Практикум.
Управление конфликтами
Задание 3. Конфликт второго типа Приведите пример конфликта по формуле (2) (КСг + КС2 + … + КС, = КФ), рассмотреть пути разрешения. Задание 2. Конфликт первого типа Приведите пример конфликта по формуле (1) (КС + И = КФ), рассмотреть пути разрешения. В данном примере КС — ноги разных людей в непосредственной близости друг к другу. И — когда на ногу наступают. Для этого необходимо каждому студенту… Читать ещё >
Практикум. Управление конфликтами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Задание 1.
Цель — научиться различать конфликтогены и заменять их более «правильными» словами и выражениями.
Для этого необходимо каждому студенту самостоятельно заполнить следующую таблицу (первая строка — образец).
Конфликтоген | Какого вида | Заменитель — неконфликтоген |
Ты — тупой. | Прямое негативное отношение | Ты не совсем правильно меня понял |
Ты говоришь чушь. | ||
У тебя язык без костей. | ||
Ничего слушать не хочу! | ||
Я тебя ненавижу. | ||
Это же глупо. | ||
Болтаешь не весть что. | ||
У тебя грязные мысли. | ||
От тебя воняет. | ||
Ты такой добрый, что и гадюка позавидует. | ||
Ты так похудела, что до тебя Кощею далеко. | ||
Да я вообще тут погулять вышел. | ||
Лучше бы ты матери помог, а то все книжки читаешь! | ||
Ты вспомни, как ты в прошлый раз плакала, что больше не будешь! | ||
Никуда не пойдешь, я тебе запрещаю! | ||
Вася тебе не пара, он носит серьгу. | ||
Что-то ты, милая, юбку-то не надела, только рубашку. |
Конфликтоген. | Какого вида. | Заменитель — неконфликтоген. |
Чего расселся, уступи место старому человеку. | ||
Молода еще замечания делать. |
Задание 2. Конфликт первого типа Приведите пример конфликта по формуле (1) (КС + И = КФ), рассмотреть пути разрешения.
Пример. Человек стоит в вагоне метро над человеком, который сидит, широко расставив ноги. Стоящий человек наступает на ногу сидящему.
В данном примере КС — ноги разных людей в непосредственной близости друг к другу. И — когда на ногу наступают.
Разрешение: исчерпать инцидент — извиниться, ликвидация конфликтной ситуации со стороны стоящего — отойти в сторону, подальше от широко расставленных ног; со стороны сидящего — сдвинуть по возможности ноги, заняв положенное место.
Задание 3. Конфликт второго типа Приведите пример конфликта по формуле (2) (КСг + КС2 + … + КС, = КФ), рассмотреть пути разрешения.
Пример. В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Аннушка переходила через турникет и разлила масло. Берлиоз торопился на трамвайную остановку и не смотрел под ноги. Трамвай ехал быстро, так как водитель трамвая была молодая энергичная женщина.
Первая КС — разлитое и неубранное масло.
Вторая КС — торопливость и неосторожность Берлиоза.
Третья КС — манера езды водителя трамвая.
Результат — наезд на пешехода и смерть Берлиоза.
Разрешение (профилактика): соблюдение общепринятых правил каждым участником конфликтных ситуаций: убрать масло за собой; не торопиться на трамвайных путях; не водить трамвай так неосторожно.
Задание 4. Трансактный анализ Составьте матрицу трансактного анализа для следующих ситуаций.
- 1. Вы приходите на почту отправить заказное письмо. Работница почты не обращает на вас внимания, разговаривает по телефону с другом. Вы спрашиваете, как долго она не будет вас обслуживать. Она отвечает: «Что, и поговорить нельзя?!»
- 2. Вы работаете продавцом-консультантом в магазине. За пять минут до конца рабочего дня к вам обращается хорошо одетый человек, просит подсказать самый лучший домашний кинотеатр. Вы спрашиваете: «Вы хотите сейчас купить?»
- 3. Вас останавливает на улице цыганка и предлагает погадать, мотивируя тем, что на вас она видит порчу. Вы говорите, что у вас нет денег.
Определите вид конфликтной ситуации, ее причины.
Контрольные вопросы.
- 1. Что представляют собой межличностные конфликты?
- 2. Каковы факторы социального взаимодействия, вызывающие межличностные конфликты?
- 3. Какие виды межличностных конфликтов вы можете назвать?
- 4. Чем отличаются конфликты в обществе от конфликтов в сфере досуга?
- 5. В какой сфере применима теория Шейнова?
- 6. Какого вида конфликты встречаются чаще?
- 7. Как вы понимаете конфликтогены?
- 8. Как часто в вашей повседневной жизни конфликты развиваются по приведенным формулам, без вашего желания?