История формирования представлений и понятий
Фрейд ввел термин «влечение» для объяснения внутренних мотивационных сил, обусловливающих психическую жизнь человека, хотя в более узком значении (в соответствии с концепцией психосексуального развития) это понятие использовалось для обозначения «сексуального влечения», при этом подчеркивалось, что сексуальность взрослого человека во многом определяется тем, как был пройден (успешно или… Читать ещё >
История формирования представлений и понятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Фрейд ввел термин «влечение» для объяснения внутренних мотивационных сил, обусловливающих психическую жизнь человека, хотя в более узком значении (в соответствии с концепцией психосексуального развития) это понятие использовалось для обозначения «сексуального влечения», при этом подчеркивалось, что сексуальность взрослого человека во многом определяется тем, как был пройден (успешно или не слишком успешно) период инфантильной сексуальности. Как уже было обосновано в предшествующих разделах, вытесненные сексуальные влечения играют особую роль в происхождении невротических симптомов, поэтому причины психопатологии во многих случаях оказываются связанными с нарушениями психосексуального развития ребенка.
В последующем определение термина «влечение» неоднократно уточнялось. В первой теории влечений (1905—1917) Фрейд выделил две альтернативные группы: собственно сексуальные влечения (имеющие своим источником телесные возбуждения) и влечения самосохранения (влечения Я), которые различаются, по образному выражению автора, так же, как любовь и голод. Влечения Я порождают множество потребностей, связанных с поддержанием жизни индивида и самосохранением. К ним относятся, например, потребность в еде, территории, безопасности, а также стремление к власти, потребность в самоутверждении и т. д. Влечения Я (самосохранения) могут быть удовлетворены лишь посредством внешнего объекта и подчиняются принципу реальности. Сексуальные влечения, наоборот, находятся под влиянием принципа удовольствия и направлены на получение телесного наслаждения. Они могут получать удовлетворение не только с помощью внешних объектов, но и посредством собственного тела, а также путем фантазий, при этом они обладают способностью замещать и менять свои объекты, если прямое удовлетворение невозможно.
Джон Уильям Уотерхауз. Эхо и Нарцисс. 1903.
В инфантильный период развития влечения самосохранения и сексуальные влечения еще не разделены, например сосание материнской груди маленьким ребенком одновременно и удовлетворяет его потребность в пище, и доставляет удовольствие. Но в процессе развития индивида влечения Я и сексуальные влечения разделяются по своей направленности и целям и начинают действовать автономно. В ряде случаев между этими разделившимися влечениями могут возникать внутренние конфликты, создающие условия для формирования неврозов.
В работе Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия» была сформулирована дополнительная (вторая) теория влечений, поставившая под сомнение безраздельное господство принципа удовольствия. В частности, была выдвинута гипотеза о существовании агрессивного влечения, действующего автономно, т. е. независимо от сексуального влечения. Причиной трансформации исходной гипотезы явились клинические наблюдения склонности пациентов к агрессивным и деструктивным действиям, к мазохизму и садизму, а также события Первой мировой войны и рост агрессивности в социальной жизни. Позднее эти наблюдения привели к выводу о существовании еще одного особого влечения — к смерти.