Специфика обратной связи в межличностном общении (в процессе становления временных юношеских коллективов)
185 а) по мере развития юношеской группы число лидеров обратной связи в ней увеличивается, причем в группах, достигающих относительно высокого уровня развития, лидеров обратной связи больше, чем в группах, относительно менее развитыхб) лидеры обратной связи адекватно оценивают членов своей группы, причем их оценки, изначально более критичные, чем средние по лагерю, оказываются точными… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В СОЩАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
- I. Основные направления изучения межличностной обратной связи в зарубежной социальной психологии
- 2. Актуальные проблемы и перспективы исследования межличностной обратн@й>связи в советской социальной психологии. iiiVw,
- Глава II. ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
- I. Исходные методологические и теоретические предпосылки эмпирического исследования
- 2. Проблема, предмет и гипотезы эмпирического исследования. Анализ объекта исследования
- 3. Процедура и методики исследования. Интерпретация основных понятий
- Глава III. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ВРЕМЕННЫХ ЮНОШЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ
- I. Анализ содержания межличностной обратной связи на разных этапах становления временного юношеского коллектива. III
- 2. Параметры формы межличностной обратной связи и их динамика в процессе развития временного юношеского коллектива
- 3. Некоторые характеристики межличностных отношений в развивающейся юношеской группе и параметры обратной связи: референтноеть и лидерство в сфере межличностной обратной связи
- ВЫВОДЫ
Специфика обратной связи в межличностном общении (в процессе становления временных юношеских коллективов) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы исследования. Задача воспитания подрастающего поколения приобретает особое значение на этапе совершенствования развитого социалистического общества. ХШ съезд КПСС поставил перед советской наукой, наряду с другими, задачу сосредоточить усилия на разработке проблем «коммунистического воспитания, всестороннего и гармоничного развития человека, социалистического образа жизни» /2, с. 146/. Решение этой комплексной задачи невозможно без глубокого и всестороннего изучения процесса общения людей, роль которого в человеческой жизни очень велика: в общении человек формируется и проявляется как личность, общение как реализация межличностных отношений тесно связано с социально-психологическим климатом в коллективе, общение вплетено в ткань совместной деятельности людей.
Проблематика общения, занимающая важное место в структуре социально-психологического знания, в настоящее время интенсивно разрабатывается в советской психологии на теоретическом /16, 17, 37, 48, 50, 107, 108, 118, 125, 173, 194, 205, 206/, а также на эмпирическом и прикладном уровнях (см., например: /101, 131, 138, 147, 153, 154, 157/). Психологические исследования общения, разворачивающиеся в нашей стране все более широким фронтом, постепенно охватывают ранее не изучавшиеся явления. К числу малоизученных в социальной психологии явлений относится и такой существенный компонент межличностного общения, как межличностная обратная связь, посредством которой субъекты получают информацию о восприятии их партнерами по деятельности и общению. Дефицит знаний о закономерностях подачи и принятия обратной связи в контексте межличностного общения делает недостаточно обоснованным практическое использование такого мощного рычага воздействия на личность, как обратная связь. Не менее важно и то, что бесперебойная работа канала обратной связи является необходимым условием эффективной организации деятельности и общения.
Таким образом, в теоретическом плане актуальность проблемы исследования определяется логикой развития социальной психологии как науки: изучение звена обратной связи необходимо для более полного охвата феноменологии общения, для выявления роли общения в процессе социализации личности, а также для обеспечения регуляции совместной деятельности и общения.
Освоение проблематики обратной связи представляется не менее значимым и в практическом отношении.
Актуальность темы
исследования обусловлена запросами общественной практики, поставившей, наряду с задачей воспитания нового человека, задачу оптимизации деятельности реальных социальных групп, повышения ее эффективности. Для современного этапа общественного развития характерно усиление роли коллективных форм жизнедеятельности, что нашло яркое отражение в разработке и принятии Верховным Советом СССР Закона СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» /3/. Процесс оптимизации совместной деятельности неразрывно связан с совершенствованием общения и стимулированием процесса коллективообразования. Для успешного протекания всех этих процессов существенна регулирующая роль обратной связи.
Особое место среди реальных групп принадлежит юношеским коллективам, в которых интенсивно происходят процессы социализации, включающие формирующуюся личность в разветвленную систему существующих в обществе социальных связей. Необходимость всестороннего изучения юношеских коллективов вытекает из поставленной ЦК КПСС задачи «улучшить научную разработку актуальных проблем коммунистического воспитания молодежи» /4, с. 9/.
Требование «нового, более широкого подхода к обучению и воспитанию подрастающих поколений» /5, с. 39/ нашло отражение в документах партии и правительства о реформе общеобразовательной и профессиональной школы /5/, а также в постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи» /4/. Реализация этого требования предполагает активное использование закономерностей возрастной, педагогической и социальной психологии, в том числе привлечение данных об особенностях общения в юношеских группах с учетом того, что юношеский коллектив выступает не только как объект, но и как субъект воспитания /136/.
Таким образом, проблема изучения особенностей обратной связи в юношеских группах представляется весьма актуальной как в теоретическом, так и в практическом отношении.
Основная цель исследования состоит в выявлении специфики межличностной обратной связи в условиях реальных юношеских групп, объединенных совместной деятельностью и находящихся в состоянии развития.
В качестве предмета исследования выделены характеристики содержания и формы межличностной обратной связи в реальных развивающихся юношеских группах.
Объектом исследования явились отряды старшеклассников Костромского областного лагеря школьного комсомольского актива «Комсорг» им. лауреата премии Ленинского комсомола А. Н. Лутошкина. Исследованием, проводившимся в 1982 и 1983 годах, было охвачено 14 отрядов (всего 377 человек). Автор исследования работал в составе лагерной психологической службы. Выбор в качестве объекта исследования отрядов лагеря «Комсорг» обусловлен прежде всего исключительной интенсивностью процессов кол-лективообразования в условиях временных юношеских объединений, в силу чего эти объединения являются хорошей моделью для изучения основных закономерностей перехода от номинальной группы к коллективу. Учитывалась также большая роль, которую играют временные объединения в воспитании юношества и, в частности, комсомольского актива /83, 130/.
Основной гипотезой настоящего исследования выступило предположение о том, что характеристики содержания и формы межличностной обратной связи в юношеских группах детерминированы уровнем развития совместной деятельности этих групп. На основании этого общего предположения были сформулированы следующие конкретные гипотезы (с последующим их раскрытием в ряде частных гипотез):
1. В процессе становления юношеской группы как коллектива происходит определенное изменение характеристик содержания и формы межличностной обратной связи в ней.
2. В группах высокого и низкого уровней развития межличностная обратная связь характеризуется специфическими особенностями, которые обнаруживаются как в содержании, так и в форме обратной связи.
3. При рассмотрении характеристик межличностной обратной связи в ходе становления коллектива опосредующим фактором выступает положение коммуникатора обратной связи в системе межличностных отношений в группеособое значение при этом приобретает степень референтности коммуникатора обратной связи для членов группы в качестве источника обратной связи, т. е. его референтометрический статус.
Для проверки выдвинутых гипотез необходимо решить следующие задачи: а) определить уровень развития, достигнутый группами на основных этапах становления коллектива, и выделить группы относительно высокого и относительно низкого уровней развитияб) провести сравнительный анализ особенностей содержания и формы межличностной обратной связи на разных этапах группового развития, а также в группах высокого и низкого уровней развитияв) сравнить особенности содержания и формы межличностной обратной связи коммуникаторов, занимающих различные позиции в структуре межличностных отношений, с учетом уровней развития групп, к которым они принадлежат. В исследовании также предпринята попытка проследить обратное активное воздействие параметров межличностной обратной связи в группах на процесс их развития.
Методологической основой исследования служат принципы марксистской психологической науки, основанные на фундаментальных положениях диалектического и исторического материализма. Важнейшим среди этих принципов является принцип деятельности, разработанный в трудах А. Н. Леонтьева /IIО, III/, а применительно к социальной психологии — в работах Г. М. Андреевой /16, 17/ и А. В. Петровского /150, 151/. В исследовании реализуется развиваемый кафедрой социальной психологии МГУ подход к изучению процессов общения и межличностного восприятия в контексте реальных социальных групп, объединенных общественно значимой совместной деятельностью и находящихся в состоянии развития.
Процедура и методика исследования. При проверке выдвинутых в работе гипотез применена модель лонгитюдного срезового исследования. С помощью единого комплекса методических приемов на каждом из трех основных этапов становления временного юношеского коллектива, описанных Л. И. Уманским.
188/, делался «срез», позволявший получить три блока данных:
1) показатели уровня социально-психологического развития групп;
2) характеристики системы межличностных отношений в группах;
3) характеристики содержания и формы межличностной обратной связи в отрядах. Уровень группового развития определялся с помощью двух методик — методики самодиагностики группы как коллектива А. Н. Лутошкина и методики социально-психологической самоаттестации коллектива Р. С. Немова. Характеристики системы межличностных отношений в отрядах оценивались с использованием социометрической методики, методики шкалирования межличностной приемлемости, а также специальной референтометрической процедуры. Характеристики межличностной обратной связи выявлялись при помощи модифицированной методики Л. А. Петровской. В основе использованных методик лежит метод опроса. При обработке полученных в исследовании данных широко применялся метод контент-анализа.
Научная новизна исследования заключается предце всего в том, что впервые в советской социальной психологии феномен межличностной обратной связи становится предметом специального теоретического анализа и эмпирического изучения. Новым является также рассмотрение межличностной обратной связи в деятельностном контексте, в условиях развивающихся реальных групп. В диссертации, 1фоме того, предпринята попытка анализа феномена межличностной обратной связи с содержательной стороны, наряду с формальной стороной, традиционно находившейся в центре внимания зарубежных исследователейпредлагается способ изучения содержания обратной связи на эмпирическом уровне. В исследовании также выявлена и описана особая позиция личности в группе — позиция лидера обратной связи.
Теоретическое значение работы состоит в выявлении специфики социально-психологического понимания обратной связи, а также в построении концептуальной схемы изучения феномена межличностной обратной связи: рассмотрении его как важной составляющей всех трех сторон процесса общения — коммуникативной, интерактивной и социально-перцептивной.
Практическая значимость работы. На основе полученных в исследовании результатов выработаны практические рекомендации по совершенствованию характеристик межличностной обратной связи, учет которых важен во многих областях общественной практики (воспитании, образовании, здравоохранении, управлении, обслуживании и др.). Проведенное исследование позволило адресовать практические рекомендации в сферу обучения и воспитания и прежде всего — обучения и воспитания школьных комсомольских организаторов. Важность работы в этой области подчеркивается Центральным Комитетом КПСС, призвавшим «повысить эффективность воспитательных усилий комсомола» /4, с. 6/, «обратить особое внимание на работу с комсомольскими кадрами, рассматривая ее как ключевое звено усиления деятельности комсомола» /4, с. 8/.
Поскольку одним из требований реформы общеобразовательной и профессиональной школы является требование «поднять уровень психолого-педагогической подготовки» учительских кадров /5, с. 57/, результаты исследования могут найти применение в учебном процессе — как при изучении студентами педагогических институтов социально-психологических проблем общения, формирования личности, создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, так и в ходе непосредственной практической подготовки будущих педагогов к работе со старшеклассниками в условиях школы и лагерных объединений.
На защиту выносятся следующие положения :
1. Место межличностной обратной связи в структуре общения определяется тем, что она является составляющей всех трех сторон процесса общения — коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
2. При рассмотрении проблематики межличностной обратной связи в контексте реальных социальных групп, объединенных общественно значимой совместной деятельностью и находящихся в состоянии развития, существенным является анализ характеристик содержания межличностной обратной связи, наряду с традиционным анализом характеристик ее формы.
3. Характеристики содержания и формы межличностной обратной связи существенно связаны: со стадией группового развитияс уровнем развития, достигнутым группойс положением коммуникатора обратной связи в системе межличностных отношений в группе.
4. Характеристики межличностной обратной связи, будучи детерминированы параметрами совместной деятельности, лежащей в основе процесса развития группы, в свою очередь оказывают обратное активное воздействие на процесс группового развития.
5. Существует особая позиция личности в группе — позиция лидера межличностной обратной связи, которая определяется высокой реальной активностью данного члена группы как коммуникатора обратной связи в межличностном общении и высокой степенью референт-ности его в качестве источника обратной связи для других членов коллектива.
Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась достаточно большим объемом выборки, апробацией методик на этапе пилотажного исследования, обоснованным применением аппарата математической статистики (использовались модифицированный критерий Стыодента, %-критерий Пирсона, критерий.
Вилкоксона, а также коэффициент ранговой корреляции Спирмена), соотнесением с результатами, полученными в исследованиях других авторов.
Апробация работы. Материалы диссертации были представлены на областной научно-практической конференции «Социально-психологические факторы повышения эффективности идеологической деятельности в свете решений ХХУ1 съезда КПСС» (Ростов-на-Дону, 1982) — на республиканской научно-практической конференции «Внедрение достижений психологии и педагогики в практику работы вуза» (Новосибирск, 1983) — на У1 Всесоюзном съезде Общества психологов СССР (Москва, 1983). Результаты диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях, проводимых Костромским педагогическим институтом им. Н. А. Некрасова на базе областного лагеря школьного комсомольского актива «Комсорг» (Кострома, 1982, 1983) — на конференции молодых ученых факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова «Методологические и теоретические проблемы современной психологии» (Москва, 1983). Диссертация обсувдалась на заседании кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва, 1984).
Внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли практическое применение в организации воспитательного процесса в Костромском областном лагере школьного комсомольского актива «Комсорг», а также используются в учебном процессе на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносовацж чтении общего курса лекций по социальной психологии и спецкурса «Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга» .
Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 печатных работ, I работа депонирована, 2 работы сданы в печать.
— 13.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и практических рекомендаций, изложенных на 190 страницах машинописного текставключает список литературы, содержащий 253 наименования, и приложения (общий объем — 292 страницы). Работа иллюстрирована 34 таблицами и 5 рисунками.
ВЫВОДЫ.
1. Межличностная обратная связь может быть рассмотрена как составляющая всех трех сторон процесса общения: коммуникативной, поскольку содержит информацию, сведения о партнере по деятельности и общению, адресованные ему самомуинтерактивной, поскольку регулирует процесс межличностного взаимодействияперцептивной, поскольку является предпосылкой, механизмом и продуктом социальной перцепции.
2. При рассмотрении проблематики межличностной обратной связи в развивающихся реальных группах, объединенных совместной деятельностью, необходим анализ характеристик содержания межличностной обратной связи, наряду с традиционным анализом характеристик ее формы. Характеристики содержания и формы межличностной обратной связи оказываются существенно связанными: со стадией группового развития, с достигнутым группой уровнем развития, с положением коммуникатора обратной связи в системе межличностных отношений в группев исследовании зафиксированы также факты обратного активного воздействия характеристик межличностной обратной связи на процесс группового развития.
3. Анализ содержания межличностной обратной связи в развивающихся юношеских группах показал, что: а) наиболее широко представленной в обратной связи и наиболее значимой для временных юношеских групп на всех этапах их существования является «личная» сфера, отражающая интенсивное становление самосознания в ранней юностиб) в ходе становления юношеских групп существенно возрастает значимость в их обратной связи сферы интимно-личностного общения, что также обусловлено спецификой возраста, одновременно.
— 183 в обратной связи юношеских групп существенно снижается удельный вес характеристик внешнего облика, причем в группах, достигших относительно высокого уровня развития, характеристики внешности упоминаются реже, чем в группах, уровень развития которых относительно невысокв) в процессе коллективообразования происходит гармонизация межличностной обратной связи по параметрам содержания, т. е. в обратной связи отражается большее число сфер проявлений ее адресата, причем степень гармонизации обратной связи определяется как достигаемым группой уровнем развития, так и опытом подачи обратной связи конкретному адресату.
4. Результаты проведенного исследования показали, что форма обратной связи — более устойчивая характеристика, по сравнению с содержанием: интенсивный процесс группового развития сопровождается менее выраженными изменениями в формальной структуре межличностной обратной связи членов группы. Установлено, что: а) в начале становления группы в формальной структуре межличностной обратной связи преобладающей является категория оценочно-атрибутивных суждений, в дальнейшем уравновешиваемая категорией автодескрипцииб) межличностная обратная связь на всем протяжении существования временных юношеских коллективов имеет преимущественно позитивную эмоциональную окраскув) независимо от стадии группового развития в обратной связи коммуникаторов-юношей преобладающими являются оценочно-атрибутивные суждения, обратную связь коммуникаторов-девушек характеризует тенденция к преобладанию автодескриптивных суждений, причем аргументированность обратной связи у девушек существенно выше, чем у юношей. Выявлены и описаны различные стили реагирования на неблагополучие в межличностных отношениях определенной трансформацией формальной структуры меж.
— 184 личностной обратной связи, характеризующие «групповую индивидуальность» как на уровне отрядов в целом, так и на уровне подгрупп по признаку пола и степени референтности в группе коммуникатора обратной связи. Поскольку установлено, что по ряду характеристик (в первую очередь специфичности, аргументированности, развернутости) межличностная обратная связь в становящихся юношеских группах не отвечает психолого-педагогическим условиям конструктивности обратной связи, а также зафиксирован факт недостаточной развитости в изучаемых группах целого ряда частных форм взаимоотношений (в первую очередь характеризующих параметры контактности, информированности и сплоченности в области межличностных отношений, на фоне высокой развитости собственно коллективных форм взаимоотношений по названным параметрам), в диссертации обосновывается необходимость организации специальной работы, направленной на повышение социально-психологической компетентности старшеклассников-организаторов в межличностных отношениях, включая обучение школьников коммуникативным умениям в сфере межличностной обратной связи и корректировку сложившихся у них в этой сфере коммуникативных навыков.
5. В ходе исследования выявлена особая позиция личности в группе — позиция лидера межличностной обратной связи, которая определяется высокой реальной активностью этого члена группы как коммуникатора обратной связи в межличностном общении и высокой степенью референтности его в качестве источника обратной связи для других членов временного юношеского коллектива. Положение лидера обратной связи в системе межличностных отношений в юношеской группе является благоприятным, причем особенно высок его социометрический статус по деловому критерию. Установлено, что:
— 185 а) по мере развития юношеской группы число лидеров обратной связи в ней увеличивается, причем в группах, достигающих относительно высокого уровня развития, лидеров обратной связи больше, чем в группах, относительно менее развитыхб) лидеры обратной связи адекватно оценивают членов своей группы, причем их оценки, изначально более критичные, чем средние по лагерю, оказываются точными и стабильнымив) в обратной связи лидеров групп низкого уровня развития нагляднее, чем в обратной связи по отряду в целом, отразились существующие в нем неблагополучия, связанные, в первую очередь, с недооценкой значимости групповой деятельности и недостатками ее организацииг) по основным характеристикам межличностной обратной связи лидеры юношеских групп являются не столько образцом для других членов группы, сколько выразителями и носителями среднелагерной нормы в сфере подачи обратной связи.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНИЗАТОРАМ ЛАГЕРЕЙ.
МОЛЬНОГО КОМСОМОЛЬСКОГО АКТИВА1.
1. Осуществляя управление процессом коллективообразования во временных юношеских объединениях, следует уделять большее внимание становлению межиндивидуальных отношений в них: наряду с успешно проводимой в лагерях комсомольского актива работой, ориентированной на осмысление различных сторон жизни коллектива в целом, необходима организация специальной работы, направленной на осмысление нравственных основ межиндивидуальных отношений, выработку адекватных критериев оценки отдельных свойств личности членов коллектива, достижение более полного и глубокого знания свойств характера, привычек и склонностей товарищей, т. е. организация работы по повышению социально-психологической компетентности старшеклассников. Такая практика представляется необходимой для повышения эффективности организаторской деятельности старшеклассников в целом, и осуществления индивидуального подхода при руководстве коллективом сверстников, в частности.
2. Начальным этапом на этом пути должно быть обучение инструкторского состава лагеря способам подачи конструктивной обратной связи, поскольку члены отрядов воспроизводят стиль общения (и в частности, стиль подачи обратной связи), характерный для инструктора (названный в исследовании феноменом «эхо»). Кроме того, инструкторы должны быть готовы к осуществлению работы по оптимизации функционирующей в группе системы межличностной обратной связи. т.
Выработанные на основании результатов эмпирического исследования практические рекомендации могут оказаться полезными также педагогам, работающим со старшеклассниками (в первую очередь, организаторам внеклассной работы и классным руководителям).
3. Одной из важных сторон работы со старшеклассниками — организаторами по повышению эффективности межличностной обратной связи, источником которой они выступают в общении со сверстниками, -является обучение и воспитание старшеклассников как субъектов обратной связи. Поскольку подача межличностной обратной связи есть своеобразный «речевой поступок», важно, чтобы коммуникаторы обратной связи осознавали ответственность за его последствия. Необходимо воспитывать у старшеклассников-комсоргов диалогический стиль общения со сверстниками, учить их не преподносить партнеру готовые оценки и выводы о нем, а давать ему исходный материал (в виде описания поведения партнера и своих чувств по поводу его поведения) для построения вывода самим адресатом.
4. Не менее важной стороной работы является налаживание и корректировка функционирования системы межличностной обратной связи непосредственно в отрядах и лагере комсомольского актива в целом. Необходимо обеспечивать поступление разносторонней, специфичной, аргументированной обратной связи в адрес каждого члена отряда и своевременно корректировать неадекватные способы ее подачи. Существенным условием такой корректировки является поступление «обратной связи по поводу обратной связи» (источником ее должен выступать прежде всего инструктор).
5. Могут быть использованы разнообразные формы работы по повышению компетентности старшеклассников в сфере межличностной обратной связи: доступная лекция (например, о целях и ценностях человеческого общения, способах воздействия в процессе общения), беседа о нормах повседневного общения, своеобразный психологический практикум с анализом конкретных ситуаций и ролевой игрой, при этом необходимо делать акцент не только на подаче конструктивной обратной связи, но и на ее принятии.
— 191.
Список литературы
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23.
- Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -223 с.
- Закон Союза Советских Социалистических Республик «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями». М.: Юрид. лит., 1984. — 16 с.
- О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи. -Коммунист, 1984, Je II, с. 3−9.
- О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. — 112 с.
- Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 144 с.
- Аллинг Э.Г. Подготовка к общению при помощи видеотренинга. В кн.: Проблемы подготовки к общению /Под ред. Х.Й.Лий-метса и др. — Таллин, 1979, с. 31−40.
- Аллинг Э.Г., Миккин Х. Х. О применении видеотренинга при обучении навыкам общения продавцов. В кн.: Человек. Среда. Общение /Отв. ред. Х. Миккшъ, — Таллин, 1980, с. 90−105.
- Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. -М.: Знание, 1980. 96 с.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. М.: Педагогика, 1984. — 297 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977. 380 с.- 192
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. В кн.: Б. Г. Ананьев. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. П /Под ред. А. А. Бодалёва и др. — №.: Педагогика, 1980, с. 128−271.
- Андреева Г. М. К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции. Вопросы психологии, 1977, J? 2, с. 3−14.
- Андреева Г. М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии. Вопросы психологии, 1979, J6 6, с. 26−38.
- Андреева Г. М. Принцип деятельности и построение системы социально-психологического знания. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1980, № 4, с. 3−13.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 416 с.
- Андреева Г. М. По материалам съезда психологов, (Симпозиум «Психология межличностного познания»), Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1984, № I, с. 3−5.
- Андреева Г. М., Агеев B.C. К вопросу о методах изучения межличностного восприятия в группе. В кн.: Методы исследования межличностного восприятия: Спецпрактикум по социальной психологии- IS3
- Под ред. Г. М. Андреевой, В. С. Агеева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984, с. 3-II.
- Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. — 271 с.
- Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избранные труды. М.: Наука, 1978. — 400 с.
- Антон Э.Э. Исследование проблемы речевого взаимодействия на уроке в некоторых зарубежных странах. В кн.: Измерения в исследовании проблем воспитания. — Тарту, 1973, с. 154−170.
- Анциферова Л.И. 0 динамическом подходе к психологическому изучению личности. Психологический журнал, 1981, т. 2, № 2, с. 8−18.
- Артемьева Е.Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. — 206 с.
- Арутюнян М.Ю., Петровская Л. А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком. В кн.: Психология межличностного познания /Под ред. А. А. Бодалёва. — М.: Педагогика, 1981, с. 42−53.
- Ахутина Т.В. Теория речевого общения в трудах М.М.Бахтина и Л. С. Выготского. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1984, № 3, с. 3−13.
- Бассин Ф.В. О «силе Я» и «психологической защите». -Вопросы философии, 1969, № 2, с. II8-I25.
- Бахарева Н.В. Шкала приемлемости как метод изучения взаимоотношений. В кн.: Человек и общество. Вып. 7.-Л, 1970, с. 98−103.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. -М.: Сов. Россия, 1979. 320 с.
- Безносов С.П. Особенности оценочного стиля личности. Автореф. дис. канд. психол. наук. Л.: 1982. — 15 с.
- Богомолова Н.Н., Данилин К. Е. Спецпрактикум по социальной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 59 с. ^
- Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. 0 методах активной социально-психологической подготовки. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1977, № I, с. 53−61.
- Бодалёв А.А. 0 разработке психологии познания людьми друг друга. Психологический журнал, 1980, т. I, № I, с. 21−29.
- Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Йзд-во Моск. ун-та, 1982. — 200 с.
- Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
- Бодалёв А.А. Об одном из направлений изучения личности в общении в настоящее время. В кн.: А. А. Бодалёв. Личность и общение: Избранные труды. -М.: Педагогика, 1983, с. 35−54.
- Бодалёв А.А. Общение и формирование личности. В кн.: А. А. Бодалёв. Личность и общение: Избранные труды. -М.: Педагогика, 1983, с. 77−84.
- Бодалёв А.А. Проблема общения в трудах В.Н.Мясищева. -В кн.: А. А. Бодалёв. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983, с. 27−34.
- Бодалёв А.А., Ломов Б. Ф., Матюшкин A.M. Психологическая наука реформе школы. — Вопросы психологии, 1984, № 3, с. 12−24.
- Бодалёв А.А., Обозов Н. Н., Столин В. В. О службе семьи. Психологический журнал, 1981, т. 2, № 4, с. 91−99.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. ГЛ.: Просвещение, 1968. -464 с.
- Божович Л.И., Славина Л. С. Случаи неправильных взаимоотношений ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности. Вопросы психологии, 1976, № I, с. I3I-I39.
- Бойко В.В., Ковалёв А. Г., Панфёров В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. -207 с.
- Бондаревская Т.Н. Педагогический такт. М.: Учпедгиз, 1961. — 79 с.
- Брудный А.А. О проблеме коммуникации. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975, с. 165−182.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). -М.: Мысль, 1979. 230 с.
- Буева Л.П. Общественные отношения и общение. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1975, с. 136−150.
- Винер Н. Кибернетика и общество /Пер. с англ. Общ. ред. Э. Я. Кольмана. М.: Изд-во иностр. лит., 1958. — 200 с.
- Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. 2-е изд. — М.: Наука, 1983. — 343 с.
- Власенко В.В. Психология взаимных оценочных отношений учителей и учащихся старшего школьного возраста. Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1981. — 23 с.
- Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1979. — 287 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. В кн.: Л. С. Выготский. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии /Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1982, с. 5−361.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. В кн.: Л. С. Выготский. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики /Под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983, с. 5−328.- 197
- Выготский Л. С. Педология подростка. Избранные главы. -В кн.: Л. С. Выготский. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология /Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984, с. 5−242.
- Гаврилова Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей (в помощь учителю). Вопросы психологии, 1984, 16 I, с. 58−66.
- Газман О.С., Матвеев В. Ф. Педагогика в пионерском лагере: Из опыта работы Всероссийского п/л «Орленок». М.: Педагогика, 1982. — 96 с.
- Гласс Дк., Стэнли Да. Статистические методы в педагогике и психологии /Пер. с англ. Общ. ред. Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
- Гозман Л.Я. Теоретические предпосылки и методы эмпирического исследования межличностной атракции. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1983. — 24 с.
- Горбатенко А, С. Социально-психологическое исследование отношения к новому члену группы. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1980. — 20 с.
- Горбатенко А.С. Социально-психологические детерминанты включения нового индивида в группу. Вопросы психологии, 1982, IS 3, с. 99−104.
- Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя- 198 с подростком. Вопросы психологии, 1984, J& 2, с. 99−106.
- Дубовская Е.М., Ефимова О. И. Межличностное восприятие и процессы социализации в учебно-воспитательных коллективах. В кн.: Межличностное восприятие в группе /Сод ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981, с. 232−251.
- Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга: Учеб. пособие. -Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1983. 103 с.
- Ершова О.В. Особенности настроения личности в юношеских группах. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1982. — 17 с.
- Жуков Ю.М. Методические проблемы исследования межличностного восприятия в группе. В кн.: Межличностное восприятиев группе /Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981, с. 45−67.
- Нуков Ю.М. Точность и дифференцированность межличностного восприятия. Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1982. -20 с.- 199
- Зайцева Е.М. Особенности лидерства в развитии контактной группы как коллектива. В кн.: Педагогические аспекты социальной психологии: Тезисы республиканской научно-теоретической конференции /Отв. ред. Я. Л. Коломинский. — Минск, 1978, с. 21−22.
- Зейгарник Б.В., Братусь B.C. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. -169 с.
- Иноземцева В.Е. Система отношений и взаимоотношений учащихся ПТУ. Психологический журнал, 1981, т. 2, № 5, с. I3I-I36.
- Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни. Вопросы психологии, 1983, № 3, с. 83−89.
- Карцева Т.Е. Изучение индивиду ально-^личностных особенностей членов дружеских пар. Психологический журнал, 1981, т. 2, № 5, с. 164−165.
- Кирпичник А.Г. Исследование динамики коллективообразования в юношеских группах (на материале лагерей комсомольского актива школ и ПТУ). Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1980. — 18 с.- 200
- Кирпичник А.Г., Ижицкий В. П. Летние объединения старшеклассников. М.: Знание, 1984. — 80 с.
- Китов А.И. Опыт построения психологической теории управления. Психологический журнал, 1981, т. 2, № 4, с. 21−32.
- Клаус Р.-К. Анализ взаимодействия как возможный метод изменения характера общения учителя-практиканта на уроке. В кн.: Проблемы подготовки к общению /Под ред. Х. Й. Лийметса и др. — Таллин, 1979, с. 41−48.
- Ковалев Г. А. «Активное социальное обучение» как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1980. — 20 с.
- Ковальчук М.А., Петровская Л. А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии. Вопросы психологии, 1982, № 2, с. 140−146.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. (Общие и возрастные особенности). Минск: Изд-во ЕГУ им. В. И. Ленина, 1976. — 350 с.
- Коломинский Я.Л. Актуальные проблемы педагогической социальной психологии. В кн.: Педагогические аспекты социальной психологии: Тезисы республиканской научно-теоретической конференции /Отв. ред. Я. Л. Коломинский. — Минск, 1978, с. 24−26.
- Коломинский Я.Л. Возрастная и педагогическая социальная- 201 психология в свете проблем воспитания. В кн.: Прикладные проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1983, с. 255−270.
- Коломинский Я.Л. Дифференциация социальной психологии и проблемы воспитания. Вопросы психологии, 1983, № 2, с. 60−67.
- Коломинский Я.Л., Березовин Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии, М.: Знание, 1977. — 63 с.
- Коломинский Я.Л., Оловникова Н. Г. Исследование взаимоотношений учителей и учащихся в социальной и педагогической психологии ГДР. Вопросы психологии, 1982, J? 2, с. 86−91.
- Комарова Л.Э. Ценностные ориентации личности в коллективах разного уровня развития. Автореф. дис. канд. психол. наук. • ГЛ., 1983. 23 с.
- Кон Й. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
- Кон И. С. Дружба. Этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 1980. — 255 с.
- Кон Й. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
- Кон И. С. Категория «Я» в психологии. Психологический журнал, 1981, т. 2, Л 3, с. 25−38.
- Кондратьев М.Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей. Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1983. 28 с.
- Кондратьева С.В. Психолого-педагогические проблемы общения: Учеб. пособие. Гродно, 1982. — 66 с.
- Косев И. Влияние оценки и гласности результатов социалистического соревнования на социально-психологический климат коллектива. В кн.: Социально-психологический климат коллектива: Теория и методы изучения. — М.: Наука, 1979, с. 76−82.
- Крейтсберг П. Некоторые аспекты подготовки учителя к взаимодействию с учащимися. В кн.: Проблемы подготовки к общению /Под ред. Х. Й. Лийметса и др. — Таллин, 1979, с. 21−30.
- Кроник А. А. Межличностное оценивание в малых группах. -Киев: Наукова думка, 1982. 159 с.
- Кучевская Н.В. Некоторые проблемы и перспективы развития психологии сферы обслуживания. Психологический журнал, 1981, т. 2, гё 5, с. 122−130.
- Левкович В.П. Психология семейного воспитания. Психологический журнал, 1981, т. 2, № 6, с. I07-II7.
- Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие. Тарту, 1974. — 219 с.
- Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования. В нн.: Методологические проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1975, с. 106−123.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. -М.: Знание, 1979. 48 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: йзд-во Моск. ун-та, 1981. — 584 с.
- Леонтьев А.Н. 0 дальнейшем психологическом анализе деятельности. -В кн.: А. Н. Леонтьев, Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. П. -М.: Педагогика, 1983, с. 247−250.
- ИЗ. Леонтьев А. Н. Психологическое исследование речи. В кн.: А. Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I. -М.: Педагогика, 1983, с. 65−75.
- Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения /Пер. с чешского. М.: Прогресс, 1970. — 685 с.- 203
- Линчевский Э.Э. Социальная психология торговли. М.: Экономика, 1981. — 152 с.
- Линчевский Э.Э. Психологические аспекты взаимопонимания. (Прогнозирование в процессе общения). Л.: Знание, 1982. -36 с.
- Лшшина А.И. Самооценка школьника. -М.: Знание, 1976.- 64 с.
- Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. ~М.: Наука, 1975, с. 124−135.
- Лурия А.Р. Язык и сознание /Под ред. Е. Д. Хомской. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 320 с.
- Лутошкин А.Н. «Цветопись» как прием эмпирического изучения психологического климата коллектива. В кн.: Социально-психологический климат коллектива: Теория и методы изучения. -М.: Наука, 1979, с. 162−175.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1981. — 208 с.
- Максимова Н.Ю. Оценочная деятельность учителя ж формирование самооценки школьника. Вопросы психологии, 1983, № 5, с. 42−47.
- Мерлин B.C. Индивидуальный стиль общения. Психологический журнал, 1982, т. 3, № 4, с. 26−36.
- Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие /В.Л.Маршцук, Ю. М. Бяудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. -М.: Просвещение, 1984. 191 с.
- Моргун В.Ф., Ткачёва Н. Ю. Проблема периодизации разви- и тия личности в психологии: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 84 с.
- Морозов С.К. Понимание и оценка учителями факторов, определяющих взаимоотношения учителя с учащимися. В кн.: Личность в системе общественных отношений. Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества.
- Ч. 4: Тезисы научных сообщений советских психологов к У1 Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. Москва, 1983, с. 251−252.
- Мудрик А.В. 0 подготовке школьников к общению. В кн.: Проблемы подготовки к общению /Под ред. Х. Й. Лийметса и др. -Таллин, 1979, с. 9−17.
- Мудрик А.В. 0 воспитании старшеклассников: Книга для классных руководителей. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
- Муздыбаев К. Психология ответственности /Под ред. В. Е. Семенова. Л.: Наука, 1983. — 240 с.
- Немов Р.С. Методика комплексной многофакторной оценки- 205 социально-психологического климата коллектива. В кн.: Актуальные проблемы формирования и воспитания активности. — Рига, 1979, с. 137−139.
- Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984. — 200 с.
- Новиков А.И. Влияние организации совместной деятельности и общения на развитие временных юношеских коллективов. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1982. — 17 с.
- Новикова Л.И., Куракин А. Т. Педагогическая концепция детского коллектива. Актуальные проблемы. Вопросы психологии, 1983, В 5, с. 9−18.
- Обозова А.Н. Психологические проблемы службы семьи и брака. Вопросы психологии, 1984, № 3, с. I04-II0.
- Общение как предает теоретических и прикладных исследований: Тезисы Всесоюзного симпозиума 29−31 марта 1973 г. /Под ред. А. А. Бодалёва. Л., 1973. — 200 с.
- Паниотто В.И. Структура межличностных отношений. (Методика и математические методы исследования). Киев: Наукова думка, 1975. — 127 с.
- Парыгин Б.Д. Психологический барьер и его природа. -В кн.: Социальная психология и философия. Вып. 3 /Под ред. Б. Д. Парыгина. Л., 1975, с. 3−13.
- Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность.- 206
- Социально-психологические проблемы. М.: Политиздат, 1978. -240 с.
- Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения /Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1981. 192 с.
- Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании.
- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 177 с.
- Петровская Л.А. Обратная связь как феномен социально-перцептивных процессов в группе. В кн.: Межличностное восприятие в группе /Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981, с. 152−168.
- Петровская Л.А. Социально-психологический тренинг как способ оптимизации социально-перцептивных процессов в группе.
- В кн.: Межличностное восприятие в группе /йод ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981, с. 270−287.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 168 с.
- Петровская Л.А., Соловьёва О. В. Обратная связь в межличностном общении. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1982, № 3, с. 9−18.
- Петровская Л.А., Спиваковская А. С. Воспитание как общение-диалог. Вопросы психологии, 1983, В 2, с. 85−89.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М.: Политиздат, 1982. 255 с.
- Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М.: Педагогика, 1984. — 272 с.- 207
- Петрушенко JI.A. Принцип обратной связи. (Некоторые философские и методологические проблемы управления). М.: Мысль, 1967. — 276 с.
- Проблема общения в психологии /Отв. ред. Б. Ф. Ломов. -М.: Наука, 1981. 280 с.
- Проблемы подготовки к общению /Под ред. Х. Й. Лийметса и др. Таллин, 1979. — 107 с.
- Психологическая теория коллектива /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — 239 с.
- Психолого-педагогические проблемы общения /Под ред. А. А. Бодалева. М., 1979. — 161 с.
- Реан А.А. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента. Вопросы психологии, 1983, В 5, с. 58−60.
- Розен Г. Я. Психология познания как самостоятельное направление исследований. В кн.: Зарубежные исследования по психологии познания: Сборник аналитических обзоров. — М., 1977, с. 13−61.
- Рощин С.К. Западная психология как инструмент идеологии и политики. М.: Наука, 1980. — 303 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. /Отв. ред. Е. В. Шорохова. -М.: Педагогика, 1976. 416 с.- 208
- Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1981. — 128 с.
- Рувинский Л.И., Соловьёва А. Е. Психология самовоспитания: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1982. — 143 с.
- Саркисян Ш. В. Особенности познания людьми друг друга в условиях совместной деятельности (на материале производственных коллективов промышленного предприятия). Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1980. — 24 с.
- Сафин В.Ф. Динамика взаимооценки и самооценки морально-волевых черт старшеклассников в зависимости от степени их внушаемости. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1969. — 25 с.
- Свенцицкий А.Л. Руководитель: слово и дело. (Социально-психологические аспекты). М.: Политиздат, 1983. — 159 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса /Пер. с англ. Общ. ред. Е. М. Крепса. М.: Прогресс, 1979. — 126 с.
- Семенов В.Е. Контент-анализ как метод изучения общения. В кн.: Общение как предмет теоретических и прикладных исследований: Тезисы Всесоюзного симпозиума 29−31 марта 1973 г. /Под ред. А. А. Бодалёва. — Л., 1973, с. 145−146.
- Семёнов В.Е. Качественно-количественный анализ документов. В кн.: Методы социальной психологии /Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семёнова. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1977, с. 43−60.
- Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.214 с.
- Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 1966. — 150 с.
- Соковшш В.М. О природе человеческого общения. (Опыт философского анализа). Фрунзе: Мектеп, 1974. — 147 с.
- Соловьёва О.В. Обратная связь как фактор педагогического воздействия. В кн.: Внедрение достижений психологии и педагогики в практику работы вуза. Тезисы докладов научно-практической конференции, 14−15 октября 1983 г. — Новосибирск, 1983, с. 119.
- Соловьёва О.В. Методика изучения межличностной обратной связи. В кн.: Методы исследования межличностного восприятия: Спецпрактикум по социальной психологии /Под ред. Г. М. Андреевой, В. С. Агеева. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984, с. 12−23.
- Социально-психологический климат коллектива: Спецпрактикум по социальной психологии /Под ред. Ю. М. Жукова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 77 с.
- Степанский В.И. Об употреблении в психологии понятий «обратная связь» и «информация». Вопросы психологии, 1979,5, с. 122−126.
- Столин В.В. Психологические основы семейной терапии. -Вопросы психологии, 1982, 16 4, с. I04-II5.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 284 с.
- Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения /Пер. с англ. Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984. — 472 с.
- Страхов И.В. Психология педагогического такта. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1966. — 280 с.
- Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1972. — 429 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. 343 с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления: Учеб. пособие. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 272 с.
- Уманский Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива. В кн.: Коллектив и личность. — М.: Наука, 1975, с. 77−87.
- Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов. В кн.: Методология и методы социальной психологии. — М.: Наука, 1977, с. 54−71.
- Уманский Л.И. Психология самоуправляемости контактной группы как коллектива. В кн.: Педагогические аспекты социальной- 211 психологии: Тезисы республиканской научно-теоретической конференции /Отв. ред. Я. Л. Коломинский. Минск, 1978, с. 45−47.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: Учеб. пособие. -М.: Просвещение, 1980. 160 с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. Вопросы психологии, 1983, № I, с. 33−42.
- Хараш А.У. Смысловая структура публичного выступления. (Об объекте смыслового восприятия). Вопросы психологии, 1978, В 4, с. 84−95.
- Хараш А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий. В кн.: Психолого-педагогические проблемы общения /Под ред. А. А. Бодалёва. -М., 1979, с. 17−35.
- Хараш А.У. Руководитель, его личность и деятельность. -М.: Знание, 1981. 64 с.
- Холлендер М., Вулф Д. Непараметрические методы статистики /Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1983. — 518 с.
- Хохлова Л.П. Межличностное восприятие и проявления действенной эмоциональной идентификации в юношеских группах. Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1980. 24 с.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. -М.: Наука, 1977. 144 с.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: Педагогика, 1982. — 207 с.
- Швалёва Н.М. Динамика мотивов межличностных выборов на / различных этапах группового развития. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1978. — 20 с.
- Шибутани Т. Социальная психология /Пер. с англ. Общ. ред. Г. В. Осипова. М.: Прогресс, 1969. — 534 с.- 212
- Шкопоров Н.Б., Гостев А. А. Некоторые вопросы психологической службы знакомства и семьи. Психологический журнал, 1981, т. 2, гё 6, с. II8-I24.
- Шагельская Т.О. Организация психолого-педагогической службы в лагере школьного комсомольского актива. Дипл. работа. Костромской педагогич. ин-т. Кострома, 1982. — 84 с.
- Шмелёв А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. ГЛ.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 158 с.
- Шорохова Б.В. Социальная психология (проблемы и задачи). В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1975, с. 3−16.
- Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1975, с. 63−71.
- Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1979. -152 с.
- Шумилин Е.А. Психологическая характеристика личности старшеклассника. Вопросы психологии, 1982, № 5, с. 72−79.
- Шумилин Е.А. Психологические закономерности развития личности в старшем школьном возрасте. Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1982. — 38 с.
- Щедрина Е.В. Исследование явления референтности в системе межличностных отношений. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1979. — 21 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии, 1971, J& 4, с. 6−20.- 213
- Эльконин Д.Б., Коссаковски А. Основные этапы психического развития. Б кн.: Педагогика /Под ред. О. А. Абдулиной и др. — ГЛ.: Просвещение, 1978. — с. 79−92.
- Эткинд A.M. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межличностных суждений. Вопросы психологии, 1983, № 2, с. I06-II2.
- Ядов В.А. Социологическое исследование. (Методология, программа, методы). М.: Наука, 1972. — 239 с.
- Ярмухамедова Н.Д. Некоторые методические аспекты социально-психологического тренинга. В кн.: Психология познавательной деятельности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978, с. 92−99.
- Annett J. Feedback and human behaviour. Harmonds-worth: Penguin Books, 1969. — 196 p.
- Archibald W.P., Cohen R.L. Self-presentation, embarrassment. and facework as a function of self-evaluation, conditions of self-presentation, and feedback from others. Journal of Personality and Social Psychology, 1971, vol. 20, N 3, p. 287−297.
- Argyle M. The psychology of interpersonal behaviour. -L.: Penguin Books, 1972. 280 p.
- Aronson E., Turner J.A., Carlsmith J.M. Communicator credibility and communication discrepancy as determinants of opinion change. Journal of Abnormal and Social Psychology, 1963, vol. 67, N 1, p. 31−36.
- Bach G.R. Constructive aggression in growth groups. -In: The group as agent of change /Ed. by A. Jacobs, W.W.Sprad-lin. N.Y.: Behavioral Publications, 1974, p. 116−150.
- Blumberg A., Golembiewski R.T. Learning and change in groups. Harmondsworth: Penguin Books, 1976. — 208 p.
- Brammer L.M. The helping relationship: Process and skills. Englewood Cliffs (N.J.): Prentice-Hall, 1979- - VI, 170p.
- Christie R., Lindauer P. Personality structure. Annual Review of Psychology, 1963, vol. 14, p. 201−230.
- Douglas T. Groupwork practice. L.: Tavistock publications, 1979. — 217 p.
- Flanders N.A. Teacher influence, pupil attitudes, and achievement. Washington: Gov. printing off., 1965. — IX, 126 p.
- Gibb J.R. Climate for trust formation. In: T-group theory and laboratory method / Ed. by L.P.Bradford et al. -N.Y.: Wiley, 1964, p. 279−309.
- Giffin K., Patton B.R. Personal communication in human relations. Columbus (Ohio): Merrill, 1974. — X, 173 p.
- Goffman E. The presentation of self in everyday life. -N.Y.: Anchor books, 1959. XII, 259 p.
- Harvey O.J., Kelley H.H., Shapiro M.M. Reactions to unfavourable evaluations of the self made by other persons. -Journal of Personality, 1957, vol. 25, N 4, p. 393−411.
- Hill W.F. Sources of evaluative reinforcement. Psychological Bulletin, 1968, vol. 69, N 2, p. 132−146.
- Hocking B.C. Patterns of feedback and distress in group development. In: Dissertation Abstracts International, 1977, vol. 37, p. 4143−4144-B.
- Jacobs A. The use of feedback in groups. In: The group as agent of change / Ed. by A. Jacobs, W.W.Spradlin. -N.Y.: Behavioral Publications, 1974, p. 408−448.
- Kaplan jjR.E. Open interaction: Form, function and feasibility. In: Advances in experiential social processes. Vol. 1 / Ed. by C.L.Cooper, C.P.Alderfer. — N.Y.: Wiley, 1978, p. 89−110.- 215
- Lennimg S.-A. A classification of experimental social processes: A European perspective. In: Advances in experiential social processes. Vol. 1 / Ed. by C.L.Cooper, C.P.Alderfer.- N.Y.: Wiley, 1978, p.29−38.
- Lewin K. Field theory in social science: Selected theoretical papers. N.Y.: Harper, 1964. — XX, 346,8 p.
- Luft J. Of human interaction. Palo Alto (Cal.): National Press Books, 1969. — 8,177 p.
- Mosher D.L. Approval motive and acceptance of «fake» personality test interpretations which differ in favorability. -Psychological Reports, 1965, vol. 17, N 2, p. 395−402.
- Oberhoff B. Akzeptanz von interpersonellem Feedback: Eine empirische Untersuchung zu verschiedenen Feedback-Formen. Inaug. Munster, 1978. — 188 S.
- Rosen G.M. Effects of source prestige on subjects1 acceptance of the Barnum Effect: Psychologist versus astrologer. -Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1975, vol. 43,1. N 1, p. 95.
- Schmuck R.A. Peer consultation for school improvement. -In: Advances in experiential social processes. Vol. 1 / Ed. by C.L.Cooper, C.P.Alderfer. -N.Y.: Wiley, 1978, p. 137−159.
- Schoeneman T.J. Reports of the sources of self-knowledge.- Journal of Personality, 1981, vol. 43, N 3, p. 284−294.- 216
- Secord P.P., Backman C.W. Ail interpersonal approach to personality. In: Progress in experimental personality research / Ed. by B.A.Maher. — N.Y.: Academic Press, 1965, vol. 2, p.91−125.
- Shrauger J.S., Lund A.K. Self-evaluation and reactions to evaluations from others. Journal of Personality, 1975, vol. 43, N 1, p. 94−108.
- Silverman I. Self-esteem and differential responsiveness to success and failure. Journal of Abnormal and Social Psychology, 1964, vol. 69, N 1, p. 115−119.
- Stanford G., Roark A. Human interaction in education. -Boston: Allyn and Bacon, 1974. IX, 308 p.
- Steele P. The open organization. The impact of secrecy and disclosure on people and organizations. Reading (Mass.): Addison-Wesley, 1975- - XIV, 204 p.
- Tesser A., Rosen S., Tesser M. On the reluctance to communicate undesirable messages (the MUM effect): A field study. Psychological Reports, 1971, vol. 29, N 2, p. 651−654.
- Ulrich R.E., Stachnik T.J., Stainton N.R. Student acceptance of generalized personality interpretations. Psychological Reports, 1963, vol. 13, N 3, p. 831−834.
- Walter G.A. Experiencing Video Tape. In: Advances in experiential social processes. Vol. 1 / Ed. by C.L.Cooper, C.P.Alderfer. — N.Y.: Wiley, 1978, p. 67−88.
- Weisberg P. Student acceptance of bogus personality interpretations differing in level of social desirability. -Psychological Reports, 1970, vol. 27, N 3, p. 743−7/4−6.
- Wiener M., DeVoe S., Runbinow S., Geller J. Nonverbal behavior and nonverbal communication. Psychological Review, 1972, vol. 79, N 3, p. 185−214.