Ментальные структуры.
Психология развития и возрастная психология.
Онтогенез и дизонтогенез
Как отмечают М. М. Семаго, Н. Я. Семаго, недостаточная сформированность ментальных структур напрямую влияет на развитие когниций ребенка в целом, что феноменологически проявляется не только «в особенностях речи, проблемах овладения чтением, письмом, математическими операциями, графической деятельностью, но и в специфике формирования языковой личности в целом». Все эти уровни формируются… Читать ещё >
Ментальные структуры. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Второй компонент базовой структурной организации психического — ментальные структуры. Известно, что движения ребёнка неразрывно связаны с развитием пространственных и пространственно-временных представлений, которые являются важным показателем развития ребёнка в самом раннем возрасте, возможно, даже до момента рождения. Для диагностики познавательной сферы ребенка наиболее важными параметрами являются пространственные и пространственно-временные представления, которые формируются практически одновременно с произвольной регуляцией психической деятельности.
В работах А. В. Семенович и других исследователей этой школы делается правомерный вывод о том, что пространственно-временная организация деятельности ребёнка и развитие пространственной ориентировки и пространственно-временных представлений в онтогенезе лежат в основе формирования высших психических функций (ВПФ) и эмоциональной жизни ребёнка [63]. По мнению многих ученых и, в частности, А. В. Семенович, при переработке любой информации человек может [63, с. 40]:
- — использовать разные стратегии: хаотичную и целостную, симультанную (одновременную) и сукцессивную (последовательную);
- — рефлексировать ситуацию целиком и игнорировать какой-либо ее фрагмент;
- — иметь или не иметь навык структурирования материала.
Но все эти параметры в корне имеют пространственные представления. Сформированность у ребенка пространственных представлений влечет за собой усвоение и понимание извне и внутри информации [63, с. 40]. Недостаточность сформированности пространственных, пространственно-временных представлений напрямую влияет на уровень актуального интеллектуального развития ребёнка, феноменологически проявляется в нарушениях графической деятельности, чтения, письма, владении математическими операциями, различными видами мышления [62, 63]. Н. Я. Семаго, М. М. Семаго выделили четыре основных уровня сформированности ментальных структур, которые включаются в познавательную деятельность в определенной последовательности [59, с. 160—169].
Уровни ментальных структур.
Первый уровень. Телесные интеграции (сенсомоторные телесные интеграции, целостная схема тела).
Второй уровень. Пространственная целостность (возможность целостного анализа собственной телесности и пространства окружающих объектов).
Третий уровень. Пространство речи и языка (лингвистическое или речеязыковое пространство).
Четвертый уровень. Межличностное пространство субъекта.
Как отмечают Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, все эти уровни формируются в онтогенезе синхронно, последовательно проходя ряд стадий.
Рассмотрим кратко содержание уровней ментальных структур.
Первый уровень. Телесные интеграции (сенсомоторные телесные интеграции, целостная схема тела).
В первую очередь формируются:
- — ощущения, идущие от проприоцептивных рецепторов (темное мышечное чувство, по Сеченову), глубокая чувствительность — напряжение-расслабление. Уже в первые месяцы жизни ребенок при изменении положения тела и конечностей научается овладевать своим телом и происходит формирование схемы тела;
- — затем ощущения, идущие от «внутреннего мира» тела (например, голод, сытость, болевые ощущения), а также взаимодействия тела с внешним физическим пространством, т. е. интегративные ощущения границ собственного тела. Они формируют знание о расположении частей своего тела. С возрастом продолжается формирование телесности и начинает распространяться на окружающие объекты;
- — ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством (сырости-сухости, тактильные ощущения от мокрых и сухих пеленок, складок пеленок, а так же взаимодействия со взрослым, когда ребёнка берут на руки, и т. п.), а также от взаимодействия со взрослыми.
Второй уровень. Пространственная целостность (возможность целостного анализа собственной телесности и пространства окружающих объектов).
Данный уровень дает возможность анализа пространственного расположения объектов как по отношению к собственному телу, так и объектов между собой:
- — топологические представления — не всегда вербализуемые представления ребенка о том, где находится тот или иной предмет;
- — координатные представления (о нахождении предметов с использованием понятий «верх-низ», «с какой стороны», «спереди — сзади», «право—лево»);
- — метрические представления (о дальности нахождения предмета в физическом пространстве). Наиболее поздно формируется понятие «сзади». Итогом развития ребенка на этом этапе становится целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом (структурно-топологические представления).
Третий уровень. Пространство речи и языка (лингвистическое или речеязыковое пространство).
У ребенка вначале в импрессивном плане (воспринимает и понимает), а позже в экспрессивном (активно высказывает) (иногда параллельно) появляется возможность вербализации представлений. Существует определенная последовательность появления в речи обозначений топологического плана (тут, вот, там), позже слов, обозначающих координатные и метрические представления (дальше, ниже, сзади, слева). Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед и т. п.) появляются в речи ребенка позже, чем такие слова, как верх, низ, близко, далеко и т. п. [61, с. 30]. Лингвистические представления вместе с регуляцией можно рассматривать как основу речевой деятельности, которая является в то же время одним из основных компонентов собственно когнитивного развития ребенка.
При диагностике сформированности данного уровня оценивается понимание и возможность оперирования сложными речевыми конструкциями, квазипространственными (в том числе пространственно временными и причинно-следственными) представлениями:
- • возможность словообразования (стол — столик, ёж — ежонок, мех — меховая, входит — выходит, сено косить — сенокосилка и т. д.);
- • возможность образования и использования сравнительных степеней прилагательных (близко — ближе, темно — темнее);
- • подбор антонимов (грустный — весёлый, стоять — идти, молчать — говорить и т. д.) и синонимов (проворный — шустрый, горе — беда, бежит — мчится, храбрый — отважный);
- • понимание пассивных речевых конструкций (покажи, где мама, дочки, покажи, где на бочке ящик, где на ящике бочка и т. д.);
- • оперирование пространственно-временными и причинно-следственными представлениями (Когда это бывает? Почему?);
- • анализируется возможность актуализации сериальных (автоматизированных) рядов: времена года, месяцы, дни недели, время суток, в том числе и в варианте «что перед?..», «что после?..»;
- • понимание и решение задач с косвенным вопросом. (Витю слушал учитель. Кто говорил? Мама зовёт дочку домой. Кто дома? Какое предложение правильное? «Солнце освещается Землей» или «Земля освещается солнцем» и т. д. (для детей школьного возраста).
Четвертый уровень. Межличностное пространство субъекта.
Данный уровень является наиболее социальным, формируется на основе нижележащих представлений, включая уровень телесных интеграций, и тесно связан как с произвольной регуляцией поведения, так и с эмоциональным контролем (четвертый уровень аффективной организации, по О. С. Никольской) [59, с. 168]. В процессе общения возникает «коммуникативное пространство межличностных отношений»:
- • намерения и цели участников коммуникативного процесса;
- • отношения и позиция партнёров;
- • взаимосвязи и взаимозависимости, взаимопонимание;
- • обратная связь;
- • средства общения и каналы передачи информации;
- • нормы общения;
- • речевые ценности;
- • общий смысл.
Как отмечают М. М. Семаго, Н. Я. Семаго, недостаточная сформированность ментальных структур напрямую влияет на развитие когниций ребенка в целом, что феноменологически проявляется не только «в особенностях речи, проблемах овладения чтением, письмом, математическими операциями, графической деятельностью, но и в специфике формирования языковой личности в целом» [62, с. 16]. Все эти уровни формируются в ситуации развития ребёнка, т. е. во времени, и временной фактор присутствует на каждом уровне, придавая ему специфическое своеобразие полноценной картины мира.