Гибкость личностных ценностей
Мэй увидел в психологии более могущественное средство облечения человеческих страданий, чем религия. Он рассматривал ключевые проблемы жизни человека. Многие из них вытекают, согласно Мэю, из фундаментальной способности, присущей только человеку, воспринимать себя как субъект и объект. Эти два полюса задают континуум, в котором движется сознание человека. Анализируя проблемы современного… Читать ещё >
Гибкость личностных ценностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ролло Мэй (1909—1994) — американский психолог и психотерапевт, один из основателей гуманистической психологии, теоретический и идейный лидер ее экзистенциальной ветви. В его работах находим ряд антропологических идей, сохраняющих свое значение и для наших дней. Становление личности, развитие чувства Я, способность отличать свое Я от окружающего мира.
Мэй увидел в психологии более могущественное средство облечения человеческих страданий, чем религия. Он рассматривал ключевые проблемы жизни человека. Многие из них вытекают, согласно Мэю, из фундаментальной способности, присущей только человеку, воспринимать себя как субъект и объект. Эти два полюса задают континуум, в котором движется сознание человека. Анализируя проблемы современного человека, Мэй выдвигает на передний план проблему тревоги. Сама по себе тревога — нормальное, даже конструктивное чувство, связанное с ощущением угрозы чему-то значимому: физической жизни, психологической жизни либо личностным ценностям. Патологической является лишь тревога, несоразмерная поводу, и задача психотерапевта — не устранить тревогу вообще, а помочь принять ее и не допустить перерастания нормальной тревоги в патологическую.
Гибкость личностных ценностей является фактором, облегчающим совладание с нормальной тревогой. Аналогичным образом нормальная, соразмерная с ситуацией вина — это один из аспектов отношений с людьми. Она конструктивна в отличие от патологической вины, перерастающей из нормальной. Источником высших специфически человеческих свойств, таких как способность отличать свое Я от окружающего мира, ориентироваться во времени, выходя за пределы настоящего, и др., является самосознание. В отличие от простого осознания-бодрствования, присущего и животным, самосознание присуще только человеку. Оно характеризуется интенциональностью и осознанием своей идентичности, своего Я. Бессознательное Мэй отождествляет с неявленными и нереализованными потенциями человека.
Идентичность, чувство Я является исходной точкой психологической жизни человека. Мэй определяет Я как функцию организации индивидом самого себя, внутренний центр, из которого человек сознает как окружающее, так и различные стороны самого себя. Любые действия человека, в том числе любой невроз, направлены на сохранение своего внутреннего центра. Становление личности, по Мэю, — это развитие чувства Я, ощущения себя субъектом. Этот процесс сопряжен с освобождением от разного рода неосознаваемых зависимостей, определяющих течение жизни человека, и переход к выбранным действиям и отношениям. Свобода — это способность человека управлять его собственным развитием, тесно связанная с самосознанием. Свобода связана с гибкостью, открытостью, готовностью к изменениям. Благодаря самосознанию мы можем прервать цепь стимулом и реакций, создать в ней паузу, в которую мы можем осуществить сознательный выбор нашей реакции.
Свобода кумулятивна: каждый свободно осуществленный выбор увеличивает свободу последующих выборов. Свобода не противоположна детерминизму, а соотносится к конкретными данностями и неизбежностями, которые необходимо сознательно принять и только по отношению к которым она и определяется. Эти данности, неизбежности и ограничения, образующие пространство детерминизма человеческой жизни, Мэй называет судьбой. Мэй различает целый ряд уровней таких данностей: космическая судьба, генетическая судьба, культурная судьба и конкретные обстоятельства. Возможны разные способы взаимодействия с судьбой: сотрудничество, осознанное принятие, вызов или бунт. Парадокс свободы заключается в том, что своей значимостью она обязана судьбе и наоборот; свобода и судьба немыслимы друг без друга.