Трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца
Изложенные здесь психоаналитические теории социально-психологического толка не исчерпывают всей полноты картины. Сегодня психоаналитический комплекс идей развит и представлен в модифицированном варианте в гуманистической психологии. Это можно отнести ко всем ее многообразным ветвям, а не только к гуманистическому психоанализу Э. Фромма. В целом данный концептуальный комплекс касается нс только… Читать ещё >
Трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Базируется на идее 3. Фрейда о том, что социальная жизнь взрослого фатально предопределена опытом из детства. Основные моменты теории В. Шутц изложил в следующих постулатах:
- 1. Наличие межличностных потребностей в контроле, любви, включении, которые аналогичны биологическим потребностям.
- 2. Опыт, полученный в детстве, влияет на межличностные отношения взрослого.
- 3. Совместимость (совместимые группы более эффективны в достижении цели).
- 4. Каждая группа в своем становлении проходит этапы включения, контроля, любви.
Теория авторитарной личности Т. Адорно
Раскрываются личностные факторы, связанные с предрассудками. По мнению автора, авторитарная личность продуцируется родителями, которые используют суровые и жесткие формы дисциплины по отношению к ребенку. Ребенок вынужден подчиниться суровой власти родителей, но в результате в нем развивается враждебность, которая не может прямо вылиться на фрустрирующий его объект — родителей, так как он боится их. По мнению авторов, боязнь собственных агрессивных импульсов и потребность жестко их подавлять ведут к ригидной организации личности, стереотипному мышлению. Таковы исходные предпосылки данного исследования. Можно сказать, что личностные характеристики могут оказывать влияние на характер социальных установок.
Если необихевиорисгы абсолютизируют рационалистические аспекты межличностных отношении, игнорируя все остальные, то представители психоанализа сводят межличностные отношения исключительно к отношениям эмоциональным. В результате и те, и другие игнорируют реальную сложность социально-психологических явлений. Оба направления, по существу, оказываются некими разновидностями теории двух факторов: необихевиоризм, выделяя среду (в виде стимула и подкрепления) как фактор, формирующий поведение, постулирует изначальный драйв в виде стремления индивида к получению удовольствия и избеганию страдания. Через этот гедонистический принцип (принцип удовольствия) среда в состоянии воздействовать на поведение индивида. Аналогичным образом представители психоанализа постулируют, с одной стороны, некие изначальные, базовые потребности личности (у разных авторов они варьируют), а с другой — признают воздействие среды (прежде всего в виде контекста семьи) на эти потребности. При этом характерно, что оба фактора — среда и потребности — рассматриваются, как правило, внсисторичсски [Андреева, Богомолова, Петровская, с. 142].
Но именно в области социальной психологии становится особенно явной неправомерность понимания сущности человека только как совокупности межличностных отношений, формирующихся под влиянием «комплекса Эдипа».
Изложенные здесь психоаналитические теории социально-психологического толка не исчерпывают всей полноты картины. Сегодня психоаналитический комплекс идей развит и представлен в модифицированном варианте в гуманистической психологии. Это можно отнести ко всем ее многообразным ветвям, а не только к гуманистическому психоанализу Э. Фромма. В целом данный концептуальный комплекс касается нс только социальной психологии, он соединяет все области психологического знания.