Развитие памяти.
Психология.
Часть 1
Сохранение и припоминание как мнемические процессы имеют свои особенности. Многие случаи забывания, связанные с долговременной памятью, объясняются не столько тем, что воспроизводимый материал не был предварительно как следует запомнен, сколько тем, что при воспоминании доступ к нему был затруднен. Плохая память человека может быть больше связана с трудностями припоминания, чем с проблемами… Читать ещё >
Развитие памяти. Психология. Часть 1 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обратимся теперь к вопросу о развитии памяти, т. е. к обсуждению тех типичных изменений памяти человека, которые происходят в филогенезе и в онтогенезе, но мере совершенствования памяти человека.
Существенный вклад в понимание процесса филогенетического развития памяти внес II.II. Блонский. Он высказал и обосновал гипотезу о том, что различные виды памяти, имеющиеся у современного человека, являются разными ступенями исторического развития памяти людей. Это соответственно двигательная, эмоциональная (аффективная), образная и логическая память.
Двигательная память представляет собой память на осваиваемые или заучиваемые движения. Она, по предположению Блонского, появилась и стала развиваться у людей первой, начиная с того времени, когда у них возник производительный труд, когда люди изобрели и стали использовать орудия в своей трудовой деятельности. Для этого им пришлось запоминать и передавать друг другу из поколения в поколение способы изготовления соответствующих орудий и их использования в труде. Также у них возникла необходимость в сохранении и усовершенствовании трудовых умений и навыков. Все это вместе взятое стимулировало развитие у людей двигательной памяти. В какой-то мере этому способствовали и ритуальные действия и движения, связанные с первобытной религией: эти действия и движения также необходимо было сохранять и передавать из поколения в поколение.
Эмоциональная память — это память на переживания, в особенности такие, которые связаны с угрозами для жизни человека или с условиями, в которых он может наиболее полно удовлетворять свои потребности. Развитие данного вида памяти способствовало выживанию человека в условиях суровой внешней среды, чреватой разного рода опасностями для его жизни.
Логично, вопреки мнению Блонского, предположить, что первой в филогенезе человека могла появиться и развиться именно эмоциональная, а не двигательная память, поскольку ее наличие представляет собой более существенное условие выживания человека, чем двигательная память. Кроме того, эмоциональная память в развитой форме обнаруживается у многих животных в виде условнорефлекторных реакций на опасные или, напротив, приятные ситуации. Что касается памяти на движения, то ее развитые формы обнаруживаются лишь у высших животных.
Еще одним фактором, который способствовал развитию эмоциональной памяти у людей, стало изобретение и использование языка. Первичным средством общения людей был естественный язык жестов и мимики. С его помощью хорошо передаются от человека к человеку эмоции. Необходимость обмена эмоциональными переживаниями для первобытных людей была очевидной: они таким образом предупреждали друг друга об опасностях и передавали друг другу информацию о том, что связано с удовлетворением их жизненно важных потребностей.
Образная память — это память на зрительные, слуховые и другие образы (впечатления). Активизация и развитие этого вида памяти людей связаны с возникновением и развитием искусств, прежде всего театрального (ритуалы, культы) и художественно-изобразительного. Кроме того, образная память необходима в процессе изготовлении орудий (производимое человеком орудие сличалось с его образцом, заранее представленным в голове в виде образа).
Логическая память — это память на мысли, рассуждения, выводы, умозаключения. Ее развитие началось, вероятно, с появления у людей устойчивых знаний о мире и было стимулировано возникновением и развитием наук.
Свою гипотезу о такой последовательности появления и развития у людей разных видов памяти Блонский подкреплял наблюдениями за развитием памяти у детей. Он заметил, что все выделенные им виды памяти у ребенка действительно появляются и развиваются в указанной последовательности. Позже других видов памяти складывается и начинает работать логическая память, или, как ее называл Блонский, «память-рассказ». Она в элементарной форме обнаруживается у ребенка уже в возрасте 3—4 лет, но достигает высокого уровня развития лишь к подростковому возрасту. Начало развития образной памяти связывается со вторым годом жизни. Ранее других, около 6 месяцев, начинает проявлять себя эмоциональная память ребенка, но первичная по времени возникновения — двигательная, или моторная, память. Ее признаки Блонский обнаруживал у детей уже в возрасте 3—4 месяцев.
Под иным углом зрения рассматривал филогенетическое и онтогенетическое развитие памяти человека Л. С. Выготский. Он считал, что главным направлением совершенствования памяти человека в филогенезе было ее постепенное превращение из низшей в высшую психическую функцию. Это развитие шло за счет улучшения средств запоминания (превращение непосредственной памяти в опосредствованную) и за счет изменения связей памяти с другими психическими процессами человека (включение воображения, мышления и речи в процессы запоминания, сохранения или припоминания материала). Исторически развиваясь, обогащая свою материальную и духовную культуру, человек изобретал все более совершенные средства запоминания, наиболее важным из которых на ранних стадиях филогенеза стало развитие и использование языка, устной и письменной речи. Благодаря различным формам речи человек оказался способным подчинить память своей воле, сознательно и разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации.
Память, по мнению Выготского, по мере своего развития все больше сближалась с мышлением: «Анализ показывает, что мышление ребенка во многом определяется его памятью… Мыслить для ребенка раннего возраста — значит вспоминать… Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти»[1].
Исследование форм недостаточно развитого детского мышления обнаруживает, что они представляют собой припоминание по поводу одного частного аналогичного случая, имевшего место в прошлом. Решающие события в жизни человека, изменяющие отношения между памятью и другими его психическими процессами, происходят ближе к юношескому возрасту, причем по своему содержанию эти изменения противоположны тем отношениям, которые существовали между памятью и психическими процессами в ранние годы. Например, отношение «мыслить — значит припоминать» с возрастом у ребенка заменяется отношением, согласно которому само запоминание сводится к мышлению: «запомнить или вспомнить — значит понять, осмыслить».
Специальное исследование процесса онтогенетического развития непосредственного и опосредствованного запоминания у детей провел А. Н. Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс — непосредственное запоминание — с возрастом замещается другим мнемическим процессом — опосредствованным запоминанием. Такое направление развития памяти у детей соответствует превращению памяти из низшей в высшую психическую функцию. По мнению Леонтьева, это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных средствстимулов для запоминания и воспроизведения материала. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти состоит в том, что, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания: прежде прямое, непосредственное, наше запоминание становится опосредствованным»[2].
Само развитие средств-стимулов для запоминания подчиняется следующей логике: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелка на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук и т. п.), а затем становятся внутренними (чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. «Можно предположить, — замечает А. Н. Леонтьев, — что… переход, совершающийся от внешне опосредствованного запоминания к запоминанию, внутренне опосредствованному, стоит в теснейшей связи с превращением речи из чисто внешней функции в функцию внутреннюю»[3].
На основе опытов, проведенных с детьми разного возраста и со студентами младших курсов, А. Н. Леонтьев вывел кривую развития непосредственного и опосредствованного запоминания, представленную на рис. 22.
Эта кривая, которую иногда называют параллелограммом развития памяти (по ее внешнему сходству с соответствующей геометрической фигурой), показывает, что от дошкольного до младшего школьного возраста быстрее улучшается непосредственное, чем опосредствованное запоминание. Затем динамика развития непосредственного и опосредствованного запоминания (начиная с младшего школьного до подросткового возраста) становится примерно одинаковой (обе кривые в это время идут почти параллельно друг другу). За пределами подросткового возраста картина в динамическом развитии непосредственного и опосредствованного запоминания изменяется вновь: теперь быстрее у детей начинает развиваться опосредствованное, а не непосредственное запоминание.
Рис. 22. Развитие непосредственного (верхняя кривая) и опосредствованного (нижняя кривая) запоминания у детей и юношей.
(по А.Н. Леонтьеву) С возрастом обе кривые обнаруживают тенденцию к сближению, так как опосредствованное запоминание, развиваясь (после подросткового возраста) более быстрыми темпами, по продуктивности догоняет и обгоняет непосредственное запоминание.
Если гипотетически продолжить вправо изображенные на рис. 22 кривые, то можно предположить, что в скором времени они пересекутся друг с другом, и опосредствованное запоминание по своей продуктивности должно будет превзойти непосредственное запоминание. Из этого предположения следует вывод о том, что с возрастом у взрослых людей должно происходить качественное изменение их памяти и из низшей психической функции она окончательно превратится в высшую психическую функцию.
Попробуем на основе изложенного в этой главе материала сформулировать некоторые практические рекомендации по улучшению памяти.
То, что мы можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем-то, что может быть воспринято лишь с помощью органов чувств, например зрительно или на слух. Если, кроме того, используемые нами слова не просто являются вербальной заменой воспринятого материала, а выражают его суть, т. е. выступают как результат размышления над запоминаемым материалом, то такое запоминание является наиболее продуктивным. Другими словами, чем больше мы думаем над запоминаемым материалом, тем легче и лучше он запоминается.
Если объектом запоминания является текст, то наличие продуманных и четко сформулированных вопросов к нему, ответы на которые должны быть найдены в процессе чтения этого текста, будет способствовать его лучшему запоминанию. В данном случае текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, чем тогда, когда вопросы к нему ставятся уже после его прочтения.
Сохранение и припоминание как мнемические процессы имеют свои особенности. Многие случаи забывания, связанные с долговременной памятью, объясняются не столько тем, что воспроизводимый материал не был предварительно как следует запомнен, сколько тем, что при воспоминании доступ к нему был затруднен. Плохая память человека может быть больше связана с трудностями припоминания, чем с проблемами запоминания. Попытки что-либо вспомнить, извлечь материал в нужный момент из долговременной памяти, где обычно хранится колоссальное количество другой информации, аналогичны поискам цитаты из небольшой книги в огромной библиотеке, насчитывающей миллионы томов. Неудача в отыскании цитаты в данном случае может оказаться связанной не с тем, что соответствующей книги и цитаты не существует, а с тем, что не известно, где эта книга находится и как до нее добраться.
Если двум группам людей предложить запомнить одинаковый список слов, которые можно сгруппировать по смыслу, и если обе группы людей снабдить разными обобщающими словами-стимулами, с помощью которых можно облегчить припоминание, то окажется, что каждая из них в состоянии будет вспомнить больше именно тех слов, которые связаны с предложенными ей с л о ва м и — с т и м у л, а м и. Чем богаче и разнообразнее стимулысредства, которыми мы располагаем для лучшего запоминания, чем проще и доступнее они для нас в нужный момент времени, тем легче будет припомнить соответствующий материал. Два фактора, кроме того, повышают вероятность успешного припоминания: правильная организация запоминаемой информации в памяти и обеспечение при ее воспроизведении таких психологических условий, которые идентичным тем, в которых происходило запоминание данного материала.
Чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать запоминаемую информацию, придать ей целостную и осмысленную структуру, тем легче она припоминается.
Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, то любые приемы, позволяющие управлять вниманием, могут оказаться полезными и для запоминания. На этом, в частности, базируется один из способов улучшения памяти, который основан на том, что заиоминаемый материал стараются сделать интересным для того человека, кто его запоминает.
На припоминание материала влияют связанные с ним эмоциональные переживания, причем в зависимости от специфики ассоциированных с запоминаемым материалом эмоциональных переживаний это влияние может быть различным. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные — препятствуют ему. О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий эмоциональный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Связанные с ними впечатления мы лучше организуем в своей памяти, больше и чаще соотносим с другими впечатлениями.
Эмоциональные состояния, сопровождающие процесс запоминания, являются частью запечатленной в памяти ситуации. Поэтому, когда они воспроизводятся, по ассоциации с ними восстанавливается и вся ситуация в целом, и припоминание нужного материала облегчается. Опытным путем было доказано, что если в момент запоминания человек находится в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния улучшает память.
Показано также, что при наличии продуманных и систематических упражнений человеку становится легче представлять видимое в своем воображении. Поскольку способность что-либо зрительно представлять положительно влияет на запоминание, то приемы, направленные на развитие воображения, одновременно служат совершенствованию образной памяти и ускорению перевода информации из кратковременной в долговременную память.
Привычка к осмысленному восприятию материала также связана с улучшением памяти. Особенно большую пользу в совершенствовании памяти приносят упражнения и задания на понимание различных текстов, составление их планов. Использование записей, схем, планов объектов с целью их целостного, системного запоминания, создание определенной обстановки — все это примеры употребления различных мнемотехнических средств. Их выбор обусловлен индивидуальными особенностями человека. Практика показывает, что человеку лучше всего при совершенствовании своей памяти опираться на то, что у него больше всего развито: зрение, слух, осязание или движения.
Рассмотрим некоторые конкретные приемы улучшения памяти, которыми мог бы воспользоваться любой человек независимо от того, как развиты у него отдельные психические функции и способности. Один из них основан на активном использовании при запоминании и воспроизведении материала образного мышления и воображения. Чтобы запомнить что-либо быстро и надолго, рекомендуется в отношении соответствующего материала выполнить следующую последовательность действий.
А. Мысленно связать запоминаемый материал с каким-либо хорошо известным и легко представимым в воображении предметом. Этот предмет далее следует связать с каким-либо другим предметом, который наверняка окажется под рукой в нужный момент времени — именно тогда, когда необходимо будет вспомнить данный материал.
Б. Оба предмета в воображении необходимо соединить друг с другом каким-либо необычным способом, чтобы в результате получился причудливый, фантастический предмет.
В. Мысленно представить, как этот предмет выглядит. Трех описанных действий практически достаточно для того, чтобы в нужный момент времени вспомнить запоминаемое, причем благодаря описанным выше действиям оно сразу же переводится из кратковременной в долговременную память и сохраняется там надолго.
Важным средством улучшения памяти, как показали исследования психологов, может стать формирование у человека специальных мнемотехнических приемов, освоив которые, он будет способен лучше запоминать предлагаемый ему материал. Необходимо, однако, иметь в виду, что гораздо более эффективными для запоминания являются те мнемотехнические приемы, которые человек придумал или модифицировал сам, а не те, которые он механически позаимствовал у других людей.
Для лучшего запоминания материала рекомендуется его повторять незадолго до отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет происходить интерференции, т. е. смешения запоминаемого материала с другими впечатлениями, полученными в течение дня.
В настоящее время разработано и в практике используется немалое количество разнообразных систем и методов влияния на память человека с целью ее улучшения. Одни из таких методов основаны на регуляции внимания; другие предполагают совершенствование восприятия запоминаемого материала; третьи базируются на активном воображении; четвертые — на развитии у человека способности осмысливать и структурировать запоминаемый материал; пятые — на приобретении и использовании специальных мнемотехнических средств. Выбор всего этого достаточно широк, но его необходимо осуществлять с учетом индивидуальных особенностей каждого человека.