Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Особенности адаптационных характеристик детей с задержкой психического развития на разных этапах школьного обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме этого, в ходе диссертационного исследования были выявлены особенности адаптации к условиям обучения детей с ЗПР младшего, среднего и старшего школьного возраста по сравнению с нормально развивающимися школьниками, а также установлены закономерности психического развития детей с ЗПР в условиях коррекционного учреждения, которые заключаются в том, что дети с ЗПР на протяжении всего периода… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психологические основы адаптационных характеристик детей школьного возраста с задержкой психического развития
    • 1. 1. Адаптация как объект теоретического анализа
    • 1. 2. Социально-психологическая адаптация личности
    • 1. 3. Понятие школьной дезадаптации
    • 1. 4. Задержка психического развития, ее место в структуре психического дизонтогенеза, типы, психолого-педагогические параметры
  • Глава 2. Характеристика материалов и методов исследования
    • 2. 1. Организация и методология исследования, объем социальной выборки и общая характеристика обследованных
    • 2. 2. Характеристика психодиагностических методов, использованных в исследовании, и их обоснование
    • 2. 3. Методы математико-статистической обработки данных
  • Глава 3. Особенности адаптационных характеристик детей с ЗПР на разных этапах школьного обучения
    • 3. 1. Закономерности развития познавательных процессов учащихся коррекционных и общеобразовательных учебных заведений
    • 3. 2. Особенности развития личностных характеристик учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста коррекционных и общеобразовательных учебных заведений
      • 3. 2. 1. Особенности процесса адаптации к условиям обучения учащихся коррекционных и общеобразовательных учреждений
      • 3. 2. 2. Особенности и динамика состояния тревоги у учащихся коррекционных и общеобразовательных учреждений
      • 3. 2. 3. Социометрический статус учащихся начальной школы в норме и с ЗПР
      • 3. 2. 4. Особенности социальной направленности и профессионального типа личности учащихся 9-х классов коррекционных и общеобразовательных учебных заведений

Особенности адаптационных характеристик детей с задержкой психического развития на разных этапах школьного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

В условиях нестабильной социально-экономической обстановки, многие исследователи (Б.Н. Алмазов, A.C. Батуев, С. А. Беличева, И. А. Коробейников и др.) отмечают ослабление воспитательной роли семьи, снижение качества образовательного процесса в школах, что обусловливает увеличение количества учащихся, которые оказываются не в состоянии освоить учебную программу за отведенное время. По данным разных исследований (С.А. Беличева, 1993; Л. В. Шибаева, 1996; Г. Ф. Кумарина и др., 2001; H.A. Коробейников, 2002 и др.), от 15 до 40% учащихся начальных классов испытывают трудности в обучении. На этапе выпуска из образовательного учреждения лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми, а 40−50% выпускников школы за время обучения приобрели хроническую патологию. По данным Министерства образования РФ (1995), 78% школьников нуждаются в специальных формах и методах обучения. В последнее время отмечается четкая тенденция к ухудшению психического и психосоматического здоровья детей и подростков (Б.П. Пузанов и др., 1999; И. В. Дубровина и др., 2000). Причем, рост нервно-психических и соматических заболеваний, различных функциональных расстройств связан с общим снижением успеваемости. Как показывают исследования, среди неуспевающих школьников примерно 50% составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Проблемам детей с ЗПР посвящен ряд исследований (Т.А. Власова, М. С. Певзнер, 1967, 1973; Л. М. Шипицына, 2002; Т. В. Егорова, 1973; P.M. Лалаева, 1992; Л. С. Волкова, 1998; У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева, 2002; И. Ф. Марковская, 1993; Е. М. Мастюкова. 1992 и др.) Однако, несмотря на достаточную теоретическую разработанность данной проблемы и созданную отечественными дефектологами систему специальной помощи подобным детям, процесс интеграции детей с ЗПР в общество сопряжен с определенными трудностями. В частности, у таких детей возникают сложности в процессе школьной и профессиональной адаптации. Несмотря на коррекционную направленность специальных (коррекционных) классов и школ для детей с ЗПР, задача социальной адаптации подобного ребенка решается далеко не всегда успешно (И.А. Коробейников, 2002; Н. Г. Лусканова, 1987; У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева, 2002).

Все вышесказанное требует пристального внимания к детям с и нте л л е ктуал ь н о й не достато ч н остью, смещения акцента в работе с интеллектуальной недостаточности такого ребенка на его личностное развитие, а также разработки конкретных мер профилактики и коррекции отклонений в развитии ребенка с ЗПР, поскольку именно школа и педагоги должны играть решающую роль, как в диагностике, так и в профилактике нарушений психического и психосоматического развития детей (С.М. Громбах, 1988).

Решение данных проблем осложняется тем, что до настоящего времени практически не проводилось исследований, посвященных изучению процесса адаптации учащихся с ЗПР к условиям обучения в образовательных учреждениях. Недостаточность методологической и практической разработки системы оказания специальной помощи детям с ЗПР, и отсутствие общепринятых подходов к обучению и воспитанию детей с ЗПР с учетом их психологических особенностей обусловило выбор темы исследования.

Цель исследования — изучить адаптационные характеристики детей с.

ЗПР.

Задачи исследования:

1. Провести сравнительный анализ адаптационных характеристик-школьников, обучающихся в общеобразовательных школах и коррекционных учреждениях для детей с ЗПР.

2. Изучить закономерности интеллектуального развития детей с ЗПР на разных этапах обучения в коррекционном учебном заведении.

3. Изучить закономерности развития личностных качеств детей с ЗПР, обусловливающих успешность их адаптации к условиям обучения в коррекционном учебном заведении.

4. Определить характер взаимосвязи интеллектуальных и личностных характеристик учащихся, определяющих успешность адаптации к школе.

5. Установить различия в развитии адаптационных характеристик у мальчиков и девочек, обучающихся в общеобразовательных школах и школах-интернатах для детей с ЗПР.

Объект исследования — дети школьного возраста (9 — 16 лет), обучающиеся в школах-интернатах для детей с ЗПР и общеобразовательных школах.

Предмет исследования — индивидуально-психологические и личностные характеристики детей школьного возраста, обеспечивающие условия для успешной адаптации к условиям обучения в образовательном учреждении.

Гипотеза исследования.

Дети с ЗПР обладают более низкими адаптационными характеристиками по сравнению с учащимися общеобразовательных школза период обучения в коррекционном учреждении существенного повышения уровня развития адаптационных характеристик не происходит.

Научная новизна исследования и теоретическая значимость исследования заключается в том, что проблема задержки психического развития рассматривается с позиции изучения адаптационных процессов. Полученные результаты позволяют говорить о том, что затруднения в социальной адаптации способствуют возникновению диюнтогенеза детей в период их обучения в учебном заведении.

Кроме этого, в ходе диссертационного исследования были выявлены особенности адаптации к условиям обучения детей с ЗПР младшего, среднего и старшего школьного возраста по сравнению с нормально развивающимися школьниками, а также установлены закономерности психического развития детей с ЗПР в условиях коррекционного учреждения, которые заключаются в том, что дети с ЗПР на протяжении всего периода обучения характеризуются снижением уровня развития интеллекта по сравнению с нормально развивающимися школьниками от несущественных различий в 3 классе до значительных в 9 классе. Наряду с этим, у учащихся с ЗПР наблюдается интенсивный рост проявлений дезадаптации и снижение адаптационного потенциала в течение обучения в школе-интернате.

Практическая значимость исследования:

Результаты экспериментального исследования не только могут быть использованы при организации учебного процесса детей с ЗПР, но и указывают на необходимость совершенствования программ школьного обучения этих детей. Кроме этого, результаты экспериментального исследования позволяют говорить о необходимости совершенствования системы диагностики ЗПР у детей младшего школьного возраста, поскольку в обследованных выборках различия в интеллектуальном развитии у детей младшего школьного возраста, обучающихся в коррекционных учреждениях и общеобразовательных школах, практически отсутствуют.

Предложены методы изучения интеллектуальных и личностных характеристик детей с ЗПР, которые могут быть использованы при составлении диагностического психолого-педагогического комплекса для исследования особенностей развития детей с ЗПР в специальных (коррекционных) школах, в целях повышения эффективности психологического сопровождения детей с проблемами в развитии в процессе их обучения.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении программ курсов обучения студентов факультетов психологии и педагогики, а также специальной психологии и коррекционной педагогики.

Методологической основой исследования явились отдельные) положения теории адаптации, (A.A. Александровский, Ф. Б. Березин, A.A.

I — '.

Налчаджян, A.A. Реан, Г. Селье) — концепция адаптационного потенциала личности (А.Г. Маклаков) — положения об общих и специфических закономерностях развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. В. Лебединский, В. И. Лубовский, Г. Е. Сухарева, Е. М. Мастюкова и др.).

Положения, выносимые на защиту.

1. Задержка психического развития у детей и подростков сопряжена с напряжением адаптационных механизмов ребенка, выражающимся в негативном общем фоне его эмоционального состояния, снижении социометрического статуса в классе, наличии затруднений в отношениях со сверстниками и взрослыми.

2. Чем младше ребенок с ЗПР, тем различия в интеллектуальном развитии по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

3. Отсутствие адекватной коррекции задержки психического развития в младшем школьном возрасте приводит к тому, что проблемы в развитии не компенсируются в течение последующего обучения в коррекционной школе, более того, клиническая картина задержки развития осложняется различными девиациями поведения.

Достоверность результатов работы обусловлена репрезентативностью выборки обследованных, глубоким теоретическим анализом работ отечественных и зарубежных автороввыбором методов и методик исследования, адекватных цели, задачам и объекту исследованияприменением современных методов математическрй статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования докладывались на международной конференции «Психологическая служба системы образования» в 2003 г., заседаниях кафедр общей и прикладной психологии, практической психологии, педагогических советах и методических объединениях общеобразовательной и коррекционной школ, используются при чтении лекций студентам факультета психологии и педагогики ЛГОУ им. A.C. Пушкина. Основные положения диссертационного исследования реализованы в практических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению развития детей в коррекционном учебном заведении. выр. ажены меньше.

ВЫВОДЫ.

Результаты теоретического обзора литературы по проблемам адаптации и развития детей с ЗПР и эмпирического исследования адаптационных способностей у детей школьного возраста в норме и с ЗПР подтвердили наши гипотезы и позволили констатировать следующее:

1. Сложившаяся система специальной помощи детям с ЗПР отличается тенденцией к изолированию таких детей от их сверстников с нормальным развитием, что далеко не всегда обоснованно, поскольку в период обучения с 3 по 9 класс в специальной школе-интернате у учащихся с ЗПР наблюдается увеличение различий в интеллектуальном и личностном развитии по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Кроме того, не скорректированная в младшем школьном возрасте задержка психического развития не компенсируется в течение последующего обучения в специальной школе, но ее клиническая картина осложняется различными девиациями поведения, вплоть до криминальных проявлений.

2. Динамика психических познавательных процессов различна у учащихся разных учебных заведений: дети с ЗПР отличаются снижением интеллектуальных показателей на всем промежутке обучения в специальной школе-интернате, в то время как их сверстники демонстрируют плавный рост уровня интеллектуальных способностей за тот же период. Чем младше ребенок с ЗПР, тем менее явно у него проступают различия в интеллектуальном развитии по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

3. Важной закономерностью психического развития детей с ЗПР являются трудности их социально-психологической адаптации, затруднения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми: еще в процессе обучения в учебном заведении отмечается рост проявлений школьной дезадаптации, которые к моменту выпуска учащихся (9 класс) из интерната проявляются низкими адаптационными способностями, несформированностью профессиональной перспективы. Основными причинами затруднений учащихся с ЗПР в адаптации к условиям обучения в образовательном учреждении являются неготовность к школе, недостаточная произвольность психических процессов, нарушения интеллектуальной деятельности, инертность нервной системы, расторможенность.

4. Половые различия в процессе адаптации к условиям обучения в образовательном учреждении характеризуются, прежде всего, тем, что по уровню интеллектуального развития различия между девочками разных учебных заведений имеют тенденцию к нарастанию в течение всего времени обучения с 3 по 9 класс, а между мальчиками различных школ носят циклический характер: уменьшаясь к 6 классу, достигают наибольшего разрыва в 9 классе.

У девочек с ЗПР отмечено значительно большее количество форм дезадаптированного поведения по сравнению с девочками общеобразовательной школы. Кроме того, девушки с ЗПР обладают более низкими коммуникативными способностями и низким адаптационным потенциалом, чем их нормально развивающиеся сверстницы. У мальчиков разных школ значимые различия выявлены только в 6 классе: у мальчиков с ЗПР чаще фиксировались проявления дезадаптации, чем у их сверстников с нормальным развитием.

Уровень стрессоустойчивости значимо различается у девочек и мальчиков различных учебных заведений в младшем школьном возрасте: у девочек и мальчиков с нормальным развитием преобладает более позитивный фон эмоционального состояния в школе по сравнению с их сверстниками с ЗПР.

5. Эффективность процесса адаптации детей младшего, среднего и старшего возраста к условиям обучения в образовательном учреждении связана с уровнем интеллектуального развития, социометрическим статусом, общим эмоциональным состоянием учащегося в школе. Так, для успешной адаптации к условиям обучения необходимо выполнение ряда условий: развитие когнитивных процессов учащихся, создание позитивного фона взаимоотношений между сверстниками и между учащимися и учителями.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

В настоящее время, несмотря на разработанную отечественными дефектологами систему диагностики и коррекции задержки психического развития, развитую сеть коррекционных школ и классов, непрерывно растет число подобных детей. По статистике, ведущейся в одном из коррекционных заведений для детей с ЗПР, только четверть выпускников поступает в средние специальные учебные заведения или работает, остальные либо повторяют судьбу своих родителей (алкоголизм, наркомания, тюрьма и т. п.). либо бездельничают. Кроме этого, подавляющее число детей с ЗПР до учебы в коррекционных классах и школах воспитывались в неблагополучных семьях, что сопровождалось хроническими заболеваниями. Сложившаяся ситуация и проведенное диссертационное исследование позволили сформулировать несколько проблем организации специальной помощи детям.

1) При выявлении причин отклонений в психическом развитии аномального ребенка внимание исследователей до недавнего времени было обращено, в основном, на биологические факторы, причины же другого рода обозначались, но подробно не анализировались. Это привело к некоторой однобокости изучения и коррекции трудностей детей с ЗПР.

2) Специальные классы и школы для детей с ЗПР создавались для решения задач комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения подобных детей. Несмотря на это, сегодня можно говорить об отсутствии реальных возможностей компенсации отклонений в, развитии личности аномального ребенка, поскольку сохраняется действие многих деструктивных факторов (эмоциональная депривация, недостаток полноценного общения со сверстниками, профессиональной помощи) и существует разобщенность в усилиях различных специалистов в решении проблемы специальной помощи детям с ЗПР.

3) Кроме того, коррекционно-развивающие занятия с учащимися с ЗПР обычно ведет педагог, недостаточно ориентированный в вопросах с ЗПР: психологии детей с ЗПР, что, в конечном итоге, сказывается на содержании и качестве занятий.

Эти проблемы отражают назревшую потребность в более тесном сотрудничестве всех специалистов, работающих с проблемными детьми: дефектологов, логопедов, психологов, педагогов, медиков, а также в поиске нове>1х и совершенствовании существующих методов работы с подобными детьми.

Задержка психического развития практически всегда сопряжена с нарушениями речи, общения, обучаемости, отклонениями в соматическом развитии и процессе социально-психологической адаптации. Тем не менее, это единственная форма отставания ребенка в психическом развитии, которая может быть скомпенсирована в определенных микросоциальных и психолого-педагогических условиях, адекватных его состоянию.

Сегодня необходимо более четко установить критерии дифференциации задержки психического развития, олигофрении и социально-педагогической запущенности, отбора детей с проблемами в развитии в специальные классы и школы. Результаты диссертационного исследования достоверно показали, что, чем младше дети с ЗПР, тем менее выражены у них различия в интеллектуальном развитии по сравнению с нормально развивающимися учащимися. Основные же отличия обнаружены по личностным характеристикам, которые обеспечивают успешность адаптации ребенка к условиям обучения в образовательном учреждении. Кроме того, различия по интеллектуальным показателям между учащимися с ЗПР и учащимися с нормальным развитием увеличиваются к 6 классу, а к 9 классу достигают катастрофических размеров. Поэтому в процессе медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в коррекционных учреждениях необходимо акцентировать внимание на решении следующих задач:

• Развитие логического и абстрактного мышления, внимания, понятийного аппарата, вербальной и зрительной памяти на протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении;

• Обучение различным способам снятия эмоционального напряжения;

• Развитие коммуникативных способностей;

• Психологическое консультирование по проблемам выбора профессии, профпригодности, личностным проблемам;

• Обязательное медицинское наблюдение за детьми: постоянные консультации специалистов: педиатра, невролога, отоларинголога, окулиста, гастроэнтеролога.

• По возможности контакт с семьей (или лицами, ее заменяющих) воспитанника: осмотр жилищно-бытовых условий, выяснение особенностей развития ребенка в первые годы жизни, характеристика стиля семейного воспитания;

• Психологическая диагностика затруднений воспитанников для выяснения причин проблем и дальнейшего прогноза психического развития;

• По окончании коррекционного учреждения необходимо оказание психологической поддержки и помощи выпускникам заведения для профилактики дезадаптивного, асоциального поведения.

Следует постепенно смещать акценты в понимании структуры и содержания задержки психического развития с чисто биологических позиции на развитие личности проблемного ребенка, без учета которого невозможна достоверная и объективная интерпретация характера нарушения у ребенка.

Таким образом, в работе с детьми с ЗПР необходимо придерживаться основных принципов специальной психологии — комплексного подхода, учета закономерностей онтогенеза аномального ребенка, ранней диагностики и коррекции отклонения в развитии, индивидуализированного подхода к детям, активного включения в социальную жизнь общества. Важным условием проведения диагностической, коррекционной и развивающей работы является создание и сохранение положительного эмоционального фона взаимоотношений ребенка и взрослого в процессе их совместной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.K. Общение детей с нарушениями умственного развития: Автореф. дис. .д-ра психол. наук. М., 1989. — 34 с.
  2. O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. Челябинск, 1999. — 357 с.
  3. Адаптация человека (Сборник статей). Л., «Наука», Ленингр. отд-ние, 1976. — 195 с.
  4. Адаптация человека Сборник статей. Отв. ред. З. И. Барбашова, И. И. Лихницкая. Л., «Наука», Ленингр. отд-ние, 1972.--267 с.
  5. Д.И. Клиника олигофрении. Учеб. пособие для педагог, ин-тов и педагогов-дефектологов. — М., Учпедгиз, 1936. — 112 с.
  6. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/ Под ред. К. С. Лебединской. М., 1982. — 125 с
  7. Э.М. Критерии социально-психологической адаптации детей к школе// Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков/ Под ред. Г. Н. Сердюковой, С. М. Громбаха. М&bdquo- 1983. — 137 с.
  8. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука. 1976. — 272 с.
  9. Ю.А. Пограничные психические расстройства. (Руководство для врачей). — Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997. — 576 с.
  10. .Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск: Изд-во Уральского университета. 1986. — 150 с.
  11. П.Ананьев Б. Г. О проблеме современного человекознания. -СПб.: Питер, 2001.-272 с.
  12. .Г. Человек как предмет познания. JI.: Изд-во ЛГУ, 1968.-339 с.
  13. З.Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для ВУЗов. М.: Аспект-Пресс, 1999. — 376 с.
  14. М.Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1979. — 453 с.
  15. В. Я. Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб, 1999. — 86 с.
  16. A.C. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 168 с.
  17. H.JI. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М.: Изд-во У РАО, 1999. — 148 с.
  18. H.JI. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1976. — 21 с.
  19. Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука. 1988. — 270 с.
  20. К. Лекции по экспериментальной патологии. М.: Биомедгиз, 1937.-512 с.
  21. В.М. Избранные работы по социальной психологии. / Отв. ред.: Е. А. Будилова, Е. И. Степанова.- Рос. академия наук, Ин-т психологии М.: Наука. 1994. — 399 с.
  22. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т./ Под ред. A.B. Петровского. -М.: Педагогика, 1979.-Т.1. 304 с. Т.2.-399 с.
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., «Просвещение», 1968. — 464 с.
  24. Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. М.: «Гном-Пресс», 1999. — 56 с.
  25. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. -140 с.
  26. А. Психическое развитие ребенка. СПб.: Питер, 2001. — 208 с.
  27. Т.П. Психологические проблемы дезадаптации детей младшего школьного возраста. М.: Московский открытый социальный университет. 2000. — 27 с.
  28. Т.А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., «Просвещение», 1967. — 207 с.
  29. Вопросы психической адаптации (Сборник статей) -Новосибирск, 1974. 239 с.
  30. М.Ш. Сущность и проявления школьной дезадаптации при психических заболеваниях у детей // Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста. Ташкент, 1984.-260 с.
  31. Л.С. Детская психология // Собр. соч.: В 6 т. -М., 1984. -Т.4.-432 с.
  32. Выготский Л. С Основы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. -М., 1984.-Т.5.-397 с.
  33. С.Ю. Социально-психологическая адаптация школьников с нарушениями соматического и нервно-психическогоздоровья: Автореферат дисс. канд. псих. наук. Ставрополь, 2000. -22 с.
  34. В.И. Нервные дети: Советы врача. J1.: Медицина, 1990. — 172 с.
  35. Гленн Вильсон и Диана Гриллз. Узнай коэффициент интеллекта своего ребенка / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 1998. -156 с.
  36. А.Н. Очерки по олигофренопедагогике. М., Учпедгиз, 1961. — 196 с.
  37. Г. В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития // Дефектология. 1986. № 5.
  38. В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1973.-288 с.
  39. Дети с задержкой психического развития/ Под ред Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, H.A. Цыпиной М., 1984. — 256 с.
  40. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М. С. Певзнер. -М., «Просвещение», 1966.— 271 с.
  41. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: Издательство «Речь», 2003. — 144с.
  42. Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. Межвузовский сборник научных трудов Ответственный ред. Г. А. Волкова. СПб: СПбГУПМ, 1999. — 202 с.
  43. Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н. Л. Белопольская. М., «Когито-Центр», 2000. — 351 с.
  44. Диагностика школьной дезадаптации: научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов / Под ред. С. А. Беличевой. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. — 127 с.
  45. А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. М.: Школа-Пресс, 1999. — 144 с.
  46. А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. -Л. J 982. 127 с. 55.3ейгарник Б.В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 157 с.
  47. Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л.: Медицина, 1982. — 224 с
  48. В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: «Академия», 1999. — 301 с.
  49. В.П. Педагогическая коррекция. Книга для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1994. -222 с.
  50. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.368 с.
  51. H.H. Особенности коррекции нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития: Автореферат дисс. канд. пед. наук. СПб., 2002. — 20 с.
  52. В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1979. — 608 с.
  53. В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М.: Медицина, 1985. — 286 с.
  54. Я. Л., Березовин H.A. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М.: «Знание», 1977.-63 с.
  55. Кон И. С. Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный университет- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.-560 с.
  56. C.B. Понимание учителем личности учащегося // Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 143−148.
  57. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа. 2002. № 4.
  58. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова и др.- Под ред. Г. Ф. Кумариной. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 320 с.
  59. И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 192 с.
  60. И.А. Психологическая диагностика риска дезадаптивного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью. Методические рекомендации. M.: МЗ РСФСР, 1991.
  61. К.Ю. Особенности нарушений поведения и характера у детей с задержкой психического развития// Интеллектуальные нарушения у детей. Минск, 1986. С. 39−45.
  62. Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Издание второе, дополненное. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 160 с.
  63. Г. А. Влияние школьной успеваемости на развитие личности ребенка// Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста. Ташкент, 1984. — 260 с.
  64. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. — 150 с.
  65. C.B. и др. Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997. — 288 с.
  66. Д.Н., Кулакова Т. П. Доклинические формы нервно-психических нарушений у школьников и их профилактика// Школа и психическое здоровье учащихся. М.: Медицина, 1988. — 271 с.
  67. Кузнецова J1.B. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1986. — 16 с.
  68. И.Ю. Личность школьника: от задержки психического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: ТЦ «Сфера», 1999. — 192 с.
  69. Г. Ф. Новое направление в педагогической науке и практике // Начальная школа. 2001. № 12. С.52−55.
  70. P.M. Нарушения речи у детей с ЗПР. Учеб. пособие к спецкурсу / Рос. гос. пед. ун-т им А. И. Герцена СПб.: Образование: МГНП «Внедрение», 1992. — 87 с.
  71. И., Матейчек 3. Психическая депривация в детскм возрасте. Прага, 1984. -334 с.
  72. В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во Моск. университета, 1985. — 167 с.
  73. НЗ.Леонтьев А. Н. Лурия А.Р., Смирнов A.A. О диагностических методах психологического исследования школьников// Советская педагогика. М., 1968. № 7.
  74. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  75. А.А. Системность в психологии. Под ред. В. А. Барабанщикова, Д. Н. Завалишиной и В. А. Пономаренко. М.: «Изд-во «Инст-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-384 с.
  76. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей/ Научно-исследовательский ин-т дефектологии Академии пед. наук СССР. М.: Педагогика. 1989. -104 с.
  77. А.Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. Т.2. М., 1956. — 420 с.
  78. Н.Г. Социально- психологические факторы риска школьной дезадаптации у учащихся начальных классов// Психофизиологическое развитие и состояние психического здоровья детей и подростков. М.: МЗ СССР, 1987. — 152 с.
  79. А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных ситуациях // Психологический журнал. 2001 г. Т.22. № 1.С. 16−24.
  80. А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2002.592 с.
  81. А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. СПб., 1996. 37 с.
  82. М.В. Психологические условия школьной адаптации: Автореферат дисс. канд. псих. наук. М., 1994. — 15с.
  83. Н.Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. -576 с.
  84. И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2003. — 400 с.
  85. И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб: Речь, 2001. — 220 с.
  86. Манова-Томова B.C., Пирьев Г. Л., Пенушлиева Р. Д. психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.— 190 с.
  87. И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика.- М., 1993.-198 с.
  88. Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М., 1992. — 94 с.
  89. Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития/ Сост. К. С. Лебединская Киев, 1983. — 83 с.
  90. Ю2.Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. Л., 1983. — 166 с.
  91. Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. 576 с.
  92. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.- Под ред. Л. В. Кузнецовой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 е.
  93. Особый ребенок и его окружение: медицинские, социальные и психологические аспекты. Сборник материаловмеждународной конференции. Москва. 23−27 мая 1993 г. Под ред. А. Я. Варги и A.A. Северного. М., 1994. — 55 с.
  94. Отстающие в учении школьники: (Проблемы психического развития)/ Под ред. З. И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной- Научно-исследовательский ин-т общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1986. — 208 с.
  95. З.Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. -659 с.
  96. М.Погодаев К. И. К биологическим основам «стресса» и адаптационного синдрома// Актуальные проблемы стресса. -Кишинев.: Штиинца, 1976. С. 211 — 229.
  97. Пожар J1. С. Психология аномальных детей и подростков -патопсихология. М., 1996.
  98. Пб.Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход: Автореферат дисс. доктора псих. наук. -СПб., 2001.-40 с. 1 17. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001. С. 316−323.
  99. A.M., Толстых H.H. Дети без семьи. М., 1990. — 158 с.
  100. Психические состояния/ Сост. и общ. ред. J1.B. Куликова. -СПб.: Изд-в «Питер», 2000. 512 с.
  101. Психическое здоровье детей, руководство практического психолога/Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: «Академия», 2000.-160 с. 121 .Психологические проблемы неуспеваемости школьников/ Под ред. H.A. Менчинской. М., «Педагогика», 1971. — 272 с.
  102. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика — Пресс, 1997.-440 с.
  103. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития/ Сост. и общ. ред. В. М. Астапова и Ю. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2001. — 384 с.
  104. Психология личности в трудах отечественных психологов./ Сост. Л. В. Куликов. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 480 с.
  105. Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка/ Отв. ред. A.C. Батуев, коллективная монография. СПб, 1999.-306 с.
  106. Рабочая книга школьного психолога/И.В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др. М.: Просвещение, 1991.- 303 с.
  107. М. Помощь трудным детям. М.: ЭКСМО, 1999.432 с.
  108. A.A. К проблеме социальной адаптации личности.// Вестник СПбГУ., Сер.6., 1995. Вып.З. № 20. С.74−79.
  109. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология СПб.: Питер Ком, 1999. — 416 с.
  110. A.A., Кудашев А. Р., Баранов A.A. Психология адаптации личности: учебно-научное издание. СПб.: Медицинская пресса, 2002. — 352 с. 131 .Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М, 1986. — 190 с.
  111. Г. Стресс без дистресса. М., 1982. — 124 с.
  112. Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы психодиагностической и коррекционной работы психолога. — М.: АРКТИ, 2000. 208 с.
  113. Л.С. Трудные дети. М.: МПСИ, 1998. — 447 с.
  114. Е.С. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР. М., 1990.-94 с.
  115. Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. -М.: Медицина, 1974. 320 с.
  116. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т.2. М.: Медицина, 1959. — 335 с.
  117. Л. Образовательная программа для детей с трудностями в обучении в США (Калифорния)// Дефектология. -1975. № 6.
  118. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М., 1986. — 255 с.
  119. Р.Д. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе: Пособие для учителя / Р. Д. Тригер и др.: М.: Просвещение, 1987. 142 с.
  120. П.Я. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. СПб, 1916. Т.1, 2.
  121. У. В. Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами вразвитии: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 176 с.
  122. О.Н. Дети с проблемами психического развития. -М.: НПЦ «Коррекция», 1995. 208 с.
  123. Г. К. Детская психиатрия. М.: Медицина, 1973.392 с.
  124. В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. К.: Здоровье, 1993. -144 с.
  125. O.A. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. 366 с.
  126. Шестилетние дети: Проблемы и исследования/ Под ред. У. В. Ульенковой. Н. Новгород. 1998. — 215 с.
  127. Л.В. Программа психологической реабилитации школьников. М.: Роспедагенство, 1996. — 163 с.
  128. Т.А. Психологическая типология школьников с отставанием в учении и отклонениями в поведении. М., 1995. — 84 с.
  129. Л.М., Иванов Е. С., Данилова Л. А., Смирнова И. А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб.: Образование, 1995. — 80 с.
  130. Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб: Издательство «Дидактика плюс», 2002. — 496 с.
  131. Шиф Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. Под ред. Ж. И. Шиф. М., «Просвещение», 1965.-343 с.
  132. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. проф. С. М. Громбаха. М., 1988. — 271 с.
  133. Школьная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Материалы Всероссийски научно-практической конференции (Москва, 25−27 октября 1995 г.). -М., 1995.- 112 с.
  134. Д.Б. Психология обучения младших школьников М., 1974. — 416 с.
  135. Kanner L. Child Psychiatry. N. Y., 1955.
  136. Lovell К. Malagdjusted and Delinqent Children. In: Educational psycholgy and children. London: Univ. of London Press, 1973.
  137. Mace C. A. Homeastasis, needs and values.// Brit J.Psychol. -1953.-V.44.-P. 27−32.
  138. Piaget J. The psychology of intelligens. London, 1967.
  139. Philips L. Humanadaptation and his failures. Academic Press, New York and London, 1968.
Заполнить форму текущей работой