Методические рекомендации по организации рефлексивной деятельности учащихся
Чаще использовать метод анализа учащимися ответов одноклассников у доски (отмечаются положительные стороны ответа и недочеты, путь их исправления). Доводить до сведения детей и их родителей умения и знания, которые должны усвоить учащиеся по каждому предмету в каждой четверти и за год. В структуре урока необходимо выделять этапы, на которых ребенок может поучаствовать в анализе, взаимоанализе… Читать ещё >
Методические рекомендации по организации рефлексивной деятельности учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. При разработке программ учебных курсов и составлении конспектов блока уроков и отдельных занятий рекомендуется:
1.1. Каждый урок рассматривать в системе, блоке уроков, тогда выстраивается таксономия целей и задач каждого урока, прослеживается динамика развития умений учащихся: умения анализа и оценки, которые должны переходить в умения взаимооценки и взаимоанализа, а затем к самооценке и самоанализу.
1.2. В структуре урока необходимо выделять этапы, на которых ребенок может поучаствовать в анализе, взаимоанализе и самоанализе.
1.3. Чтобы анализ и самоанализ были успешными, необходимо каждый раз определять для детей критерии, по которым будет оцениваться их деятельность на уроке. Критерии могут быть написаны на карточках и представлены детям. Критерии оценки устных ответов, письменных домашних и контрольных работ и сочинений должны быть известны детям, их родителям.
1.4. Доводить до сведения детей и их родителей умения и знания, которые должны усвоить учащиеся по каждому предмету в каждой четверти и за год.
1.5. Успешность усвоения программы оценивать не по отметкам, но по продвижению и успехам каждого ребенка в том или ином виде деятельности. Этому способствуют такие средства, как: выставки работ, творческие папки работ детей, характеристики школьников, в которых отмечаются положительные изменения в их развитии, обучении, воспитании; карточка «Мои достижения».
1.6. Стимулировать развитие у учащихся умений самоанализа и самооценки, используя такие средства, как: сочинения «Мои достижения», «Письмо в будущее», игру «Машина времени» (дети пишут себе письмо в будущее, отмечая, чему они хотят научиться, какими умениями овладеть, какие качества в себе развить через 1 год, через 2 года, через 5 лет).
2. В ходе занятия с целью развития рефлексивных умений учащихся рекомендуется:
2.1. В начале урока называть основные цели урока (сформулированные диагностично через конкретное перечисление тех знаний и умений, которыми учащиеся должны овладеть).
2.2. На одном из этапов урока предлагать учащимся проанализировать свою работу и обменяться с партнером по парте мнениями о тех знаниях и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного вида деятельности, задания, упражнения.
2.3. При комментировании отметок за выполненные задания называть те знания и умения, которые усвоил или проявил ученик.
2.4. В конце урока необходимо подводить итоги, вовлекая детей в самоанализ, в ходе которого они говорят, чему они научились, какие умения проявили. Анализ проводится учащимися в парах, затем можно предложить желающим проанализировать результаты урока вслух перед всем классом (на каждом уроке этот анализ проводит другой ученик).
2.5. Чаще использовать методы взаимной проверки домашних заданий (при этом учитель на доске записывает те критерии, по которым учащиеся анализируют выполненную работу; ученики отметки друг другу не выставляют).
2.6. Чаще использовать метод анализа учащимися ответов одноклассников у доски (отмечаются положительные стороны ответа и недочеты, путь их исправления).
2.7. Вовлекать старшеклассников в анализ и самоанализ, используя такие средства, как: рецензии на доклады, на сочинения одноклассников, на свои доклады и сочинения.
2.8. Чаще использовать метод коллективного анализа и оценки организованных и проведенных дел во внеклассной работе.
2.9. Регулярно использовать метод анализа прожитых детским коллективом недели (в младших классах), месяца (в старших классах), который осуществляется через такие приемы, как работа в микрогруппах, «разговор в кругу», «разговор у свечи», стенгазеты.
2.10. Чаще использовать методику кооперативного обучения, коллективной познавательной деятельности, проблемного обучения, метод коллективных и групповых проектов, формы ценностно-ориентированной деятельности, которые содержат в своей технологической цепочке коллективные и индивидуальные анализ и оценку, взаимоанализ и взаимооценку, самоанализ и самооценку осуществленной деятельности.