Иначе думающие.
Психология социального отчуждения
Наиболее уязвимым возрастом является младший школьный, когда давление идет, в основном, со стороны учителей и родителей, если же ребенка оставляют учиться в престижном учреждении, где конкуренция между учениками поощряется педагогами, в отроческом возрасте присоединится гнет среды. Паттерн. Ощущение извечной несостоятельности и ожидание раздраженной реакции на очередную неудачу со стороны… Читать ещё >
Иначе думающие. Психология социального отчуждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Люди с ограниченными умственными возможностями в детские годы испытывают проблемы социальной адаптации, несколько отличающиеся от взрослых лет уже хотя бы потому, что не могут уклониться от ежедневной нагрузки на интеллект. А поскольку школьные требования ориентированы на определенный стиль мышления, следует иметь в виду два более или менее самостоятельных варианта: пограничную умственную отсталость, где преобладает слабость психических возможностей, обеспечивающих работу ума (памяти, внимания, работоспособности), и задержку психического развития, где при достаточной активности интеллекта доминирует архаичное мышление с присущими ему закономерностями движения представлений.
Тугодумы (пограничная отсталость)
Ситуация
В условиях педагогической депривации они испытывают постоянное давление в направлении недосягаемой цели.
Паттерн. Ощущение извечной несостоятельности и ожидание раздраженной реакции на очередную неудачу со стороны взрослых (особенно родителей, которые стоят на позициях школы) — источник постоянного фрустрационного напряжения, ослабить которое не удается даже при хорошем прилежании.
Драйв. Стремление снискать к себе внимание обходным путем с одновременным признанием своей никчемности в основном виде деятельности.
Защита. Усвоение привычки аутсайдера воспринимать культуру как угнетающую силу со стойким отвращением ко всему, что она требует от человека.
Наиболее уязвимым возрастом является младший школьный, когда давление идет, в основном, со стороны учителей и родителей, если же ребенка оставляют учиться в престижном учреждении, где конкуренция между учениками поощряется педагогами, в отроческом возрасте присоединится гнет среды.
Ситуация В условиях семейной изоляции появляется возможность уйти от напряжения, преследующего в школе.
Паттерн. Желание никуда и ни во что не включаться, кроме ни к чему не обязывающей игры на улице.
Драйв. Стремление быть полезным в простых и незатейливых делах, что обеспечивает покровительственную защиту.
Защита. Перенос тех предчувствий и опасений, которые вынуждают родителей отгораживаться от социума, на все, что связано с культурой в целом. Формирование задатков позиции отщепенца, которому не интересно все, что находится за пределами экологической ниши.
Наиболее уязвимый возраст — отроческий, когда родители уже не могут страховать от неудач в учебе, а сверстники ревниво относятся к успехам других и отталкивают неудачников.
Ситуация В условиях запущенности, когда родители легкомысленно полагаются на школу, все неудачи обрушиваются только на голову самого ребенка.
Паттерн. Чувство враждебности загнанного в угол.
Драйв. Стремление найти в социальной среде человека или кампанию, где можно было бы расслабиться, с готовностью принять любую роль.
Защита. Формирование навыков изгоя, согласного присвоить нравы и обычаи принявшей среды безотносительно их общественного значения.
Наиболее уязвимым возрастом следует считать дошкольный, когда ребенок не посещает детский сад или там у воспитателей до него не доходят руки. Тогда вероятность усвоения навыков социальной стихии с зоосоциальным оттенком бывает весьма вероятной. В младшей школе таким детям очень трудно понять, зачем нужно отрывать абстракт от образа на уроках (когнитивная мотивация не подготовлена воспитанием), а в отношении учителя срабатывает природосообразная ориентация — слушаться лидера. Если учитель не лидер по своим данным и манере поведения — ребенок не видит в нем авторитета и становится пресловутым «озлобленным дезорганизатором». Приходя в школу из детского сада, где отношение было педагогически гуманным, ребенок попадает под пресс учительских ожиданий и быстро надламывается, не имея возможности опереться на родителей. Где будет найдена экологическая ниша, зависит от самых разных житейских обстоятельств.