Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Специфика обратной связи в межличностном общении (в процессе становления временных юношеских коллективов)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

185 а) по мере развития юношеской группы число лидеров обратной связи в ней увеличивается, причем в группах, достигающих относительно высокого уровня развития, лидеров обратной связи больше, чем в группах, относительно менее развитыхб) лидеры обратной связи адекватно оценивают членов своей группы, причем их оценки, изначально более критичные, чем средние по лагерю, оказываются точными… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В СОЩАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
    • I. Основные направления изучения межличностной обратной связи в зарубежной социальной психологии
    • 2. Актуальные проблемы и перспективы исследования межличностной обратн@й>связи в советской социальной психологии. iiiVw,
  • Глава II. ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
    • I. Исходные методологические и теоретические предпосылки эмпирического исследования
    • 2. Проблема, предмет и гипотезы эмпирического исследования. Анализ объекта исследования
    • 3. Процедура и методики исследования. Интерпретация основных понятий
  • Глава III. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ВРЕМЕННЫХ ЮНОШЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ
    • I. Анализ содержания межличностной обратной связи на разных этапах становления временного юношеского коллектива. III
    • 2. Параметры формы межличностной обратной связи и их динамика в процессе развития временного юношеского коллектива
    • 3. Некоторые характеристики межличностных отношений в развивающейся юношеской группе и параметры обратной связи: референтноеть и лидерство в сфере межличностной обратной связи
  • ВЫВОДЫ

Специфика обратной связи в межличностном общении (в процессе становления временных юношеских коллективов) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Задача воспитания подрастающего поколения приобретает особое значение на этапе совершенствования развитого социалистического общества. ХШ съезд КПСС поставил перед советской наукой, наряду с другими, задачу сосредоточить усилия на разработке проблем «коммунистического воспитания, всестороннего и гармоничного развития человека, социалистического образа жизни» /2, с. 146/. Решение этой комплексной задачи невозможно без глубокого и всестороннего изучения процесса общения людей, роль которого в человеческой жизни очень велика: в общении человек формируется и проявляется как личность, общение как реализация межличностных отношений тесно связано с социально-психологическим климатом в коллективе, общение вплетено в ткань совместной деятельности людей.

Проблематика общения, занимающая важное место в структуре социально-психологического знания, в настоящее время интенсивно разрабатывается в советской психологии на теоретическом /16, 17, 37, 48, 50, 107, 108, 118, 125, 173, 194, 205, 206/, а также на эмпирическом и прикладном уровнях (см., например: /101, 131, 138, 147, 153, 154, 157/). Психологические исследования общения, разворачивающиеся в нашей стране все более широким фронтом, постепенно охватывают ранее не изучавшиеся явления. К числу малоизученных в социальной психологии явлений относится и такой существенный компонент межличностного общения, как межличностная обратная связь, посредством которой субъекты получают информацию о восприятии их партнерами по деятельности и общению. Дефицит знаний о закономерностях подачи и принятия обратной связи в контексте межличностного общения делает недостаточно обоснованным практическое использование такого мощного рычага воздействия на личность, как обратная связь. Не менее важно и то, что бесперебойная работа канала обратной связи является необходимым условием эффективной организации деятельности и общения.

Таким образом, в теоретическом плане актуальность проблемы исследования определяется логикой развития социальной психологии как науки: изучение звена обратной связи необходимо для более полного охвата феноменологии общения, для выявления роли общения в процессе социализации личности, а также для обеспечения регуляции совместной деятельности и общения.

Освоение проблематики обратной связи представляется не менее значимым и в практическом отношении.

Актуальность темы

исследования обусловлена запросами общественной практики, поставившей, наряду с задачей воспитания нового человека, задачу оптимизации деятельности реальных социальных групп, повышения ее эффективности. Для современного этапа общественного развития характерно усиление роли коллективных форм жизнедеятельности, что нашло яркое отражение в разработке и принятии Верховным Советом СССР Закона СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» /3/. Процесс оптимизации совместной деятельности неразрывно связан с совершенствованием общения и стимулированием процесса коллективообразования. Для успешного протекания всех этих процессов существенна регулирующая роль обратной связи.

Особое место среди реальных групп принадлежит юношеским коллективам, в которых интенсивно происходят процессы социализации, включающие формирующуюся личность в разветвленную систему существующих в обществе социальных связей. Необходимость всестороннего изучения юношеских коллективов вытекает из поставленной ЦК КПСС задачи «улучшить научную разработку актуальных проблем коммунистического воспитания молодежи» /4, с. 9/.

Требование «нового, более широкого подхода к обучению и воспитанию подрастающих поколений» /5, с. 39/ нашло отражение в документах партии и правительства о реформе общеобразовательной и профессиональной школы /5/, а также в постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи» /4/. Реализация этого требования предполагает активное использование закономерностей возрастной, педагогической и социальной психологии, в том числе привлечение данных об особенностях общения в юношеских группах с учетом того, что юношеский коллектив выступает не только как объект, но и как субъект воспитания /136/.

Таким образом, проблема изучения особенностей обратной связи в юношеских группах представляется весьма актуальной как в теоретическом, так и в практическом отношении.

Основная цель исследования состоит в выявлении специфики межличностной обратной связи в условиях реальных юношеских групп, объединенных совместной деятельностью и находящихся в состоянии развития.

В качестве предмета исследования выделены характеристики содержания и формы межличностной обратной связи в реальных развивающихся юношеских группах.

Объектом исследования явились отряды старшеклассников Костромского областного лагеря школьного комсомольского актива «Комсорг» им. лауреата премии Ленинского комсомола А. Н. Лутошкина. Исследованием, проводившимся в 1982 и 1983 годах, было охвачено 14 отрядов (всего 377 человек). Автор исследования работал в составе лагерной психологической службы. Выбор в качестве объекта исследования отрядов лагеря «Комсорг» обусловлен прежде всего исключительной интенсивностью процессов кол-лективообразования в условиях временных юношеских объединений, в силу чего эти объединения являются хорошей моделью для изучения основных закономерностей перехода от номинальной группы к коллективу. Учитывалась также большая роль, которую играют временные объединения в воспитании юношества и, в частности, комсомольского актива /83, 130/.

Основной гипотезой настоящего исследования выступило предположение о том, что характеристики содержания и формы межличностной обратной связи в юношеских группах детерминированы уровнем развития совместной деятельности этих групп. На основании этого общего предположения были сформулированы следующие конкретные гипотезы (с последующим их раскрытием в ряде частных гипотез):

1. В процессе становления юношеской группы как коллектива происходит определенное изменение характеристик содержания и формы межличностной обратной связи в ней.

2. В группах высокого и низкого уровней развития межличностная обратная связь характеризуется специфическими особенностями, которые обнаруживаются как в содержании, так и в форме обратной связи.

3. При рассмотрении характеристик межличностной обратной связи в ходе становления коллектива опосредующим фактором выступает положение коммуникатора обратной связи в системе межличностных отношений в группеособое значение при этом приобретает степень референтности коммуникатора обратной связи для членов группы в качестве источника обратной связи, т. е. его референтометрический статус.

Для проверки выдвинутых гипотез необходимо решить следующие задачи: а) определить уровень развития, достигнутый группами на основных этапах становления коллектива, и выделить группы относительно высокого и относительно низкого уровней развитияб) провести сравнительный анализ особенностей содержания и формы межличностной обратной связи на разных этапах группового развития, а также в группах высокого и низкого уровней развитияв) сравнить особенности содержания и формы межличностной обратной связи коммуникаторов, занимающих различные позиции в структуре межличностных отношений, с учетом уровней развития групп, к которым они принадлежат. В исследовании также предпринята попытка проследить обратное активное воздействие параметров межличностной обратной связи в группах на процесс их развития.

Методологической основой исследования служат принципы марксистской психологической науки, основанные на фундаментальных положениях диалектического и исторического материализма. Важнейшим среди этих принципов является принцип деятельности, разработанный в трудах А. Н. Леонтьева /IIО, III/, а применительно к социальной психологии — в работах Г. М. Андреевой /16, 17/ и А. В. Петровского /150, 151/. В исследовании реализуется развиваемый кафедрой социальной психологии МГУ подход к изучению процессов общения и межличностного восприятия в контексте реальных социальных групп, объединенных общественно значимой совместной деятельностью и находящихся в состоянии развития.

Процедура и методика исследования. При проверке выдвинутых в работе гипотез применена модель лонгитюдного срезового исследования. С помощью единого комплекса методических приемов на каждом из трех основных этапов становления временного юношеского коллектива, описанных Л. И. Уманским.

188/, делался «срез», позволявший получить три блока данных:

1) показатели уровня социально-психологического развития групп;

2) характеристики системы межличностных отношений в группах;

3) характеристики содержания и формы межличностной обратной связи в отрядах. Уровень группового развития определялся с помощью двух методик — методики самодиагностики группы как коллектива А. Н. Лутошкина и методики социально-психологической самоаттестации коллектива Р. С. Немова. Характеристики системы межличностных отношений в отрядах оценивались с использованием социометрической методики, методики шкалирования межличностной приемлемости, а также специальной референтометрической процедуры. Характеристики межличностной обратной связи выявлялись при помощи модифицированной методики Л. А. Петровской. В основе использованных методик лежит метод опроса. При обработке полученных в исследовании данных широко применялся метод контент-анализа.

Научная новизна исследования заключается предце всего в том, что впервые в советской социальной психологии феномен межличностной обратной связи становится предметом специального теоретического анализа и эмпирического изучения. Новым является также рассмотрение межличностной обратной связи в деятельностном контексте, в условиях развивающихся реальных групп. В диссертации, 1фоме того, предпринята попытка анализа феномена межличностной обратной связи с содержательной стороны, наряду с формальной стороной, традиционно находившейся в центре внимания зарубежных исследователейпредлагается способ изучения содержания обратной связи на эмпирическом уровне. В исследовании также выявлена и описана особая позиция личности в группе — позиция лидера обратной связи.

Теоретическое значение работы состоит в выявлении специфики социально-психологического понимания обратной связи, а также в построении концептуальной схемы изучения феномена межличностной обратной связи: рассмотрении его как важной составляющей всех трех сторон процесса общения — коммуникативной, интерактивной и социально-перцептивной.

Практическая значимость работы. На основе полученных в исследовании результатов выработаны практические рекомендации по совершенствованию характеристик межличностной обратной связи, учет которых важен во многих областях общественной практики (воспитании, образовании, здравоохранении, управлении, обслуживании и др.). Проведенное исследование позволило адресовать практические рекомендации в сферу обучения и воспитания и прежде всего — обучения и воспитания школьных комсомольских организаторов. Важность работы в этой области подчеркивается Центральным Комитетом КПСС, призвавшим «повысить эффективность воспитательных усилий комсомола» /4, с. 6/, «обратить особое внимание на работу с комсомольскими кадрами, рассматривая ее как ключевое звено усиления деятельности комсомола» /4, с. 8/.

Поскольку одним из требований реформы общеобразовательной и профессиональной школы является требование «поднять уровень психолого-педагогической подготовки» учительских кадров /5, с. 57/, результаты исследования могут найти применение в учебном процессе — как при изучении студентами педагогических институтов социально-психологических проблем общения, формирования личности, создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, так и в ходе непосредственной практической подготовки будущих педагогов к работе со старшеклассниками в условиях школы и лагерных объединений.

На защиту выносятся следующие положения :

1. Место межличностной обратной связи в структуре общения определяется тем, что она является составляющей всех трех сторон процесса общения — коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

2. При рассмотрении проблематики межличностной обратной связи в контексте реальных социальных групп, объединенных общественно значимой совместной деятельностью и находящихся в состоянии развития, существенным является анализ характеристик содержания межличностной обратной связи, наряду с традиционным анализом характеристик ее формы.

3. Характеристики содержания и формы межличностной обратной связи существенно связаны: со стадией группового развитияс уровнем развития, достигнутым группойс положением коммуникатора обратной связи в системе межличностных отношений в группе.

4. Характеристики межличностной обратной связи, будучи детерминированы параметрами совместной деятельности, лежащей в основе процесса развития группы, в свою очередь оказывают обратное активное воздействие на процесс группового развития.

5. Существует особая позиция личности в группе — позиция лидера межличностной обратной связи, которая определяется высокой реальной активностью данного члена группы как коммуникатора обратной связи в межличностном общении и высокой степенью референт-ности его в качестве источника обратной связи для других членов коллектива.

Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась достаточно большим объемом выборки, апробацией методик на этапе пилотажного исследования, обоснованным применением аппарата математической статистики (использовались модифицированный критерий Стыодента, %-критерий Пирсона, критерий.

Вилкоксона, а также коэффициент ранговой корреляции Спирмена), соотнесением с результатами, полученными в исследованиях других авторов.

Апробация работы. Материалы диссертации были представлены на областной научно-практической конференции «Социально-психологические факторы повышения эффективности идеологической деятельности в свете решений ХХУ1 съезда КПСС» (Ростов-на-Дону, 1982) — на республиканской научно-практической конференции «Внедрение достижений психологии и педагогики в практику работы вуза» (Новосибирск, 1983) — на У1 Всесоюзном съезде Общества психологов СССР (Москва, 1983). Результаты диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях, проводимых Костромским педагогическим институтом им. Н. А. Некрасова на базе областного лагеря школьного комсомольского актива «Комсорг» (Кострома, 1982, 1983) — на конференции молодых ученых факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова «Методологические и теоретические проблемы современной психологии» (Москва, 1983). Диссертация обсувдалась на заседании кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва, 1984).

Внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли практическое применение в организации воспитательного процесса в Костромском областном лагере школьного комсомольского актива «Комсорг», а также используются в учебном процессе на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносовацж чтении общего курса лекций по социальной психологии и спецкурса «Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга» .

Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 печатных работ, I работа депонирована, 2 работы сданы в печать.

— 13.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и практических рекомендаций, изложенных на 190 страницах машинописного текставключает список литературы, содержащий 253 наименования, и приложения (общий объем — 292 страницы). Работа иллюстрирована 34 таблицами и 5 рисунками.

ВЫВОДЫ.

1. Межличностная обратная связь может быть рассмотрена как составляющая всех трех сторон процесса общения: коммуникативной, поскольку содержит информацию, сведения о партнере по деятельности и общению, адресованные ему самомуинтерактивной, поскольку регулирует процесс межличностного взаимодействияперцептивной, поскольку является предпосылкой, механизмом и продуктом социальной перцепции.

2. При рассмотрении проблематики межличностной обратной связи в развивающихся реальных группах, объединенных совместной деятельностью, необходим анализ характеристик содержания межличностной обратной связи, наряду с традиционным анализом характеристик ее формы. Характеристики содержания и формы межличностной обратной связи оказываются существенно связанными: со стадией группового развития, с достигнутым группой уровнем развития, с положением коммуникатора обратной связи в системе межличностных отношений в группев исследовании зафиксированы также факты обратного активного воздействия характеристик межличностной обратной связи на процесс группового развития.

3. Анализ содержания межличностной обратной связи в развивающихся юношеских группах показал, что: а) наиболее широко представленной в обратной связи и наиболее значимой для временных юношеских групп на всех этапах их существования является «личная» сфера, отражающая интенсивное становление самосознания в ранней юностиб) в ходе становления юношеских групп существенно возрастает значимость в их обратной связи сферы интимно-личностного общения, что также обусловлено спецификой возраста, одновременно.

— 183 в обратной связи юношеских групп существенно снижается удельный вес характеристик внешнего облика, причем в группах, достигших относительно высокого уровня развития, характеристики внешности упоминаются реже, чем в группах, уровень развития которых относительно невысокв) в процессе коллективообразования происходит гармонизация межличностной обратной связи по параметрам содержания, т. е. в обратной связи отражается большее число сфер проявлений ее адресата, причем степень гармонизации обратной связи определяется как достигаемым группой уровнем развития, так и опытом подачи обратной связи конкретному адресату.

4. Результаты проведенного исследования показали, что форма обратной связи — более устойчивая характеристика, по сравнению с содержанием: интенсивный процесс группового развития сопровождается менее выраженными изменениями в формальной структуре межличностной обратной связи членов группы. Установлено, что: а) в начале становления группы в формальной структуре межличностной обратной связи преобладающей является категория оценочно-атрибутивных суждений, в дальнейшем уравновешиваемая категорией автодескрипцииб) межличностная обратная связь на всем протяжении существования временных юношеских коллективов имеет преимущественно позитивную эмоциональную окраскув) независимо от стадии группового развития в обратной связи коммуникаторов-юношей преобладающими являются оценочно-атрибутивные суждения, обратную связь коммуникаторов-девушек характеризует тенденция к преобладанию автодескриптивных суждений, причем аргументированность обратной связи у девушек существенно выше, чем у юношей. Выявлены и описаны различные стили реагирования на неблагополучие в межличностных отношениях определенной трансформацией формальной структуры меж.

— 184 личностной обратной связи, характеризующие «групповую индивидуальность» как на уровне отрядов в целом, так и на уровне подгрупп по признаку пола и степени референтности в группе коммуникатора обратной связи. Поскольку установлено, что по ряду характеристик (в первую очередь специфичности, аргументированности, развернутости) межличностная обратная связь в становящихся юношеских группах не отвечает психолого-педагогическим условиям конструктивности обратной связи, а также зафиксирован факт недостаточной развитости в изучаемых группах целого ряда частных форм взаимоотношений (в первую очередь характеризующих параметры контактности, информированности и сплоченности в области межличностных отношений, на фоне высокой развитости собственно коллективных форм взаимоотношений по названным параметрам), в диссертации обосновывается необходимость организации специальной работы, направленной на повышение социально-психологической компетентности старшеклассников-организаторов в межличностных отношениях, включая обучение школьников коммуникативным умениям в сфере межличностной обратной связи и корректировку сложившихся у них в этой сфере коммуникативных навыков.

5. В ходе исследования выявлена особая позиция личности в группе — позиция лидера межличностной обратной связи, которая определяется высокой реальной активностью этого члена группы как коммуникатора обратной связи в межличностном общении и высокой степенью референтности его в качестве источника обратной связи для других членов временного юношеского коллектива. Положение лидера обратной связи в системе межличностных отношений в юношеской группе является благоприятным, причем особенно высок его социометрический статус по деловому критерию. Установлено, что:

— 185 а) по мере развития юношеской группы число лидеров обратной связи в ней увеличивается, причем в группах, достигающих относительно высокого уровня развития, лидеров обратной связи больше, чем в группах, относительно менее развитыхб) лидеры обратной связи адекватно оценивают членов своей группы, причем их оценки, изначально более критичные, чем средние по лагерю, оказываются точными и стабильнымив) в обратной связи лидеров групп низкого уровня развития нагляднее, чем в обратной связи по отряду в целом, отразились существующие в нем неблагополучия, связанные, в первую очередь, с недооценкой значимости групповой деятельности и недостатками ее организацииг) по основным характеристикам межличностной обратной связи лидеры юношеских групп являются не столько образцом для других членов группы, сколько выразителями и носителями среднелагерной нормы в сфере подачи обратной связи.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНИЗАТОРАМ ЛАГЕРЕЙ.

МОЛЬНОГО КОМСОМОЛЬСКОГО АКТИВА1.

1. Осуществляя управление процессом коллективообразования во временных юношеских объединениях, следует уделять большее внимание становлению межиндивидуальных отношений в них: наряду с успешно проводимой в лагерях комсомольского актива работой, ориентированной на осмысление различных сторон жизни коллектива в целом, необходима организация специальной работы, направленной на осмысление нравственных основ межиндивидуальных отношений, выработку адекватных критериев оценки отдельных свойств личности членов коллектива, достижение более полного и глубокого знания свойств характера, привычек и склонностей товарищей, т. е. организация работы по повышению социально-психологической компетентности старшеклассников. Такая практика представляется необходимой для повышения эффективности организаторской деятельности старшеклассников в целом, и осуществления индивидуального подхода при руководстве коллективом сверстников, в частности.

2. Начальным этапом на этом пути должно быть обучение инструкторского состава лагеря способам подачи конструктивной обратной связи, поскольку члены отрядов воспроизводят стиль общения (и в частности, стиль подачи обратной связи), характерный для инструктора (названный в исследовании феноменом «эхо»). Кроме того, инструкторы должны быть готовы к осуществлению работы по оптимизации функционирующей в группе системы межличностной обратной связи. т.

Выработанные на основании результатов эмпирического исследования практические рекомендации могут оказаться полезными также педагогам, работающим со старшеклассниками (в первую очередь, организаторам внеклассной работы и классным руководителям).

3. Одной из важных сторон работы со старшеклассниками — организаторами по повышению эффективности межличностной обратной связи, источником которой они выступают в общении со сверстниками, -является обучение и воспитание старшеклассников как субъектов обратной связи. Поскольку подача межличностной обратной связи есть своеобразный «речевой поступок», важно, чтобы коммуникаторы обратной связи осознавали ответственность за его последствия. Необходимо воспитывать у старшеклассников-комсоргов диалогический стиль общения со сверстниками, учить их не преподносить партнеру готовые оценки и выводы о нем, а давать ему исходный материал (в виде описания поведения партнера и своих чувств по поводу его поведения) для построения вывода самим адресатом.

4. Не менее важной стороной работы является налаживание и корректировка функционирования системы межличностной обратной связи непосредственно в отрядах и лагере комсомольского актива в целом. Необходимо обеспечивать поступление разносторонней, специфичной, аргументированной обратной связи в адрес каждого члена отряда и своевременно корректировать неадекватные способы ее подачи. Существенным условием такой корректировки является поступление «обратной связи по поводу обратной связи» (источником ее должен выступать прежде всего инструктор).

5. Могут быть использованы разнообразные формы работы по повышению компетентности старшеклассников в сфере межличностной обратной связи: доступная лекция (например, о целях и ценностях человеческого общения, способах воздействия в процессе общения), беседа о нормах повседневного общения, своеобразный психологический практикум с анализом конкретных ситуаций и ролевой игрой, при этом необходимо делать акцент не только на подаче конструктивной обратной связи, но и на ее принятии.

— 191.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23.
  2. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -223 с.
  3. Закон Союза Советских Социалистических Республик «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями». М.: Юрид. лит., 1984. — 16 с.
  4. О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи. -Коммунист, 1984, Je II, с. 3−9.
  5. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. — 112 с.
  6. B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 144 с.
  7. Э.Г. Подготовка к общению при помощи видеотренинга. В кн.: Проблемы подготовки к общению /Под ред. Х.Й.Лий-метса и др. — Таллин, 1979, с. 31−40.
  8. Э.Г., Миккин Х. Х. О применении видеотренинга при обучении навыкам общения продавцов. В кн.: Человек. Среда. Общение /Отв. ред. Х. Миккшъ, — Таллин, 1980, с. 90−105.
  9. Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. -М.: Знание, 1980. 96 с.
  10. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. М.: Педагогика, 1984. — 297 с.
  11. .Г. О проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977. 380 с.- 192
  12. .Г. Психология педагогической оценки. В кн.: Б. Г. Ананьев. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. П /Под ред. А. А. Бодалёва и др. — №.: Педагогика, 1980, с. 128−271.
  13. Г. М. К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции. Вопросы психологии, 1977, J? 2, с. 3−14.
  14. Г. М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии. Вопросы психологии, 1979, J6 6, с. 26−38.
  15. Г. М. Принцип деятельности и построение системы социально-психологического знания. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1980, № 4, с. 3−13.
  16. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 416 с.
  17. Г. М. По материалам съезда психологов, (Симпозиум «Психология межличностного познания»), Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1984, № I, с. 3−5.
  18. Г. М., Агеев B.C. К вопросу о методах изучения межличностного восприятия в группе. В кн.: Методы исследования межличностного восприятия: Спецпрактикум по социальной психологии- IS3
  19. Под ред. Г. М. Андреевой, В. С. Агеева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984, с. 3-II.
  20. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. — 271 с.
  21. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избранные труды. М.: Наука, 1978. — 400 с.
  22. Э.Э. Исследование проблемы речевого взаимодействия на уроке в некоторых зарубежных странах. В кн.: Измерения в исследовании проблем воспитания. — Тарту, 1973, с. 154−170.
  23. Л.И. 0 динамическом подходе к психологическому изучению личности. Психологический журнал, 1981, т. 2, № 2, с. 8−18.
  24. Е.Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. — 206 с.
  25. М.Ю., Петровская Л. А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком. В кн.: Психология межличностного познания /Под ред. А. А. Бодалёва. — М.: Педагогика, 1981, с. 42−53.
  26. Т.В. Теория речевого общения в трудах М.М.Бахтина и Л. С. Выготского. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1984, № 3, с. 3−13.
  27. Ф.В. О «силе Я» и «психологической защите». -Вопросы философии, 1969, № 2, с. II8-I25.
  28. Н.В. Шкала приемлемости как метод изучения взаимоотношений. В кн.: Человек и общество. Вып. 7.-Л, 1970, с. 98−103.
  29. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. -М.: Сов. Россия, 1979. 320 с.
  30. С.П. Особенности оценочного стиля личности. Автореф. дис. канд. психол. наук. Л.: 1982. — 15 с.
  31. Н.Н., Данилин К. Е. Спецпрактикум по социальной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 59 с. ^
  32. Н.Н., Петровская Л. А. 0 методах активной социально-психологической подготовки. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1977, № I, с. 53−61.
  33. А.А. 0 разработке психологии познания людьми друг друга. Психологический журнал, 1980, т. I, № I, с. 21−29.
  34. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Йзд-во Моск. ун-та, 1982. — 200 с.
  35. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  36. А.А. Об одном из направлений изучения личности в общении в настоящее время. В кн.: А. А. Бодалёв. Личность и общение: Избранные труды. -М.: Педагогика, 1983, с. 35−54.
  37. А.А. Общение и формирование личности. В кн.: А. А. Бодалёв. Личность и общение: Избранные труды. -М.: Педагогика, 1983, с. 77−84.
  38. А.А. Проблема общения в трудах В.Н.Мясищева. -В кн.: А. А. Бодалёв. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983, с. 27−34.
  39. А.А., Ломов Б. Ф., Матюшкин A.M. Психологическая наука реформе школы. — Вопросы психологии, 1984, № 3, с. 12−24.
  40. А.А., Обозов Н. Н., Столин В. В. О службе семьи. Психологический журнал, 1981, т. 2, № 4, с. 91−99.
  41. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. ГЛ.: Просвещение, 1968. -464 с.
  42. Л.И., Славина Л. С. Случаи неправильных взаимоотношений ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности. Вопросы психологии, 1976, № I, с. I3I-I39.
  43. В.В., Ковалёв А. Г., Панфёров В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. -207 с.
  44. Т.Н. Педагогический такт. М.: Учпедгиз, 1961. — 79 с.
  45. А.А. О проблеме коммуникации. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975, с. 165−182.
  46. А.В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). -М.: Мысль, 1979. 230 с.
  47. Л.П. Общественные отношения и общение. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1975, с. 136−150.
  48. Н. Кибернетика и общество /Пер. с англ. Общ. ред. Э. Я. Кольмана. М.: Изд-во иностр. лит., 1958. — 200 с.
  49. Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. 2-е изд. — М.: Наука, 1983. — 343 с.
  50. В.В. Психология взаимных оценочных отношений учителей и учащихся старшего школьного возраста. Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1981. — 23 с.
  51. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1979. — 287 с.
  52. Л.С. Мышление и речь. В кн.: Л. С. Выготский. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии /Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1982, с. 5−361.
  53. Л.С. История развития высших психических функций. В кн.: Л. С. Выготский. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики /Под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983, с. 5−328.- 197
  54. Л. С. Педология подростка. Избранные главы. -В кн.: Л. С. Выготский. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология /Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984, с. 5−242.
  55. Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей (в помощь учителю). Вопросы психологии, 1984, 16 I, с. 58−66.
  56. О.С., Матвеев В. Ф. Педагогика в пионерском лагере: Из опыта работы Всероссийского п/л «Орленок». М.: Педагогика, 1982. — 96 с.
  57. Дк., Стэнли Да. Статистические методы в педагогике и психологии /Пер. с англ. Общ. ред. Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  58. Л.Я. Теоретические предпосылки и методы эмпирического исследования межличностной атракции. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1983. — 24 с.
  59. Горбатенко А, С. Социально-психологическое исследование отношения к новому члену группы. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1980. — 20 с.
  60. А.С. Социально-психологические детерминанты включения нового индивида в группу. Вопросы психологии, 1982, IS 3, с. 99−104.
  61. Н.И. Психологические проблемы общения учителя- 198 с подростком. Вопросы психологии, 1984, J& 2, с. 99−106.
  62. Е.М., Ефимова О. И. Межличностное восприятие и процессы социализации в учебно-воспитательных коллективах. В кн.: Межличностное восприятие в группе /Сод ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981, с. 232−251.
  63. Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга: Учеб. пособие. -Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1983. 103 с.
  64. О.В. Особенности настроения личности в юношеских группах. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1982. — 17 с.
  65. Ю.М. Методические проблемы исследования межличностного восприятия в группе. В кн.: Межличностное восприятиев группе /Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981, с. 45−67.
  66. Ю.М. Точность и дифференцированность межличностного восприятия. Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1982. -20 с.- 199
  67. Е.М. Особенности лидерства в развитии контактной группы как коллектива. В кн.: Педагогические аспекты социальной психологии: Тезисы республиканской научно-теоретической конференции /Отв. ред. Я. Л. Коломинский. — Минск, 1978, с. 21−22.
  68. .В., Братусь B.C. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. -169 с.
  69. В.Е. Система отношений и взаимоотношений учащихся ПТУ. Психологический журнал, 1981, т. 2, № 5, с. I3I-I36.
  70. Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни. Вопросы психологии, 1983, № 3, с. 83−89.
  71. Т.Е. Изучение индивиду ально-^личностных особенностей членов дружеских пар. Психологический журнал, 1981, т. 2, № 5, с. 164−165.
  72. А.Г. Исследование динамики коллективообразования в юношеских группах (на материале лагерей комсомольского актива школ и ПТУ). Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1980. — 18 с.- 200
  73. А.Г., Ижицкий В. П. Летние объединения старшеклассников. М.: Знание, 1984. — 80 с.
  74. А.И. Опыт построения психологической теории управления. Психологический журнал, 1981, т. 2, № 4, с. 21−32.
  75. Клаус Р.-К. Анализ взаимодействия как возможный метод изменения характера общения учителя-практиканта на уроке. В кн.: Проблемы подготовки к общению /Под ред. Х. Й. Лийметса и др. — Таллин, 1979, с. 41−48.
  76. Г. А. «Активное социальное обучение» как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1980. — 20 с.
  77. М.А., Петровская Л. А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии. Вопросы психологии, 1982, № 2, с. 140−146.
  78. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. (Общие и возрастные особенности). Минск: Изд-во ЕГУ им. В. И. Ленина, 1976. — 350 с.
  79. Я.Л. Актуальные проблемы педагогической социальной психологии. В кн.: Педагогические аспекты социальной психологии: Тезисы республиканской научно-теоретической конференции /Отв. ред. Я. Л. Коломинский. — Минск, 1978, с. 24−26.
  80. Я.Л. Возрастная и педагогическая социальная- 201 психология в свете проблем воспитания. В кн.: Прикладные проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1983, с. 255−270.
  81. Я.Л. Дифференциация социальной психологии и проблемы воспитания. Вопросы психологии, 1983, № 2, с. 60−67.
  82. Я.Л., Березовин Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии, М.: Знание, 1977. — 63 с.
  83. Я.Л., Оловникова Н. Г. Исследование взаимоотношений учителей и учащихся в социальной и педагогической психологии ГДР. Вопросы психологии, 1982, J? 2, с. 86−91.
  84. Л.Э. Ценностные ориентации личности в коллективах разного уровня развития. Автореф. дис. канд. психол. наук. • ГЛ., 1983. 23 с.
  85. Кон Й. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  86. Кон И. С. Дружба. Этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 1980. — 255 с.
  87. Кон Й. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
  88. Кон И. С. Категория «Я» в психологии. Психологический журнал, 1981, т. 2, Л 3, с. 25−38.
  89. М.Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей. Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1983. 28 с.
  90. С.В. Психолого-педагогические проблемы общения: Учеб. пособие. Гродно, 1982. — 66 с.
  91. И. Влияние оценки и гласности результатов социалистического соревнования на социально-психологический климат коллектива. В кн.: Социально-психологический климат коллектива: Теория и методы изучения. — М.: Наука, 1979, с. 76−82.
  92. П. Некоторые аспекты подготовки учителя к взаимодействию с учащимися. В кн.: Проблемы подготовки к общению /Под ред. Х. Й. Лийметса и др. — Таллин, 1979, с. 21−30.
  93. А. А. Межличностное оценивание в малых группах. -Киев: Наукова думка, 1982. 159 с.
  94. Н.В. Некоторые проблемы и перспективы развития психологии сферы обслуживания. Психологический журнал, 1981, т. 2, гё 5, с. 122−130.
  95. В.П. Психология семейного воспитания. Психологический журнал, 1981, т. 2, № 6, с. I07-II7.
  96. А.А. Психология общения: Учеб. пособие. Тарту, 1974. — 219 с.
  97. А.А. Общение как объект психологического исследования. В нн.: Методологические проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1975, с. 106−123.
  98. А.А. Педагогическое общение. -М.: Знание, 1979. 48 с.
  99. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  100. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: йзд-во Моск. ун-та, 1981. — 584 с.
  101. А.Н. 0 дальнейшем психологическом анализе деятельности. -В кн.: А. Н. Леонтьев, Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. П. -М.: Педагогика, 1983, с. 247−250.
  102. ИЗ. Леонтьев А. Н. Психологическое исследование речи. В кн.: А. Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I. -М.: Педагогика, 1983, с. 65−75.
  103. Й. Процесс и структура человеческого учения /Пер. с чешского. М.: Прогресс, 1970. — 685 с.- 203
  104. Э.Э. Социальная психология торговли. М.: Экономика, 1981. — 152 с.
  105. Э.Э. Психологические аспекты взаимопонимания. (Прогнозирование в процессе общения). Л.: Знание, 1982. -36 с.
  106. А.И. Самооценка школьника. -М.: Знание, 1976.- 64 с.
  107. .Ф. Общение как проблема общей психологии. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. ~М.: Наука, 1975, с. 124−135.
  108. А.Р. Язык и сознание /Под ред. Е. Д. Хомской. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 320 с.
  109. А.Н. «Цветопись» как прием эмпирического изучения психологического климата коллектива. В кн.: Социально-психологический климат коллектива: Теория и методы изучения. -М.: Наука, 1979, с. 162−175.
  110. А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1981. — 208 с.
  111. Н.Ю. Оценочная деятельность учителя ж формирование самооценки школьника. Вопросы психологии, 1983, № 5, с. 42−47.
  112. B.C. Индивидуальный стиль общения. Психологический журнал, 1982, т. 3, № 4, с. 26−36.
  113. Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие /В.Л.Маршцук, Ю. М. Бяудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. -М.: Просвещение, 1984. 191 с.
  114. В.Ф., Ткачёва Н. Ю. Проблема периодизации разви- и тия личности в психологии: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 84 с.
  115. С.К. Понимание и оценка учителями факторов, определяющих взаимоотношения учителя с учащимися. В кн.: Личность в системе общественных отношений. Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества.
  116. Ч. 4: Тезисы научных сообщений советских психологов к У1 Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. Москва, 1983, с. 251−252.
  117. А.В. 0 подготовке школьников к общению. В кн.: Проблемы подготовки к общению /Под ред. Х. Й. Лийметса и др. -Таллин, 1979, с. 9−17.
  118. А.В. 0 воспитании старшеклассников: Книга для классных руководителей. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
  119. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
  120. К. Психология ответственности /Под ред. В. Е. Семенова. Л.: Наука, 1983. — 240 с.
  121. Р.С. Методика комплексной многофакторной оценки- 205 социально-психологического климата коллектива. В кн.: Актуальные проблемы формирования и воспитания активности. — Рига, 1979, с. 137−139.
  122. Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984. — 200 с.
  123. А.И. Влияние организации совместной деятельности и общения на развитие временных юношеских коллективов. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1982. — 17 с.
  124. Л.И., Куракин А. Т. Педагогическая концепция детского коллектива. Актуальные проблемы. Вопросы психологии, 1983, В 5, с. 9−18.
  125. А.Н. Психологические проблемы службы семьи и брака. Вопросы психологии, 1984, № 3, с. I04-II0.
  126. Общение как предает теоретических и прикладных исследований: Тезисы Всесоюзного симпозиума 29−31 марта 1973 г. /Под ред. А. А. Бодалёва. Л., 1973. — 200 с.
  127. В.И. Структура межличностных отношений. (Методика и математические методы исследования). Киев: Наукова думка, 1975. — 127 с.
  128. .Д. Психологический барьер и его природа. -В кн.: Социальная психология и философия. Вып. 3 /Под ред. Б. Д. Парыгина. Л., 1975, с. 3−13.
  129. .Д. Научно-техническая революция и личность.- 206
  130. Социально-психологические проблемы. М.: Политиздат, 1978. -240 с.
  131. .Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения /Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1981. 192 с.
  132. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании.
  133. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 177 с.
  134. Л.А. Обратная связь как феномен социально-перцептивных процессов в группе. В кн.: Межличностное восприятие в группе /Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981, с. 152−168.
  135. Л.А. Социально-психологический тренинг как способ оптимизации социально-перцептивных процессов в группе.
  136. В кн.: Межличностное восприятие в группе /йод ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981, с. 270−287.
  137. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 168 с.
  138. Л.А., Соловьёва О. В. Обратная связь в межличностном общении. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1982, № 3, с. 9−18.
  139. Л.А., Спиваковская А. С. Воспитание как общение-диалог. Вопросы психологии, 1983, В 2, с. 85−89.
  140. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М.: Политиздат, 1982. 255 с.
  141. А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М.: Педагогика, 1984. — 272 с.- 207
  142. JI.A. Принцип обратной связи. (Некоторые философские и методологические проблемы управления). М.: Мысль, 1967. — 276 с.
  143. Проблема общения в психологии /Отв. ред. Б. Ф. Ломов. -М.: Наука, 1981. 280 с.
  144. Проблемы подготовки к общению /Под ред. Х. Й. Лийметса и др. Таллин, 1979. — 107 с.
  145. Психологическая теория коллектива /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — 239 с.
  146. Психолого-педагогические проблемы общения /Под ред. А. А. Бодалева. М., 1979. — 161 с.
  147. А.А. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента. Вопросы психологии, 1983, В 5, с. 58−60.
  148. Г. Я. Психология познания как самостоятельное направление исследований. В кн.: Зарубежные исследования по психологии познания: Сборник аналитических обзоров. — М., 1977, с. 13−61.
  149. С.К. Западная психология как инструмент идеологии и политики. М.: Наука, 1980. — 303 с.
  150. С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. /Отв. ред. Е. В. Шорохова. -М.: Педагогика, 1976. 416 с.- 208
  151. Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1981. — 128 с.
  152. Л.И., Соловьёва А. Е. Психология самовоспитания: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1982. — 143 с.
  153. Ш. В. Особенности познания людьми друг друга в условиях совместной деятельности (на материале производственных коллективов промышленного предприятия). Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1980. — 24 с.
  154. В.Ф. Динамика взаимооценки и самооценки морально-волевых черт старшеклассников в зависимости от степени их внушаемости. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1969. — 25 с.
  155. А.Л. Руководитель: слово и дело. (Социально-психологические аспекты). М.: Политиздат, 1983. — 159 с.
  156. Г. Стресс без дистресса /Пер. с англ. Общ. ред. Е. М. Крепса. М.: Прогресс, 1979. — 126 с.
  157. В.Е. Контент-анализ как метод изучения общения. В кн.: Общение как предмет теоретических и прикладных исследований: Тезисы Всесоюзного симпозиума 29−31 марта 1973 г. /Под ред. А. А. Бодалёва. — Л., 1973, с. 145−146.
  158. В.Е. Качественно-количественный анализ документов. В кн.: Методы социальной психологии /Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семёнова. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1977, с. 43−60.
  159. Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.214 с.
  160. Л.С. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 1966. — 150 с.
  161. В.М. О природе человеческого общения. (Опыт философского анализа). Фрунзе: Мектеп, 1974. — 147 с.
  162. О.В. Обратная связь как фактор педагогического воздействия. В кн.: Внедрение достижений психологии и педагогики в практику работы вуза. Тезисы докладов научно-практической конференции, 14−15 октября 1983 г. — Новосибирск, 1983, с. 119.
  163. О.В. Методика изучения межличностной обратной связи. В кн.: Методы исследования межличностного восприятия: Спецпрактикум по социальной психологии /Под ред. Г. М. Андреевой, В. С. Агеева. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984, с. 12−23.
  164. Социально-психологический климат коллектива: Спецпрактикум по социальной психологии /Под ред. Ю. М. Жукова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 77 с.
  165. В.И. Об употреблении в психологии понятий «обратная связь» и «информация». Вопросы психологии, 1979,5, с. 122−126.
  166. В.В. Психологические основы семейной терапии. -Вопросы психологии, 1982, 16 4, с. I04-II5.
  167. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 284 с.
  168. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения /Пер. с англ. Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984. — 472 с.
  169. И.В. Психология педагогического такта. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1966. — 280 с.
  170. Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1972. — 429 с.
  171. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. 343 с.
  172. O.K. Психология мышления: Учеб. пособие. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 272 с.
  173. Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива. В кн.: Коллектив и личность. — М.: Наука, 1975, с. 77−87.
  174. Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов. В кн.: Методология и методы социальной психологии. — М.: Наука, 1977, с. 54−71.
  175. Л.И. Психология самоуправляемости контактной группы как коллектива. В кн.: Педагогические аспекты социальной- 211 психологии: Тезисы республиканской научно-теоретической конференции /Отв. ред. Я. Л. Коломинский. Минск, 1978, с. 45−47.
  176. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: Учеб. пособие. -М.: Просвещение, 1980. 160 с.
  177. Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. Вопросы психологии, 1983, № I, с. 33−42.
  178. А.У. Смысловая структура публичного выступления. (Об объекте смыслового восприятия). Вопросы психологии, 1978, В 4, с. 84−95.
  179. А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий. В кн.: Психолого-педагогические проблемы общения /Под ред. А. А. Бодалёва. -М., 1979, с. 17−35.
  180. А.У. Руководитель, его личность и деятельность. -М.: Знание, 1981. 64 с.
  181. М., Вулф Д. Непараметрические методы статистики /Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1983. — 518 с.
  182. Л.П. Межличностное восприятие и проявления действенной эмоциональной идентификации в юношеских группах. Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1980. 24 с.
  183. И.И. Проблема самосознания в психологии. -М.: Наука, 1977. 144 с.
  184. Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: Педагогика, 1982. — 207 с.
  185. Н.М. Динамика мотивов межличностных выборов на / различных этапах группового развития. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1978. — 20 с.
  186. Т. Социальная психология /Пер. с англ. Общ. ред. Г. В. Осипова. М.: Прогресс, 1969. — 534 с.- 212
  187. Н.Б., Гостев А. А. Некоторые вопросы психологической службы знакомства и семьи. Психологический журнал, 1981, т. 2, гё 6, с. II8-I24.
  188. Т.О. Организация психолого-педагогической службы в лагере школьного комсомольского актива. Дипл. работа. Костромской педагогич. ин-т. Кострома, 1982. — 84 с.
  189. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. ГЛ.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 158 с.
  190. .В. Социальная психология (проблемы и задачи). В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1975, с. 3−16.
  191. Е.В. Социально-психологическое понимание личности. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1975, с. 63−71.
  192. Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1979. -152 с.
  193. Е.А. Психологическая характеристика личности старшеклассника. Вопросы психологии, 1982, № 5, с. 72−79.
  194. Е.А. Психологические закономерности развития личности в старшем школьном возрасте. Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1982. — 38 с.
  195. Е.В. Исследование явления референтности в системе межличностных отношений. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1979. — 21 с.
  196. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии, 1971, J& 4, с. 6−20.- 213
  197. Д.Б., Коссаковски А. Основные этапы психического развития. Б кн.: Педагогика /Под ред. О. А. Абдулиной и др. — ГЛ.: Просвещение, 1978. — с. 79−92.
  198. A.M. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межличностных суждений. Вопросы психологии, 1983, № 2, с. I06-II2.
  199. В.А. Социологическое исследование. (Методология, программа, методы). М.: Наука, 1972. — 239 с.
  200. Н.Д. Некоторые методические аспекты социально-психологического тренинга. В кн.: Психология познавательной деятельности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978, с. 92−99.
  201. Annett J. Feedback and human behaviour. Harmonds-worth: Penguin Books, 1969. — 196 p.
  202. Archibald W.P., Cohen R.L. Self-presentation, embarrassment. and facework as a function of self-evaluation, conditions of self-presentation, and feedback from others. Journal of Personality and Social Psychology, 1971, vol. 20, N 3, p. 287−297.
  203. Argyle M. The psychology of interpersonal behaviour. -L.: Penguin Books, 1972. 280 p.
  204. Aronson E., Turner J.A., Carlsmith J.M. Communicator credibility and communication discrepancy as determinants of opinion change. Journal of Abnormal and Social Psychology, 1963, vol. 67, N 1, p. 31−36.
  205. Bach G.R. Constructive aggression in growth groups. -In: The group as agent of change /Ed. by A. Jacobs, W.W.Sprad-lin. N.Y.: Behavioral Publications, 1974, p. 116−150.
  206. Blumberg A., Golembiewski R.T. Learning and change in groups. Harmondsworth: Penguin Books, 1976. — 208 p.
  207. Brammer L.M. The helping relationship: Process and skills. Englewood Cliffs (N.J.): Prentice-Hall, 1979- - VI, 170p.
  208. Christie R., Lindauer P. Personality structure. Annual Review of Psychology, 1963, vol. 14, p. 201−230.
  209. Douglas T. Groupwork practice. L.: Tavistock publications, 1979. — 217 p.
  210. Flanders N.A. Teacher influence, pupil attitudes, and achievement. Washington: Gov. printing off., 1965. — IX, 126 p.
  211. Gibb J.R. Climate for trust formation. In: T-group theory and laboratory method / Ed. by L.P.Bradford et al. -N.Y.: Wiley, 1964, p. 279−309.
  212. Giffin K., Patton B.R. Personal communication in human relations. Columbus (Ohio): Merrill, 1974. — X, 173 p.
  213. Goffman E. The presentation of self in everyday life. -N.Y.: Anchor books, 1959. XII, 259 p.
  214. Harvey O.J., Kelley H.H., Shapiro M.M. Reactions to unfavourable evaluations of the self made by other persons. -Journal of Personality, 1957, vol. 25, N 4, p. 393−411.
  215. Hill W.F. Sources of evaluative reinforcement. Psychological Bulletin, 1968, vol. 69, N 2, p. 132−146.
  216. Hocking B.C. Patterns of feedback and distress in group development. In: Dissertation Abstracts International, 1977, vol. 37, p. 4143−4144-B.
  217. Jacobs A. The use of feedback in groups. In: The group as agent of change / Ed. by A. Jacobs, W.W.Spradlin. -N.Y.: Behavioral Publications, 1974, p. 408−448.
  218. Kaplan jjR.E. Open interaction: Form, function and feasibility. In: Advances in experiential social processes. Vol. 1 / Ed. by C.L.Cooper, C.P.Alderfer. — N.Y.: Wiley, 1978, p. 89−110.- 215
  219. Lennimg S.-A. A classification of experimental social processes: A European perspective. In: Advances in experiential social processes. Vol. 1 / Ed. by C.L.Cooper, C.P.Alderfer.- N.Y.: Wiley, 1978, p.29−38.
  220. Lewin K. Field theory in social science: Selected theoretical papers. N.Y.: Harper, 1964. — XX, 346,8 p.
  221. Luft J. Of human interaction. Palo Alto (Cal.): National Press Books, 1969. — 8,177 p.
  222. Mosher D.L. Approval motive and acceptance of «fake» personality test interpretations which differ in favorability. -Psychological Reports, 1965, vol. 17, N 2, p. 395−402.
  223. Oberhoff B. Akzeptanz von interpersonellem Feedback: Eine empirische Untersuchung zu verschiedenen Feedback-Formen. Inaug. Munster, 1978. — 188 S.
  224. Rosen G.M. Effects of source prestige on subjects1 acceptance of the Barnum Effect: Psychologist versus astrologer. -Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1975, vol. 43,1. N 1, p. 95.
  225. Schmuck R.A. Peer consultation for school improvement. -In: Advances in experiential social processes. Vol. 1 / Ed. by C.L.Cooper, C.P.Alderfer. -N.Y.: Wiley, 1978, p. 137−159.
  226. Schoeneman T.J. Reports of the sources of self-knowledge.- Journal of Personality, 1981, vol. 43, N 3, p. 284−294.- 216
  227. Secord P.P., Backman C.W. Ail interpersonal approach to personality. In: Progress in experimental personality research / Ed. by B.A.Maher. — N.Y.: Academic Press, 1965, vol. 2, p.91−125.
  228. Shrauger J.S., Lund A.K. Self-evaluation and reactions to evaluations from others. Journal of Personality, 1975, vol. 43, N 1, p. 94−108.
  229. Silverman I. Self-esteem and differential responsiveness to success and failure. Journal of Abnormal and Social Psychology, 1964, vol. 69, N 1, p. 115−119.
  230. Stanford G., Roark A. Human interaction in education. -Boston: Allyn and Bacon, 1974. IX, 308 p.
  231. Steele P. The open organization. The impact of secrecy and disclosure on people and organizations. Reading (Mass.): Addison-Wesley, 1975- - XIV, 204 p.
  232. Tesser A., Rosen S., Tesser M. On the reluctance to communicate undesirable messages (the MUM effect): A field study. Psychological Reports, 1971, vol. 29, N 2, p. 651−654.
  233. Ulrich R.E., Stachnik T.J., Stainton N.R. Student acceptance of generalized personality interpretations. Psychological Reports, 1963, vol. 13, N 3, p. 831−834.
  234. Walter G.A. Experiencing Video Tape. In: Advances in experiential social processes. Vol. 1 / Ed. by C.L.Cooper, C.P.Alderfer. — N.Y.: Wiley, 1978, p. 67−88.
  235. Weisberg P. Student acceptance of bogus personality interpretations differing in level of social desirability. -Psychological Reports, 1970, vol. 27, N 3, p. 743−7/4−6.
  236. Wiener M., DeVoe S., Runbinow S., Geller J. Nonverbal behavior and nonverbal communication. Psychological Review, 1972, vol. 79, N 3, p. 185−214.
Заполнить форму текущей работой