Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Артур Владимирович Петровский

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мнению А. В. Петровского и В. А. Петровского, человек испытывает закономерную, социально детерминированную потребность «быть личностью», которая выражается стремлением в максимально возможной степени стать «идеально представленным» в сознании других людей, причем, в первую очередь, теми своими особенностями, гранями индивидуальности, которые он сам ценит в себе. Потребность «быть личностью… Читать ещё >

Артур Владимирович Петровский (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

А. В. Петровский, один из основателей отечественной социальной психологии, в соавторстве со своим сыном В. А. Петровским разработал оригинальную теорию личности и социально-психологический подход к периодизации развития личности. В рамках этого подхода подростковый возраст (отрочество) может быть проанализирован как особый период становления личности с социально-психологической точки зрения.

Указанные авторы понимают личность в единстве трех ее ипостасей (репрезентаций): интраиндивидной, интериндивидпой и метаиндивидной. В первом случае личность рассматривается как относительно устойчивая совокупность интраиндивидных качеств: симптомокомплексов психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивов, направленности личности, структуры характера, особенностей темперамента, способностей, во втором — как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личности ее участников. Наконец, в третьем случае личность — это «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия, это результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности других людей[1].

По мнению А. В. Петровского и В. А. Петровского, человек испытывает закономерную, социально детерминированную потребность «быть личностью», которая выражается стремлением в максимально возможной степени стать «идеально представленным» в сознании других людей, причем, в первую очередь, теми своими особенностями, гранями индивидуальности, которые он сам ценит в себе. Потребность «быть личностью» может быть удовлетворена лишь при наличии способности «быть личностью».

Процесс развития личности в рамках рассматриваемой концепции видится как вхождение, «вживание» индивида в социум, происходящее через смену, череду освоения им различных общностей, членство в каждой из которых является определенным этапом, своеобразной вехой на пути становления индивида как личности.

При вхождении в относительно стабильную социальную общность (группу детского сада, школьный класс и т. п.) в случае благоприятно складывающихся обстоятельств индивид проходит три фазы (микрофазы) становления как личности. На первой фазе — фазе адаптации — происходит освоение индивидом действующих в данной общности ценностей и норм, овладение соответствующими средствами и формами деятельности; индивид в определенном смысле уподобляется другим членам данной общности, группы. На второй фазе — фазе индивидуализации — индивид стремится выделиться как личность, заявить о себе как об уникальном и непохожем на других человеке, что входит в противоречие с необходимостью быть в группе таким, «как все». На третьей фазе — фазе интеграции — развитие личности определяется характерным для этой фазы противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным в данной общности своими особенностями и отличиями, с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те особенности индивида, которые способствуют развитию общности, а тем самым и развитию самого индивида как личности, — с другой. Если это противоречие не разрешается, происходит дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция личности, либо ее вытеснение из общности, либо деградация с возвращением на более ранние стадии развития. Схематично процесс вхождения личности в группу можно изобразить следующим образом (рис. 2.19).

Закономерности, отражающие социально-психологическую специфику вхождения личности в группу, задают теоретический алгоритм, позволяющий прояснить и осознать психологически содержательную сущность процесса развития личности в онтогенезе, т. е. в определенном смысле рассмотреть процесс вхождения индивида в конкретную группу как своеобразный прообраз процесса восхождения к социальной зрелости, вхождения развивающейся личности во «взрослый мир».

В этой логике, если адаптация, индивидуализация, интеграция — это самоценные микрофазы вхождения индивида в относительно стабильную группу, то детство, отрочество (подростничество), юность — это самоценные эпохи эры восхождения к зрелости, где на каждой из эпох соответственно последовательно доминируют процессы адаптации, индивидуализации и интеграции (рис. 2.20). Совпадающая в том и другом случае последовательность чередования ведущих личностных задач и тенденций личностного развития позволяет осуществить своеобразную экстраполяцию социально-психологических наработок в область психологии развития.

Анализируя представленную на рис. 2.20 схему, мы видим, что эпоха отрочества — это эпоха преобладания процессов индивидуализации над характерными для предшествующей эпохи детства процессами адаптации, и поэтому отрочество — это эпоха ярких противоречий между индивидом и той группой, членом которой он себя в первую очередь считает. Отрочество — это время обостренно переживаемого стремления к самоутверждению, та ступень становления развивающейся личности, когда актуальной становится позиция «чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться». Эпоха отрочества является тем качественным периодом развития, когда особенно ярко проявляются процессы социально-личностного становления и группообразования. Исход в развитии личности в эту эпоху во многом зависит от тех реальных взаимоотношений, которые сложатся между индивидом и группой его членства.

Модель развития личности в группе по А. В. Петровскому.

Рис. 2.19. Модель развития личности в группе по А. В. Петровскому:

II — потребность «быть личиостыо»; С — способность «быть личиостыо»; И — исходный уровень развития; Р — результат развития, достигнутый на данной фазе; —? — просоциальное развитие; —>? — асоциальное развитие1

На этапе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту происходит качественное изменение социальной ситуации развития школьника. Суть этого изменения, с социально-психологической точки зрения, состоит в том, что, несмотря на константность в большинстве случаев групповой композиции школьного класса как основной для подростка группы членства, и в структурном, и в деятельностном планах подростковая ученическая группа принципиально отличается от себя «вчерашней» — класса начальной школы.[2]

Возрастная периодизация развития личности по А. В. Петровскому.

Рис. 2.20. Возрастная периодизация развития личности по А. В. Петровскому1:

АД — адаптация; ИНД — индивидуализация; ИНТ — интеграция Значимым фактором жизни подростка является и то, что существенно расширяется реестр групп его членства, которые, как правило, становятся и референтными для него сообществами, предлагая недавнему младшему школьнику качественно развернутый веер вариаций дальнейшей социальной ситуации развития (подробнее об этом в гл. 3).

В многочисленных исследованиях, выполненных учениками и последователями А. В. Петровского, было убедительно показано, как меняется в отрочестве вся система взаимоотношений между подростком и его сверстниками, а также окружающими его взрослыми (в первую очередь, учителями и родителями), как влияют эти взаимоотношения, позиция, которую занимает подросток в группе, на становление его личности[3][4].

  • [1] См.: Петровский А. В. Личность в психологии с позиции системного подхода //Вопросы психологии. 1981. № 1. С. 57—66; Петровский А. В., Петровский В. А. Индивид и егопотребность быть личностью // Вопросы философии. 1982. № 3. С. 44—53; Петровский А. В. Личность и время. СПб., 2008; Петровский В. А. Человек над ситуацией. М.: Смысл, 2010и др.
  • [2] Социальная психология развития / под ред. Н. Н. Толстых., 2014. С. 248.
  • [3] Социальная психология развития / иод рсд. Н. Н. Толстых. С. 249.
  • [4] См., например: Кондратьев М. /О. Социальная психология развития в отрочестве и ранней юности // Социальная психология развития / под ред. Н. Н. Толстых. С. 354—387.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой