Сказкотерапия как метод коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста
Сказкотерапия — это живой, творческий процесс, который обогащается детскими находками и озарениями. Слово сказки живет в детском сознании. Сердце замирает у ребенка, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину. В процессе разнообразных сказко-терапевтических занятий воспитанники черпают множество познаний, благодаря сказке ребенок познает мир не только умом… Читать ещё >
Сказкотерапия как метод коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сказкотерапия является одним из самых древних психологических и педагогических методов. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их Вологодина Н. В. Сказкотерапия, или как стать победителем. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. Воздействие словом, рассказывание и чтение историй и сказок для лечебного воздействия на протяжении многих веков используется в человеческой культуре Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия / Пер. с нем.; Общ. ред. А. Б. Брушлинского и А. З. Шапиро. М.: Прогресс, 1992.
Вологодина Н. В. Сказкотерапия, или как стать победителем. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
К сказкам обращались многие известные психологи и психотерапевты:
Э. Фромм, Э. Берн, Б. Беттельхейм, Р. Гарден, А. Менегетти. В настоящее время со сказкотерапией работают такие отечественные психологи и педагоги, как М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, И. Вачков, Т.Д. ЗинкевичЕвстигнеева, А. И. Константинова, Т.М. Г рабенко, Д. Соколов, А. Г нездилов.
Сказка — это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка для ребенка — это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Сказка — это метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Однако психолого-коррекционные возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка остаются еще недостаточно изученной проблемой.
Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Какими бы выдуманными ни были персонажи и их действия, вызываемые ими эмоции совершенно реальны. При этом чаще всего говорят об отыгрывании эмоций, то есть о том, что в сказке ребенок проживает такие эмоциональные состояния, которых ему не хватает во внешней жизни1.
Важная роль сказки заключается в том, что в процессе ее слушания ребенок идентифицирует себя с героем, проживает эмоционально сложную ситуацию, задумывается над оптимальным решением задачи2. Действие сказки начинается с того, что герой оказывается в опасном положении и никого родных нет рядом. И герой всегда побеждает, потому что он не бежит от опасности, максимально включается в ситуацию и действует адекватно ей. Проживание опасной ситуации в своем воображении уменьшает страхи ребенка, повышает его уверенность в себе и помогает ему в жизни действовать, сосредотачиваясь на ситуации, а не на своих отрицательных эмоциях. «Некто маленький и слабый в начале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного»3.
Сказкотерапия — это живой, творческий процесс, который обогащается детскими находками и озарениями. Слово сказки живет в детском сознании. Сердце замирает у ребенка, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину. В процессе разнообразных сказко-терапевтических занятий воспитанники черпают множество познаний, благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, таким образом происходит коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Процесс сказко-терапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть.
Психологи, педагоги, психотерапевты все больше используют рассказ — сказку, притчу, миф — в своей работе. Именно контекст профессионального использования метода придает ему окончательный смысл и определяет результат. В одном случае мы имеем дело с действительно мощным воздействием, в другом — просто одной из многих техник, а в третьем — терапевтическая метафора и сказка останутся симпатичными украшениями, что также неплохо и немало.
сказкотерапия психологический коррекционный поведение.
Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М., 1996.
Радина Н. К. Истории и сказки в психологической практике. СПб.: Речь, 2006.
Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М., 1996.
Отличительной чертой здесь является методологическая простота использования сказки в повседневной психологической практике при глубоком теоретическом обосновании. Эта простота приносит отличные результаты, помогая ребенку выбраться из затруднений.