Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Безопасность как психологический феномен

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Также американскими психологами было выявлено, что у граждан Ближнего Востока (Египет и Саудовская Аравия) во время ретроспективного мирного времени (1990 г.) было три уровня потребностей относительно важности и удовлетворенности. Эти три уровня полностью отличались от потребностей людей в США. Например, из-за различий в природных ресурсах в разных странах в мирное время вода была не маловажной… Читать ещё >

Безопасность как психологический феномен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Профессиональное сообщество всего мира продолжает работать над проблемой безопасности, и такое профессиональное многоголосие оказывается предпочтительнее, чем научно выверенная унификация.

Принимая во внимание комплексность проблемы, лежащей на пересечении многих наук, рассмотрение безопасности с позиции психологии может сыграть роль некой интегративной рамки, которая в перспективе способна стать основой для консолидации всего общества.

В исследованиях представителей различных областей науки безопасность часто рассматривается на четырех уровнях.

Определение безопасности с точки зрения удовлетворения потребностей индивида

Этот подход восходит к трудам А. Маслоу, который утверждал, что «психологическая безопасность — чувство доверия, безопасности и свободы из страха и тревоги, особенно ощущение того, что все потребности удовлетворяются в настоящее время (и в будущем)»[1].

Пирамида потребностей А. Маслоу.

Безопасность как психологический феномен.

Потребность в безопасности имеет объективный характер, поскольку все люди уязвимы, независимо от их физических данных, уровне дохода, наличия/отсутствия властных полномочий и т. д. Потребность в безопасности реализуется как на индивидуальном, так и на коллективном (групповом), общественном уровнях. Следует отметить, что потребность в безопасности невозможно полностью удовлетворить. Она присутствует всегда и требует постоянного к себе внимания, в связи с тем что новая ситуация всегда предполагает возможность возникновения новых видов опасностей.

Пример

Большой научный интерес представляет собой влияние индивидуальных различий, возраста и региона проживания на потребность в безопасности, которая может варьироваться в разных культурах. Основываясь на теории потребностей А. Маслоу, американский психолог Томас Танг и его коллеги собрали кросс-культурные данные, результаты которых оспаривали жесткую иерархию потребностей Маслоу. Психологи доказали, что потребности человека уникальны, динамичны и подвержены изменениям.

Они исследовали уровни потребностей в мирное и военное время в разных культурах (США и Ближний Восток) и представили результаты в трех статьях. Исследование было проведено в течение 1991 г. и после первой войны в Персидском заливе — с 1993 по 1994 г.

Результаты исследования показали, что в течение мирного времени (1993—1994 гг.) в США существовали два уровня потребностей:

  • • потребность в выживании и безопасность;
  • • потребность в любви и самореализации[2].

Ретроспективная мера мирного времени была собрана во время войны в Персидском заливе в 1991 г., когда людям в США было предложено вспомнить о важности потребностей год назад (в 1990 г.). И вновь были выявлены только два уровня потребностей[3]. Однако эти два уровня потребностей были другими, чем в иерархической модели Маслоу. Согласно Т. Тангу и его коллегам, социальные потребности связаны с самооценкой и самоактуализацией (психологическими потребностями)[3], в то время как, согласно теории Маслоу, социальные потребности связаны с физиологическими потребностями и потребностью в безопасности.

Также американскими психологами было выявлено, что у граждан Ближнего Востока (Египет и Саудовская Аравия) во время ретроспективного мирного времени (1990 г.) было три уровня потребностей относительно важности и удовлетворенности[5]. Эти три уровня полностью отличались от потребностей людей в США. Например, из-за различий в природных ресурсах в разных странах в мирное время вода была не маловажной потребностью для людей в США, но самой важной потребностью для людей на Ближнем Востоке[3].

Изменения в отношении важности и удовлетворения потребностей от ретроспективного мирного времени до военного времени из-за стресса значительно варьируются в разных культурах. Так, жители США считали все нужды одинаково важными. Что касается удовлетворения потребностей во время войны, то у жителей США наиболее значимыми были следующие потребности:

  • 1) физиологические потребности;
  • 2) потребности в безопасности;
  • 3) психологические потребности (социальное, самоуважение, самоактуализация) .

Удовлетворение физиологических потребностей и потребностей в безопасности (объединенных в мирное время) были разделены на две самостоятельные потребности во время войны. Интересно также отметить, что самооценка была наименее удовлетворенной потребностью для людей в США и на Ближнем Востоке[7].

В исследовании Б. Гебель и Д. Браун[8] в 1981 г. было показано, как иерархия Маслоу может варьироваться в разных возрастных группах. Исследователи просили респондентов разного возраста проранжировать потребности от наиболее важных до наименее важных. Было выявлено, что для детей наиболее важными являются физические потребности, потребность в любви наблюдалась у подростков и молодых людей, потребность в уважении была самой высокой среди подростковой группы, у молодых людей была высокая потребность в самоактуализации, а в пожилом возрасте актуализировалась потребность в безопасности. Авторы пришли к выводу, что иерархия Маслоу зависит от возраста и может быть рассмотрена как теория последовательности развития.

  • [1] A clinically derived test for measuring psychological security-insecurity / A. H. Maslowet al. // Journal of General Psychology. 1945. Vol. 33. P. 21—41.
  • [2] Tang Т. L. Р, West W. В. The importance of human needs during peacetime, retrospectivepeacetime, and the Persian Gulf War // International Journal of Stress Management. 1997.Vol. 4 (1). P. 47—62.
  • [3] Ibid.
  • [4] Ibid.
  • [5] Tang T. L. P., Ibrahim A. H. S. Importance of human needs during retrospectivepeacetime and the Persian Gulf War: Mid-eastern employees // International Journal of StressManagement. 1998. Vol. 5 (1). P. 25—37.
  • [6] Ibid.
  • [7] Tang Т. I. Р., Ibrahim А. Н. S., West W. В. Effects of war-related stress on thesatisfaction of human needs: The United States and the Middle East // International Journalof Management Theory and Practices. 2002. Vol. 3 (1). P. 35—53.
  • [8] Goebel B. L., Brown D. R. Age differences in motivation related to Maslow’s needhierarchy // Developmental Psychology. 1981. Vo. 17. P. 809—815.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой