Прикладная социальная психология
Однако эффективность социально-психологического исследования не может быть измерена лишь подсчетом того, насколько экономически эффективнее работает коллектив. Другая сторона вопроса — социальное развитие и группы в целом, и каждого ее члена в отдельности. Благоприятный психологический климат может означать не только повышение производительности труда, рост дисциплины, уменьшение текучести… Читать ещё >
Прикладная социальная психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения главы студент должен:
- • знать специфику и основные направления прикладного социально-психологического исследования;
- • уметь различать роли социального психолога-практика;
- • владеть инструментарием прикладного (организационного) социально-психологического исследования.
Специфика прикладного исследования в социальной психологии
Проблема соотношения фундаментальных и прикладных исследований существует в любой сфере научного знания, в том числе и в социальной психологии. Они различаются между собой прежде всего по связи задач исследования с непосредственными запросами практики. В самом общем виде различие сводится к тому, что фундаментальное исследование ориентировано на отыскание законов развития изучаемого предмета, а прикладное — на способы применения на практике того, что открыто при помощи фундаментальных исследований.
Стоит отметить, что появление в науке прикладных исследований свидетельствует о резком возрастании ее роли: результаты научных исследований включаются в развитие самых различных областей общественной жизни, а прямые приложения пауки к практике требуют новых форм ее организации. Возникают специальные учреждения, осуществляющие прикладные исследования, создаются специальные «службы» в различных звеньях общественного.
В социальной психологии у прикладного исследования возникают специфические особенности, вообще создается особая сфера приложения науки — " социально-психологическое вмешательство" организма[1].
Стоит отметить, что характерной чертой для развития социальной психологии как науки на сегодня представляется опережение фундаментальных исследований прикладными. Нерешенность, спорность, дискуссионность многих проблем социально-психологического знания не позволяют практике ждать, когда все вопросы получат окончательное решение. При этом положительный момент заключается в том, что различные области народного хозяйства и культуры финансируют прикладные исследования, создавая благоприятные возможности для их развития. Отрицательным выступает то, что социальная психология не готова ответить на некоторые вопросы, поставленные практикой, так как уровень развития науки не всегда позволяет дать всесторонний и глубокий ответ на практический вопрос.
Тем не менее возможно зафиксировать эффективность прикладных исследований в социальной психологии. Например, исследование психологического климата промышленного предприятия приведет к повышению производительности труда, экономии сырья и т. п., при этом эффект социально-психологического вмешательства получит денежное выражение.
Однако эффективность социально-психологического исследования не может быть измерена лишь подсчетом того, насколько экономически эффективнее работает коллектив. Другая сторона вопроса — социальное развитие и группы в целом, и каждого ее члена в отдельности. Благоприятный психологический климат может означать не только повышение производительности труда, рост дисциплины, уменьшение текучести кадров, но и улучшение настроения коллектива, каждого отдельного работника, стимуляцию его к повышению собственной культуры, развитию активности, общительности, чуткости по отношению друг к другу и т. п. Единиц, в которых измеряется такой моральный, чисто психологический выигрыш, не существует.
Итак, социальная психология имеет дело лишь с психологической стороной общественных явлений. В частности, она должна способствовать оптимизации отношений между людьми и оптимизации условий для развертывания «сущностных сил» человека.
Согласно исследованиям Г. М. Андреевой, для того чтобы обозначить границы эффективности социальной психологии, необходимо разработать класс задач, которые решаются ее средствами в каждой сфере жизни общества. В результате выделилась еще одна составляющая социально-психологического знания — практическая социальная психология[2].