Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Психолог в структуре организаций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Феномен «потери Заказчика» возникает тогда, когда лицо, инициировавшее обращение к психологу и определявшее суть проблемы, временно «выходит из игры» и перепоручает текущий контроль другим лицам. Например, в приведенной выше ситуации из школьной практики директор школы, дав задание психологической службе провести тренинг с целью повышения психологической компетентности педагогического состава… Читать ещё >

Психолог в структуре организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Большинство практических психологов осуществляют свою профессиональную деятельность, являясь сотрудниками конкретных организационных структур: клиник, банков, школ, консультаций, агентств и т. д., что влечет за собой необходимость соблюдать нормы и правила, принятые в конкретном учреждении.

Внутренней позицией психолога по отношению к организации определяется сам характер приложения его сил. При этом в первую очередь подразумевается административная подчиненность психолога руководству организации, которая зачастую выходит за рамки должностного соответствия и распространяется на область профессиональной этики (обеспечение конфиденциальности получаемой информации, зашита интересов клиента, нейтральность участия в конфликтных ситуациях и т. п.) [Штроо, 2000].

Решение ситуаций, связанных с морально-этическими конфликтами, когда требования той или иной организации вступают в противоречие с профессиональными и этическими принципами практической психологии, представляется делом весьма сложным, поскольку в любом случае либо профессиональные, либо организационные нормы будут нарушены. В каждом конкретном случае практический психолог должен подходить к решению подобных вопросов со всей ответственностью.

Четкое осознание психологом своего местоположения в структуре организации поможет предотвратить возникновение подобного рода конфликтов и значительно облегчит процедуру их разрешения. По мнению Ю. М. Жукова [ 1994], «уяснение психологом-практиком собственной позиции при взаимодействии с другими участниками тех или иных акций — одна из важнейших задач, и она должна непременно решаться в процессе организации собственной активности».

Внутри организации психолог, как правило, занимает определенную иерархическую позицию. Л. Тобиас [ 1999] отмечает, что психолог «всегда находится в положении подчиненного. В результате руководители относятся к нему без особого трепета, а „низовые“ служащие испытывают глубокие сомнения насчет его объективности».

По отношению к субъектам взаимодействия внутри организации психолог может занимать следующие позиции:

  • •"под", т. е. находиться в подчиненном положении (например, школьный психолог по отношению к директору школы);
  • •"рядом", т. е. занимать равную статусную позицию (например, психолог, консультирующий в поликлинике, по отношению к другим специалистам);
  • • «над», т. е. входить в более высокую иерархическую структуру (например, в состав совета директоров).

Исследуя особенности этих позиций, некоторые психологи отмечают, что во всех подобных случаях на передний план выходят внугриорганизационные, вполне открытые и скрытые тенденции распределения ответственности и борьбы за власть, что иногда довольно сильно осложняет профессиональную деятельность психолога [Штроо, 2000].

Не во всех организациях статус психолога, а также уровень его влияния на внугриорганизационные процессы определены должностными инструкциями, во многом это зависит от личности самого психолога и сложившихся отношений в коллективе. Для начинающего психолога определение своего статуса и своей позиции внутри коллектива — одна из основных задач на начальном этапе работы. Неопределенность в этом вопросе и нечеткость профессионального самоопределения начинающего практического психолога создают проблемы и отвлекают внимание от непосредственной работы. Важным способом решения этих проблем является поиск для себя профессиональной и социальной ниши, что предполагает создание своего кабинета, сектора, подразделения в организации, где можно было бы работать, следуя нормам собственно психологического профессионализма. Этим психологи очерчивают зону своей ответственности, создают себе более или менее комфортную среду обитания и отграничиваются от прочих служащих организации, утверждая свою профессиональную позицию в ней.

Оборотной стороной такого дистанцирования в рамках организации является превращение психологического подразделения в своеобразную резервацию, связи которой с «внешней средой» ограничены. В таких условиях всякая попытка выхода за пределы своей «психологической ниши» становится проблемой, причем не только для психологов, но и для других сотрудников организации, которая воспринимает такие попытки как «экспансию» психологического подразделения и противится ей.

Проблема выбора психологом своей профессиональной позиции в системе взаимодействий в организации поднимает вопрос о степени свободы психолога и его независимости от внутриорганизационной динамики социально-психологических процессов. В ситуации внутриорганизационного конфликта психолог не должен занимать сторону ни одной из противоборствующих группировок, он обязан хранить нейтралитет и уклоняться от участия в конфронтациях и интригах.

Позиция нейтралитета и неучастия в конфликтах способствует беспристрастности психолога, что обеспечивает адекватный анализ ситуации и получение объективной информации. Например, отстраненная позиция психолога наиболее предпочтительна в ситуации производственного конфликта между администрацией школы и учительским коллективом. Это относится также к профессиональному отбору при приеме на работу, когда психолог не должен проявлять свои предпочтения по отношению к кому-либо из претендентов на вакантное место в организации. Аналогичным должно быть поведение практического психолога при решении вопросов карьерного роста и продвижения по служебной лестнице кого-либо из сотрудников.

Однако не всегда позиция нейтралитета и беспристрастности приемлема. В частности, психолог может занять особую позицию с отстаиванием своих собственных интересов (например, корпоративных интересов своего подразделения) и участвовать в социально-психологических процессах наравне с другими. В таком случае отношения психолога с организациями могут быть установлены в процессе переговоров и закреплены официальными и неофициальными соглашениями, хотя на сегодняшний день трудно привести удачные примеры реализации такой стратегии.

Наряду с вышеописанными особенностями работы практического психолога в структуре организации необходимо обратить внимание на специфику изменений взаимодействий психолога с другими участниками профессионального процесса. В случае, когда психолог работает самостоятельно, не является сотрудником какой-либо организации (например, частнопрактикующий специалист), действует наиболее простая схема:

Психолог в структуре организаций.

Однако эта ситуация лишь на первый взгляд кажется простой. В реальности структура взаимодействия включает в себя более широкий ролевой репертуар, так как каждый из двух участников может совмещать несколько ролей.

Система ролевых взаимоотношений психолога в структуре организации значительно шире и сложнее. В качестве удобной модели, описывающей пространство профессиональной деятельности психолога в организации, можно использовать концепцию ролевого кольца [Жуков, 1994], которое образуют следующие наиболее важные роли: клиента, заказчика, спонсора, посредника, подрядчика и исполнителя (рис. 1).

Схема ролевого кольца (по Жукову).

Рис. 1. Схема ролевого кольца (по Жукову).

Клиент — это тот, кто имеет психологическую проблему, Заказчик — тот, кто осознает проблему и принимает на себя ответственность за ее решение. Спонсор оплачивает необходимые для решения данной проблемы затраты. Посредник располагает информацией о возможностях решения данной проблемы. Подрядчик принимает на себя ответственность за выбор для этого конкретных путей и средств, а Исполнитель применяет эти средства.

Приведем несколько примеров анализа с использованием модели ролевого кольца.

Применительно к школьной практике в случае, когда директор школы дает задание психологической службе провести социально-психологический тренинг с учителями школы, роли распределяются следующим образом: директор — Заказчик, педагоги — Клиенты, психологическая служба школы — Подрядчик, психолог — Исполнитель.

Распределение ролей в ситуации отбора кандидатов на вакантное место в организации таково: администрация организации — Заказчик и Спонсор, претенденты на должность — Клиенты, психолог — Исполнитель.

Применение приведенной выше схемы полезно при рассмотрении проблемы перераспределения функций и ответственности, что неминуемо происходит в случае опосредования взаимодействия психолога с клиентом структурами организации. Однако четкое соответствие ролевых позиций в реальной практической работе встречается крайне редко, чаще всего несколько ролей совмещает в себе одно лицо или, наоборот, одну роль одновременно или последовательно исполняют несколько разных лиц. В таких случаях схема распределения функций и ответственности становится очень запутанной. Следствием неопределенности, по мнению Ю. М. Жукова, являются проблемы «диффузии, или потери Заказчика» и «подмены Клиента».

Феномен «потери Заказчика» возникает тогда, когда лицо, инициировавшее обращение к психологу и определявшее суть проблемы, временно «выходит из игры» и перепоручает текущий контроль другим лицам. Например, в приведенной выше ситуации из школьной практики директор школы, дав задание психологической службе провести тренинг с целью повышения психологической компетентности педагогического состава, может перепоручить контроль за выполнением заказа завучу или руководителю психологической службы.

«Подмена Клиента» чаще всего связана с тем, что в качестве Заказчика выступает сторона, которая является причиной или источником проблемных ситуаций. Например, руководство фирмы, обеспокоенное «снижением управляемости» организации, приглашает консультантов для того, чтобы «поработать с персоналом», хотя, возможно, причина заключается в некомпетентности его самого как руководства.

Самоопределение психолога и прояснение других ролевых позиций является непростым, но крайне важным моментом в работе практического психолога.

Установление ролевой структуры — не схоластическое упражнение, а абсолютно необходимый момент профессиональной работы, и ошибки здесь, может быть, и простительны, но чреваты [Жуков, 1994).

Выяснение того, кто есть Заказчик, а кто — Клиент, полезно уже тем, что позволяет использовать следующее правило: «Если Заказчик не знает, чего он хочет, делай то, что нужно Клиенту, а если Заказчик находится на более высоком уровне понимания проблем, то веди дело, отстаивая интересы Клиента при соблюдении требований Заказчика!».

Таким образом, внутриорганизационная позиция психолога оказывает существенное влияние на специфику его работы, принципы деятельности и систему профессиональных взаимодействий. Четкая ориентация, осознание психологом своей позиции внутри организационной структуры и беспристрастность в конфликтных ситуациях предупреждают трудности в решении профессиональных задач.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой