, интересов, желаний, привычек и т. п. Особое место занимает степень и характер общения, где важен учет не просто содержания речи, но и формы: громкости, тембра, тона, темпа, пауз, вибраций, обертонов и интонаций. Последние могут быть доброжелательными, напористыми, холодными, теплыми, веселыми, грустными, спокойными, задумчивыми, язвительными, ласковыми, приветливыми, мягкими, вкрадчивыми и пр. Все эти характеристики учитываются не только при наблюдении, но и при организации соответствующего воздействия на спортсмена.
Психические состояния, и особенно свойства личности, характеризуются так называемым симптомокомплексом, когда на основании одного-двух симптомов опытный тренер раскрывает весь комплекс, определяющий прогноз поведения, а возможно, и результатов деятельности спортсмена. Специфические признаки — это легкость и быстрота усвоения и совершенствования двигательных навыков, качество выполнения тренировочных заданий, переносимость физической нагрузки, быстрота и качество восстановления, степень гетерохронности мышечного, функционального и психического восстановления, общая и спортивная работоспособность и др. В дополнение ко всему этому многочисленные поведенческие акты в быту, на тренировке и соревнованиях дают тренеру информацию о недостатках или достоинствах специфичных спортивных черт характера у каждого из его учеников. Более детально динамика психических состояний в тренировочном процессе и соревнованиях описана ниже.
Беседа как метод, дополняющий наблюдение в изучении спортсмена, весьма разнообразна в своих формах. Она редко бывает методом только изучения спортсмена. Почти всегда одновременно она выполняет и функцию воздействия. Специально организованная встреча с командой или отдельными ее членами, или, казалось бы, случайные вопросы и ответы, вплетающиеся в ежедневное общение в тренировке и вне ее, позволяют тренеру уточнять те особенности психики спортсмена, которые неподвластны прямому наблюдению. Они легко обнаруживаются через описание спортсменом своих состояний и отношений в ответах, даваемых им на заранее продуманные или спонтанно ситуативные вопросы тренера.
В психологии процесс самонаблюдения обозначается старым термином интроспекция. Без оценки и анализа спортсменом своего душевного мира иногда бывает очень трудно понять глубинные, интимные его стороны. Объективность оценки спортсмена значительно выигрывает, если данные своих собственных наблюдений тренер дополняет данными самонаблюдений спортсмена.
Самонаблюдение с его самооценками далеко не всегда бывает истинным. Спортсмен может словами маскировать (осознанно или неосознанно) свои истинные состояния и отношения либо просто не суметь разобраться в них или описать. Поэтому в беседе спортсмен может как раскрыться для тренера в каком-то новом или дополнительном свете, так и ввести его в заблуждение. Для того чтобы последнее случалось реже, тренер может в беседе на отвлеченную тему ставить вопросы таким образом, чтобы в ответах спортсмен проецировал свое истинное отношение, состояние или личностные особенности. Содержание этих вопросов тренеру подсказывают ситуация и индивидуально-психологические особенности спортсменов, однако хорошим помощником и советчиком в этом плане могут явиться многочисленные опросники и проективные методики, применяемые в психологии.
Например, уже из наблюдений тренер знает о достаточно высокой тревожности спортсмена (спортсмен с трудом переносит ожидание, чаще напряжен, чем расслаблен, чувствителен, легко потеет, часто хочет есть, по несколько раз перепроверяет свои действия: закрыл ли дверь, выключил ли утюг и т. д.). Эти наблюдения он может уточнить вопросами: считаешь ли ты себя счастливым? что тебе снится? как ты относишься к возможной неудаче, какова ее вероятность? как часто болит голова или случается расстройство стула? предвидишь ли ты свое будущее трудным? не считаешь ли ты себя нервным? и т. д. и т. п. Вопросы задаются как бы между прочим, распределенно во времени, в форме не специально организованной беседы, а естественного и искреннего интереса к ученику в определенный момент делового или дружеского, доверительного общения.
Большое распространение в спорте получили удобные опросники самооценки типа САН (самочувствие — активность — настроение), дополняемые ситуативной самооценкой готовности (перед соревнованиями), удовлетворенностью жизнью в команде и др.
Хорошую помощь тренеру при изучении спортсменов может оказать психолог-инструменталист. Результаты исследований дополняют и уточняют данные наблюдений и бесед тренера, но не могут их заменить. Психодиагностика представляет большой раздел психологии, хорошо разработанный в спорте и неоднократно получавший положительные оценки практиков.
Эта книга посвящена методам воздействия на спортсмена, его воспитанию и не ставит своей целью описание процедур изучения спортсмена. Интересующиеся могут изучить этот вопрос, хорошо освещенный в многочисленных публикациях. Наша задача состоит лишь в том, чтобы напомнить тренеру о возможной для него помощи и при необходимости самому воспользоваться простейшим из методов психодиагностики.
Кроме того, психолог может получить показатели психического состояния спортсменов в различные моменты тренировочного процесса и в соревнованиях, что также служит дополнительным материалом для углубленного изучения психологических особенностей спортсмена. Но, вступая в контакт с психологом, тренер должен помнить, что его требовательность не должна превышать возможности науки и конкретного ученого, пришедшего ему на помощь, памятуя о правиле, что каждый может дать не больше того, что он может. Психолог дает грамотную интерпретацию полученных им данных, а тренер включает их в систему знаний о спортсмене с учетом задач спортивной деятельности. Провести тестирование может любой человек с минимальной (лаборантской) подготовкой. Дать верную интерпретацию может только профессиональный опытный психолог. Но, в конце концов, только тренеру решать, стоит ли и как использовать эти данные в своей работе. Лучше всего, когда данные тестирования дополняют данные наблюдений, сопоставляются между собой и с результатами деятельности, на основе чего и делается окончательное заключение.
Современный уровень развития компьютерных технологий вывел психодиагностику на новый качественный уровень. Появились компактные психодиагностические комплексы, обладающие обширной тестовой базой, позволяющие провести экспресс-диагностику спортсменов и комплексно оценить профессионально важные качества, психологические и психофизиологические свойства, характеристики психологического состояния. Здесь приводится опыт одного из исследователей, канд. биол. наук М. А. Шанскова (любезно предоставившего нижеследующий текст), по мнению которого, примером удачной разработки такого рода является аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр» (производитель НПЦ «ДИП», руководитель проекта — канд. техн. наук К. В. Сугоняев). Психологупрактику предоставляются удобные программные средства для формирования, сохранения и повторного использования проблемно-ориентированных тестовых батарей с гибко настраиваемыми профилями. На основе сравнения актуального профиля оценок с «оптимальным» могут рассчитываться интегральные оценки соответствия заданным стандартам, включая оценку прогноза профессиональной пригодности. При этом показателям присваиваются весовые коэффициенты, возможен учет нелинейных связей оцениваемой переменной с критерием, а также ввод «срезающих» оценок.
Психодиагностические тесты могут проводиться как в диалоговом режиме с применением периферийных устройств (специальная клавиатура, джойстик, психомоторный блок, головные телефоны), так и в бланковом формате с последующей сканерной обработкой. Реализованные в комплексе механизмы контроля достоверности тестовых данных существенно снижают вероятность получения некорректных данных. Тестовые данные сохраняются в базе данных результатов обследования, а первичные («сырые») оценки преобразуются в нормализованные стандартные показатели (стэны).
Методическое обеспечение «Мультипсихометра» включает свыше 350 различных тестовых заданий, в том числе набор «традиционных» психометрических тестов (для оценки актуального психического состояния, профессиональных склонностей, личностных и интеллектуальных особенностей), а также большой выбор деятельностных (исполнительских) тестов, предназначенных для оценки скорости и точности перцептивных, когнитивных и моторных операций, лежащих в основе многих важнейших профессионально важных качеств. Удобство и простота использования тестов и тестовых батарей для решения конкретных задач исследования, строгий статистический подход к оценке получаемых результатов, широкие возможности проведения комплексного анализа массивов данных (ранжирование, селекция, межгрупповое сравнение, расчет групповых норм, статистических и психометрических индексов и др.), ограничение доступа к полученной информации и многое другое позволяет, на наш взгляд, заслуженно выделить этот комплекс в ряду аналогичных российских разработок.
Включение в состав комплекса специализированных тестов для оценки особенностей тактического мышления баскетболистов, пространственного интеллекта хоккеистов, социометрических методик формирования микрогрупп (подбор звеньев в команде) позволяет надеяться на дальнейшее повышение эффективности применения «Мультипсихометра» в области спортивной психодиагностики. Опыт применения данного комплекса в некоторых профессиональных командах и сборных РФ показал его востребованность в спортивной практике.