Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Психологическое влияние иппотерапии на формирование готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социально-психологические характеристики выборки: в экспериментальном исследовании участвовали 48 детей с задержкой психического развития в возрасте от 5 до 7 лет: 30 мальчиков, 18 девочек. Основную группу, которая прошла иппотерапию, составили 24 человека. Контрольную группу, которая не участвовала в иппотерапевтических занятиях, составили 24 человека. В исследовании участвовали 70 педагогов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Готовность детей к обучению в школе как предмет психологического исследования
    • 1. 1. Анализ современных подходов к пониманию проблемы школьной готовности
    • 1. 2. Понимание готовности к школьному обучению как интегрального свойства индивидуальности (в русле концепции системогенеза профессиональной., деятельности)
    • 1. 3. Психологические особенности детей с задержкой психического развития
    • 1. 4. Особенности школьной готовности детей с задержкой психического развития
  • ГЛАВА 2. Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими задержку психического развития
    • 2. 1. Традиционные способы организации коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития
    • 2. 2. Общение ребенка с животными как фактор психологического и психосоциального развития ребенка
    • 2. 3. Иппотерапия как метод коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития
  • ГЛАВА 3. Программа психолого-педагогического обеспечения формирования школьной готовности детей с задержкой психического развития посредством иппотерапии
    • 3. 1. Цели. Задачи. Принципы программы
    • 3. 2. Организация групп иппотерапии
    • 13. 3. Особенности профессионального мышления педагогов как одно из условий формирования школьной готовности детей с задержкой психического развития
    • 3. 4. Структура построения иппотерапевтического занятия, критерии результативности программы
  • ГЛАВА 4. Анализ и интерпретация полученных результатов
    • 4. 1. Установление влияния иппотерапевтических занятий на изменение эмоционального состояния детей с задержкой психического развития
    • 4. 2. Установление влияния иппотерапевтических занятий на концентрацию и устойчивость внимания детей
    • 4. 3. Установление влияния иппотерапевтических занятий на точность и прочность запоминаемого материала
    • 4. 4. Установление влияния иппотерапевтических занятий на формирование школьной готовности детей с задержкой психического развития

Психологическое влияние иппотерапии на формирование готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных в педагогической психологии. В связи с увеличением числа детей с задержкой психического развития становится актуальной проблема формирования их готовности к обучению в школе. Данная проблема изучается пока еще недостаточно интенсивно. Специальная психология располагает в настоящее время рядом исследований, посвященных изучению отдельных психических функций, главным образом, познавательных. Проблемой подготовки к школе детей с задержкой психического развития занимались Т. В. Егорова, Г. И. Жаренкова, Г. М. Капустина, Ю. А. Костенкова, В. И. Лубовский, Н. А. Никашина, Р. Д. Тригер, У. В. Ульенкова, Н. А, Цыпина. Однако эти ученые рассматривают проблему обучения детей применительно к определенному виду практической деятельности, без учета их психологической готовности. Понимание готовности к школьному обучению как интегрального свойства индивидуальности позволяет рассматривать наиболее общие закономерности и качественное своеобразие развития ребенка как индивида, личности и субъекта деятельности.

Также остается нерешенным вопрос о формировании школьной готовности детей с задержкой психического развития. При существующих подходах в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей приоритет отдается развитию познавательной сферы, но многообразие проявлений задержки психического развития, сочетание незрелости эмоционально-волевой сферы и несформированности познавательной деятельности, отставание в развитии физической сферы требуют нового метода коррекционно-развивающей работы с детьми. Таким методом стал широко известный в странах Западной Европы метод иппотерапии. Он одновременно оказывает положительное воздействие на физическую, интеллектуальную и психо-социальную сферы ребенка.

Организация качественно нового изучения и формирования школьной готовности детей с задержкой психического развития на основе единой теоретико-методологической позиции позволит не только обобщить и объяснить эмпирические данные, но и повысить качество коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории в целом. Поэтому становятся очевидными актуальность изучения психологической готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития и необходимость разработки программы ее формирования.

Объект исследования — индивидуальное развитие детей 6−7-летнего возраста с задержкой психического развития.

Предмет исследования — психологическая готовность к обучению в школе детей с задержкой психического развития.

В качестве основной гипотезы исследования сформулировано предположение о том, что психологическое влияние иппотерапии, наряду с медицинским, проявляется, во-первых, в стабилизации эмоционального состояния детей с задержкой психического развития, во-вторых, — в улучшении функционирования познавательных процессов. Применение программы «Психолого-педагогическое обеспечение формирования школьной готовности детей с задержкой психического развития посредством иппотерапии» является эффективным для развития учебно-важных качеств, входящих в структуру психологической готовности детей данной категории.

Целью нашей работы является исследование влияния иппотерапии на формирование школьной готовности детей с задержкой психического развития. В процессе исследования решались следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ существующих подходов к проблеме готовности детей с задержкой психического развития к обучению в школе.

2. Обосновать использование иппотерапии как метода коррекционноразвивающей работы с детьми с задержкой психического развития.

3. Выявить влияние иппотерапии на эмоциональную сферу детей с задержкой психического развития.

4. Исследовать влияние иппотерапии на устойчивость и концентрацию внимания детей с задержкой психического развития.

5. Изучить влияние иппотерапии на процесс запоминания материала детьми с задержкой психического развития.

6. Разработать диагностическую методику подбора кадров для работы с детьми с задержкой психического развития в иппотерапевтической группе.

7. Создать и апробировать программу психолого-педагогического обеспечения формирования школьной готовности детей с задержкой психического развития посредством иппотерапии.

Методологическую основу исследования составили современные теории и концепции развития личности (П.П.Блонский, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов,.

A.Н.Леонтьев, Л. Ф. Обухова, Д.Б.Эльконин) — положения системно-деятельностного подхода (Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн) — этиопатогенетический подход к пониманию проблемы задержки психического развития (Т.А.Власова, К. С. Лебединская, В. В. Лебединский, В. И. Лубовский, И. Ф. Марковская, М. С. Певзнер, У.В.Ульенкова) — основные идеи об особенностях психического развития детей старшего дошкольного возраста (В.Н.Белкина, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, А. Л. Венгер, Н. И. Гуткина, И. В. Дубровина, Р. А. Жданова, Л. Е. Журова, А. В. Запорожец, Т. Д. Кондратенко, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Е.О.Смирнова) — теоретические положения о профессиональном мышлении педагога (М.М.Кашапов, Ю. К. Корнилов, Ю. Н. Кулюткин, В. А. Мазилов, Ю.П.Поваренков) — понимание готовности к школьному обучению как интегрального свойства индивидуальности, рассмотренное в русле концепции системогенеза профессиональной деятельности (Н.В.Нижегородцева,.

B.Д.Шадриков). В исследовании иппотерапии автор также опирался на работы D. Baum, M. Gang, C. Kliiwer, A. Krdder, B. Ringbeck, Y.Vobberg.

Методы исследования. В работе использовались методы эксперимента, наблюдения: «Методика исследования эмоционального состояния» (Э.Т.Дорофеевой), методика изучения концентрации и устойчивости анимания (модификация метода Пьерона — Рузера), оценка объёма кратковременной зрительной памяти «Запомни картинки», оценка механической слуховой памяти «Заучивание 10 слов» (А.Р.Лурия), «Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе» (Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков), опросник личностной ориентации (ЛиО), опросник по рефлексии (В.В.Пономарева, А.В.Карпов), методика «Составление связного текста из отдельных высказываний» (Е.В.Заика, Е.Ф.Иванов), опросник-определитель доминирующего уровня проблемности при решении педагогических задач (Е.В.Дьяченко), опросник на определение доминирующего уровня проблемности при решении педагогических проблемных ситуаций (М.М.Кашапов, Ю.Н.Дубровина), методы математической и статистической обработки данных.

Достоверность результатов исследования обеспечивается комплексным анализом проблемы при определении исходных теоретических и методологических принципов ее изучениясовокупностью эмпирических, экспериментальных и теоретических методов, адекватных целям и задачам исследованиясочетанием качественного и количественного анализа полученных данныхиспользованием надежных и обоснованных методов психодиагностики и психокоррекции, применением методов математической статистики.

Научная новизна и теоретическая значимость: в работе проведен методологический и теоретический анализ проблемы готовности детей с задержкой психического развития к школевпервые исследованы особенности Школьной готовности детей с задержкой психического развития в соответствии с концепцией системогенеза деятельности.

Впервые поставлен вопрос о существовании наряду с медицинским психологического влияния иппотерапии на формирование школьной готовности детей с задержкой психического развитияобосновано использование иппотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с задержкой психического развитияустановлены особенности профессионального мышления педагогов, опосредованно влияющих на формирование школьной готовности детей с задержкой психического развития.

Практическая значимость: результаты исследования легли в основу образовательной технологии, реализуемой в муниципальных детских дошкольных учреждениях города Ярославлярезультаты исследования позволяют сформулировать научно обоснованные рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по формированию школьной готовности детей с задержкой психического развития.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Иппотерапия, наряду с медицинским воздействием, оказывает психологическое влияние на формирование школьной готовности.

2. Использование иппотерапии для формирования школьной готовности эффективно в коррекционно-развивающей работе с детьми с задержкой психического развития и заключается в стабилизации эмоционального состояния детей, способствует положительной динамике устойчивости и концентрации внимания, образной и вербальной памяти.

3. Программа «Психолого-педагогическое обеспечение формирования школьной готовности детей с задержкой психического развития посредством иппотерапии» включает разделы, направленные на формирование и развитие компонентов учебной деятельности. Реализация данной программы повышает уровень психологической готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития.

4. Успешность подготовки детей с задержкой психического развития к школьному обучению, высокий уровень психологической готовности к школе зависят не только от специфики иппотерапевтических занятий, но и от и специальной подготовки педагогов, направленной на развитие профессионального мышления.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования были представлены и обсуждены на научно-практической конференции «Междисциплинарное взаимодействие специалистов в процессе медико-психолого-педагогической реабилитации ребенка с проблемами в развитии» (г.Ярославль, 2000), на городском семинаре «Осуществление преемственности дошкольного учреждения и школы с целью выстраивания траектории индивидуального развития ребенка» (г.Ярославль, 1999), на научно-методической конференции «Проблемы диагностического и методического сопровождения коррекционного процесса в специализированных дошкольных учреждениях» (г.Ярославль, 1999), на конференции педагогов дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида «Терапевтическая педагогика. Виды, методы, средства» (г.Ярославль, 2001), на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии ЯрГУ им. П. Г. Демидова, на методологическом семинаре Ярославского регионального отделения РПО, на заседании лаборатории профессионального и личностного развития ЯрГУ.

Внедрение результатов осуществлялось на базе Муниципальных детских дошкольных учреждений № 140, 78 и конно-спортивного клуба «Кабриолет» г. Ярославля. Материалы исследования отражены в 9 публикациях.

Социально-психологические характеристики выборки: в экспериментальном исследовании участвовали 48 детей с задержкой психического развития в возрасте от 5 до 7 лет: 30 мальчиков, 18 девочек. Основную группу, которая прошла иппотерапию, составили 24 человека. Контрольную группу, которая не участвовала в иппотерапевтических занятиях, составили 24 человека. В исследовании участвовали 70 педагогов в возрасте от 20 до 55 лет: воспитатели специализированного детского дошкольного учреждения № 140 (35 человек), воспитатели обычных групп детского дошкольного учреждения № 85 (35 человек). Вторую квалификационную категорию имеют 25 человек, первую — 32, высшую — 13. Стаж работы до 5 лет имеют 20 человек, до 10 лет — 27, свыше 10 лет — 23.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 211 наименований, в том числе на иностранном языке — 6, и приложений. В тексте диссертации содержатся 12 таблиц, 3 диаграммы, 4 графика.

ВЫВОДЫ.

1. Иппотерапия, наряду с медицинским воздействием, включает психологический компонент, влияющий на формирование школьной готовности детей с задержкой психического развития.

2. Иппотерапия является эффективным методом коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития.

3. Иппотерапия влияет на формирование школьной готовности детей с задержкой психического развития:

— опосредованная мотивация иппотерапевтических занятий является предпосылкой формирования учебной мотивации детей с задержкой психического развития;

— овладение навыками верховой езды, самостоятельное управление лошадью создает для ребенка с задержкой психического развития ситуацию успеха, что способствует повышению самооценки детей с задержкой психического развития;

— смещение учебных целей на условия иппотерапевтических занятий способствует развитию такого учебно-важного качества, как принятие учебной задачи;

— стабилизация эмоционального состояния детей на иппотерапевтических занятиях, высокий уровень устойчивости и концентрации внимания способствуют развитию и формированию таких учебно-важных качеств, как уровень обобщения, зрительный анализ, вводные навыки;

— положительный эмоциональный фон иппотерапевтических занятий и высокая мотивация способствуют более точному и прочному запоминанию учебного материала;

— овладение навыками верховой езды, самостоятельное управление лошадью требуют от ребенка больших волевых усилий, выдержки, умения регулировать и организовывать свою деятельность, что способствует развитию произвольной регуляции деятельности детей с задержкой психического развития;

— развитие моторных навыков на занятиях иппотерапией является условием формирования мелкой моторики руки детей с задержкой психического развития, что опосредованно влияет на развитие графических навыков у детей с задержкой психического развития.

4. Выявлено влияние иппотерапии на эмоциональную сферу детей с задержкой психического развития:

— чередование аллюра лошади «шаг — рысь» оказывает успокаивающее и расслабляющее действие на детей с неустойчивым видом органического инфантилизма (психомоторной расторможенностью, эйфорическим оттенком настроения, импульсивностью);

— чередование аллюра лошади «шаг — рысь — галоп» оказывает стимулирующее, бодрящее действие на детей с тормозимым видом органического инфантилизма (преобладанием пониженного фона настроения).

5. Выявлено влияние иппотерапии на познавательную сферу детей с задержкой психического развития:

— стабилизация эмоционального состояния детей с задержкой психического развития, происходящая на занятиях иппотерапией, способствует повышению устойчивости и концентрации внимания;

— стабилизация эмоционального состояния детей с задержкой психического развития, происходящая на занятиях иппотерапии, способствует улучшению запоминания вербального и зрительного материала.

6. Разработана методика определения доминирующего уровня проблемности при решении педагогических проблемных ситуаций, которая используется в целях подбора кадров для работы в иппотерапевтической группе.

7. Разработана, апробирована и внедрена программа психолого-педагогического обеспечения формирования школьной готовности детей с задержкой психического развития посредством иппотерапии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С., Возрастная психология: учебник для студентов вузов. -Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 624 с.
  2. М.К., Козлова В. Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. М.: Академия, 2000. — 160 с.
  3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. К. Лебединской. М.: Педагогика, 1982. — 128 с.
  4. А. Д. Вохмянина Т.В., Программа работы психолога в детском дошкольном учреждении. — М.: Центр психологической службы, 1994. -18 с.
  5. А.Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М: Издательство «Ось-89″, 2000. — 272 с.
  6. В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. -214 с.
  7. Л.Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена- Изд-во „Союз“, 2001. — 416 с.
  8. С.Н. Основы профессионального педагогического общения. — Ярославль: ЯрГУ, 1986 80 с.
  9. В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учеб. Пособие / Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. Ярославль: ЯГПУ, 1998. -248 с.
  10. И.К., Былич Р. В., Волкова И. Н. Готовимся к школе: Прогр.-метод. оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. М: Ника-пресс, 1998. — 192 с.
  11. Белопольская H. JL Взаимодействие семьи, детского сада и школы залог успешного обучения ребенка: Психологическая консультация // Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Просвещение, 1989.-С. 162−174.
  12. H.JI. Коррекция эмоциональных реакций на неуспех у детей с интеллектуальной недостаточностью // Вопросы психологии. 1992. — № 1. -2. — С.33−42.
  13. H.JI. Некоторые особенности уровня притязаний у детей с задержкой психического развития // Невропатология и психиатрия. — 1974.-№ 12. С. 186−187.
  14. H.JI. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии // Практикум по патопсихологии / Под ред. Б. И. Зейгарник, В У. Николаевой, В. В. Лебединского. — М.: Просвещение, 1987. -С. 167−178.
  15. Н.Л. Психологическая подготовка к школе детей с леченой фенилкетонурией // Дефектология. 1988. — JV» 2. — С.69−75.
  16. Н.Л., Забрамная С. Д. Психологическое обследование // Отбор детей во вспомогательную школу / Под ред. Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, В. Ф Мачихиной. М.: Просвещение, 1983. — С. 62−103.
  17. Н.Л., Лубовский В. И. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью // Психологический журнал. 1993 — Т. 14. — № 4. — С. 89−97.
  18. Беседы с учителем: 3 кл. четырех, лет. нач. шк. / Под ред. Л. Е. Журовой. — М.: Вентана-Граф, 2000. 379 с.
  19. Беседы с учителем: Второй кл. четырех лет. нач. шк. / Под ред. Л. Е. Журовой. -М.: Вентана-Граф, 1999. 320 с.
  20. П.П. Педология: Кн. для преподавателей и студентов вЫсш. пед. учеб. заведений. М: ВЛАДОС, 2000. — 287 с.
  21. П.П. Психология младшего школьника. — М.: Ин-т практ. психологии, 1997. 574 с.
  22. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону. — 1983 — 176 с.
  23. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1976. — № 6. — С.34−44.
  24. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1976. — № 6. — С.45—53.
  25. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. — № 2. — С.23−34- № 4. — С.47−56.
  26. Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания у старших дошкольников с задержкой психического развития: Автореф.. дис. канд. психол. наук. М., 1983. — 15 с.
  27. Н. Ю. Соболева А.В., Ткачева В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М.: Гном-пресс, 1999. -63 с.
  28. Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. -М.: Гном-пресс, 1999. 56 с.
  29. Е.М. Развитие рефлексии как условие формирования у учащихся субъектного отношения к труду:Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1991.-21 с.
  30. А.В., Мышление: процесс, деятельность, личность. — М.:Просвещение, 1982.
  31. Р.С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети:Учеб. пособие для воспитателей дошк. учреждений, студентов пед. колледжей и вузов, родителей дошкольников. М.: ЮВЕНТА, 2001. — 174 с.
  32. JI.А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? — М.: Знание, 1994.- 189 с.
  33. Л.А., Венгер А. Л. Домашняя школа. М.: Знание, 1994. — 238 с.
  34. Л.А., Венгер А. Л. Домашняя школа: Для родителей детей 3−5 лет. -М.: Знание, 1994.-238 с.
  35. Л.А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1989. — 127 с.
  36. Т.А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. — 1975.- № 6. С.8−17.
  37. Т.А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973. 175 с.
  38. Возрастные особенности психического развития детей: Сб. науч. тр. // АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии / Отв. ред. И. В. Дубровина. — М.: АПН СССР, 1982. 164 с.
  39. Г. А. Логопедическая ритмика. — СПб.: Петербург XXI век, 1997. — 286 с.
  40. Л.С. Собр. соч. В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 5., — 369 с.
  41. А.Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1999. — 280 с.
  42. Готовимся к школе: программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. М.: Ника-пресс, 1998. — 192 с.
  43. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Метод, разработки для школьного психолога / Под ред. В. В. Слободчикова. Томск: Пеленг, 1992. -90 с.
  44. Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И. В. Дубровиной М.: Академический Проект, 2001. — 96 с.
  45. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста / Под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М.: АПН СССР, 1989. — 120 с.
  46. Н.И. Будет ли успевать ребенок в школе? — М.: Образование, 1997. -23 с.
  47. Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. — М.: Знание, 1991.-78 с.
  48. В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психол. проблемы построения учеб. предметов. — М.: Пед. о-во России, 2000. 478. с.
  49. В.В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования // Вопросы психологии. 1979. — № 4. — С.3−15.
  50. Ю.И. Неврологический анализ неуспевающих учеников массовых школ. Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1973.
  51. Дети с временными задержками в развитии / Под ред. М. С. Певзнер, Т. А. Власовой. М.: Педагогика, 1971. — 207 с.
  52. Дети с задержкой психического развития / В. И. Лубовский, Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени и др., / Под ред. Т. А. Власовой. М.: Педагогика, 1984. -156 с.
  53. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского. Н. А. Цыпиной М.: Педагогика, 1984. — 286 с.
  54. Диагностика готовности детей к обучению в школе: Медод. рекомендации для воспит. детск. садов. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1994. 72 с.
  55. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской М.: Педагогика, 1978.
  56. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. // АПН СССР, НИИ общ. педагогики / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Н. Венгера. М.: НИИОПП, 1981. — 157 с.
  57. С.А. Продуктивность и динамические способности интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития. Автореф. дис.. кан. психол. наук. М., 1977. 23 с.
  58. Дошкольное воспитание и обучение: Прил. к журн. «Воспитание школьников «: Метод, пособие / Обучение дошкольников грамоте- JI.E. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, JI.H. Невская- Под ред. Н. В. Дуровой. -М.: Шк. Пресса. Вып.15:ч., 2001. 141 с.
  59. О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986. — 94 с.
  60. Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М.: Педагогика, 1973. — 149 с.
  61. Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. 1975. — № 4. -С.29- 35.
  62. Р.А. Как определить готовность ребенка к школьному обучению: (Метод. Рекомендации). Ростов н/Д: Изд-во Рост. облИУ, 1994. — 32 с.
  63. JI.E. и др. Грамота: Учеб. для 1 кл. четырех, лет. нач. шк. (1 полугодие). М: Вентана — Граф, 1998. — 190 с.
  64. JI.E., Евдокимова А. О. Чтение и письмо.:Учеб. для 1 кл. четырехлет. нач. шк. (2 полугодие. М.: Вентана-Граф, 2000. — 222 с.
  65. JI.E., Кузнецова М. И. Азбука:Учимся читать. — М.: Омега, 1998. -127 с.
  66. С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга родителей. М.: Педагогика, 1990. — 55 с.
  67. С.Д., Костенкова Ю.А, Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоят, работы студентов по курсу «Психолого-пед.
  68. С.Д., Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: Просвещение: Владос, 1995. — 112 с.
  69. Д.Н. Творческие аспекты практического мышления. //Психологический журнал. 1991. — Т. 12 , — № 2. — С.16−26.
  70. Э.Ф. К разработке стандартизированной методики для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей // Дефектология. 1984. — № 1 С. 18−21.
  71. А. В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка // Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси. — 1971. С. 647−648.
  72. А.В. Избранные психологические труды: В 2 т./Т. 1. — М.: Педагогика, 1986. 316 с.
  73. П.И. Непроизвольное запоминание. — М.: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1961.-562 с.
  74. Е.К. Динамики формирования пониженной обучаемости и возможности ее изменения (на материале изучения старших дошкольников и учащихся первых классов). Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1979.-23 с.
  75. К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000. — 464с.
  76. И.А. Проблемные ситуации как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке. Пермь: ПГПИ, 1983. -76 с.
  77. А.А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: Просвещение, 1991. — 191 с.
  78. А.А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Просвещение, 1988.- 141 с.
  79. М.М. Психологический анализ педагогических ошибок как способ исследования профессионального мышления учителя // Психология педагогического мышления: теория и практика: Сб. статей / Под ред. М. М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1998. — 149 с.
  80. М.М. Психологический анализ методов исследования педагогического мышления // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент: Сб. статей / Под ред. М. М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1998.-152 с.
  81. М.М. Психологический анализ педагогической проблемной ситуации и средств ее разрешения // Исследование педагогического мышления: Сб. статей / Под ред. М. М. Кашапова. — М.: ИП РАН, 1999. -136 с.
  82. М.М. О психологической концепции педагогического мышления: Ярославский психологический вестник. Выпуск1. / Под ред. Ю. К. Корнилова. Москва — Ярославль: РПО, 1999. — 191 с.
  83. М.М. Психология педагогического мышления. Монография. — СПб.: Алетея, 2000.- 463 с.
  84. М.М., Огородова Т.В.: Ярославский психологический вестник. Выпуск 2 Москва — Ярославль: РПО, 2000. -204 с.
  85. М.М. Вопрос как форма-средство управления мыслительной деятельностью студентов: Ярославский психологический вестник. Выпуск 4. Москва-Ярославль: РПО, 2001. — 101 с.
  86. В.В. К клинической дифференциации психического инфантилизма у детей и подростков // Актуальные проблемы психоневрологии детского возраста. М.: Медицина, 1973. — С. 157−162.
  87. В.В. Психиатрия детского возраста. — М.: Медицина, 1979. — 607 с.
  88. С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. М.: Линка-пресс, 2000. — 224 с.
  89. Я.Л. Человек: психология: Кн. для учащихся. Минск: Университет, 1998. — 285 с.
  90. Е.Н. Эти загадочные малыши. от 2 до 7 лет.: Сто ответов на родительские «почему?». Ярославль: Академия развития, 1999. — 224 с.
  91. Ю.К., Кашапов М. М. Об анализе ситуации со стороны ее воспитательных последствий // Мышление. Общение. Практика. — Ярославль: ЯрГУ, 1986. С.83−92.
  92. И.А. Патопсихологическая дифференциация некоторых форм психического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис.. канд. психол. наук.-М., 1980. — 16 с.
  93. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л. П. Носковой. М.: Педагогика, 1989. — 173 с.
  94. И.А. Иппотерапия как средство реабилитации детей с различными нарушениями развития // Коневодство и спорт. — 2000. — № 6. — С.29—32.
  95. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. — 150 с.
  96. Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. — Ярославль: Академия, 2000. -176 с.
  97. Л.В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1986. — 21 с.
  98. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С.21−30.
  99. К.С. Клинические варианты задержки психического развитая // Невропатология и психиатрия им. С. С. Корсакова. 1980. — № 3. — С.407−412.
  100. В.В., Клинико-нейропсихологический анализ аномалий психического развития детей с явлениями «минимальной мозговой дисфункции» //А.Р.Лурия и современная психология. М.: Педагогика, 1982.-с 56.
  101. А.Н. Деятельность, Сознание Личность. М.: Политиздат, 1975.- С. 304.
  102. А.И. Психология самооценки школьника: Автореф. дис.. д-ра психол. наук, 1974. 23 с.
  103. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. -143 с.
  104. М.И., Силвестру Л. И. Психология самопознания у дошкольников.- Кишинев: Штиинца, 1983. 111 с.
  105. .Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. 1981. — Т.2, — № 5. — С. З -22.
  106. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. 444 с.
  107. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. — 100 с.
  108. Н.Г. Возрастная динамика процессов памяти у детей с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1977. -23 с.
  109. В.А. Теория и метод в психологии: период становления психологии как самостоятельной науки. Ярославль: Междунар. акад. психол. наук, 1998. — 356 с.
  110. В.А. Теория и метод в психологии: период становления психологии как самостоятельной науки: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. -М., 1999. -54 с.
  111. ПЗ.Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.: АРКТИ, 2000. — 124 с.
  112. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -192 с.
  113. И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). -М.: Педагогика, 1993.
  114. Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. — М.: Владос, 1997. 303 с.
  115. М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  116. Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости дошкольников // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М.: Просвещение, 1971. — С.8−31.
  117. Методические рекомендации по определению характера отклонения в поведении школьников и их коррекции / Сост. Л. Г. Жедунова. Ярославль: ЯГПИ, 1988.- 17 с.
  118. Моделирование педагогических ситуаций: Проблема повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120с.
  119. B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1986. -143 с.
  120. B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. — 272 с.
  121. Мышление учителя. Личностные механизмы и понятийный аппарат. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 104 с.
  122. Р.С. Психология. -М.: Просвещение, 1990. 301с.
  123. Н.И. Психологический анализ начальных этапов обучения: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1972. — 54 с.
  124. Н.В. Компонентный состав психологической структуры готовности к усвоению грамоты // Формирование интеллектуальной и личностной готовности ребенка к школе. Ярославль: Изд-во Яросл. пед. ун-та, 1995.-С. 3−12.
  125. Н.В. Методика и результаты исследования готовности к усвоению первоначального чтения и письма // Формирование интеллектуальной и личностной готовности ребенка к школе. Ярославль: Изд-во Яросл. пед. ин-та, 1993. — С. 46−54.
  126. Н.В. Психологическая структура готовности детей к усвоению грамоты: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1993. — 21 с.
  127. Н.В. Развитие познавательных процессов и личности в старшем дошкольном возрасте. — Ярославль: Изд-во Яросл. пед. ун-та, 1996.-98 с.
  128. Н.В., Шадриков В. Д. Комплексная диагностика готовность детей к обучению в школе. — Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1999. -87 с.
  129. Н.В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практ. психологов, педагогов и родителей. М.: ВЛАДОС, 2001. — 256 с.
  130. Н.В., Шадриков В. Д., Воронин Н. П. Готовность детей к учебной деятельности: теория и методы исследования. Ярославль: Изд-во Яросл. пед. ун-та, 1999. — 270 с.
  131. Н.А. Педагогическое изучение детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1972. № 5. — С.7−12.
  132. К.Н. Особенности динамики разных видов мыслительной деятельности как диагностический показатель умственного развития школьников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1983. — 23 с.
  133. Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь. — 3-е изд., перераб. и допол. Ярославль: Академия, 1999. — 143 с.
  134. Л.Ф. Детская возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Пед. о-во России, 2000. — 443. с.
  135. Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы М.: Тривола, 1998.-351 с.
  136. Л.Ф., Чурбанова С. М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 79 с.
  137. Л.Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития: Учеб. Пособие. М.: Жизнь и мысль, 1999. — 166 с.
  138. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, Лубовского, Н. А. Никашиной. М.: Просвещение, 1981. -119 с.
  139. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Учебное пособие для дефектол. фак. высш. и сред. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Кошеева, Б. Б. Горский. М.: Академия, 2000. — 268 с.
  140. Обучение дошкольников грамоте: Метод, пособие / Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская / Под ред. Н. В. Дуровой. М.: Шк.-Пресс, 1999. — 142 с.
  141. Опыт системного исследования психики ребенка / Под ред. Н. И. Непомнящей., М.: Педагогика, 1975. — 231 с.
  142. А.А. Общая психокоррекция. — М.: ТЦ «Сфера»
  143. Основные показатели готовности детей 6-летнего возраста к школьному обучению / Под ред. Л. А. Венгера, Г. Г. Кравцова. М.: Педагогика, 1988. -134 с.
  144. Особенности психического развития детей 6—7 летнего возраста I Под ред. Д. Б. Эльконина, А .Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. — 135 с.
  145. Отбор детей во вспомогательную школу / Сост. Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина., М.: Просвещение, 1983. — 176 с.
  146. М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1972. — № 3. — С.3−9.
  147. М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. 223 с.
  148. Л.И. Закономерности приема и переработки сенсорной информации у детей с интеллектуальной недостаточностью: Автореф. дис.. д-рапсихол.наук. М., 1983.
  149. Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: Психофизиологическое исследование. — М.: Педагогика, 1984. 161 с.
  150. Ю.П. Профессиональное становление личности: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1999. — 38 с.
  151. В.Л. Особенности кратковременной памяти у детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1981. — № 3. — С. 17−26.
  152. В.Л., Особенности кратковременной памяти у детей с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1981. -23 с.
  153. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  154. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Г. М. Дульнева, А. Р. Лурии. 3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1973. — 224 с.
  155. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб пособие / Под ред. И. В. Дубровиной, Пихол. ин-т РАО. 2-е изд. — М.: Академия, 1999. -160 с.
  156. Психолог в детском дошкольном учреждении: Метод, рекомендации к практ. Деятельности / Ислед. центр семьи и детства Рос. акад. образования / О. М. Дьяченко и др. М.: Новая школа, 1996. — 143 с.
  157. Психологическое благополучие участников образовательного процесса. — Ярославль: Изд-во «Ресурс», 1998. 210 с.
  158. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера, НИИ дошк. Воспитания АПН СССР. -М.: Педагогика, 1986. 222 с.
  159. А.А. Педагогические особенности взаимодействия педагога и учащихся // Вопросы психологии. 1983. — № 5. — С.58−61.
  160. А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. — М.: Высшая школа, 1990. 80 с.
  161. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб.: Питер Ком, 1999. 409 с.
  162. С.Л. О мышлении и путях его исследования. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958. С. 142.
  163. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -703 с.
  164. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  165. С.Я. Психология умственно отсталого школьника. 3-е изд., испр. -М.: Просвещение, 1986. — 190 с.
  166. С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М.: Медицина, 1970. — 215 с.
  167. Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы / Рос. акад. образования, Психол. ин-т. М.: Академия, 1999. -93 с.
  168. Н.Г. Образы и звуки. М.: АСТ-пресс, 1995. — 50 с.
  169. Н.Г., Барташева Н. А. Предметы и понятия. М.: Компания АСТ-пресс, 1995. — 49 с.
  170. И.Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления // Исследование проблем психологии творчества. — М.: Наука, 1983. -С.27−61.
  171. А.Э. Диагностика ребенка к школе / Ярославль. ИПК ПиРРО. Ярославль: Изд-во ИПК ПиРРО, 1995. — 34 с.
  172. А.Э. Развитие творческого мышления детей : популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. -188 с.
  173. Е.С. Особенности сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с задержкой психического развития // Пути совершенствования педагогического процесса в старших группах детского сада. Минск, 1985. — С 90−103.
  174. JT.C. Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. — М., 1994. 56 с.
  175. Е.О. Как помочь ребенку, растущему без семьи: Метод, рекомендации для работников дет. домов. — Абакан: Изд-во Хакас, гос. унта, 1996.-26 с.
  176. Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и со сверстниками и его влияние на развитие личности ребенка: Методы диагностики и коррекции общения детей 2−6 лет со взрослыми и со сверстниками. -Абакан: Изд-во Хакас, гос. ун-та, 1996. 100 с.
  177. Е.О. Психология ребенка: От рождения до семи лет: Учеб. для пед. вузов и училищ. М.: Школа-пресс, 1997. — 383 с.
  178. Е.О., Рошка Г. Н. Условия становления произвольного поведения в раннем и дошкольном детстве. Магадан: МПУ, 1993. — 117 с.
  179. Л.П. Войди в Тридесятое царство: Учеб.-метод. пособие для дет. дошк. учреждений и нач. шк. — М.: Новая шк., 1995 116 с.
  180. Л.П. Эмоциональный букварь от Ах до ай-яй-яй: Обучение эмоцион. культуре дошкольников и мл. школьников. — М.: Интерпракс, 1995. 230 с.
  181. Т.А. Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития. Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1982. -23 с.
  182. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста / Под ред. П. Г. Нежнова. Томск: Пеленг, 1993. — 69 с.
  183. Р.Д. Недостатки письма у первоклассников с задержкой психического развития //Дефектология. — 1979. — № 6. С. 23.
  184. Р.Д. Уровень знаний по русскому языку учащихся первых классов, имеющих задержку психического развития // Дети с временными задержками развития. М.: Педагогика, 1971. — С. 191−196.
  185. У.В. Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород.: НГТТУ, 1994. — 230 с.
  186. Ушинский К.Д., Собр.соч.: В 11 т. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1949. — т.9. -С. 45−56.
  187. Философско-психологические проблемы развития / Под ред.
  188. B.В.Давыдова., М.: ТОО «Центр инновации в науке, технике, образовании», 1994. — 127 с.
  189. И.А. Понимание прочитанного текста первоклассниками с задержкой психического развития // Дефектология. 1974. — № 1 — С.1−19.
  190. Д. Готовность к школе. Univ. Press of America, 1986. — 122 с.
  191. В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд. Корпорация «Логос», 1994. — 320 с.
  192. В.Д. Духовные способности. М.: Магистр, 1996. — 36 с.
  193. В.Д. Системогенез профессиональной деятельности // Психологические проблемы рационализации деятельности /Под ред. Н. П. Ерастова. Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1976. — С. 92−104.
  194. В.Д., Черемошкина Л.В, Мнемические способности: развитие и диагностика. — М.: Педагогика, 1990. 175 с.
  195. Шестилетние дети: проблемы и исследования: Межвуз. сб. науч. тр. / Нижегород. гос. пед. ун-т // Под ред. У. В. Ульенковой. — Нижний Новгород: НГПУ, 1993.- 122 с.
  196. Н.А. Диагностика интеллектуальной недостаточности у школьников в процессе их дошкольной диспансеризации: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1978. 20 с.
  197. П.Б., Психодиагностика и метод экспертных оценок. Таллин, 1979.
  198. Экспериментально-психологическое исследование детей в период предшкольной диспансеризации. М.: Педагогика, 1978. — 96 с.
  199. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971 — № 4. — С.6−21.
  200. Д.Б. Психология игры. 2-е изд., допол. — М.: Владос, 1999. — 358 с.
  201. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, М. М. Либлинг. М.: Изд-во МГУ, 1990.-196 с.
  202. Heilpadagogisches Reiten und Voltigieren. // Marianne Gang, Dirk Baum, Carl Kltiwer, Antonius Kroder, Bemhard Ringbeck, Yohannes Vobberg // Basel.: E. Reinhardt, 1994. 325 s.
  203. Wender P.H. Minimal brain disfunction syndrome in children // Neuropathologycal Mental Disorders. 1972. V. 155. P. 55—57.
  204. Ausubel D.P. Theory and problems of child development. N.Y., 1958. 650 p.
  205. Ausubel D.P. Viewpoint from related disciplines // Teachars College Record, 1965.-260 p.
  206. Ilg F.L., Ames L.B. School readinees. N.Y., 1965. 1615 p.
  207. Kern A. Sitzenbleiberelend und schulreite. Freiburg, 1954. 122 s.
  208. Методика определения доминирующего уровня проблемности при решениипедагогических проблемных ситуаций
  209. Предлагаемая Вам методика состоит из 26 утверждений. Прочитайте каждое утверждение и, если Вы с ним согласны, поставьте «+», если нет — «-».
  210. Обычно, сталкиваясь с проблемной ситуацией, Вы ищете решение, основываясь на своем прошлом опыте.
  211. Обычно Вы не думаете, как решение данной проблемной ситуации отразится на последующем поведении учащихся.
  212. В своей работе вы обычно стараетесь отделить первостепенные проблемы от второстепенных.
  213. Сталкиваясь с проблемной ситуацией, Вы ждете, что все разрешится само собой.
  214. Сталкиваясь с проблемной ситуацией, Вы не используете решение из прошлого опыта, а относитесь к ситуации как к новой.
  215. Обычно Вы пытаетесь учесть влияние данной проблемной ситуации на учебно-воспитательный процесс в целом.
  216. В работе Вы обычно не делите проблемы на главные и второстепенные.
  217. Сталкиваясь с проблемной ситуацией, Вы способны управлять ею.
  218. Вы относитесь к повышению квалификации как к пути развития своей личности.
  219. Принимая педагогическое решение, Вы обычно учитываете личностные особенности учащихся.
  220. Вы решаете конкретную проблему без учета ее влияния на учебно-воспитательный процесс в целом.
  221. Думая о причинах проблемной ситуации, Вы обычно анализируете и свое собственное поведение.
  222. Вы относитесь к повышению квалификации как средству решения практических задач.
  223. В своей работе Вы обычно используете индивидуальный подход.
  224. Решая проблемную ситуацию, Вы не считаете нужным анализировать свое собственное поведение.
  225. Сталкиваясь с проблемной ситуацией и осознавая, что привычные способы решения не адекватны, Вы ищете новый способ ее решения.
  226. Обычно Вы полностью отдаете себя своей работе в ущерб личностному росту.
  227. Вы обычно положительно относитесь к нововведениям в работе.
  228. С опытом обычно складывается определенный набор способов решения проблемных ситуаций, которые можно использовать в случаях затруднения.
  229. Обычно профессия оказывает влияние на личность человека.
  230. Вы придерживаетесь обычно испытанных способов в работе и не доверяете нововведениям.
  231. Обычно у вас не возникает трудностей при постановке целей и планировании своей деятельности.
  232. Если на занятии ребенок разговаривает, отвлекая других, Вы сразу восстанавливаете дисциплину.
  233. Обычно Вы испытываете затруднение при постановке целей и планировании своей работы.
  234. Если ребенок отвлекает других во время урока, Вы обычно выделяете причину его беспокойства.
  235. При решении проблемных ситуаций Вы учитываете связь между своими поступками и их последствиями.
  236. Для обработки полученных данных используется ключ. Он позволяет определить, какие утверждения относятся к той или иной шкале. За каждый правильный ответ испытуемому дается 1 балл.
  237. Шкалы Ситуативный уровень Надситуативный уровень
  238. Номер утверждения 1,2, 4, 7, И, 13,15,17, 19, 20,21,23,24 3, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 18, 22, 25, 26
Заполнить форму текущей работой