Дефиниции супервизии.
Психологическая супервизия
Дефиниции из области социальной работы. «Супервизия есть в первую очередь вид обучения, метод обучения и научения» (Kamphuis, 1968, s. 102). Супервизия «есть способ, который использует „проблемные профессиональные события взаимодействия“ между помогающими, клиентом и организацией, чтобы воспринять и понять эти интеракции». Рефлексия направлена на решение тяжелых и отягощающих супервизируемого… Читать ещё >
Дефиниции супервизии. Психологическая супервизия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Мы убеждаемся в том, что решить вопрос определения сущностности понятия «супервизия» субъективными истолкованиями значений слова и субъективными ассоциациями нельзя. В принципе все существующие на сегодняшний день дефиниции супервизии можно расположить между двумя следующими крайностями:
- 1. Все включающие (тотальные) дефиниции. «Супервизия есть все, что делает супервизор. Супервизия есть любая форма сопровождения профессиональной деятельности» (Siegers, 1990, s. 36).
- 2. Отказ от дефиниции. Поскольку существует такой разброс в определениях, то лучше в книгах, статьях и т. д. отказаться от формулировки определения.
Но проблема в том, что «всеохватывающие дефиниции» помогают столь же мало, как и полный отказ от сколько-нибудь конкретного определения этого понятия — все равно, мотивированного ли когнитивной капитуляцией, некомпетентностью, ленью или «мудростью ничегонезнания» (Scio nescire, по Сократу).
Чтобы все-таки показать спектр предлагаемых разными авторами определений, без претензии на полноту, попытаемся их проиллюстрировать.
1. Дефиниции из области социальной работы. «Супервизия есть в первую очередь вид обучения, метод обучения и научения» (Kamphuis, 1968, s. 102). Супервизия «есть способ, который использует „проблемные профессиональные события взаимодействия“ между помогающими, клиентом и организацией, чтобы воспринять и понять эти интеракции». Рефлексия направлена на решение тяжелых и отягощающих супервизируемого профессиональных ситуаций. При этом речь идет о проблемах и конфликтах, которые связаны с самой личностью супервизируемого, его профессиональной ролью, отношениями с клиентами и другими профессиональными обязанностями" (Weigand, 1989, s. 248—249).
«Супервизия есть методически разработанная консультация, которая делает возможным проблемно-ориентированное научение. Ее цель — влиять на процессы в поле профессии, которые имеют дело с воспитанием и образованием, разрешением конфликтов, восстановлением нарушенных отношений, терапией и социальным планированием. Этот процесс научения долгосрочен и преследует целью подкрепленное опытом изменение поведения на когнитивном, аффективном и психомоторном (жесты, мимика) уровне» (Stroembach et al, 1975, s. 3).
2. Дефиниции из области консультирования и терапии: «Супервизия есть педагогический/воспитательный или терапевтический/консультативный процесс влияния, при котором опытное и профессионально компетентное лицо (супервизор) предлагает профессионально неопытному лицу (супервизируемому) возможности обучения в форме консультаций, инструкций или контроля, связанных со специфическими профессиональными задачами, с целью расширения или углубления личной, социальной и профессиональной компетенции. Возможности обучения, которые супервизируемый при этом получает, ориентированы на собственную личность или на его взаимодействие с другими — клиентами, членами группы и т. д.» (Plessen & Kaatz, 1985, s. 25).
«В качестве общего знаменателя (Puehl, 1990 a, s. 3) видятся следующие критерии, которые одновременно значимы как дефиниции всех профессионально-ориентированных способов консультирования (супервизия, баллинтовские группы, учрежденские консультации, организационные развития):
- 1) Супервизия как форма профессионально-ориентированной консультации возникла в результате дифференциации областей профессиональной деятельности и стандартизации профессиональных обязанностей.
- 2) Цель состоит в любом случае в расширении компетентности или в ее приобретении супервизируемым или супервизируемой системой (команда, учреждение).
- 3) Супервизия находится в рамках педагогической традиции, поскольку речь идет об учении (обучении, научении).
- 4) Контролирующий аспект играет всегда определенную роль: либо в институализированной форме в процессе освоения супервизии при решении вопроса о достижении стандартов, либо в смысле самоконтроля, когда супервизируемый рефлексирует в щадящих рамках свою работу. При формах консультирования в учреждениях (супервизия команды, консультация организаций) контроль и саморефлексия находятся в неясных отношениях пересечения, здесь идет речь о проверке рабочего задания.
- 5) Все время речь идет об одной форме управляемого, процесси профессионально-ориентированного консультирования.
- 6) Указания осуществляются через опытного специалиста, который особенно компетентен в данной области.
- 7) Как правило, консультирование проводится в группах".
«Психотерапевтически ориентированная супервизия служит тому, что профессиональные консультанты — вне зависимости от образования и направления — в самими избранной форме и содержании научаются переосмысливать их собственные действия и чувства в профессиональной повседневности, вскрывать эмоциональные и когнитивные причины и — если возможно — включать в этот процесс собственную историю, семейную и профессиональную. Супервизия определяется здесь, следовательно, в первую очередь как процесс автои аллорефлексии» (Scobel, 1989, s. 15—16).
3.Дефиниции из области психоанализа. «Цель психоаналитического метода супервизии в каждом случае остается в выяснении и познании бессознательного отношения переноса между ищущим помощи и ее оказывающим» (Argelander, 1980, s. 66).
«Мы имеем дело в супервизии со сложным клубком взаимоотношений. Консультант и клиент стоят друг против друга как личности, каждый со специфическим опытом социализации… Супервизия, как критически заданный процесс саморефлексии, имеет задание этот сложный клубок взаимоотношений, который, так сказать, проходит через личность консультанта, распутать в его сознательной и бессознательной динамике» (Puehl & Schmidbauer, 1986, s. 16).
4. Дефиниции из области «системной терапии». «Совершенно безразлично, понимается она как контроль контролеров, наблюдение за наблюдателями, инструктирование инструкторов, рефлексия рефлексирующих, (мета)диалог ведущих диалог и т. д., или как супервизия супервизоров, супервизия имеет тенденцию — вне зависимости от критериев — быть инстанцией, которая помогает профессиональным консультантам (тем, кто профессионально помогает). Супервизия предоставляет — в этом, пожалуй, едины все теоретики этой дисциплины, несмотря на их различия в концептуальном и практическом плане, — «помощь оказывающим помощь» (Ludewig, 1991, s. 54).
«Супервизия в этой перспективе представляется как самоуправляемая система, которая находится в этой комплексной среде, устанавливает контакты с этой средой и одновременно отграничивает себя от нее и так сохраняет свою идентичность. Супервизоры и супервизируемые кажутся социальными ролями, элементами этой системы» (Rappe-Giesecke, 1990, s. 5—6).
5. Дефиниции из области экзистенциальной терапии.
Супервизия — это обоюдно согласованные и ограниченные межличностные рабочие отношения между супервизором и психотерапевтом, дающие поддержку последнему с той целью, чтобы способствовать его компетентной и качественной работе в пользу клиента. В фокусе супервизии происходящее между супервизором и психотерапевтом непосредственно на супервизорской сессии, в «супервизорском мире». В отличие от «психотерапевтического мира или пространства» необходимо особое умение слушать… Один рот, но два уха! (Pett, 1995).
6. Дефиниции из области поведенческой терапии.
«В согласии с бихевиоральной ориентацией супервизия понимается как изменение специфических образцов реагирования соответствующего психолога, психотерапевта, так что он становится способным помочь его клиенту эффективно осуществить обоюдно желаемые и установленные изменения поведения» (Levine & Tilker, 1990, s. 182).
«Основопалагающие цели супервизии — вне зависимости от терапевтической ориентации — состоят как в ассистировании психотерапевту, чтобы в нужный момент быть ему терапевтически эффективным, так и в приобретении им способности оказаться эффективным и в отсутствие супервизора. В своей сути супервизия нацелена на — по меньшей мере в пределах образовательной программы — помощь при освоении терапии (или определенного типа терапии), при этом принимают участие клиенты и материал самого супервизируемого» (Linehan, 1980, s. 149).
«Психотерапевтическая супервизия в этих рамках понимается как совместные усилия, чтобы как можно успешнее организовать подготовку, проведение и оценку у пациентов с частично имеющими место психосоматическими и психиатрическими расстройствами и стабильно улучшить терапевтическую компетентность» (Langlotz-Weis & Sturm, 1986, s. 330).
На основе содержательного анализа приведенных и не приведенных выше дефиниций супервизии стало возможным схватить существенные составные части этого понятия следующим образом и использовать в качестве предварительного рабочего определения, а именно: супервизию можно понять как 1) процесс научения и обучения, который представляет собой 2) профессионально-ориентированную позицию помощи, особенно для «работников отношений», сконцентрированной на требованиях профессиональной рабочей ситуации (в противовес личностной терапии); посредством 3) педагогически-воспитательных и консультативно-терапевтических средств систематически-методическим образом 4) осуществляется 5) анализ, рефлексия и обработка проблемных профессиональных ситуаций/интеракций, которые 6) могут служить многим целям: а) овладению, б) осуществлению/сохранению и в) улучшению профессиональной операциональной компетентности,.
- г) разрешению межличностных конфликтов или улучшению производственных отношений в командах или организациях,
- д) гарантии качества и защите пациентов от непрофессионального обращения, е) эмоциональной поддержке в трудных ситуациях и т. д.; это влияние осуществляется 7) согласно постановке задач, перспектив, ориентации и направленности школы вместе с другими центрами тяжести, концепциями, формами и подходами; при этом 8) супервизоры и супервизируемые принимают различные роли, где супервизоры имеют, как правило, определенное преимущество, благодаря опыту и компетентности, которые они используют конструктивно и с этической ответственностью при сопровождении супервизируемых с учетом того, что при этом значительная роль отводится рамочными условиями рабочему полю (9).
Если бы было достаточно одного определения, чтобы исчерпывающе описать некоторый феномен, то можно было бы на этом месте поставить точку. Но даже очень удачное определение понятия обладает всего лишь характером указания, функцией указателя пути; оно соответствует больше библиотечному опорному слову или поисковому понятию, которое не освобождает от чтения первоисточника. Другая проблема — нечеткие границы с близкими понятиями, существование наложений и пересечений (как, например, в случае с супервизией — это и терапия, и самопознание, и самосовершенствование и т. п.).
Для супервизорской практики можно порекомендовать не давать себя смущать ограниченной возможностью понятия, а в каждом конкретном случае точнее формулировать проблему супервизируемого как предмет супервизии, точнее определять постановку ее цели и задач, чтобы супервизию все-таки сделать возможной.
Контрольные вопросы
- 1. Что показывает лингвистический анализ термина «супервизия»?
- 2. Между какими крайностями можно расположить существующие дефиниции супервизии?
- 3. Как определяется супервизия в области социальной работы?
- 4. Как определяется супервизия в области консультирования и терапии?
- 5. Как определяется супервизия в рамках психоанализа?
- 6. Как определяется супервизия в рамках системно-семейной терапии?
- 7. Как определяется супервизия в рамках бихевиорально-когнитивной психотерапии?
Темы рефератов и курсовых работ
- 1. История появления супервизии в практике психологической помощи.
- 2. Общее и особое в определениях супервизии в практике «помогающих профессий».
- 3. История и актуальное состояние супервизии в психологическом образовании и психологической практике в России.
- 4. История и актуальное состояние супервизии в психологическом образовании и психологической практике в Томске и в Сибирско-Дальневосточном регионе.
Литература
- 1. Залевский, Г. В. Супервизия: практика в поисках теории / Г. В. Залевский // Сибирский психологический журнал. 2008. № 30. С. 7—13.
- 2. Залевский, Г. В. Супервизия/супервизорство: проблемы и дефиниции (по матриалам зарубежных исследований) / Г. В. Залевский // Сибирский психологический журнал. 1998—2002. Вып. 7—9, 13—17.
- 3. Кулаков, С. А. Практикум по супервизии в консультированию и психотерапии / С. А. Кулаков. — СПб.: Речь, 2001.
- 4. Уильямс, Э. Вы — супервизор. Шестифокусная модель, роли и техники в супервизии / Э. Уильямс. — М.: Класс, 2001.
- 5. Ховкинс, П. Супервизия: индивидуальный, групповой и организационный подходы / П. Ховкинс, Р. Шохет. — СПб.: Речь, 2002.
- 6. Якобс, Д. Супервизорство: Техника и методы корректирующего консультирования / Д. Якобс, П. Дэвис, Д. Мейер. — СПб.: Б. С. К., 1997.