Проблема определения готовности к школьному обучению
Резюме. Социальная ситуация развития дошкольника обусловлена конфликтом между потребностью в реализации своего «Я» и отсутствием специальных действий, что решается развитием воображения и освоением игровой деятельности. Воображение как центральное новообразование возраста и игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте составляют единство. Развитию воображения в дошкольном возрасте… Читать ещё >
Проблема определения готовности к школьному обучению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основная деятельность, которую будет осваивать ребенок — это учебная. Тогда вопрос формулируется иначе: готов ли ребенок психологически к учебной деятельности? Определение готовности к школе в первом случае идет через «внешние» показатели, ориентированные на требования той или иной программы обучения, вида образовательного учреждения. Ответ на первый вариант вопроса предполагает, что ребенок должен достичь определенных уровней интеллектуального развития, эмоциональноволевого, социального (умение общаться со сверстниками). Во втором случае для успешного освоения учебной деятельности, теоретической по своей сути, ребенок должен пройти, прожить дошкольный период развития. Его готовность — это итог развития, а, следовательно:
- — он должен уметь играть в игры с правилами;
- — его воображение должно достичь уровня надситуативности;
- — он должен уметь содержательно сотрудничать со сверстниками и произвольно занимать позицию «на равных» в общении с учителем в зависимости от выполняемой деятельности, выстраивать «деловое» общение;
- — иметь самооценку с элементами критики («Я хороший, но хуже, чем Саша, умею петь»).
Таким образом, определение психологической готовности в этом случае осуществляется исходя из новообразований возраста, «внутренней» готовности ребенка.
В связи с поступлением ребенка в школу возникает проблема его адаптации к новому социальному институту, образу жизни, социальному статусу в семье и обществе. Нормативным считается, чтобы этот период протекал в течение двух месяцев, в крайнем случае — завершился к концу первого полугодия. В противном случае говорят о проявлении дезадаптации.
Условия своевременной адаптации ребенка — это его психологическая готовность по «внутренним» показателям. Успешность адаптации оценивают по таким социально-психологическим критериям, как:
- — эффективность учебной деятельности;
- — усвоение школьных норм поведения;
- — успешность социальных контактов;
- — эмоциональное благополучие ребенка.
Резюме. Социальная ситуация развития дошкольника обусловлена конфликтом между потребностью в реализации своего «Я» и отсутствием специальных действий, что решается развитием воображения и освоением игровой деятельности. Воображение как центральное новообразование возраста и игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте составляют единство. Развитию воображения в дошкольном возрасте наряду с игрой способствуют продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. Развитие эмоций как центральной психической функции дошкольника происходит в процессе постепенного нарастания устойчивости чувств, появления познавательных, нравственных и эстетических чувств, приобретения разнообразных способов их выражения и умения распознавать эмоциональное состояние другого человека. Кризис семи лет связан с появлением «интеллектуализации аффекта» или «обобщением переживания». Готовность к школьному обучению определяется по достижению ребенком определенных уровней интеллектуального, эмоционально-волевого и социального развития, что проявляется в наличии самооценки с элементами самокритики, развитом воображении, умении играть в игры с правилами, содержательно сотрудничать со сверстниками и произвольно занимать позицию «на равных» в общении со взрослым. Все это подготавливает дошкольника к переходу в младший школьный возраст.
Вопросы и задания
- 1. Какая психологическая способность характеризует «сказочный характер» дошкольного возраста?
- 2. Как связаны центральное новообразование и ведущий вид деятельности в дошкольном детстве?
- 3. Охарактеризуйте этапы онтогенеза игра по Е. Е. Кравцовой.
- 4. Раскройте специфику развития воображения у дошкольника.
- 5. Какими параметрами характеризует общая психология воображение?
- 6. Какие виды деятельности относят к неведущим в дошкольном детстве? Расскажите об одном из них по выбору.
- 7. Расскажите об этапах развития изобразительной деятельности детстве.
- 8. Как характеризует общая психология эмоции и чувства? По каким основаниям классифицируются эмоции?
- 9. Объясните, почему эмоции полагаются центральной психической функцией дошкольника?
- 10. Раскройте значение детской субкультуры в преодолении чувства страха.
- 11. Расскажите, каким новообразованиям характеризуется кризис семи лет?
- 12. Назовите и охарактеризуйте существующие в отечественной психологии подходы к определению психологической готовности ребенка к школьному обучению. В чем отличие психологической готовности ребенка к школьному обучению и к учебной деятельности?
- 13. Прочтите рассказ Н. Носова «Затейники». Определите вид игры, в который играют дети. Обоснуйте свой ответ, исходя из характеристик видов игр.
- 14. В первый месяц обучения в школе на одном из уроков с места поднимается мальчик и заявляет учительнице: «Я пойду, у вас тут не очень-то интересно!» Далее состоялся такой диалог:
- — Куда же ты пойдешь?
- — Куплю жвачку.
- — А потом вернешься?
- — Куда же мне деваться, дом все равно закрыт.
- — Ну, тогда оставь ранец в классе.
Мальчик уходит, через некоторое время возвращается в класс и соглашается пожевать резинку на перемене.
Объясните поведение ребенка с точки зрения его готовности к школе и прокомментируйте реакцию учителя.