Разграничение личных и профессиональных отношений
В целом необходимо подчеркнуть, что психологическое консультирование во многих отношениях — особый тип профессиональной деятельности психолога, требующий специального образования и подготовки. Согласно этическому кодексу психолога, консультанты и психотерапевты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения… Читать ещё >
Разграничение личных и профессиональных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Консультанту необходимо разграничивать личные и профессиональные проблемы.
Психолог нe должен переносить свои отношения с людьми б частной жизни, внутренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом и на его ситуацию. В каком бы настроении он ни был, что бы ни случилось в его личной жизни, он должен быть способным к саморегуляции и оставаться на высоте своего профессионального положения — быть внимательным, доброжелательным.
В связи с этим также нужно осторожно относиться к психологическому консультированию родственников и друзей, чтобы личные эмоции и установки не заслонили профессионализм. Психологи не берут к себе в качестве клиентов тех, с кем находились или находятся в сексуальных, родственных или иных близких отношениях (муж, жена, друзья, хорошие знакомые, соседи).
С другой стороны, психологи предпочитают не вступать в личные контакты с клиентами за пределами работы, в том числе и после окончания терапии, поскольку подобные контакты могут нанести вред клиенту. В ситуациях, когда психолог не может избежать таких внепрофессиональных отношений с клиентом, он должен минимизировать их влияние на процесс консультирования. Нежелательно, чтобы в деловые отношения консультанта и клиента примешивались личные отношения, в частности интимные, любовные отношения. В истории были случаи, когда бывшие клиенты становились друзьями или супругами психологов, — сердцу не прикажешь. Но при возникновении таких новых отношений психолог решает вопрос о прекращении работы с данным клиентом и передаче его другому психологу-консультанту или психотерапевту.
В отношении клиента консультант должен проявлять доверие, веру в его способность и возможность самостоятельно справиться с проблемой. Нежелательно брать на себя миссионерскую функцию поучать, давать советы и брать на себя ответственность за судьбу клиента. Позиция психолога призвана внушать реалистический оптимизм. Хороший психолог предлагает разные способы поведения и, если это необходимо, называет клиенту конкретные действия, которые следует совершить.
Ориентация на нормы и ценности клиента.
Важно отказаться от соблазна нравоучений, навязывания клиенту своих советов. Это непросто, поскольку обращение к психологу-консультанту часто связано с использованием понятия нормы возрастного психического развития или нормы поведения личности. «Я не такой, как все…» — эта мысль содержится в явном или неявном виде в словах клиента, обратившегося за консультацией. Психолог-консультант с помощью своих знаний и умений помогает ему обрести свою индивидуальность. При этом необходимо, чтобы консультант ориентировался не на социально принятые нормы, а на ценности, жизненные принципы и идеалы самого клиента. Поэтому хороший психолог способен принять и признать как правильную любую точку зрения на проблему и практически действовать в соответствии с ней.
Взаимодействие консультанта и клиента на равных
Взаимодействие консультанта и клиента на равных — обычно наиболее оптимальный способ построения процесса консультирования. Конечно, консультант — компетентный специалист и эксперт. Но в то же время важно, чтобы клиент во время консультации чувствовал себя полноправным партнером психолога, активно работал и принимал на себя ответственность за те или иные решения и личностные изменения. Однако хороший профессионал — это во многом актер, который умеет в случае необходимости занять позицию сверху, говоря о чем-то с уверенностью, или снизу, заигрывая с клиентом, стремясь повысить его самооценку, подчеркнуть его знания и авторитет.
Одна из распространенных ошибок практических психологов — взаимодействие «сверху вниз», позиция покровительства и опеки. При этом психолог, считая себя знатоком «правильной, хорошей» жизни, начинает воздействовать на клиента так, чтобы тот принял его критерии, пытается оценивать действия человека как хорошие или плохие, правильные или неправильные. Это проявление непрофессионализма, склонности действовать исходя из житейской психологии.
Многие клиенты воспринимают психолога как доктора, который призван их спасти. И эта роль спасателя консультанту порой нравится. Такая миссионерская позиция консультанта проявляется, когда он чувствует, что должен исправить клиента и решить его проблему, что он должен убедить клиента сделать «правильный выбор», когда пытается заставить клиента чувствовать себя лучше, быстро переключается на решение проблемы, не допускает переживания клиентом сильных чувств. Как полагает Старшенбаум[1], такой роли спасателя нужно избегать, и поэтому рекомендует консультанту:
- • не считать беспомощным человека, находящегося в сознании;
- • требовать от клиента брать на себя как можно больше в вашей совместной работе;
- • обещать хорошо делать свою работу, предоставив клиенту самому отвечать за себя;
- • не помогать без заключения рабочего договора;
- • помочь человеку обнаружить и использовать его собственные возможности;
- • не делать ничего, что вы в действительности не хотите делать.
Поскольку во время консультации человек сообщает о себе личную информацию, психолог должен соблюдать конфиденциальность. Он не имеет права разглашать ее без согласия самого клиента, за исключением случаев, когда разглашение информации способно предотвратить серьезную угрозу жизни и здоровью самого клиента или другого человека. Любые сведения, полученные от клиента, не могут быть переданы без его согласия ни в какие общественные, государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам и друзьям. Например, мать направила сына-подростка и после консультации звонит, чтобы «узнать ваше мнение». Так же может вести себя и жена алкоголика. Необходимо попросить таких обеспокоенных родственников заручится согласием клиента, прежде чем звонить вам. В любом случае, без согласия клиента нельзя делиться с другими людьми доверенной вам во время консультации информацией.
Во время научного или профессионального обсуждения (супервизии) психологи-консультанты и психотерапевты должны изменить информацию, которая могла бы привести к идентификации клиента со стороны третьих лиц. Использование материалов работы с клиентом в публикациях или научных выступлениях допустимо только с согласия клиента и при устранении из текста любых признаков, по которым личность клиента могла бы быть идентифицирована другими людьми.
Случай из практики Нарушение конфиденциальности допускается при работе с амбулаторными пациентами, представляющими социальную опасность. Дело 1976 г. Тарасофф против администрации Калифорнийского университета — пример такого случая.
В августе 1969 г. Прозенжит Поддар, студент Калифорнийского университета, признался психотерапевту, что собирается убить Татьяну Тарасофф. Он был безумно влюблен в эту женщину, но она не отвечала ему взаимностью.
Следовало ли в этом случае нарушить конфиденциальность? Терапевт решил, что он должен был это сделать. Он сообщил об этом полиции университета, Поддара арестовали, но после допроса отпустили. Ни саму Татьяну, ни ее родителей не предупредили о такой угрозе. Спустя два месяца, уже после окончания терапии, бывший пациент сдержал свое обещание — он убил Татьяну Тарасофф.
В своем иске родители жертвы заявили, что терапевт должен был предупредить их и их дочь о намерениях пациента. Верховный суд Калифорнии согласился: «Привилегия защиты прекращается там, где начинается опасность для общества» .
Ответ: современный кодекс этики для психологов, таким образом, провозглашает, что терапевты обязаны защищать людей, т. е. они должны обнародовать конфиденциальную информацию даже без согласия клиентов, когда необходимо «защищать клиентов или других от возможной опасности» .
Некоторые клиенты проявляют склонность манипулировать психологом, т. е. эксплуатировать его для достижения каких-либо своих целей. Например, утвердиться в собственной значимости или, наоборот, найти подтверждение жертвенности своей судьбы. Известный американский психолог Эверетт Шостром в книге «Анти-Карнеги, или человек-манипулятор» описал восемь таких типов. Профессионализм психолога должен проявиться в том, чтобы распознать манипулятора и изменить его манипулятивную позицию на позицию конструктивного взаимодействия.
Размышляем самостоятельное.
Клиент-манипулятор. Ознакомьтесь с приведенными ниже описаниями типов.
- 1. Какой тип манипуляции может быть более характерен для поведения клиента в ситуации психологического консультирования. Придумайте сценарий соответствующего взаимодействия с диалогами.
- 2. Может ли психолог-консультант впасть в ошибку манипулирования? Какую из перечисленных?
Восемь типов манипуляторов (по Э. Шострому).
- 1. Диктатор. Он преувеличивает свою силу, доминирует, приказывает, цитирует авторитеты, т. е. делает все. чтобы управлять другими людьми.
- 2. Тряпка. Это противоположность диктатора, развивает большое мастерство во взаимодействии с диктатором. Он преувеличивает свою чувствительность. Характерные приемы: забывать, не слышать, пассивно молчать.
- 3. Калькулятор. Преувеличивает необходимость все и всех контролировать. Он обманывает, увиливает, лжет, старается, с одной стороны, перехитрить, а с другой стороны — стремится перепроверить других.
- 4. Прилипала. Противоположность калькулятору. Преувеличивает свою зависимость, жаждет быть предметом забот. Позволяет, предпочитает, а порой и побуждает, чтобы другие делали за него его работу.
- 5. Хулиган. Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Управляет с помощью угроз разного рода.
- 6. Славный парень. Преувеличивает свою заботливость, любовь, внимательность. Он убивает добротой.
- 7. Судья. Преувеличивает свою критичность. Он никому не верит, полон обвинений, негодования, с трудом прощает.
- 8. Защитник. Противоположность судье. Он чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибкам. Он портит других, сочувствуя им сверх всякой меры, и отказывается позволить тем, кого защищает, встать на собственные ноги и вырасти самостоятельным. Вместо того чтобы заняться собственными делами, он заботится о нуждах других.
Основные ошибки начинающих психологов мри проведении консультационной беседы могут проявляться в том, что консультант:
- 1) не достиг необходимого психологического контакта, что препятствует созданию благоприятного для беседы психологического климата;
- 2) переходит к решению проблемы без достаточного изучения ее сущности и обстоятельств, в которых она проявляется;
- 3) проявляет ограниченность в своем анализе дела клиента лишь одной единственной точкой зрения;
- 4) жестко привержен первоначально избранной интерпретации ситуации, которую описывает клиент;
- 5) не выслушивает мнение клиента или дискредитирует его правильность;
- 6) создает препятствия для разъяснения и обоснования клиентом своей точки зрения;
- 7) уделяет большое внимание вопросам, не имеющим прямого отношения к делу клиента;
- 8) ставит клиенту прямые вопросы («в лоб») при неясных мотивах беседы;
- 9) предлагает клиенту определенный способ поведения, фактически отказывая ему в праве выбора;
- 10) действует без осознания ограниченности собственных возможностей.
В целом необходимо подчеркнуть, что психологическое консультирование во многих отношениях — особый тип профессиональной деятельности психолога, требующий специального образования и подготовки. Согласно этическому кодексу психолога, консультанты и психотерапевты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом. Компетентный консультант обычно знает уровень своей профессиональной квалификации и собственные недостатки, он проявляет ответственность за соблюдение правил этики и работу на благо клиентов и в их интересах.
Психологу-консультанту необходимо постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. Для этого в повседневной практической работе консультантов используется супервизия (supervision), что в переводе с английского означает «наблюдение за чьей-то работой». Большинство консультативных служб приветствуют и обычно обеспечивают какую-то форму супервизии со своими консультантами. Она может проводиться опытным персоналом, профессиональными ассоциациями, групповыми лидерами. В любом случае должен существовать кто-то, с кем консультант может связаться, обсудить сложный случай, личную неудовлетворенность, связанную с консультативной ситуацией. Необходимо подчеркнуть, что супервизор — это не контролер или надзиратель, а опытный коллега, который оказывает поддержку и помощь в понимании и решении сложных ситуаций практической консультативной деятельности.
- [1] См.: Старшенбаум Г В. Энциклопедия начинающего психолога. С. 10.