Освоение действий ритуала до безошибочного выполнения
Этот этап имеет важное значение в работе с разработанными или «копируемыми» ритуалами, когда требуется воспроизведение мельчайших деталей последовательности действий. Принципиальным моментом может оказаться даже незначительная, казалось бы, деталь, особенность выполнения: чередование и глубина вдоха-выдоха, положение пальцев, последовательность, направление и акцент движения и т. д. В большинстве… Читать ещё >
Освоение действий ритуала до безошибочного выполнения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Этот этап имеет важное значение в работе с разработанными или «копируемыми» ритуалами, когда требуется воспроизведение мельчайших деталей последовательности действий. Принципиальным моментом может оказаться даже незначительная, казалось бы, деталь, особенность выполнения: чередование и глубина вдоха-выдоха, положение пальцев, последовательность, направление и акцент движения и т. д. В большинстве случаев, освоение последовательности действий происходит согласно методическим рекомендациям к двигательному обучению, т. е. с учетом следующих правил:
- • от отдельных элементов к целостному действию;
- • от медленного исполнения к реальному темпу работы (а в ряде случаев и к сокращенному, «свернутому» представлению);
- • от равномерного неторопливого исполнения к индивидуальному ритмическому рисунку в вариативных условиях.
Чаще всего освоение ритуала гармонично вписано в тренировочное занятие и приводит к переходу фокуса внимания от внешних атрибутов (поза, мимика, дыхание, местоположение) к внутренним ощущениям (расслабление или напряжение мимических и скелетных мышц, осознание пульса и т. д.). Результатом освоения становится идеомоторный образ всей последовательности как одного действия. Несмотря на интериоризацию, т. е. переход от ощущения внешних раздражителей к внутренним переживаниям, часто именно концентрация внимания на формальном соблюдении «правильной» последовательности действий ритуала помогает достичь желаемого эффекта.
Некоторые спортсмены составляют для себя сложнейшие комплексы действий, с помощью которых они заполняют паузы между выступлениями. Если такая последовательность сформирована без анализа индивидуальных особенностей спортсмена, например, «скопирована» с более опытных товарищей, это может привести к самым негативным последствиям. Также возможной является ситуация, когда автоматизация ритуала, включающего взаимодействие с внешними объектами (перемещение предметов, экипировка и т. п.), становится новой психологической проблемой, особенно, если формируется зависимость от ритуала или если выполнение ритуала по каким-либо причинам невозможно. В этом случае нарушается адекватность ритуальных действий для текущей ситуации и необходим переход к следующему этапу.
Осознание ограничений ритуала и нарастание желания их преодолеть
Последовательность действий, навязанная извне или сформированная в определенных условиях, через определенный промежуток времени перестает оправдывать ожидания. Ощущение неудовлетворенности ритуалом может быть обусловлено утратой новизны впечатлений, физической сложностью повторяемых действий, необходимостью перемен в образе жизни, формирующейся зависимостью от ритуала и т. п. После осознания ограниченности ритуала его выполнение требует дополнительных волевых усилий, и иногда именно необходимость проявления воли делает ритуал развивающим упражнением и обосновывает целесообразность его использования в тренировке.
В малой группе, где ее члены контактируют преимущественно друг с другом, а общение с другими людьми ограничено — например, в сборной команде на этапе подготовки к ответственному соревнованию, следование ритуалу до мельчайших подробностей может стать признаком «преданности» групповым идеалам и послужить фактором сплочения коллектива. В этом случае ритуал может постепенно преобразоваться из психорегуляционного механизма в аналог культовой процедуры, и новые члены группы, например молодые игроки спортивной команды, принимают ранее сформированный в группе ритуал как внешний. По мере повышения значимости их социального статуса возрастает и желание внести свои изменения в ритуалы, созданные предшественниками.
Мотивация сохранения ритуала после осознания его неэффективности может быть разной, но среди основных причин можно выделить следующие:
- — привычка к ритуалу как элементу комфортного состояния: обычно происходит тогда, когда сформировалась психологическая зависимость от ритуала и есть потребность в его выполнении;
- — поддержание своего имиджа как проявление индивидуальности, в которой данный спортсмен уникален: часто используется для психологического воздействия на соперников — выход боксера на ринг, подготовка к выступлению у гимнастов, танцоров и т. п.;
- — отсутствие адекватной замены текущему ритуалу: результат от использования ритуала по-прежнему превышает затрачиваемые усилия;
- — групповая работа, т. е. необходимость участия в ритуале для других членов группы, например, для поддержания бойцовского духа;
- — отождествление ритуала с выполняемыми социальными ролями, т. е. соответствие ожиданиям болельщиков, зрителей, товарищей по команде и др.