Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Особенности ассертивности в подростковом возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этапы исследования: Исследование проводилось с 2001 по 2010 г. г. и включало в себя три этапа: предварительный, основной и заключительный. На предварительном (2001;2004 г. г.) анализировалась философская, психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования, осуществлялся поиск ведущих противоречийформировалось направление научного поиска, были написаны тезисы, посвященные… Читать ещё >

Содержание

  • 1. 1. Понятие ассертивности личности
  • 1. 2. Состояние изучения ассертивности в современной науке
  • 1. 3. Ценностные ориентации и мотивация успеха как основа ассертивности
  • 1. 4. Подросток как субъект образовательного и социального пространства
  • Глава 2. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Организация и этапы исследования
    • 2. 2. Описание выборки испытуемых на разных этапах исследования
    • 2. 3. Характеристика методов исследования
    • 2. 4. Методы математико-статистической обработки данных
  • Глава 3. Результаты исследования и их анализ
    • 3. 1. Развитие ассертивности в различных сферах психической деятельности
      • 3. 1. 1. Развитие уверенности подростков в различных условиях жизни и обучении как показатель ассертивности
      • 3. 1. 2. Уровни проявления притязаний и достижений подростков
      • 3. 1. 3. Самоутверждение подростков как проявление ассертивного поведения
    • 3. 2. Особенности ассертивности педагогов
    • 3. 3. Факторы развития асертивности подростков
    • 3. 4. Коррекционная программа и результаты развития ассертивности в контрольных и экспериментальных группах до и после коррекции
  • Особенности ассертивности в подростковом возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Социально-экономические преобразования в России стимулируют изучение личности, которая может жить в новых условиях. Вопросы утверждения личности в социуме, ее ценности в разных условиях существования и на этапах онтогенеза стоят в настоящее время особенно остро, о чем свидетельствуют исследования межпоколенных проблем (М.В. Вдовина, В. И. Пищик, М. В. Сапоровская, Ю. В. Федотова, Д. И. Фельдштейн и др.). Для психологии развития традиционно актуально и значимо изучение психических новообразований личности и их формирование в разном возрасте. Актуальным является изучение социального развития подрастающего поколения в новых социальных условиях. Социум, влияя на психическое становление человека, задает систему отсчета переменам на тех или иных этапах его развития (Д. Баттерворт, B.C. Мухина, Д. И. Фельдштейн, М. Харрис и др.). Особенно актуальным становится изучение психических новообразований у подростка, поскольку он стремится отвечать требованиям времени, быть социально активным, смелым, осознавать свои реальные заслуги и возможности. Однако заявить о себе в соответствии с возникающими потребностями могут не все, поскольку определить границы дозволенного в проявлении настойчивости и напористости подросток часто затрудняется. Ему надо быть мотивированным на успешность деятельности и адекватным по отношению к своим возможностям, иначе возникает вероятность развития конфликтов с окружающими людьми. Особенно трудно самоутвердиться тому, кто имеет неоднородное, неравномерное психическое развитие. Под неоднородностью мы понимаем нечётко выраженную задержку психического развития неорганического генеза.

    В связи с вышеизложенным, актуальной становится проблема изучения ассертивности, помогающей подростку в социальном взаимодействии. Вслед за Зинченко В. П. и Мещеряковым Б. Г. под ассертивностью будем понимать интегративное свойство личности быть независимой, уверенной в себе, мотивированной на успехи и достижения, с большой силой воли. Ассертивность позволяет подростку отстаивать свою точку зрения, становиться самостоятельным, активным, целеустремленным, но учитывать мнение других, то есть выступать субъектом, автором своей жизни.

    Ассертивная личность необходима в современных условиях. Об этом свидетельствуют исследования отдельных ее свойств (B.C. Агапов, М. Р. Догонадзе, Т. А. Коробкова, С. Ю. Мамонтов, А. И. Розов, С. С. Степанов, В. А. Шамиева, В. В. Шпалинский, Е. А. Яблокова и др.).

    Из указанных выше противоречий возникает проблема — изучение развития ассертивности в подростковом возрасте, ее содержание и проявление в различных сферах личности (когнитивной, эмоционально-волевой, поведенческой).

    Таким образом, актуальность исследования определяется: а) необходимостью раскрытия интегративных свойств личности, которые входят в ассертивность. Она выступает основой социальной активности, самостоятельности, утверждения себяб) потребностью изучения психических новообразований на подростковом этапе развития личности в эпоху переменв) недостаточным числом исследований в данном направлении — в частности, влияния нормального и нечётко выраженного задержанного развития неорганического генеза, а также различных условий проживания и обучения в ассертивности подростков.

    Цель исследования: выявить особенности ассертивности подростка в когнитивной, волевой и поведенческой сферах под влиянием различных условий жизни и в процессе учебной деятельности.

    Задачи исследования:

    1) теоретически обосновать понимание и необходимость изучения ассертивности как интегративного свойства личности;

    2) выявить особенности и установить различия ассертивности подростков в разных условиях проживания и учебной деятельности;

    3) выявить динамику развития признаков ассертивности у исследуемых подростков в различных условиях проживания и обучения;

    4) изучить субъект-субъектную природу ассертивности и выявить отличительные признаки ее развития у исследуемых подростков;

    5) разработать и апробировать программу коррекции развития ассертивности в подростковом возрасте.

    Объектом исследования являются социально значимые интегративные свойства ассертивности личности подростков в когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах.

    Предмет исследования: развитие ассертивных свойств личности подростков в различных условиях проживания и обучения, а также в результате коррекции.

    Гипотеза исследования:

    — развитие ассертивности в подростковом возрасте детерминировано различными условиями проживания (частичной социальной депривацией и без нее) и обучения;

    — ассертивность школьников — подростков — динамично развивается, если педагоги имеют ассертивные свойства личности.

    — на формирование ассертивности влияет нормальное и неоднородное, неравномерное психическое развитие;

    — коррекционные занятия меняют содержание, структуру и динамику ассертивности.

    Теоретико-методологическими основаниями исследования выступили:

    — ведущие методологические принципы отечественной психологии: детерминизма, развития и системности (К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, JI.C. Выготский, Б. Ф. Ломов и др.);

    — принципы изучения человека как субъекта деятельности, общения, саморазвития (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, A.B. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

    — представления о развитии личности в образовании, творческом потенциале субъекта на разных этапах онтогенеза, возможностях психологической помощи детям (Е.В. Бондаревская, В. В. Давыдов, В. Г. Казанская, И. И. Мамайчук, A.M. Матюшкин, B.C. Мухина, Г. А. Цукерман и др.);

    — концепции психолого-педагогической поддержки развития личности, проживающей в условиях частичной социальной депривации (И.В. Дубровина, И. И. Мамайчук, A.M. Прихожан, Г. В. Семья, H.H. Толстых, Т.И. Шульга).

    Методы исследования: В соответствии с поставленными задачами был применен комплекс методов исследования, направленный на выявление социально значимых интегративных свойств ассертивности личности подростков в когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах, который включал в себя: наблюдение, в том числе включенное (при работе автора психологом в лицее и школе-интернате г. Оренбурга) — анализ документации, характеризующей социальные условия развития подростковконстатирующий (диагностический) и формирующий экспериментметод поперечных и продольных срезов и батарею личностных тестов: «Диагностика степени уверенности в себе» (H.H. Обозов), «Мотивации достижения» (ТМД) (М.Ш. Магомед-Эминов), «Уровень притязаний личности» (В. Гербачевский), «Самоутверждающее поведение» (Р. Альберти, С. Бишоп), «Степень развития силы воли» (A.B. Батаршев), «Ассертивность личности в условиях сотрудничества учащихся с педагогом» (В.Г. Казанская), «Карта психологической характеристики личностного развития подростков» (Ю.А. Клейберг).

    При обобщении и анализе эмпирических материалов использовались методы статистической обработки данных с применением статистических пакетов «EXCEL» и «Statistic for Windows». Все переменные были проверены на нормальность распределения признака. Для сопоставления эмпирических распределений признаков был проведен корреляционный анализ, использовались непараметрические методы анализа и проверки статистических гипотез: Т-критерий, по Вилкоксону, U-критерий Манна-Уитни, г-коэффициент корреляции, по Спирману. В непосредственных расчетах нами применялся пакет статистических программ SPSS, версия 14.

    Этапы исследования: Исследование проводилось с 2001 по 2010 г. г. и включало в себя три этапа: предварительный, основной и заключительный. На предварительном (2001;2004 г. г.) анализировалась философская, психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования, осуществлялся поиск ведущих противоречийформировалось направление научного поиска, были написаны тезисы, посвященные обоснованию проблемы исследования. Затем разрабатывалась модель эмпирического исследования и схема констатирующего экспериментаосуществлялся подбор диагностических методик по изучению ассертивного поведения и факторов, влияющих на ассертивность. Далее был проведен констатирующий эксперимент, позволивший проанализировать структуру ассертивности и условия ее формирования. На основном этапе (2004;2007 г. г.) был проведен формирующий эксперимент, была разработана программа развития ассертивности подростков школы-интерната № 4 г. Оренбурга. Программа предполагала коррекцию ассертивности детей и подростков. Этот эксперимент был лонгитюдным и длился три года. На заключительном этапе (2007;2010 г. г.) систематизировались и обобщались результаты исследования. Проверялась правильность теоретических выводов, их коррекция и уточнение, формулировались выводы.

    Эмпирическая база исследования: Выборочную совокупность на разных этапах исследования (2001;2010 г. г.) составили данные обследований 274 человекучащихся, педагогов, родителей различных образовательных учреждений. В исследовании принимали участие учащиеся 7−8 классов лицея № 2 г. Оренбурга (45 подростков и 25 учителей) — учащиеся 7−8 классов средней школы № 3 г. Кириши Ленинградской области (30 подростков и 25 учителей). В лонгитюдном исследовании (в течение 3-х лет) принимали участие учащиеся 7−9 классов санаторной школыинтерната № 4 г. Оренбурга (80 подростков, 25 — учителей, 12 — воспитателей, 32 социальных работника и родителя). Таким образом, в исследовании участвовало 155 подростков и 119 педагогов.

    Научная новизна:

    • теоретически и эмпирически обосновано понимание ассертивности как интегративного свойства личности, которое по-разному проявляется и развивается в различных сферах (когнитивной, эмоционально-волевой, поведенческой), в процессе учебной деятельности;

    • выдвинута и проверена гипотеза о различиях в развитии ассертивности подростков в условиях частичной социальной депривации (школе интернате при отсутствии родителей) и в обычных семьях с родителями и родственниками) — научно обоснована и экспериментально проверена возможность коррекции ассертивности личности подростков с нормальным и неоднородным, неравномерным психическим развитием в различных образовательных учреждениях;

    • выделены типы ассертивности личности: мотивационно — ценностный (лидирующий), амбивалентный, динамичный (меняющийся) и стабильный.

    Теоретическая значимость:

    • раскрыто понятие «ассертивность подростков» как интегративное свойство личности, проявляющееся в когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах сознательной деятельности, особенности его проявления у подростков с различным уровнем психического развития;

    • обоснована специфика влияния окружающей социальной и психолого-педагогической среды на развитие ассертивности подростков, живущих в разных условиях и с частичной социальной депривацией;

    • выявлена субъект-субъектная зависимость формирования ассертивности подростков.

    Практическая значимость: результаты исследования имеют прикладное значение для организации учебно-воспитательной среды в различных образовательных учреждениях. Они позволяют учесть особенности ассертивности подростков в условиях частичной социальной депривации, а также установить особенности влияния различного уровня психического развития на утверждение в социуме. Результаты исследования могут использоваться в диагностике ассертивности взрослых, работающих с подростками.

    Разработанная коррекционная программа «Самосовершенствование личности» позволяет целенаправленно создавать условия для психолого-педагогической поддержки учащихся. Полученные результаты служат иллюстрацией феноменов пассивности, рассматриваемых в чтении лекций по педагогической, возрастной и коррекционной психологии.

    На защиту выносятся следующие положения:

    • ассертивность — интегративное свойство личности, влияющее на социальную презентацию и успешность современных подростков в когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах,.

    • развитие ассертивности в подростковом возрасте зависит от условий проживания (в школе-интернате для подростков, проживающих вне семьи при частичной социальной депривации и подростков, проживающих в благополучных семьях) и обучения (в элитном общеобразовательном лицее, в классах коррекции средней общеобразовательной школы и санаторной школе — интернате);

    • коррекционные занятия приводят к изменениям в развитии ассертивности исследуемых подростков (улучшились коммуникативные качествакогнитивные, эмоциональные, волевые свойстваассертивные проявления);

    • типы ассертивности личности (мотивационно-ценностный (лидирующий), амбивалентный, динамичный (меняющийся), стабильный) возникают при преобладании ассертивных свойств в когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах подростка.

    Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена его теоретико-методологической основой, комплексностью, выбором диагностических методик, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследования, проверкой на практике, а также применением современных математических методов обработки и анализа результатов исследования.

    Расчетная надежность эмпирической части исследования составляет 95,2%. Использованные в диссертации опросники и диагностические тестовые методики адаптированы для решения задач исследования.

    Апробация и внедрение результатов исследования.

    Основные положения исследования докладывались на научно-методических конференциях и заседаниях педагогических советов школы-интерната № 4 г. Оренбургав работе педагогов на станции детского технического творчества детей г. Оренбургасредней общеобразовательной школе № 3 г. Кириши Ленинградской областиПудостьской средней общеобразовательной школе Гатчинского района Ленинградской областив работе со студентами ЛГУ им. A.C. Пушкинав работе с родителями газопромыслового управления ООО «Газпром — добыча. Оренбург».

    Соискатель принимал участие в городском конкурсе дидактического и методического материалов и получил Диплом лауреата 1 степени за программу по психологии для 1−10 классов «Самосовершенствование личности» в номинации: «Учебное пособие. Тематическая папка»;

    — в работе Региональной научно-практической конференции «Россия как трансформирующееся общество: экономика, деловая культура, управление» 11−13 марта 2003 г., Москва;

    — выступал на международных конференциях «Царскосельские чтения» с научными докладами (2009;2011 гг.);

    — на региональной научно-практической конференции «Молодежь в эпоху перемен» 29−30 ноября 2010 г. в ЛГУ им. A.C. Пушкина с докладом (Санкт-Петербург).

    Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования:

    — в диагностике уровня социального развития подростков;

    — в организации деятельности педагогов и психологов по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса с целью развития ассертивности подростков;

    — в применении разработанной программы «Самосовершенствование личности» в организации индивидуальных и групповых занятий по развитию ассертивности подростков;

    — в использовании материалов исследования на курсах повышения квалификации и переподготовки работников образовании, а также при чтении лекций по курсам «Психология личности», «Психология развития», «Психология подростка», «Психология педагогической деятельности», в создании программ опытно-экспериментальной работы школ.

    Публикации: по теме диссертации опубликовано 11 научных работ, из которых 3 — в журналах, рекомендованных ВАК, общим объемом 42,85 п.л.

    Объём и структура диссертации:

    Диссертация состоит из введения, трёх глав и заключения, содержит список литературы и приложения. В приложении приводятся использованные в работе методики и таблицы полученных результатов, программа коррекции личности. Общий объём диссертационной работы составляет 246 машинописных страниц, из которых основной текст изложен на 171 странице, содержит 22 таблицы, 12 диаграмм, 12 рисунков.

    Список литературы

    содержит 190 наименований, из них на иностранном языке 10.

    Выводы.

    1. Ассертивность как интегральное свойство личности подростка зависит от особенностей психического развития: у нормально развивающихся подростков оно имеет сбалансированную структуру с различными компонентами, связанными между собойу подростков с неоднородным, неравномерным психическим развитием существует дисбаланс ассертивных свойств: уверенность в себе низкая, но неадекватно высокий уровень притязаний, низкий уровень мотивации успеха, но достаточно высокий уровень самоутверждающего поведения (в сравнении с мотивацией достижения).

    2. В развитии ассертивности не последнюю роль играет коммуникативная компетентность, умение строить свои отношения с окружающими, спокойно выслушивать замечания, вовремя исправлять ошибки и двигаться дальше, ставя новые цели.

    3. Чтобы иметь высокий статус и самоутвердиться, подростку необходимо объективно оценить себя и другихобъективно оценивать события, факты, видеть их такими, какие они естьуметь слушать и слышать другого, быть уверенным, волевым, мотивированным на успехи, которые можно достичь в соответствии со своими возможностями, всегда двигаться вперед, несмотря на неудачи.

    4. Существуют различные типы ассертивности личности подростков в зависимости от структуры и доминирования отдельных её компонентов.

    5. Содержание, структура и динамика развития ассертивности может меняться в результате коррекционных программ, где основной целью являются самопознание и развитие умений изменить себя без причинения ущерба другим людям.

    Дальнейшие исследования должны быть направлены на изучение развития ассертивности личности на разных этапах онтогенеза, преемственности подходов в коррекции личности. Не меньшее значение будут иметь комплексные подходы к коррекции различных сфер психической деятельности. Не меньшее значение будут иметь исследования ассертивности личности при влиянии различной ментальности населения.

    Методические рекомендации:

    1. психологической службе завести карты социального развития подростков с целью их психологического сопровождения;

    2. в картах социального развития подростков указать наиболее проблемные места в развитии личности (в сфере общения со сверстниками, в установлении контактов с посторонними людьми);

    3. разработать каждому подростку памятку о том, как следует отстаивать свои права без агрессии;

    4. разработать памятки педагогам о подростках, имеющих общие и отличительные проявления ассертивного поведения;

    5. для педагогов интернатов разработать примерный перечень занятий с подростками, помогающий им в самопознании, развитии воли, уверенности, саморегуляции деятельности;

    6. психологам разработать тренинги для развития ассертивности, используя подходы различных теоретических направлений (систематическую десенсибилизацию, имплозию, тренинг личностного роста и др);

    7. всем службам, работающим с подростками, соблюдать внимательность, корректность, выдержку, выносливость и пр., не допускать недозволенных на них воздействий.

    Заключение

    .

    Целью нашего исследования было выявить особенности ассертивности подростка в когнитивной, волевой и поведенческой сферах под влиянием различных условий жизни и в процессе учебной деятельности.

    Рассматривая ассертивность в контексте различных теоретических позиций, мы определили ее как интегральное свойство личности, которое проявляется в поведении, эмоционально-волевой деятельности и когнитивной сфере. Желание и стремление личности утвердить себя и свою значимость, достичь успехи, своевременно устраняя и исправляя ошибки, учась на своих и других ошибках, она развивается интеллектуально. При этом, позитивно относясь к другим, имея адекватную самооценку, подросток достаточно уверен в себе, умеет слушать других и идет на компромисс. Ассертивность предполагает гуманистические начала при отсутствии манипуляции, жестокости и агрессии по отношению к другому. Мы подчеркиваем в нашей работе обретение человеком жизнеутверждающей позиции, которая включает в себя умение отстаивать и защищать свои права и интересы, добиваться своих целей с учётом мнений окружающих. Тем самым подросток имеет сильную волю и не позволяет другим манипулировать собою.

    Были выявлены свойства ассертивной личности подростков: уверенность в себе, высокая мотивация достижений, постановка разумных целей и их достижение, самоактуализация, сосредоточение на главных ценностях, при выявлении приоритетов. Коррекционные занятия позволили выделить умения, которые приводят к ассертивной личности: гибкость поведения в зависимости от ситуации, умение быть лидером, работать в коллективе, пользоваться поддержкой окружающих, добиваться успехов, несмотря на трудности, иметь высокий уровень притязаний в соответствии со своими возможностями, иметь силу воли для достижения целей и др. Было обнаружено, что подросток, познающий свои возможности, ставит разумные цели, которые может достичь. Может советоваться с другими, как это лучше сделать.

    Было показано, что ассертивность проявляется по-разному у подростков, имеющих характерные для них уверенность, независимость, мотивацию притязаний и достижений, ценностные ориентации, особенности воли и др. Были обнаружены различия в развитии ассертивности подростков из интерната, лицея и живущих дома. Так, оказалось, что в интернате проживают подростки из малоимущих и неблагополучных семей. Они редко видятся со своими родителями, учатся в основном средне, малоактивны, неуверенны в себе. Имея неоднородное, неравномерное психическое развитие, подростки самоутверждались чаще всего не там, где следовало бы (например, отстоять правильно выбранную тему или логику изложения, не могли или не хотели заявить о себе адекватно.) Чаще всего они агрессивно спорили, отходя в сторону. По-другому утверждали себя подростки из лицея: одни заявляли о своих достоинствах прямо и доказывали это на деле, другие агрессивно наступали на других, показывая, что лучше других справляются с заданиями.

    Выявились группы подростков с различной динамикой свойств ассертивности. Так, у одних в большей степени проявлялась уверенность и самоутверждение как ассертивное поведение, у других больше была видна сила воли, у третьих — ассертивность как интегральный показатель. По доминантным признакам ассертивности можно говорить о типах ассертивности личности подростков. Эти типы свидетельствуют о векторе формирования ассертивности подростков, который необходимо учитывать педагогу в своей работе.

    Мы предполагали, что ассертивность имеет субъект-субъектную детерминацию, а на ее формирование влияет нормальное и с неоднородное, неравномерное психическое развитие. Было показано, что если педагог проводит конкурсы, викторины, участие в различных проектах, то подростки меняются. У них появляется уверенность, социальная смелость. Ассертивность развивается в условиях востребованности ее отдельных компонентов и личности в целом: подросток должен выступить за команду, отстоять честь класса в условиях учебно-воспитательного процесса. Наоборот, если подростки не занимаются полезной деятельностью, их ассертивность может стать не нужной и не приносящей пользы ни самой личности, ни классу. Так можно было видеть на соревнованиях, где отстаивали свое первенство кулаками.

    Различные условия жизни и обучения влияют на направленность развития ассертивности подростков. Компонентами, влияющими на осознанность жизненных целей, является высокая значимость интеллектуального развития в процессе обучения. Удалось выяснить субъект-субъектную детерминацию ассертивности школьников, которая не может появиться и формироваться вне взаимодействии со сверстниками и педагогами. Было обнаружено, что у ассертивного педагога подростки уверены в себе, участвуют в конкурсах, занимаются саморазвитием, ставят адекватные цели в будущем. Оказалось и обратное: подростки влияют на учителей, которые также меняются: становятся уверенными, самодостаточными, удовлетворенными деятельностью. Но оказалось, что у некоторых учителей достаточно низкие или невысокие уровни ассертивных свойств. Получены результаты о факторах развития ассертивности подростков — субъективные и объективные. Если первые зависят от подростков и их педагогов (учебная деятельность, успеваемость, мотивация, отношения с педагогом, и др.), то объективные — от условий жизни, особенностей психического развития, семей подростков, школ, в которых они учатся. Особенно значимым это оказалось для подростков неоднородным, неравномерным, психическим развитием и с заболеваниями.

    Полученные данные привели к необходимости разработать коррекционную программу и ее апробировать в лонгитюдном исследовании, которое длилось на протяжении трех лет, что составляло одну из задач исследования. Для обучения их по программе «Самосовершенствование личности» брались 2 группы: одна с неоднородным, неравномерным психическим развитием, а другая с нормальным развитием. Результаты коррекции сравнивались между собой.

    В результате коррекции ассертивности были обнаружены характерные особенности исследуемых групп: подростки с неоднородным, неравномерным психическим развитием имеют в сравнении с нормально развивающимися школьниками относительно низкую степень компенсации психических свойств ассертивности, медленное освоение коррекционной программы. Подростки, обучающиеся по коррекционно-развивающей программе, могли ставить разумные цели, преодолевать трудности в их достижении, общаться с различными людьми без агрессии, умели преодолевать робость, замкнутость, развивать задатки. Особенно большое изменение произошло у подростков с нормальным психическим развитием.

    Таким образом, коррекционная программа «Самосовершенствование личности» имела большую эффективность в работе с подростками, которые имели низкий уровень ассертивности. Он у них значительно повысился, о чем свидетельствуют результаты статистической обработки.

    На развитие ассертивности подростков влияют объективные и субъективные факторы: условия семейного воспитания, различные образовательные учреждения, где могут быть востребованы ассертивные свойства личности (уверенность в себе, сила воли, уровень притязаний и пр.), уровень психического развития и состояние здоровьяучебная деятельность, успеваемость, мотивация, отношения со взрослыми и сверстниками. Это доказывает структура ассертивности у подростков в семье и условиях депривации. Анализ всех результатов позволяет придти к выводу, что все задачи решены, а гипотеза доказана.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299с.
    2. H. Н. и др. Развитие личности на разных этапах онтогенеза // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб. Питер 2000.-180 с.
    3. B.C. Становление я концепции в системе духовных потребностей подростков: Автореф. канд. дис. — М., 1994. — 16с.
    4. B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во Моск. унта, 1983. — 144 с.
    5. А. Наука жить / Пер. с англ. и нем. М., «Прогресс». 1997 — 288 с.
    6. Р. Самоутверждающее поведение. СПб.: Питер, 1998.
    7. Альманах психологических тестов. М.: «КСП», 1995. — 400с.
    8. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. -М.: Педагогика, 1980.- 568с.
    9. Г. М. Социальная психология. М., 1980.
    10. Антология исследований культуры. / Пер. текстов Л. Уайта, Ф. Боаса, Р. Бенедикт, Дж. Мер дока, В. Малиновского, А. Кребера и др.- М.: Эксмо-Пресс, 2000,-Т.1.-398с.
    11. Л.И. Психология формирования и развития личности. М., Наука, 1981.-220с. словарь. -М., 2003.
    12. А., Корсини Р, Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М., 2003. — 798с.
    13. А. Теория социального научения /А. Бандура. -СПб: Евразия, 1989.-657с.
    14. А. В. Психология личности и общения.- М., 2004 г. 209 с.
    15. Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969.- С.73−144.
    16. H.A. Успех, неудача и результативность деятельности.// Психологический журнал. 1987. — т.8. — № 3. — с.87−96.
    17. Е.П. Социальная психология личности /Е.П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая. М., 2001. — 653с.
    18. С. А. Престижность и ассоциальное поведение несовершеннолетних: Авторефер. канд. дис. Л., 1977. — с 18.
    19. В.В. Зависимость восприятия образа успешности от индивидуально- психологических особенностей личности в студенческом возрасте. Дис.. канд. психол. н. Ставрополь, 2000. -147с.
    20. С.А. К вопросу о сущности самоутверждения личности //Философские науки. 1974. № 2-С. 40−47.
    21. Березин C. J1. Самоутверждение личности и его роль в нравственном развитии личности: Авторефер. канд. дис. Свердловск, 1973. — 19с.
    22. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Пер. с англ., Общ.ред. М. С. Мауковский. -СПб., Лениздат, 1992. 400с.
    23. Э. Трансактный анализ и психотерапия. СПб., 1992.- 224с.
    24. В.Ф. Активность личности: психолого-педагогические аспекты в современных условиях: Учебное пособие.- Красногорск, 1996. 150с.
    25. С. Тренинг ассертивности / С. Бишоп. СПб.: Питер, 2001, — 245с.
    26. М.И. Социальные нормы как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975. — С.221−240.
    27. Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности/ Л. И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейн. М.: Междунар. пед. акад., 1995. 207 с. (Библиотека школьного психолога).
    28. JI.И., Славина Л. С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. — 96 с
    29. Брушлинский A.B.Проблемы психологии субъекта. М.: Изд-во ИП РАН, 1994.
    30. Брушлинский A.B.Психология субъекта (страницы последней книги A.B. Брушлинского: глава вторая «Психология и тоталитаризм»)/ Психологический жунал, 2003, т.24, № 2, с.7−14
    31. Т.М., Зевина О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей культурных символов — в индивидуальном сознании. / Вопросы психологии. — 1997. — № 5. — С. 44−56.
    32. В мире подростка/ Под ред. A.A. Бодалева. М.: Медицина, 1981.- 293 с.
    33. И.Ф. Теорема личности: Дороги и тупики самосозидания. М.: Молодая гвардия, 1998. — 237с.
    34. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии./ М., 1973. -215с.
    35. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/ Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
    36. Л. С. Педология подростка Т. 1,2.- М., 1929. — 420с.
    37. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4: Детская психология./ Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1982. — 432с.
    38. К. С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М., 1990. — С.6−56.
    39. Ган Ю. В. Активизация человеческого фактора: самоутверждение через эффективный труд. М.: Мысль 1977. 471с.
    40. Г. Ф. Энциклопедия философских наук Т.З. Философия духа. Отв. ред. Е. П. Ситковский. М.: Мысль, 1977. 471с.
    41. М.Р. Жизненные планы как проявление личностного самоопределения старшеклассников // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников: Сб. науч. тр./ Под ред. М. Р. Гинзбург. М.: Изд-во АПН СССР, 1987. — С. 18−22.
    42. У. Школы без неудачников. Пер. с англ./ Общ. ред. и предисловие В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1991. — 184с.
    43. А.Д., Каширин В. П. Социально- психологические аспекты самоутверждения личности в коллективе // Психологический журнал. 1989. Т.4. С. 67−77.
    44. Л.Р., Шмелев А. Г. Межкультурное исследование лексики личностных черт. «Большая пятёрка» факторов в английском и русском языках. // Психологический журнал. -1993. № 4. С.20−29.
    45. A.B. Жизненный путь как социально- историческое утверждение человека. Иркутск, Изд-во ирк. ун-та, 1985. — 200с.
    46. Н.В. Психология социальных ситуаций. СПб., 2001. — 403с.
    47. А.Г. Психология жизненного успеха для старшеклассников и студентов. СПб: Питер, 2007. — 205с.
    48. H.A., Балакирева JI.A. Психология профессионального успеха. СПб, 000 «СЛП», 1988. 144с.
    49. Детство и общество в современной России: проблемы и перспективы // Информационный бюллетень. М., 1999.
    50. М., Джонгвард Д. Рождённые выигрывать. М.: Прогресс, 1993. -336с.
    51. И. Технология успеха: Все, что нужно знать о достижении успеха. М., 1996. — 165с.
    52. М.Р. Потребность врастания в общественные ценности в переходном возрасте // Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей / Под ред. Ш. Н. Чхартишвили. Тбилиси, Мецниереба, 1974. С.163−171.
    53. .И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопр. психологии, 1973, № 5. С. 18−29.
    54. Т.В. Психологические особенности. Сов. педагогика, 1972, N 8, с. 79−93.
    55. И. В. Психическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи / И. В. Дубровина, М. И. Лисина // Психическое развитие воспитанников детского дома / М. И. Лисина и др. М., 1990. С. 8−22.
    56. И. В. и др. Самопонимание, самовоспитание, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка. Н. Новгород: Нижегород, гуманитарный центр, 1995. 143с.
    57. И.Д. Самореализация подростка: квазифеномен развития или норма возраста // Мир психологии. 2007. — № 4. С 10−12.
    58. Е.А. Сущностные силы человека: философско -мировоззренческий анализ. Казань, Изд-во Казан, ун-та, 1989. — 168с.
    59. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-223с.
    60. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980, с. 51.
    61. О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения. //Методологические проблемы социальной психологии /Под ред. Е. В. Гороховой. М.: Наука, 1975. С. 241−254.
    62. С.Б. Психология потребностей: Учебно методическое пособие. -Тамбов, 1996, — 167с.
    63. В.Г. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2004. — 239с.
    64. В.Г. Подросток. Трудности взросления. Кн. для псих., пед., родит. 2-е изд. доп. СПб.: Питер, 2008. — 242с.
    65. В.Г. Социализация подростка в семье и школе: монография -СПб.: ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2007. 140с.
    66. И. Сочинения в 6-ти томах / И. Кант/ Под ред. В. Асмуса. М., 1966. — т.4. — С.232−235.
    67. В. Как делать все по своему: или ассертивность в жизнь /В. Каппони, Т. Новак. — СПб.: Питер, 1995. — 456с.
    68. В. Сам себе психолог / В. Каппони, Т. Новак. СПб.: Питер, 1994.-350с.
    69. Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Минск, 1990. — 166с.
    70. Д.В. Мотивационно потребительская сфера подростков с психологическими проблемами /Д.В. Каширский // Вопросы психологии. -2002. № 1, — С.26−37.
    71. Е.А. Психология профессионала./ Е. А. Климов. М., Воронеж: Институт практической психологии, 1996. — 509с.
    72. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. — 392с.
    73. JI.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. 252с.
    74. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самопознание.- М.: Политиздат, 1984. 384с.
    75. Т.А. Ассертивность как вид педагогической коммуникации /7 Сборник науч. трудов конференции «Высокие технологии в педагогическом процессе». Нижний Новгород: Ниж. ГПУ. Изд-во ВИЛИ, 2000. С. 138−139.
    76. A.B. О подростках. М.: Педагогика, 1970. 272с.
    77. Ю.Д. Управление поведением в фирме. М.: МГУ, 1999. -370с.
    78. C.B. Навыки жизни в согласии с собой и миром / C.B. Кривцова. М., 2002. — 365с.
    79. А. А. Психология человеческих отношений / А. А. Кроник, Е. А. Кроник. Дубна: Феникс, 1998. 214 с.
    80. B.C. Роль ценностных ориентации в формировании личности школьника // психологические особенности формирования личности школьника. М.1983. С. 4 15.
    81. В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. М.: Просвещение, 1965. — 316 с.
    82. M.JI. Психологические особенности мотивации социального успеха: Авторефер. канд. дис. М.: 1997. 18с.
    83. И.И. К анализу понятия «самоутверждение личности» // Свобода и её содержание / Под ред. K.M. Никонова, Волгоград, Волгогр. Пед. Ин-т 1972. — 285с.
    84. И.Ю. Личность школьника. От задержки психического развития до одарённости. М.: Сфера, 1999. 188 с.
    85. A.M., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск. 1976.
    86. А.Ф. Избранные труды по психологии. / Редкол.: A.B. Брушлинский и др.: Рос АН, Ин-т психол. М.: Наука, 1995. — 445с.
    87. А.Ф., Франк С. Л. Программа исследования личности в её отношении к среде. тип. Алек., б /год. — 210с.
    88. К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000. — 368с.
    89. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304с.
    90. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 584 с.
    91. Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. /Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Шур. М., Смысл, 1997. — С.336−340.
    92. М.Е. Если хочешь быть счастливым /М.Е. Литвак. Р-н-Д., 1995. -650с.
    93. А.Р. Развитие конструктивной деятельности ребёнка // Вопр. психологии ребёнка детского возраста. М.: 1948.
    94. Д. Социальная психология. СПб. и др.: Питер, 1999. — 484с.
    95. Д. 21 обязательное качество лидера /Д. Максвелл. М., 2002. -239с.
    96. С.Ю. Поверь в себя / С. Ю. Мамонтов. СПб.: Питер, 2003. -160с.
    97. К. Экономическо философские рукописи 1844 года // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч.: В 50 т. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1974. — Т.42. — С.41−174.
    98. А. Самоактуализация // Психология личности, тексты. М.: Мысль, 1982.-С. 18−116.
    99. М. В. Мотивация обучения школьников. М.: Педагогика, 1984.-28с.
    100. В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: Академия, 2004. -256с.
    101. .Г., Зинченко В. П. Современный психологический словарь. -СПб., 2005.-440с.
    102. A.B. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1997. — 365с.
    103. B.C. Психология детства и отрочества: Учебник для студентов психолого педагогических факультетов вузов. — М.: Институт практической психологии, 1998. — 488с.
    104. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Класс, 1999. — 132с.
    105. В.Н. Понятие личности в аспектах норм и патологии // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: ИД «Бахрах», 1999. -544с.
    106. М.С. Некоторые проблемы личности школьника. М.: Знание, 1975.- 58с.
    107. Т.В. Критика концепций самоутверждения личности в современной буржуазной философии // Этика и эстетика. Киев: изд-во КГУ, 1979. — Вып.22. — С.25−32.
    108. Е.П., Харламенкова Н. Е. Самоутверждение человека // Вопросы философии, 1997. № 9. С.25−32.
    109. Е.П., Харламенкова Н. Е. Проблема самоутверждения личности в философии и психологии //Вопросы философии, 1995. № 8. С.73−91.
    110. Н. Н. Психология межличностных отношений / H.H. Обозов. Киев: Лыбидь, 1990. 191 с.
    111. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев и др. СПб.: Речь, 2000. 43 8, 1. с. (Психология).
    112. С.И. Словарь русского языка. Изд. 6-е. М.: Советская энциклопедия, 1964. 900с.
    113. Л.Я. Инновации в работе специалистов социально-психологических учреждений. / Олиференко Л. Я., Чепурных Е. Е., Шульга Т. И., Быков A.B. М.: Полиграф сервиз, 2001, 319 с.
    114. Ю.М. Потребностно мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза Дис.. д-ра психол. наук: М., 1984.
    115. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: 1991.-387с.
    116. А.К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики. Вып.1, М, Нальчик: Изд-во «Эль-Фа», 1996 124с.
    117. М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. -СПб.: Изд-во Питер, 1999. 288с.
    118. A.B., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью //Вопросы философии. 1982.№ 3 С.44−53.
    119. Л.А. Компетентность в общении / Л. А. Петровская. М., 1989. -354с.
    120. К.К. Структура и развитие личности / Ин-т психологии АН СССР. М.: Наука, 1986. — 254с.
    121. К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития / К. Н. Поливанова // Вопросы психологии. 1994. № 4. С. 61−78. Политиздат, 1984.335 с.
    122. А.О. Теоретические и практические аспекты проблемы психических состояний личности. Самара: Изд-во пед. Ин-та им. Куйбышева, 1991. -75с.
    123. Психология: словарь /Под общ.ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. И доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494с.
    124. А. М. Программа развития способности к самопознанию и уверенности в себе у подростков 10−12 лет // Рук-во практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. -М., 1995. С. 12−40.
    125. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.-624с.
    126. A.A. Социально педагогическая психология /A.A. Реан, Я. Л. Коломинский. — СПб.: Питер, 1999.- 521с.
    127. К. Измерение изменений в «Я» /К. Роджерс// Психология самосознания: (хрестоматия по соц. Психологии личности) / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 2003.
    128. А.И. Стремление к превосходству как одно из основных влечений //Психологический журнал. Т.14 1993. № 6. с.134−138.
    129. В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности: Автореф. канд.дис. Ростов на Дону, 1997. — 19с.
    130. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. — 770с.
    131. Рубинштейн C. J1. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 191с.
    132. Г. К. Самоутверждение личности как мировоззренческая проблема: Дис.канд. филос. наук, Казань, 1997. -154 с.
    133. И. В. Фельдштейн Д.И. Подросток на дистанции взросления и в пространстве его определения. //Мир психологии, 2007. № 4, С.3−10.
    134. В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986. — 141с.
    135. Г. В., Плясов Н. Ф., Плясова Г. И. Психолого- педагогические программы подготовки к самостоятельной жизни детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2001, 174 с.
    136. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие. М.: Школа-пресс, 1995. — 384с.
    137. B.C. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. М., 1997.
    138. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. Пособие / Под ред. В. А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999. — 397с.
    139. С.С. Мифы и тупики поп-психологии./ С. С. Степанов. Дубна.: Феникс, 2006. -232с.
    140. В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности. // Вопросы психологии. 1981. — № 6. -С. 59 -74.
    141. Теории личности в западноевропейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности. Самара, 1996. — 352с.
    142. В.А. Человеческие потребности: эскиз философск. теории. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1998. — 263с.
    143. Г. А. Разум, воля, успех: О философии поступка. Д., 1990.-206с.
    144. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Изд-во Акад. Наук Груз. ССР, 1961. 210с.
    145. Д. И. Возрастная и педагогическая психология : учеб.-метод, пособие / Д. И. Фельдштейн — Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. инт. М.: Моск. психол.-соц. ин-т — Воронеж: МОДЭК, 2002. 427,4. с. (Библиотека психолога).
    146. Д.И. Психология воспитания подростка.- М.: Знание, 1978.
    147. А.Р. Формы становления личности в процессе её профессионализации //Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 88 — 93.
    148. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.- 366с.
    149. А. Введение в детский психоанализ. М.: Педагогика — пресс, 1991.-230с.
    150. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. СПб: Азбука: Терра, 1997.-476с.
    151. Э. Человек для себя/ Иметь или быть? / пер. с англ. Н. И. Войскунская. Мн.: изд. В. П. Ильина, 1997.- 416с.
    152. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Смысл, 1993, — 495с.
    153. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития, М.: 1995 .
    154. Н.Ф. Самоутверждение личности социально-философский анализ. -Киев.: «Одесса», 1989. -160с.
    155. В.Э. Смысл жизни и судьба. М.: изд-во «Ось-89», 1997.-208с.
    156. В.Э. Виды мотивации общественной активности школьников. В сб. Материалы межвузовской научной конференции. -Курск, 1968.-470с.
    157. Ш. Н. Потребность престижа, потребность быть свободным и самостоятельным и пути воспитания в переходном возрасте // Некоторые вопросы психологии и педагогики социальных потребностей /Тбилиси: Изд-во Мецниереба, 1974. -254с.
    158. Р.Х. Самолюбие детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1969.-176с.
    159. В.Н. Нравственные качества, нравственный облик личности, их социальная детерминация. М.: Знание, 1983. — 166с. Шпалинский В. В. Психология менеджмента. / В. В. Шпалинский — М.: 2001.
    160. В.А. Ассертивность в структуре личности субъекта адаптации // Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 (Общая психология, история психологии, психология личности)
    161. Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов. М., 1997. С. 297−312.
    162. Э. Детство и общество. СПб., 1999.
    163. Юнг К. Психологические типы. М., 1995.
    164. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. -М.: Наука, 1975.- С. 89−105.
    165. Bishop. S. Develop Your Assertiveness / S. Bishop /OCRa .- 23 lp.
    166. Gambel, Т. K. Communication works New-york/ Т.К. Gambel. — Mac Graw-Hill, 1991,-452p.
    167. Harris. Communication Competence: An Argument for a Systematik View. 1979.-451p.
    168. Haslett, B. Social Class, Social Status and Communicative Behavior / B. Haslett// Handbook of language and Social Psychology. Chichester. UK: Wiley, 1990. -p. 123.
    169. Lange, A. Responsible assertive behavior/ A. Lange, P. Jakybowski.-Champaigh- Reseach, 1976. -541p.
    170. Lindenfield, G. Assert yourself (A Self Help Course Programme for Men and Women)/ G. Lindenfield. — Hammersmith, London W6 8JB: «Thorsons», 2001.
    171. Robert E. Alberti, M. L. Emmons the key to self asserptive Behavior. Impact Publishers, INC. 1970. P. 190.
    172. Sabini, J. Emotion, Character and Responbiliti/ J. Sabini, M. Silver. -Oxford University Press, 1998. —512p.
    173. Solter, A. Conditioned reflex therapy/ A. Solter. New-York: Capricorn, 1949/ -543p.
    174. Wolpe, J. The practice of behavior therapy/ J. Wolpe.- New-York, 1969.-512p.
    Заполнить форму текущей работой