Анкета «Эмоционально-напряженные ситуации» (ЭНС)
Субшкалы 1, 5 — оценка эмоциональной значимости ситуации. Субшкалы 2, 6 — оценка когнитивной трудности ситуации. Субшкалы 3, 7 — оценка управляемости (контроля) ситуации. Субшкалы 4, 8 — оценка перспективы относительно будущего развития. Инструкция: вспомните и опишите самую неприятную ситуацию на работе, которая произошла в последнее время и вызвала напряжение и негативные переживания… Читать ещё >
Анкета «Эмоционально-напряженные ситуации» (ЭНС) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Е. Борисова, Е. Старченкова
Вводные замечания
Анкета ЭНС может быть использована для анализа структурных и содержательных характеристик ПТС с помощью контент-анализа описанных реципиентами профессионально-трудных ситуаций, для оценки эмоциональной напряженности (стрессогенности), определения наиболее характерных способов преодолевающего поведения и их продуктивности.
Анкета ЭНС Есть линейкт для записи ответов
Инструкция: вспомните и опишите самую неприятную ситуацию на работе, которая произошла в последнее время и вызвала напряжение и негативные переживания. Не указывайте конкретных имен.
- 1. С кем была связана данная ситуация, кто был ее участником (коллега, начальник, клиент и т. д.) …
- 2. Пожалуйста, опишите ситуацию (опишите подробно, что происходило) …
- 3. Какие чувства вы испытывали в ходе этой ситуации? Отметьте значком соответствующий ответ.
Я чувствовал (а) себя | Совсем нет | Немного | Сильно | Очень сильно |
Испуганным (ой). | ||||
Печальным (ой). | ||||
Обиженным (ой). | ||||
Возмущенным (ой). | ||||
Разочарованным (ой). | ||||
Бесчувственным (ой). | ||||
Взволнованным (ой). | ||||
Растерянным (ой). | ||||
Угнетенным (ой). | ||||
Нервным (ой). | ||||
Раздосадованным (ой). | ||||
Бессильным (ой). | ||||
У меня были другие чувства. | ||||
Какие? |
- 4. Кто, по вашему мнению, был ответствен за случившееся, явился его причиной (из-за кого или из-за чего это случилось)…
- 5. Существует много реакций на это событие. В какой мере вы их применили? Отметьте галочкой соответствующий ответ. Дополните ответ там, где это необходимо.
Реакция | Нет | Немного | Сильно | Очень сильно |
Я пробовал (а) об этом не думать. | ||||
Я пробовал (а) расслабиться. | ||||
Как? | ||||
Я пробовал (а) избежать ситуации. | ||||
Я преуменьшал (а) значимость события. | ||||
Я покорился (лась) этому. | ||||
Я упрекал (а) других. | ||||
Я упрекал (а) себя. | ||||
Я ничего не сделал (а), надеясь, что проблема решится сама. | ||||
Я пробовал (а) решать проблему. | ||||
Как? |
Реакция. | Нет. | Немного. | Сильно. | Очень сильно. |
Я просил (а) другого человека помочь мне или искал (а) сочувствия. | ||||
Кого? |
6. В какой мере была решена проблема ситуации? Отметьте галочкой соответствующий ответ:
«полностью». …"частично"…"практически нет". …
«усложнилась». …
Почему…
- 7. В чем состоят, на ваш взгляд, последствия данной ситуации? Положительные:
- 1)…
- 2)…
Отрицательные:
- 1)…
- 2)…
- 3)…
- 8. Оцените произошедшую ПТС по следующим параметрам. Для этого обведите кружком соответствующий ответ по каждой шкале (табл. 4.4).
Таблица 4.4
Оценка профессионально-трудных ситуаций (ПТС).
Неважная для меня. | Важная для меня. | ||||||||
Трудная. | Легкая. | ||||||||
Неуправляемая. | Управляемая. | ||||||||
Безнадежная. | Обнадеживающая. | ||||||||
Не касается меня. | Имеет ко мне прямое отношение. | ||||||||
Непонятная. | Понятная. | ||||||||
Т рудноизменяемая. | Легкоизменяемая. | ||||||||
Неожиданная. | Ожидаемая. |
Анализ и интерпретация результатов. Результаты анализа анкеты используются для индивидуального консультирования и для разработки кейсов. С помощью контент-анализа ответов на пункты 1, 2, 4 определяются стрессогенные ситуации участников (субъектов) данных ситуаций и представления об ответственности за случившееся. Анализ пункта 3 позволяет оценить эмоциональные реакции на данные ситуации. Способы преодолевающего поведения и их продуктивность анализируются по пунктам 5 и 6.
Интегральный индекс стрессогенности оценивается по сумме баллов, полученных по всем субшкалам в соответствии с «ключом». Низкая стрессогенность ПТС — от 8 до 16; умеренная — от 16 до 32; повышенная стрессогенность — от 32 до 48; высокая стрессогенность — от 49 до 64.
«Ключ»
Неважная для меня. | Важная для меня. | ||||||||
Трудная. | Легкая. | ||||||||
Неуправляемая. | Управляемая. | ||||||||
Безнадежная. | Обнадеживающая. | ||||||||
Никак не затрагивает меня эмоционально. | Сильно затрагивает меня эмоционально. | ||||||||
Непонятная. | Понятная. | ||||||||
Т рудноизменяемая. | Легкоизменяемая. | ||||||||
Неожиданная. | Ожидаемая. |
Субшкалы 1, 5 — оценка эмоциональной значимости ситуации. Субшкалы 2, 6 — оценка когнитивной трудности ситуации. Субшкалы 3, 7 — оценка управляемости (контроля) ситуации. Субшкалы 4, 8 — оценка перспективы относительно будущего развития.